Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 25.02.2004 № А54-82/04-С11
<ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ, О ПРИМЕНЕНИИ КОТОРОГО ЗАЯВЛЕНО СТОРОНОЙ В СПОРЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ К ВЫНЕСЕНИЮ СУДОМ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ИСКЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 08.07.2004 Решение от 25.02.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-82/04-С11 в части отказа в удовлетворении требования ОАО "Рязаньгоргаз" к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области отменено, дело в этой части передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, но в ином составе судей. В остальной части Решение от 25.02.2004 оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2004 г. № А54-82/04-С11

(Извлечение)

ОАО "Рязаньгоргаз" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани о взыскании убытков, составляющих задолженность в сумме 8100522,93 руб. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате природного газа в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Судом в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено МУП "Кустовой вычислительный центр" г. Рязани.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил, что исковые требования заявлены им к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области. Кроме того, истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от иска в части требований к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани. Отказ от иска в данной части судом принят.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на исполнение истцом требований Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с указанным законом жители г. Рязани, имеющие право на льготу, оплачивают стоимость поставляемого им природного газа в размере 50 % от установленного тарифа. За период с января 1999 г. по декабрь 1999 г. общий размер понесенных истцом затрат от применения льготного тарифа по оплате природного газа льготной категории граждан составил 8100522,93 руб. Понесенные акционерным обществом убытки не возмещены за счет бюджетных средств.
Финансово-казначейское управление Рязанской области (далее - ФКУ Рязанской области) считает заявленное требование неправомерным, ссылается на то, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" учтены при формировании взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в соответствии с методикой распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Аналогичный порядок передачи средств на реализацию закона сохранен при формировании взаимоотношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области. Расходы на реализацию данного закона учтены при расчете дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и по г. Рязани на 1999 г. составили 34889 тыс. руб.
Кроме того, представитель ФКУ Рязанской области заявил о применении судом срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, поскольку истец уже с 01.01.2000 знал о нарушении его права на возмещение из бюджета произведенных обществом затрат в связи с предоставлением льгот по оплате поставленного гражданам, имеющим право на льготы, природного газа.
Представители ФКУ администрации г. Рязани, Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани поддержали доводы ФКУ Рязанской области, заявив также о применении срока исковой давности.
Представитель МУП "КВЦ" поддержал позицию ответчиков.
Представитель Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани (далее - ФКУ администрации г. Рязани) пояснил суду, что требование заявлено к ФКУ администрации г. Рязани неправомерно, ссылается на то, что согласно подпункту "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе и за поставку газа населению, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Исходя из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ФЗ "О ветеранах" ФКУ администрации г. Рязани считает, что в обязанности органов местного самоуправления не входит возмещение из местных бюджетов выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате стоимости поставленного газа, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, которые должны быть предусмотрены в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани подтвердил наличие задолженности бюджета перед истцом за 1999 г. в заявленной сумме.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что требование истца не подлежит удовлетворению. При этом суд исходил из следующего:
ОАО "Рязаньгоргаз" осуществляет поставку газа жителям г. Рязани, в том числе и лицам, имеющим право на льготы, предусмотренные ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на льготную оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируется органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий должны предоставляться местному бюджету в форме субвенций. Под субвенцией, в соответствии с абз. 11 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, следует понимать бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Рязанской области, на которые ссылаются представители ФКУ Рязанской области, имеют другую направленность - на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Рязанской области с целью гарантирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления (абз. 2 п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ). Дотации из указанного фонда не имеют целевого характера, а направлены на покрытие текущих расходов. В связи с этим выделенные из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Рязанской области дотации, согласно представленным платежным поручениям, не могут быть отнесены на расходы по компенсации льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". Полученные дотации используются муниципальным образованием для финансирования тех расходов, которые предусмотрены бюджетным законодательством в качестве расходов местных бюджетов.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных Федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.
Представленными в материалы дела документами не доказано исполнение обязанности субъектом РФ по компенсации расходов, связанных с предоставлением истцом льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы. Поскольку финансирование затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (в том числе и поставка газа) ФЗ "О ветеранах", возложено на субъекты РФ, ответчиком по данному делу является субъект РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области.
Фактический размер убытков ОАО "Рязаньгоргаз" за 1999 год в заявленной сумме подтверждается актами сверки от 13.09.1999 и от 16.03.2000, составленными между истцом и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани. Спора по суммам убытков у сторон не имеется.
Ответчик заявил о применении судом срока исковой давности. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона РФ № 1734-1 от 10.10.1991 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2000) ст. 12 Бюджетного кодекса РФ (действующего с 01.01.2000) годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, поэтому результаты его исполнения известны по истечении года.
Учитывая изложенное, истец, начиная с 01.01.2000, уже знал о нарушенном праве на возмещение истцу затрат, связанных с предоставлением в 1999 году льгот по оплате газа гражданами, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
На основании изложенного, учитывая норму ст. 196 ГК РФ, срок исковой давности по требованию истца истек в январе 2003 г. Поскольку истцом срок исковой давности пропущен, исковые требования, согласно ст. 199 ГК РФ, не подлежат удовлетворению.
В части требований к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани производство по делу следует прекратить на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом истца от иска к данным лицам.
Расходы по госпошлине относятся на истца и составляют, согласно ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине", 52102,61 руб. Излишне уплаченная истцом госпошлина в сумме 40927,13 руб. подлежит возврату истцу, согласно ст. 104 АПК РФ, в сумме 40927,13 руб.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 104, 110, 151, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования ОАО "Рязаньгоргаз" к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области отказать.
2. В части требований к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани и Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани производство по делу прекратить.
3. Возвратить открытому акционерному обществу "Рязаньгоргаз", расположенному по адресу: г. Рязань, ул. Семашко, д. 18, из дохода федерального бюджета РФ излишне уплаченную по платежному поручению № 457 от 28.07.2003 госпошлину в сумме 40927 руб. 13 коп.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru