Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 10.03.2004 № А54-513/04-С2
<ПОСКОЛЬКУ НОРМЫ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА НЕ СОДЕРЖАТ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СУБЪЕКТА РФ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЯВИТЕЛЕМ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАКОННЫМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 04.06.2004 № А54-513/04-С2 данное решение отменено в части взыскания расходов на оплату услуг адвоката, дело в данной части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2004 г. № А54-513/04-С2

(Извлечение)

Государственное унитарное предприятие Рязанской области "Сапожковская типография" (далее - ГУП РО "Сапожковская типография") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ № 8 по Рязанской области о признании недействительным уведомления инспекции от 28.11.2003 № 1 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В представленном в материалы дела отзыве на заявление ответчик заявленное требование не признал.
Ответчик в судебное заседание не явился, доказательство вручения ответчику извещения о времени и месте судебного разбирательства в материалах дела имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представители заявителя заявленное требование поддержали.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 20.11.2003 ГУП РО "Сапожковская типография" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС РФ № 8 по Рязанской области с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004. Налоговый орган, рассмотрев данное заявление, направил заявителю уведомление от 28.11.2003 № 1 о невозможности применения ГУП РО "Сапожковская типография" с 01.01.2004 упрощенной системы налогообложения на основании подпункта 14 п. 3 ст. 346.12 главы 26.2 части второй НК РФ, что и послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 18, 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей относится к специальным налоговым режимам и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж). Перечень организаций, которые не имеют права применять упрощенную систему налогообложения, предусмотрен п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
В соответствии со ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Согласно заявлению ГУП РО "Сапожковская типография" о переходе на упрощенную систему налогообложения обществом за девять месяцев 2003 г. доходов от реализации товаров (работ, услуг) без НДС и налога с продаж получено в сумме 1143700 руб., средняя численность работников за 2003 г. составила 20 человек, доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 346.12 НК РФ, препятствующих применению заявителю с 01.01.2004 упрощенной системы налогообложения, суду не представлено.
В качестве основания для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения налоговым органом в уведомлении от 28.11.2003 № 1 указано, что доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %.
При этом государственный орган власти и государственное унитарное предприятие инспекция рассматривает в качестве организации.
Между тем подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (статья 66 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В отличие от хозяйственных товариществ и обществ имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (пункт 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Учредителем государственного унитарного предприятия субъекта РФ является субъект Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ имущество государственного унитарного предприятия субъекта РФ принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно уставу (в редакции от 11.04.2003) ГУП РО "Сапожковская типография" является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Учредителем и собственником имущества предприятия является Рязанская область.
В соответствии с уставом предприятия Комитет по управлению государственным имуществом Рязанской области (далее - КУГИ Рязанской области) от имени Рязанской области осуществляет функции собственника имущества предприятия в пределах полномочий, переданных ему субъектом РФ - Рязанской областью, но не передает этому предприятию в хозяйственное ведение какую-либо часть своего имущества.
В связи с тем, что субъект РФ (в данном деле - Рязанская область) не может быть признан организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует указанный термин, и имущество государственного унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит препятствий для применения государственными унитарными предприятиями субъекта РФ упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, у МИ МНС РФ № 8 по Рязанской области отсутствовали законные основания для отказа ГУП РО "Сапожковская типография" в переходе на упрощенную систему налогообложения со ссылкой на положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
На основании изложенного решение МИ МНС РФ № 8 по Рязанской области, изложенное в уведомлении о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения от 28.11.2003 № 1, является незаконным, не соответствующим требованиям ст. 346.12, 346.13 НК РФ и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика-заявителя, в связи с чем требования ГУП РО "Сапожковская типография" подлежат удовлетворению.
Судебные расходы, понесенные заявителем при производстве по настоящему делу, сложились в сумме 8000 руб. (госпошлина в сумме 1000 руб., расходы на оплату услуг адвокатов в сумме 7000 руб.).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы в сумме 8000 руб. следует отнести на ответчика. При этом расходы по оплате госпошлины взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы, согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", освобождены от уплаты госпошлины. В связи с вышеизложенным уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 104 АПК РФ из дохода федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. 167, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной инспекции МНС РФ № 8 по Рязанской области, изложенное в уведомлении от 28.11.2003 № 1, о невозможности применения государственным унитарным предприятием Рязанской области "Сапожковская типография" упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004, проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать незаконным.
2. Обязать Межрайонную инспекцию МНС РФ № 8 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГУП Рязанской области "Сапожковская типография" и признать за ним право применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции МНС РФ № 8 по Рязанской области в пользу ГУП Рязанской области "Сапожковская типография" судебные расходы по оплате услуг адвокатов в сумме 7000 руб.
4. Возвратить ГУП Рязанской области "Сапожковская типография" из федерального бюджета РФ денежные средства в сумме 1000 руб., перечисленные в уплату госпошлины по квитанции Сбербанка РФ от 04.02.2004 представителем ГУП Рязанской области "Сапожковская типография" Ф.
5. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru