Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.05.2004 № А54-1616А/04-С11
<ПОСКОЛЬКУ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИНИМАЛО ВСЕ ЗАВИСЯЩИЕ ОТ НЕГО МЕРЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ, ИМЕЛО РАЗРЕШЕНИЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МПР РОССИИ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, А ВЫНУЖДЕННОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДО ОФОРМЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ ВЕЛОСЬ ВО ИЗБЕЖАНИЕ БОЛЕЕ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА, СУД ОСВОБОДИЛ ПРЕДПРИЯТИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОГРАНИЧИВШИСЬ УСТНЫМ ЗАМЕЧАНИЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 08.07.2004 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2004 г. № А54-1616А/04-С11

(Извлечение)

Прокурор Ряжского района Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, муниципального казенного предприятия "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" г. Ряжска Рязанской области.
Представитель прокурора в судебном заседании заявление поддержал, указав на то, что предприятие продолжительный период осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами 4 и 5 класса опасности (деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов), не имея лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Представитель МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" считает заявленное требование необоснованным, указывая при этом на то, что предприятию было передано в 2003 г. все имущество МУП ЖКХ для осуществления функций, ранее выполняемых данным предприятием. Для получения лицензии необходимо разработать и подготовить пакет документов, на что требуется значительное время, в связи с чем Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Рязанской области были продлены предприятию разрешения на размещение отходов производства и потребления до оформления предприятием соответствующей лицензии.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, лица, привлекаемого а ответственности, Арбитражный суд установил следующее.
Прокуратурой Ряжского района Рязанской области была проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги". В ходе проверки установлено, что указанное предприятие, в нарушение ст. 113 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 ФЗ "Об отходах производства и потребления", осуществляет среди прочих видов деятельности и деятельность по санитарной очистке территории города и содержанию свалки-полигона бытовых и промышленных отходов, деятельность по обращению с опасными отходами 4 и 5 класса опасности, не имея лицензии на осуществление данного вида деятельности.
27.04.2004 прокурор Ряжского района Рязанской области, рассмотрев материалы проверки, вынес Постановление о возбуждении в отношении МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и направлении постановления и материалов для рассмотрения в Арбитражный суд Рязанской области.
Оценив представленные материалы, суд пришел к выводу, что требование о привлечении МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 09.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Опасными отходами, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 10.01.2003), являются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами, согласно ст. 1 данного закона, это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует и не отрицается представителями лица, привлекаемого к ответственности, что предприятие осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению бытового мусора, отходов производства и потребления с 2003 года. Учитывая изложенное, предприятие, в силу ст. 17 Федерального закона от 09.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", обязано было оформить лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных в материалы дела документов следует, что МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" образовано в связи с реорганизацией МУП "Ряжские очистные сооружения" в форме преобразования на основании Постановления главы администрации муниципального образования - Ряжский район Рязанской области от 13.03.2003 № 159. Указанным постановлением (п. 3) было также определено изъять из хозяйственного ведения МУП "Ряжское муниципальное предприятие ЖКХ", "Ряжскжилкомсервис", Ряжское "ПЭТС" и передать в оперативное управление МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" имущество, необходимое для осуществления деятельности данного предприятия. По существу глава администрации Ряжского района Рязанской области указанным постановлением возложил на МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" обязанности по выполнению деятельности, которую ранее выполняли другие предприятия, у которых полностью изымалось имущество и передавалось МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги".
Для выполнения новых видов деятельности, в том числе деятельности по обращению с отходами производства и потребления, предприятию необходимо было подготовить ряд документов для получения лицензии, обучить персонал.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Опасные отходы, согласно п. 1 ст. 14 указанного закона, в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (ст. 15 Закона).
Для разработки такого паспорта МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" был заключен договор № 15 от 28.01.2004 с МООФС ФГУ "СИАК по ЦР" на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подготовку документов на выдачу разрешения на работу санкционированной свалки ТБО в г. Ряжске. За указанное время предприятием были приняты меры по обучению и подготовке кадров для работы с отходами производства и потребления. Также предприятием были подготовлены и оформлены документы по выделению земельного участка под размещение полигона промышленных и бытовых отходов, что оформлено Постановлением главы Ряжского района Рязанской области от 19.02.2004 № 117.
Поскольку лицензия на осуществление деятельности по утилизации, складированию, перемещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов № Г903106 от 29.01.2002 была выдана сроком на три года Ряжскому МУМП "ЖКХ", прекратившему свою деятельность в связи с передачей всего имущества, необходимого для осуществления указанных в лицензии видов деятельности, МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги", данное предприятие обратилось в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Рязанской области для продления разрешений, выданных Ряжскому МП "ЖКХ" и Ряжскому МУП электрических и тепловых сетей, на размещение отходов производства и потребления. Указанные разрешения были продлены до 01.07.2004. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями разрешений на размещение отходов производства и потребления, представленных в материалы дела.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2002 № 340, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
лицензируемой деятельности, класса опасности отходов для окружающей среды, опасных свойств отходов, видов отходов;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
е) положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.
Поскольку Постановлением главы Ряжского района Рязанской области от 13.03.2003 № 159 на МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" были возложены обязательства по осуществлению деятельности, ранее им не выполняемой, в том числе и по обращению с отходами 4 и 5 классов опасности, предприятию требовалось время для подготовки и оформления всех необходимых документов для получения лицензии на осуществление данной деятельности.
Поскольку МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" является единственным предприятием в г. Ряжске, которое осуществляет деятельность по сбору, хранению, уничтожению, перемещению бытовых и промышленных отходов, то в случае прекращения им данной деятельности до окончательного оформления лицензии это могло повлечь значительный ущерб для г. Ряжска, его экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Учитывая, что МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" предпринимало все зависящие от него меры для оформление лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, имело разрешение Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Рязанской области на размещение отходов производства и потребления до 01.07.2004, учитывая вынужденное осуществление данной деятельности до оформления лицензии во избежание более негативных последствий для окружающей природной среды и здоровья населения района, норму ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, суд считает необходимым применить норму ст. 2.9 КоАП РФ и освободить МКП "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Учитывая изложенное, норму ч. 2 ст. 206 АПК РФ, в удовлетворении заявления прокурора Ряжского района Рязанской области следует отказать.
Руководствуясь ст. 2.9, 4.1, 4.2, ч. 2 ст. 14.1, ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования прокурора Ряжского района Рязанской области о привлечении Муниципального казенного предприятия "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
2. Освободить муниципальное казенное предприятие "Ряжские жилищно-коммунальные услуги" г. Ряжска Рязанской области от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru