Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 17.09.2004 № А54-5329/03-С9
<СУД ПРИЗНАЛ НЕЗАКОННЫМ ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ПОСКОЛЬКУ ВЫПИСКА ИЗ РЕЕСТРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИМ ДОКУМЕНТОМ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИМ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА НА ОБЪЕКТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2004 г. № А54-5329/03-С9

(Извлечение)

Управление муниципальным имуществом Администрации г. Рязани обратилось в Арбитражный суд с иском к Рязанской областной регистрационной палате о признании незаконным отказа Рязанской областной регистрационной палаты в государственной регистрации права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Рязань, и обязании Рязанской областной регистрационной палаты зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанное здание.
Истец исковые требования поддерживает, считает необоснованным отказ ответчика в регистрации права муниципальной собственности. Также истец указывает, что им представлены в регистрационную палату все необходимые документы, однако Рязанская областная регистрационная палата неправомерно посчитала выписку из реестра муниципальной собственности не соответствующей закону.
Ответчик по иску возражает, считает, что отказ в регистрации является законным: выписка из реестра муниципальной собственности не является правоустанавливающим документом.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, Арбитражный суд Рязанской области находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено:
Управление муниципальным имуществом администрации г. Рязани (далее - УМИ) 01.07.2003 подало заявление в Рязанскую областную регистрационную палату о государственной регистрации права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Рязань.
К заявлению были приложены документы, перечисленные в ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно:
- выписка из реестра муниципальной собственности от 04.06.2003 № 01-071/1359;
- извлечение из технического паспорта от 18.11.2002;
- письмо Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области от 20.06.2003 № 3162/02-22;
- справка ДФГУП "Рязанское БТИ" от 02.06.2003 об отсутствии обременений и ареста;
- справка Комитета по земельным ресурсам и землеустройству № 7981/03 от 06.06.2003 об отсутствии зарегистрированных прав на землю;
- копия решения УМИ от 10.04.1992 № 134;
- копия Распоряжения мэра г. Рязани от 07.04.1992 № 542-р;
- доверенность № 01-054/0001 от 09.01.2003;
- платежное поручение № 91 от 28.05.2003 об оплате за регистрацию.
Письмом от 03.11.2003 № 394/2003-165-1203 Рязанская областная регистрационная палата отказала в государственной регистрации права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Рязань. Отказ в регистрации указанного права ответчик аргументировал тем, что УМИ не представило документ, подтверждающий возникновение права муниципальной собственности на указанный объект.
УМИ считает отказ в регистрации права муниципальной собственности незаконным, в связи с чем он и обратился в Арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Статьей 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определен перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав.
Из содержания ст. 13, 16, 17, 18 указанного закона следует, что документы, представленные на государственную регистрацию, должны подтверждать в соответствии с законом наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При обращении за регистрацией права УМИ представило выписку из реестра муниципальной собственности № 01-071/1359 от 04.06.2003.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 8 от 25.02.1998 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других прав" документом, подтверждающим право собственности субъекта права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В данном случае субъектом права является муниципальное образование - г. Рязань.
В соответствии с пунктом 7 Распоряжения Госкомимущества РФ от 05.02.1993 № 217-р документом, подтверждающим право собственности города на объект, является выписка из реестра муниципальной собственности.
Следовательно, УМИ был представлен в регистрирующий орган документ, подтверждающий право собственности на объект. Также в выписке из реестра муниципальной собственности указан документ, послуживший основанием для включения указанного здания в реестр муниципальной собственности (Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991).
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, относится к муниципальной собственности.
Указанный объект соответствует указанным критериям и относится к муниципальной собственности, в подтверждение данного факта в регистрирующий орган были представлены соответствующие документы. Из анализа данных документов следует, что здание, расположенное по адресу: г. Рязань, было муниципализировано 29.03.1923 и в последующем находилось в ведении Главного управления коммунального хозяйства НКВД, затем - на балансе треста жилищного хозяйства Советского округа.
При таких обстоятельствах у ответчика не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования - г. Рязань на здание, расположенное по адресу: г. Рязань.
Учитывая вышеизложенное, Арбитражный суд Рязанской области находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины следует отнести на ответчика.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконным отказ Учреждения юстиции Рязанская областная регистрационная палата в государственной регистрации права муниципальной собственности - муниципального образования г. Рязани на здание, расположенное по адресу: г. Рязань, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 03.11.2003 № 394/2003-165-1203, как несоответствующий требованиям статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. Учреждению юстиции Рязанская областная регистрационная палата произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования - г. Рязань на здание, расположенное по адресу: г. Рязань.
3. Взыскать с Учреждения юстиции Рязанская областная регистрационная палата в доход Федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 1000 руб.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru