Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 16.08.2004 № А54-1481/03-С18
<ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. РЯЗАНИ № 3784 ОТ 15.10.2001, № 3352 ОТ 06.09.2002, № 4031 ОТ 14.08.1992 ПРИЗНАНЫ СУДОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, ТАК КАК ОНИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮТ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГУЗ КАК СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2004 г. № А54-1481/03-С18

(Извлечение)

Администрация Рязанской области обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными постановлений администрации г. Рязани:
о признании недействительными Постановлений Администрации г. Рязани - № 3784 от 15.10.2001 "О разрешении МУП "Городская служба автомобильного сервиса" проведения проектно-изыскательских работ на земельном участке с кадастровым номером 62:29:020011:6 для строительства автостоянки";
- № 3352 от 06.09.2002 "О передаче в аренду МУП "Муниципальный коммерческий центр" для строительства автостоянки в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом земельного участка";
- № 4031 от 14.08.1992 "О передаче в аренду МУП "Городская служба автостоянок и платных парковок" земельного участка с кадастровым номером 02001100004 под строительство автостоянок".
В соответствии со ст. 156, 200 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие указанных третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 121 - 123 АПК РФ.
ГУ здравоохранения "Рязанская областная клиническая больница" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
Решением Арбитражного суда от 16.06.2003 по настоящему делу производство по делу в отношении Администрации Рязанской области прекращено в связи с тем, что администрация области не обладает полномочиями на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Администрации города Рязани. В удовлетворении требований ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2004 решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2003 оставлено без изменений.
Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 13.04.2004 решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 по делу А54-1481/03-С18 отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Администрация Рязанской области, ГУ здравоохранения "Рязанская областная клиническая больница" требования поддержали.
Ответчик возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует:
Решением исполнительного комитета Рязанского городского Совета народных депутатов от 02.08.1976 № 284а Управлению капитального строительства горисполкома был отведен под строительство больницы на 1000 коек земельный участок площадью 13,23 га в Канищевском жилом районе согласно распоряжению Совета Министров РСФСР от 16 июля 1976 г. № 1089-р. На основании указанного решения УКС горисполкома был выдан типовой акт от 24.05.1977 о предоставлении в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации земельный участок площадью 130000 кв. м. После окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию указанный земельный участок находится в фактическом пользовании ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница" с 1987 г.
Главой Администрации г. Рязани приняты постановления о признании недействительными Постановлений администрации г. Рязани - № 3784 от 15.10.2001 "О разрешении МУП "Городская служба автомобильного сервиса" проведения проектно-изыскательских работ на земельном участке с кадастровым номером 62:29:020011:6 для строительства автостоянки";
- № 3352 от 06.09.2002 "О передаче в аренду МУП "Муниципальный коммерческий центр" для строительства автостоянки в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом земельного участка";
- № 4031 от 14.08.1992 "О передаче в аренду МУП "Городская служба автостоянок и платных парковок" земельного участка с кадастровым номером 02001100004 под строительство автостоянок".
При отводе земельного участка под строительство больницы и после окончания строительства и принятия ее в эксплуатацию границы земельного участка не были закреплены на местности межевыми знаками.
По мнению заявителя и третьего лица, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, оспариваемые постановления незаконны, поскольку при выделении земельного участка, указанного в данных постановлениях, были нарушены СниП; при землеотведении были нарушены и уничтожены зеленые насаждения зеленой защитной полосы, создаваемой вокруг больницы; землеотвод не согласован с больницей, чем нарушены ее права и Постановление Правительства РФ от 02.02.1996 № 105, имело место фактическое изъятие земельного участка у больницы путем предоставления его другому лицу в пользование.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, представителя Администрации г. Рязани, ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница", Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Рязани, Арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходил из следующего:
В соответствии с п. 1 ст. 52 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 (действовавшего в момент принятия оспариваемого Постановления № 5311 от 05.10.1999, № 588 от 22.02.2001), землепользователи имеют право самостоятельно хозяйствовать на земле.
Статьей 28 ЗК РСФСР установлено, что при выборе участка обязательное участие принимают собственники земли, землевладельцы, землепользователи, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия.
Таким образом, оспариваемые постановления о выделении земельного участка, расположенного в черте земельного участка, ранее выделенного для строительства и эксплуатации больницы (в настоящее время ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница"), площадью 1175,1 кв. м для проведения проектно-изыскательских работ и строительства автостоянки, нарушает право ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница", находящемуся в государственной (областной) собственности, самостоятельно хозяйствовать на земле, в том числе пользоваться принадлежащими ему строениями, поскольку указанное выделение было произведено без учета того, что пользование земельным участком фактически осуществляется данным лечебным учреждением с 1987 г. и в пределах зоны, выделенной под строительство, а также без проведения предварительных мероприятий по межеванию земельного участка, выбор спорного земельного участка (его фактическое изъятие) производился без участия фактического землепользователя - ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница".
Статьей 73 ЗК РСФСР установлено, что все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Администрацией г. Рязани не представлено суду доказательств внесения в генеральный план застройки г. Рязани изменений на день принятия Постановления № 5314 от 05.10.1999 в части земельного участка, ранее определенного под строительство и эксплуатацию больницы г. Рязани.
В соответствии со ст. 54 ЗК РСФСР вмешательство в деятельность землепользователей, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства.
Нарушенные земельные права подлежат восстановлению.
Пунктом 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что на территориях городских и сельских поселений градостроительная деятельность осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, государственными градостроительными нормативами и правилами, экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.
В соответствии со ст. 10 Градостроительного кодекса РФ разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правила застройки разрабатываются на основе генерального плана городского или сельского поселения либо территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и включают в себя схему зонирования - графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны).
Границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ.
Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости.
В территориальных зонах, в границах которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ государственные градостроительные нормативы и правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, а также гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность.
Государственные градостроительные нормативы и правила являются основанием для вынесения решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными органами, осуществляющими контроль в области градостроительства, правоохранительными органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения государственных градостроительных нормативов и правил.
Согласно ст. 56 Градостроительного кодекса РФ при предоставлении земельных участков градостроительные требования к их использованию определяются градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, а также правилами застройки.
При делении земельных участков или изменении их границ и параметров соблюдаются красные линии, линии регулирования застройки и требования градостроительных регламентов к минимальным размерам земельных участков.
Статьей 59 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проекты межевания территорий разрабатываются для застроенных территорий и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий.
При первоначальном рассмотрении данного дела судом назначалась по делу землеустроительная и строительная экспертиза. Согласно экспертному заключению № 0567/22 от 11.09.2003 при выделении земельного участка под размещение автостоянки на территории Рязанской областной клинической больницы допущены нарушения Санитарных Правил и Норм 2.2.1/2.1.1.1031-1 пункт 4.4.
Расстояние между автостоянкой и зданиями лечебного учреждения Рязанской областной клинической больницы должно быть не менее 50 м, фактическое расстояние - 47,3 м. Выделение данного земельного участка и строительство магазина - автостоянки осуществлялось без учета требований СНиП2.07.01-89.
Кроме того, размещение на земельном участке, выделенном для эксплуатации ГУЗ, автостоянки влечет невозможность размещения предусмотренной законодательством санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 2.5 Санитарных Правил и Норм СанПиН 5197-90 "Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" территория участка больницы, родильного дома и другого лечебного стационара должна быть благоустроена, озеленена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60 % общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны - 25 кв. м на человека (на койку). Участок больницы, родильного дома или другого лечебного стационара, расположенный на территории жилой застройки населенного пункта, должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м их двухрядной посадки высокоствольных деревьев и ряда кустарников.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 12 данного закона установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
В силу ст. 62 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
В соответствии с письмом заместителя главного врача ФГУ ЦГСЭН выданное ранее согласование на отведение земельного участка под строительство автостоянки было отозвано в связи с несоблюдением условий предварительного согласования.
Учитывая изложенное, Постановления администрации г. Рязани:
- № 3784 от 15.10.2001 "О разрешении МУП "Городская служба автомобильного сервиса" проведения проектно-изыскательских работ на земельном участке с кадастровым номером 62:29:020011:6 для строительства автостоянки";
- № 3352 от 06.09.2002 "О передаче в аренду МУП "Муниципальный коммерческий центр" для строительства автостоянки в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом земельного участка";
- № 4031 от 14.08.1992 "О передаче в аренду МУП "Городская служба автостоянок и платных парковок" земельного участка с кадастровым номером 02001100004 под строительство автостоянок" не соответствуют требованиям земельного и градостроительного законодательства, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушают права и законные интересы ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница" как субъекта экономической деятельности, как учреждения здравоохранения, задачами которого является оказание медицинской помощи гражданам, нарушают права граждан, находящихся на лечении в данном учреждении, на благоприятную среду жизнедеятельности и в силу ст. 12 и 13 ГК РФ подлежат признанию недействительными.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на Администрацию г. Рязани. Судебные расходы, понесенные ГУЗ "Рязанская областная клиническая больница" по проведению экспертизы в сумме 39600 руб., следует отнести на ответчика по данному делу в сумме 19800 руб., поскольку экспертным учреждением проводилось одновременно две экспертизы, назначенные судом по делу № А54-1481/03-С18 и по делу № А54-1482/03-С18. Согласно счету № 73 от 17.09.2003, представленному экспертным учреждением в Арбитражный суд, стоимость работ по проведению строительно-технической экспертизы № 0567/22 № 0567а/22 составляет 39600 руб. Следовательно, по настоящему делу следует отнести на Администрацию г. Рязани расходы по проведению экспертизы по экспертному заключению № 0567/22 в сумме 19800 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ на Администрацию г. Рязани также следует отнести расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб. (по 1000 руб. за каждое требование) и расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб в сумме 1500 руб.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительными Постановления Администрации г. Рязани: № 3784 от 15.10.2001 "О разрешении МУП "Городская служба автомобильного сервиса" проведения проектно-изыскательских работ на земельном участке с кадастровым номером 62:29:020011:6 для строительства автостоянки";
- № 3352 от 06.09.2002 "О передаче в аренду МУП "Муниципальный коммерческий центр" для строительства автостоянки в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом земельного участка";
- № 4031 от 14.08.1992 "О передаче в аренду МУП "Городская служба автостоянок и платных парковок" земельного участка с кадастровым номером 02001100004 под строительство автостоянок";
проверенные на соответствие Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Взыскать с Администрации г. Рязани в пользу Государственного учреждения здравоохранения "Рязанская областная клиническая больница" г. Рязани судебные расходы в размере 21300 руб.
3. Взыскать с Администрации г. Рязани в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 3000 руб.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru