Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2004 № А54-299/04-С4
<ПОСКОЛЬКУ БЕЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА НАРУШАЕТ ПРАВО ЗАЯВИТЕЛЯ НА СВОЕВРЕМЕННЫЙ ВОЗВРАТ СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОНО ПРИЗНАНО СУДОМ НЕЗАКОННЫМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2004 Решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2004 по делу № А54-299/04-С4 оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2004 г. № А54-299/04-С4

(Извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилось ООО "Трансэнергопродукт" г. Рязани с заявлением о признании незаконным бездействия МРИ МНС РФ № 2 по г. Рязани по невозврату излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 62872 руб. 69 коп.
В судебном заседании заявитель, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил требование, просил суд признать незаконным бездействие МРИ МНС РФ № 2 по г. Рязани по невозврату излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 62872 руб. 69 коп. и обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств в сумме 62872 руб. 69 коп.
Налоговый орган требование отклонил, ссылаясь на отсутствие по лицевому счету налогоплательщика переплаты по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп., на то обстоятельство, что в отношении поданной 27.02.2004 ООО "Трансэнергопродукт" уточненной декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 г. камеральная проверка еще не проведена.
Из материалов дела следует: согласно представленным ООО "Трансэнергопродукт" в налоговый орган декларациям по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 г. сумма исчисленного налога, исходя из ставок налога, предусмотренных ст. 5 Закона Рязанской области от 24.09.1997 "О территориальном дорожном фонде Рязанской области", составила 75788 руб.
За 2002 г. налогоплательщиком фактически уплачен налог с владельцев транспортных средств в сумме 74996 руб.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 № 104-О положение п. 5 ст. 6 Закона "О дорожных фондах в РФ", предусматривающее возможность установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Федеральным законом, признано неконституционным.
27.11.2003 ООО "Трансэнергопродукт" обратилось в налоговый орган с заявлением в порядке ст. 78 НК РФ о возврате излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62824 руб. 89 коп.
В связи с арифметической ошибкой, допущенной при расчете излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, налогоплательщик 19.01.2004 уточнил сумму налога и просил возвратить излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп.
Действия по возврату указанной суммы налоговым органом не принимались, что и послужило основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав стороны, Арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", Законом Рязанской области от 24.09.1997 № 53 "О территориальном дорожном фонде Рязанской области" были установлены ставки налога с владельцев транспортных средств, которые были выше ставок, определенных ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Определением Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 № 104-О установлено, что положение п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда РФ от 08.10.1997, от 11.11.1997 и от 30.01.2001, утрачивает силу и не подлежит применению как не соответствующее Конституции РФ, ее статьям 57 и 75 (части 3).
В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
В связи с принятием Конституционным Судом РФ Определения от 10.04.2002 № 104-О создается новая редакция ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", которая улучшает положение налогоплательщиков, и Закон Рязанской области (ст. 5) с 10.04.2002 противоречит ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 13 АПК РФ Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативном правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, налог с владельцев транспортных средств, подлежащий уплате ООО "Трансэнергопродукт" в 2002 г., следует исчислять исходя из ставок, предусмотренных ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения Арбитражным судом настоящего спора ООО "Трансэнергопродукт" 27.02.2004 представлена уточненная налоговая декларация по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 г., согласно которой данный налог исчислен заявителем исходя из ставок, определенных ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно представленной ООО "Трансэнергопродукт" уточненной декларации и документально подтвержденным расчетам, а также фактически уплаченной сумме налога, данным камеральной проверки налогового органа от 05.04.2004 сумма налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. составила 12123 руб. 31 коп.
Таким образом, обществом излишне уплачен налог с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не предусмотрено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленной тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
На момент рассмотрения спора, 14.04.2004, по данным лицевого счета налогоплательщика по налогу с владельцев транспортных средств у ООО "Трансэнергопродукт" задолженности нет, имеется переплата в сумме 65024 руб. 70 коп.
Данное обстоятельство подтверждено справкой налогового органа о состоянии расчетов на 14.04.2004.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик 27.11.2003 и с учетом уточнения суммы 19.01.2004 обращался в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп.
До настоящего времени налоговым органом действий по возврату излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп. не произведено.
Бездействие налогового органа нарушает право заявителя на своевременный возврат сумм излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств.
Учитывая изложенное, бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате ООО "Трансэнергопродукт" излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп., подлежит признанию незаконным.
При таких обстоятельствах излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп. подлежит возврату ООО "Трансэнергопродукт" налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
В соответствии со ст. 3.1 Закона Рязанской области от 25.12.2001 № 88-ОЗ (в редакции от 04.04.2002) средства территориального дорожного фонда Рязанской области консолидированы в областном бюджете.
Исходя из изложенного, МРИ МНС РФ № 2 по г. Рязани следует возвратить ООО "Трансэнергопродукт" излишне уплаченную сумму налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп. за счет средств территориального дорожного фонда Рязанской области, входящего в состав бюджета Рязанской области.
В соответствии со ст. 104 госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением № 1340 от 16.01.2004, следует возвратить заявителю.
Госпошлина, отнесенная на ответчика, взысканию не подлежит, поскольку налоговые органы, согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать бездействие МРИ МНС РФ № 2 по г. Рязани, выразившееся в невозврате ООО "Трансэнергопродукт" излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп., незаконным как противоречащее требованиям ст. 78 НК РФ.
2. Обязать МРИ МНС РФ № 2 по г. Рязани возвратить ООО "Трансэнергопродукт" (г. Рязань) за счет средств территориального дорожного фонда Рязанской области, консолидированных в бюджете Рязанской области, излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 62872 руб. 69 коп.
3. Возвратить ООО "Трансэнергопродукт" (г. Рязань) госпошлину 1000 руб., уплаченную платежным поручением № 1340 от 16.01.2004.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru