Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.10.2004 № А54-3521/04-С4
<РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. РЯЗАНИ ОТ 05.07.2004 № 1072-Р "О ФОРМИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗНЫ" В ЧАСТИ ПУНКТОВ 1, 2 В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ МУП "РЯЗАНСКИЕ ГОРОДСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ", ПРИЗНАНО СУДОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 11.03.2005 № А54-3521/04-С4 данное решение и Постановление апелляционной инстанции от 17.12.2004 по данному делу оставлены без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2004 № А54-3521/04-С4 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2004 г. № А54-3521/04-С4

(Извлечение)

ОАО "Рязаньэнерго" обратилось с заявлением о признании частично недействительным распоряжения Администрации г. Рязани от 05.07.2004 № 1072-р "О формировании муниципальной казны", а именно: в части пунктов 1, 2 в отношении МУП "РГРЭС" (МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети").
Ответчик и третье лицо (МУП "РГРЭС") считают, что требование заявлено необоснованно.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 05.07.2004 Администрацией г. Рязани принято распоряжение № 1072-р, предусматривающее (п. 1) передачу муниципальными предприятиями (в том числе МУП "РГРЭС") имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, в казну по данным инвентаризации на отчетную дату в соответствии с перечнем, согласованным с рабочей группой: МУП "РГРЭС" - 15.07.2004.
Пункт 2 распоряжения предусматривает принятие указанного имущества в казну и заключение договоров аренды принятого в казну имущества с муниципальными предприятиями, указанными в п. 1.
В обоснование заявленного требования Общество ссылается на то, что распоряжение не соответствует ст. 295, 299 Гражданского кодекса РФ, статье 20 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 55 Устава г. Рязани в связи с превышением полномочий Администрацией г. Рязани.
По утверждению Общества, изъятие имущества повлечет прекращение уставной деятельности предприятия, невозможность исполнения обязательства по оплате энергоснабжения, в связи с этим нарушаются права Общества как кредитора, перед которым муниципальное предприятие имеет значительную кредиторскую задолженность. Энергоснабжение осуществляется постоянно, без договора, согласно актам сверки расчетов размер кредиторской задолженности составляет более 150 млн. руб.
Администрация г. Рязани требование не признает, ссылаясь на то, что окончательный перечень имущества, подлежащего изъятию, в настоящее время не определен. Решение об изъятии имущества будет принято после согласования перечня имущества с Рязанским горсоветом в соответствии с решением Горсовета от 15.07.2004 № 171-III. Ответчик указывает на то, что необходимость изъятия имущества вызвана проведением работы по регистрации права собственности на это имущество, которая требует значительных финансовых затрат в том случае, если имущество будет находиться в хозяйственном ведении предприятий.
Администрация считает, что заявителем не доказано нарушение его прав оспариваемым распоряжением.
Третье лицо (МУП "РГРЭС") считает требование необоснованным, подтверждает, что изъятие имущества осуществляется с согласия предприятия.
Третьим лицом (Рязанским горсоветом) отзыв по делу не представлен.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.
Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Уставу МУП "РГРЭС" п. 1.1 муниципальное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п. 5 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Пунктом 8 ст. 114 ГК РФ установлено, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) вызвана собственником имущества, имеющего возможность определять действия предприятия.
Из изложенного следует, что муниципальное предприятие - должник имеет возможность исполнить обязательство в соответствии со ст. 307 ГК РФ по уплате задолженности за энергоснабжение, а кредитор - общество "Рязаньэнерго" соответственно требовать исполнения этого обязательства при условии наличия у предприятия-должника на праве хозяйственного ведения имущества, необходимого и достаточного для осуществления его уставной деятельности.
Статьей 20 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предусмотрено полномочие собственника по изъятию муниципального имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия.
Пунктом 1 ст. 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Однако при этом следует учитывать, что такие предприятия в силу п. 1 ст. 49 ГК РФ обладают специальной правоспособностью, и отказ, на основании которого собственник изымает имущество, не должен приводить к невозможности осуществления предприятием целевой деятельности.
Пунктом 2.1 Устава МУП "РГРЭС" предусмотрено, что целью деятельности Предприятия является решение Учредителем, в порядке реализации им предмета ведения местного самоуправления, таких социальных задач и вопросов местного значения, как организация, содержание и развитие муниципального энергоснабжения, обеспечение устойчивой работы объектов электросетевого хозяйства города, бесперебойного энергоснабжения населения и юридических лиц города Рязани.
Согласно представленному в дело письму от 30.07.2004 № 9-737 Администрацией направлен в Рязанский горсовет перечень имущества восстановительной стоимостью 284155570 руб. для согласования его изъятия из хозяйственного ведения МУП "РГРЭС".
Из представленного в дело перечня следует, что подлежат изъятию все основные средства предприятия, по этому обстоятельству у сторон спора нет.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что изъятие из хозяйственного ведения Предприятия указанного имущества приведет к невозможности исполнения Предприятием его уставной деятельности и, как следствие, невозможности исполнения обязательств по уплате кредиторской задолженности.
Наличие кредиторской задолженности МУП "РГРЭС" перед ОАО "Рязаньэнерго" сторонами не оспаривается и подтверждается представленными в дело копиями исполнительных листов, соглашением от 04.08.2004 № 5/162-1, дополнительным соглашением к нему, в том числе о задолженности МУП "РГРЭС" перед ОАО "Рязаньэнерго" в сумме 154,97 млн. руб. по состоянию на 01.07.2004.
По состоянию на 01.10.2004 задолженность согласно акту сверки составляет 153,15 млн. руб.
В связи с этим суд считает довод ответчика о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением несостоятельным. Материалами дела подтверждено наличие значительного размера кредиторской задолженности МУП "РГРЭС" перед ОАО "Рязаньэнерго", исполнить обязательство по уплате которой будет невозможно в случае изъятия имущества, необходимого для осуществления уставной деятельности, из хозяйственного ведения Предприятия.
В соответствии со ст. 37 Устава г. Рязани горсовет определяет порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.
Решением от 15.07.2004 № 171-III Рязанский горсовет установил, что изъятие из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий г. Рязани недвижимого имущества, а также движимого имущества, относящегося к основным средствам, осуществляется Администрацией г. Рязани по согласованию с городским Советом.
В соответствии с данным решением Администрацией принято оспариваемое распоряжение, которое выражает волю уполномоченного лица, направленную на изъятие имущества из хозяйственного ведения, и в связи с этим порождает права и обязанности. При изложенных обстоятельствах довод ответчика об отсутствии окончательного решения об изъятии имущества и в связи с этим отсутствии факта нарушения прав и законных интересов общества "Рязаньэнерго" суд считает необоснованным.
По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы ОАО "Рязаньэнерго" в связи с этим, согласно ст. 13 ГК РФ, подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь ст. 110, 170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Распоряжение Администрации г. Рязани от 05.07.2004 № 1072-р "О формировании муниципальной казны" в части пунктов 1, 2 в части, касающейся МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети", проверенное на соответствие Гражданскому кодексу РФ, ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", признать недействительным.
2. Возвратить ОАО "Рязаньэнерго" из дохода федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru