| |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 16.04.2004 № А54-883/04-С11
<ПОСКОЛЬКУ У НАЛОГОВОГО ОРГАНА НЕ ИМЕЛОСЬ ПРАВОВЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗВРАТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО ВОЗВРАТУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, А ТАКЖЕ ОБ ОБЯЗАНИИ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ВОЗВРАТИТЬ ЗАЯВИТЕЛЮ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЙ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАННЫМ И ПОДЛЕЖИТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 01.07.2004 Решение от 16.04.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-883/04-С11 оставлено без изменения, а кассационная жалоба МИМНС РФ № 2 по г. Рязани - без удовлетворения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2004 г. № А54-883/04-С11
(Извлечение)
ООО "Трансспектр" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции МНС России № 2 по г. Рязани об обязании налогового органа вернуть заявителю излишне перечисленный единый социальный налог за период с 01.01.2003 по сентябрь 2003 г. в сумме 40303 руб., в том числе зачисляемого в доход федерального бюджета РФ 28133 руб., в доход Федерального Фонда социального страхования РФ - 5513 руб., в доход Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ - 371 руб., в доход территориального Фонда обязательного медицинского страхования - 6286 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что заявитель в 2003 г. не являлся плательщиком единого социального налога в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения и ошибочно уплаченные им в 2003 г. суммы единого социального налога подлежат возврату заявителю на основании ст. 78 НК РФ. Заявления ООО "Трансспектр" от 23.10.2003 и от 04.11.2003 о возврате излишне уплаченного налога налоговым органом оставлены без исполнения. Данное бездействие налогового органа, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы, в связи с чем он, в соответствии со ст. 201 АПК РФ, заявил свои требования.
По сути заявителем оспариваются незаконное бездействие налогового органа по возврату излишне уплаченных заявителем сумм налога и, в соответствии со ст. 201 АПК РФ, он просит обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения и возвратить заявителю излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 40303 руб.
Представитель налогового органа, не отрицая факта переплаты заявителем единого социального налога, в судебном заседании заявленные требования не признал, указав на то, что заявитель должен был письменно обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате налога.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и представителя налогового органа, Арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что заявителю на основании его заявления Межрайонной инспекцией МНС России № 2 по г. Рязани 25.12.2002 было выдано уведомление № 138 о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Несмотря на перевод заявителя на упрощенную систему налогообложения, заявителем в течение 2003 г. уплачивался единый социальный налог. За период с января 2003 г. по октябрь 2003 г. заявителем данный налог был уплачен в общей сумме 40303 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами и не отрицается налоговым органом.
23.10.2003 заявителем были представлены в налоговый орган уточненные расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 - 3 кварталы 2003 г., согласно которым к уменьшению были заявлены ранее продекларированные и уплаченные заявителем суммы единого социального налога.
04.11.2003 заявителем в налоговый орган было представлено заявление в соответствии со ст. 78 НК РФ о возврате излишне уплаченных в 2002 и 2003 гг. сумм единого социального налога в размере 67922 руб. Указанное заявление оставлено налоговым органом без рассмотрения, что и послужило основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела заявитель повторно обратился в налоговый орган с заявлением от 02.04.2004 № 17-х о возврате налога, которое также оставлено налоговым органом без рассмотрения.
В соответствии со ст. 346.11 НК РФ (в редакции от 31.12.2002, действовавшей в 2003 г.) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Учитывая изложенное и поскольку заявитель на 2003 г. был переведен на упрощенную систему налогообложения, он не должен был уплачивать единый социальный налог и уплаченные им в 2003 г. суммы единого социального налога являются излишне уплаченными.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не предусмотрено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленному тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
Как следует из материалов дела и не отрицается налоговым органом, по состоянию на 24.11.2003 после отражения по лицевому счету данных уточненных расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу, представленных заявителем в налоговый орган, у заявителя значится переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 46028,46 руб., зачисляемому в ФФОМС - в сумме 687,9 руб., зачисляемому в ФСС РФ - в сумме 9680 руб., зачисляемому в территориальный ФОМС - в сумме 11593,42 руб. Согласно выписке из лицевого счета заявителя, представленной налоговым органом в материалы дела, указанные суммы переплаты единого социального налога имеют место и по состоянию на 09.04.2004.
Учитывая изложенное, норму ст. 78 НК РФ, подачу заявителем заявления о возврате излишне уплаченного единого социального налога, у налогового органа не имелось правовых оснований для оставления данного заявления без удовлетворения. Налоговый орган, согласно п. 9 ст. 78 НК РФ, обязан был в срок до 04.12.2003 произвести возврат заявителю излишне уплаченного единого социального налога из дохода соответствующих внебюджетных фондов.
На основании изложенного требование заявителя в части признания незаконным бездействия налогового органа по возврату излишне уплаченного в 2003 г. единого социального налога, а также об обязании налогового органа возвратить заявителю излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 40303 руб., из них: из дохода федерального бюджета РФ - в сумме 28133 руб., из дохода ФФСС РФ - в сумме 5513 руб., из дохода ФФОМС РФ - в сумме 371 руб., из дохода территориального ФИМС - в сумме 6286 руб. - является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, относятся на ответчика, однако взысканию не подлежит, поскольку налоговые органы, согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", освобождены от уплаты госпошлины. Согласно ст. 104 АПК РФ уплаченная заявителем при подаче данного заявления госпошлина в сумме 2637,66 руб. подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
1. Бездействие Межрайонной инспекции МНС России № 2 по г. Рязани по возврату ООО "Трансспектр" г. Рязани излишне уплаченных сумм единого социального налога, проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать незаконным.
2. Обязать Межрайонную инспекцию МНС России № 2 по г. Рязани возвратить ООО "Трансспектр" г. Рязани излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 40303 руб., из них: из дохода федерального бюджета РФ - 28133 руб., из дохода Федерального Фонда социального страхования РФ - 5513 руб., из дохода Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ - 371 руб., из дохода территориального Фонда обязательного медицинского страхования - 6286 руб.
3. Возвратить ООО "Трансспектр", расположенному по адресу: г. Рязань, из дохода федерального бюджета РФ 2637 руб. 66 коп., перечисленных в уплату госпошлины по платежному поручению № 13 от 05.02.2004.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|