Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 03.08.2004 № А54-2344/04-С18
<СУД ПРИЗНАЛ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЧАСТИ ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И В ЧАСТИ ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 21.12.2004 № А54-2344/04-С18 данное решение и Постановление апелляционной инстанции от 30.09.2004 по данному делу оставлены без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 30.09.2004 № А54-2344/04-С18 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2004 г. № А54-2344/04-С18

(Извлечение)

ОАО "Рязаньэнерго" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд с заявлением к МР инспекции МНС РФ № 1 по г. Рязани о признании частично недействительным решения от 1 июня 2004 года № 12-05/2149.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил предъявленные требования.
Просит признать недействительным решение МР ИМНС РФ № 1 по г. Рязани от 1 июня 2004 года № 12-05/2149 в части:
- доначисления налога на прибыль за 2001 г. - в сумме 87074 руб., начисления пени за несвоевременную уплату - в сумме 23809 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа - в сумме 465 руб., дополнительных платежей;
- доначисления налога на прибыль - в сумме 5388962 руб. (3624206 руб. за 2000 г.; 1764756 руб.), пени - в сумме 214400 руб.; налоговые санкции - в сумме 18810 руб., дополнительных платежей;
- в части доначисления налога на добавленную стоимость - в сумме 1909409 руб., пени за несвоевременную уплату - в сумме 943801 руб., налоговые санкции - в сумме 1872 руб.
Представители общества уточненные требования поддержали.
Инспекция по заявлению возражает по мотивам, изложенным в отзыве. В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
В период с 03.02.2003 по 31.12.2003 МР инспекцией МНС № 1 по г. Рязани проведена выездная налоговая проверка ОАО "Рязаньэнерго" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания и уплаты всех видов налогов.
Проверка проводилась за период с 01.01.2000 по 31.12.2001.
Результаты проверки зафиксированы в акте № 12-05/958 от 26.02.2004.
01.06.2004 ответчиком принято решение № 12-05/2149 о привлечении ОАО "Рязаньэнерго" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также о доначислении сумм налогов, пени.
Согласно решению дополнительно начислено налогов в сумме 7483787 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль - в сумме 447464 руб., пени - в размере 1207573 руб., а также применен штраф в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ - в размере 21243 руб.
Полагая, что ряд выводов проверяющих не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 5388962 руб., налога на добавленную стоимость - в сумме 1909409 руб., а также дополнительных платежей по налогу на прибыль, начисления в соответствующей части пени и штрафа явился вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком раздела 2 Положения "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552. В результате данного нарушения, по мнению налоговой инспекции, общество необоснованно отнесло суммы по оплате за невыполнение ограничений энергопотребления, вводимых за неполную оплату полученной электроэнергии на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок энергии и мощности).
Основанием для доначисления НДС в сумме 1909409 руб., пени за несвоевременную уплату - в сумме 943801 руб., налоговых санкций - в сумме 1872 руб. явился вывод налоговой инспекции о нарушении п. 2 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 № 1992-1, выразившийся в необоснованном принятии к зачету из бюджета суммы НДС по расходам, связанным с оплатой за невыполнение в 2000 г. ограничений потребления электроэнергии.
Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 87074 руб., а также дополнительных платежей по налогу на прибыль, начислении пени и штрафа явился вывод налогового органа о нарушении п. 1 а) ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В расчете налога на прибыль по стр. 4 заявлена льгота по взносам на благотворительные цели в сумме 248784 руб., в то время как согласно п. 4.1.3. Инструкции № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 15.06.2000 при отсутствии прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов (чистой прибыли) ф. № 2 гр. 3 стр. 160 убыток составил 3731 тыс. руб.
В результате данного правонарушения, по мнению налогового органа, налогоплательщик необоснованно применил льготу по налогу на прибыль в 2001 г.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования частично. Свои выводы суд основывал исходя из следующего:
В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", а также пунктом 10 "Основных принципов функционирования и развития ФОРЭМ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 № 793, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - ФЭК России) осуществляет государственное регулирование на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности) (далее - ФОРЭМ), устанавливает тарифы на поставку электрической энергии и мощности на указанный оптовый рынок и на отпуск ее, а также формирует баланс производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам ФОРЭМ, являющийся основой для заключения договоров на оптовом рынке электроэнергии.
Заявитель ОАО "Рязаньэнерго" является субъектом ФОРЭМ. Правовая природа полномочий ФЭК России по регулированию оптового рынка электроэнергии является публично-правовой, т.е. обязательной для всех субъектов ФОРЭМ.
В соответствии с заключенными договорами на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг по функционированию ФОРЭМ (пункт 1.3 договоров), заключенных заявителем, оператор ФОРЭМ оказывает услуги по оперативно-технологическому (диспетчерскому) управлению функционированием ФОРЭМ и по реализации договорных отношений между субъектами.
В соответствии с пунктом 2.3 вышеуказанных договоров заявитель обязан соблюдать условия и порядок расчетов за электроэнергию, мощность, установленные в разделе 6 договора.
В соответствии с пунктом 4.8 вышеуказанных договоров заявитель обязан принимать к исполнению схемы фактических и плановых платежей, утвержденные оператором ФОРЭМ, и счета-фактуры, выписанные поставщиком на основании счетов-извещений, представленных оператором ФОРЭМ".
В соответствии с пунктом 6.3 раздела 6 "Порядок расчетов" стоимость электроэнергии и мощности, фактически переданных поставщиком и полученных покупателем, определяют оператор ФОРЭМ, поставщик и покупатель на основе выполненных расчетов, с учетом отклонений фактических объемов поставки и приема электроэнергии и мощности от договорных объемов, по тарифам и методическим указаниям, утвержденным ФЭК РФ.
При возникновении задолженности покупателя, превышающей одну среднемесячную величину стоимости покупки электроэнергии (мощности) с ФОРЭМ, а также при невыполнении покупателем задания Оперативной комиссии РАО "ЕЭС России" по оплате сальдо-перетоков электроэнергии и мощности денежными средствами, в установленном порядке для него могут быть введены ограничения поставки электроэнергии и мощности в соответствии с "Методикой по расчету и реализации ограничений сальдо-перетоков мощности электроэнергии, вызванных неплатежами на ФОРЭМ", утвержденной Правлением РАО "ЕЭС России" 19.10.1999.
Таким образом, условие данного пункта договоров - оплата потребленной электроэнергии по повышенному тарифу по Методике относится к порядку расчетов за приобретенную на ФОРЭМ электроэнергию. Ответственностью покупателя перед продавцом не является.
Ответственность покупателя определяется разделом 8 договора "Ответственность сторон".
Данный порядок расчетов между покупателем и продавцом регулируется ФЭК и не может влиять на налогообложение по данным сделкам, поскольку определяет только стоимость энергии на ФОРЭМ в условиях неплатежей.
Заявитель приобрел электроэнергию на ФОРЭМ и в соответствии с данным порядком оплатил ее стоимость. Затраты, связанные с оплатой, отнесены на себестоимость продукции в соответствии Положением о составе затрат.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 раздела 1 Положения о составе затрат предусматривает включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), обусловленных технологией и организацией производства, включая материальные затраты.
Перечень материальных затрат, учитываемых в составе расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли, определен пунктом 6 раздела 1 Положения о составе затрат.
Согласно перечню в элементе "Материальные затраты" отражается стоимость покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия.
Затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемой самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до мест ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат.
Пункт 6 раздела 1 Положения о составе затрат определяет порядок формирования стоимости материальных ресурсов, учитываемых в себестоимости продукции.
Согласно данному пункту стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен их приобретения.
Таким образом, в целях налогообложения по налогу на прибыль стоимость покупной электроэнергии учитывается в себестоимости продукции в составе материальных расходов по цене приобретения.
Следовательно, доначисление налоговым органом налога на прибыль, пени, налоговых санкций, дополнительных платежей, по данному эпизоду неправомерно.
Основанием для доначисления НДС в сумме 1909409 руб., пени за несвоевременную уплату - в сумме 943801 руб., налоговых санкций - в сумме 1872 руб. явился вывод налоговой инспекции о нарушении п. 2 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 № 1992-1, выразившийся в необоснованном принятии к зачету из бюджета суммы НДС по расходам, связанным с оплатой за невыполнение в 2000 г. ограничений потребления электроэнергии.
Данный вывод налоговой инспекции ошибочен, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 1992-12 сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Из содержания п. 2 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 1992-12 следует, что основными критериями для возмещения НДС являются: отнесение стоимости материальных ресурсов на себестоимость продукции; оплата поставщику за поступившие материальные ресурсы; принятие к учету материальных ресурсов.
Дополнительным условием, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур" является наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку в соответствии с Положением о составе затрат стоимость покупной электроэнергии относится на себестоимость продукции в составе материальных расходов. Стоимость объема невыполнения введенных ограничений сальдо-перетоков электроэнергии является частью стоимости покупной электроэнергии, следовательно, также учитывается в составе издержек производства.
Оплата поставщику за поступившие материальные ресурсы и принятие к учету материальных ресурсов подтверждены документально.
Счета-фактуры на покупную электроэнергию соответствуют установленным требованиям.
Таким образом, предприятием соблюдены все условия для возмещения НДС.
Следовательно, доначисление НДС по вышеописанному эпизоду является неправомерным.
Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 87074 руб., а также дополнительных платежей по налогу на прибыль, начисления пени и штрафа явился вывод налогового органа о нарушении п. 1 а) ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", данный вывод является правомерным. При этом суд исходит из следующего:
В нарушение пункта 1 "в" статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с последующими изменениями и дополнениями, и пункта 4.1.3. Инструкции МНС РФ от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" ОАО "Рязаньэнерго" необоснованно заявило льготу по налогу на прибыль по взносам на благотворительные цели в сумме 248,8 тыс. руб. в расчете (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 2001 год.
В соответствии с подпунктами "б", "в", "з" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные на финансирование расходов по содержанию объектов социально-культурной сферы, жилого фонда, детских дошкольных учреждений, взносов на благотворительные цели, расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Из содержания данной статьи закона следует, что одним из оснований для получения льготы у организации по итогам отчетного периода должен быть положительный финансовый результат хозяйственной деятельности - прибыль, остаток которой после расчетов с бюджетом может покрыть фактически произведенные расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона предприятия исчисляют сумму налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом.
Следовательно, для целей предоставления льготы должны приниматься во внимание фактически льготируемые затраты и расходы в текущем налоговом (отчетном) периоде, которые произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в этом же налоговом (отчетном) периоде.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, формируется по правилам бухгалтерского учета при определении финансового результата в целом от хозяйственной деятельности юридического лица по итогам налогового отчетного периода.
В соответствии с п. 48 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н, величина показателя прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, совпадает с суммой нераспределенной прибыли.
В течение отчетного года показатель нераспределенной прибыли отчетного периода исчисляется в сумме как разница между выявленным на основании бухгалтерского учета финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения, за счет прибыли, и отражается в строке 190 Формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и по строке 470 формы № 1 "Бухгалтерский баланс".
В течение отчетного года для подтверждения права на льготу по суммам, направляемым по взносам на благотворительные цели, организация должна подтвердить наличие нераспределенной прибыли как источника.
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2001 год (стр. 190 Формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках") ОАО "Рязаньэнерго" получен убыток в размере 3731 тыс. руб., т.е. источник для получения льготы по налогу на прибыль отсутствует.
По строке 470 "Нераспределенная прибыль отчетного периода" формы № 1 "Бухгалтерский баланс" за 2001 г. отсутствует показатель. Исходя из вышеизложенного ОАО "Рязаньэнерго" неправомерно заявило льготу по налогу на прибыль по взносам на благотворительные цели за 2001 год в размере 248,8 тыс. руб.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительными п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.3 решения МР ИМНС РФ № 1 по г. Рязани от 1 июня 2004 года № 12-05/2149 в части:
доначисления налога на прибыль - в сумме 5388962 руб. (3624206 руб. - за 2000 г.; 1764756 руб. - за 2001 г.), пени - в сумме 214400 руб.; налоговые санкции - в сумме 18810 руб., в соответствующей части доначисление дополнительных платежей по налогу на прибыль;
доначисления налога на добавленную стоимость - в сумме 1909409 руб., пени за несвоевременную уплату - в сумме 943801 руб., налоговые санкции - в сумме 1872 руб., как несоответствующие Налоговому кодексу РФ.
2. Возвратить из дохода федерального бюджета РФ ОАО "Рязаньэнерго" госпошлину в сумме 800 руб.
3. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru