Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 16.02.2004 № А54-4998/03-С11
<ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КОМПЕНСАЦИИ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВЕТЕРАНАХ" УДОВЛЕТВОРЕНЫ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ СУБЪЕКТА РФ - РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ ФИНАНСОВО-КАЗНАЧЕЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 13.04.2004 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2004 г. № А54-4998/03-С11

(Извлечение)

Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление № 14" г. Рязани (далее - МУП "ЖЭУ № 14") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Финансово-казначейскому управлению Рязанской области (третьи лица: Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани, Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани) о взыскании задолженности в сумме 940922 руб. 51 коп. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и капитальному ремонту жилищного фонда в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Судом в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены: Министерство финансов РФ, МУП "Кустовой вычислительный центр" г. Рязани, МУ ЖКХ "Дирекция единого заказчика" г. Рязани.
Представитель МУ ЖКХ "Дирекция единого заказчика" (далее - МУ ЖКХ "ДЕЗ") в судебное заседание не явился, доказательства вручения МУ ЖКХ "ДЕЗ" извещения о месте и времени рассмотрения дела в материалах дела имеются.
В соответствии с ч. 1 ст. 123, ч. 5 ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие МУ ЖКХ "ДЕЗ", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил, что исковые требования заявлены им к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на исполнение муниципальным предприятием требований Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с указанным законом жители г. Рязани, имеющие право на льготу, оплачивают жилье и капитальный ремонт в размере 50 % от установленного тарифа. За период с января 2002 г. по декабрь 2002 г. общий размер понесенных предприятием фактических затрат от применения льготного тарифа по оплате жилья и капитального ремонта составил 940922 руб. 51 коп. Понесенные предприятием убытки не возмещены за счет бюджетных средств.
Представитель истца указал на то, что Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани проверены и подтверждены данные о затратах истца за 2002 год по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Финансово-казначейское управление Рязанской области (далее - ФКУ Рязанской области) считает заявленное требование неправомерным, ссылается на то, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" учтены при формировании взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в соответствии с методикой распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Аналогичный порядок передачи средств на реализацию закона сохранен при формировании взаимоотношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области. Расходы на реализацию данного закона учтены при расчете дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от регулирующих налогов по единой методике для всех местных бюджетов, исходя из общего числа лиц, подпадающих под действие данного закона и норматива расходов на одного ветерана. ФКУ Рязанской области ссылается на то, что в 2002 г. из средств фонда финансовой поддержки муниципальному образованию - г. Рязань целевым назначением перечислено 5448000 руб.
ФКУ Рязанской области указывает на то, что законом об областном бюджете на 2002 год утверждены размеры субсидий и субвенций, выделяемые из фонда компенсаций и направляемые на финансирование ФЗ "О ветеранах"; на установление муниципальным образованием тарифов по оплате жилья и капитального ремонта в меньшем размере в сравнении с тарифом, установленным по области, что, по мнению ФКУ Рязанской области, влияет на величину предъявляемых к взысканию убытков.
В заседании представитель ФКУ Рязанской области объяснил, что порядок направления и расходования средств, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах", установлен с 2003 г.
Представитель ответчика заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления социальной защиты населения администрации Рязанской области. В удовлетворении ходатайства судом отказано, поскольку распоряжением главы администрации Рязанской области от 27.01.2004 № 9-р полномочия по проведению мероприятий по выверке обоснованности требований по искам о возмещении расходов в соответствии с ФЗ "О ветеранах" возложены также и на Финансово-казначейское управление Рязанской области - лицо, участвующее в данном деле.
Арбитражным судом истцу, ответчику, Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани трижды, в том числе определениями от 11.12.2003 и 22.01.2004, предлагалось составить акт сверки расчетов по финансированию затрат по оплате льгот на содержание жилья в 2002 г. в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Лицами, участвующими в деле, определения суда от 11.12.2003 и 22.01.2004 не исполнены, подписанный трехсторонний акт сверки суду не представлен.
Судом лицам, участвующим в деле, предложено провести судебную экспертизу по представленным расчетам затрат истца за 2002 г. по льготам в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Лица, участвующие в деле, от проведения экспертизы отказались.
В материалы дела представлен акт сверки расчетов компенсации разницы в тарифах от предоставления льгот по оплате содержания жилья за 2002 год гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах", от 02.02.2004, составленный истцом и третьим лицом - Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани.
Представители ФКУ Рязанской области и Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани подтвердили, что ФКУ Рязанской области проверку предъявленных истцом расчетов проводило с выездом в МУП "ЖЭУ № 14", однако акт сверки подписывать отказалось.
Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани (далее - ФКУ администрации г. Рязани) считает, что требование заявлено правомерно, ссылается на то, что согласно подпункту "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы от предоставления льгот по оплате жилья и капитального ремонта, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Исходя из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ФЗ "О ветеранах" ФКУ администрации г. Рязани считает, что в обязанности органов местного самоуправления не входит возмещение из местных бюджетов выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилья и капитального ремонта, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, которые должны быть предусмотрены в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ.
Решением Рязанского областного суда от 06.05.2003 признаны недействующими статья 24 Закона Рязанской области "Об областном бюджете на 2002 год", в части предписания органам местного самоуправления предусмотреть в бюджетах районов и городов учтенные при установлении межбюджетных отношений, в том числе при расчете дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от регулирующих налогов, расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 262404 тыс. руб. и Приложение 26 к данному Закону с момента вступления решения в законную силу. В связи с этим ФКУ администрации г. Рязани считает несостоятельными доводы ФКУ Рязанской области о наделении в 2002 г. органа местного самоуправления государственными полномочиями по реализации ФЗ "О ветеранах" с выделением средств на эти цели. Денежные средства, перечисленные муниципальному образованию из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО) по представленным в дело платежным поручениям, подлежали использованию для финансирования текущих расходов, финансирование которых должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством из местного бюджета, а не для реализации Федерального закона "О ветеранах".
Представитель Минфина РФ пояснил, что расходы по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", возмещаются понесшим их организациям исключительно за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани подтвердил наличие задолженности бюджета перед заявителем за 2002 г. в заявленной сумме.
Представитель МУП "Кустовой вычислительный центр" подтвердил наличие задолженности бюджета перед заявителем за 2002 г.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению.
МУП "ЖЭУ № 14" осуществляет содержание, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт муниципального жилищного фонда и территорий домовладений г. Рязани в соответствии с договором с администрацией города от 01.08.1999. Сбор платежей жильцов домов МУП "ЖЭУ № 14" осуществляет в соответствии с договором от 02.08.1999.
В соответствии с подпунктом "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на льготную оплату жилья возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируется органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий должны предоставляться местному бюджету в форме субвенций. Под субвенцией, в соответствии с абз. 11 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, следует понимать бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Рязанской области, на которые ссылаются представители ФКУ Рязанской области, имеют другую направленность, на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Рязанской области с целью гарантирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления (абз. 2 п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ). Дотации из указанного фонда не имеют целевого характера, а направлены на покрытие текущих расходов. В связи с этим, выделенные из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Рязанской области дотации, согласно представленным платежным поручениям, не могут быть отнесены на расходы по компенсации льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". Полученные дотации используются муниципальным образованием для финансирования тех расходов, которые предусмотрены бюджетным законодательством в качестве расходов местных бюджетов.
Доводы представителей ФКУ Рязанской области о включении в компенсацию затрат по предоставлению населению г. Рязани льготных тарифов на оплату жилья отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов неправомерны, так как указанные отчисления не подлежат использованию в качестве финансирования передаваемых на нижестоящий бюджетный уровень государственных полномочий по реализации требований Федерального закона РФ "О ветеранах". Пунктом 1 статьи 60 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов по отчислениям от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ, отнесены к налоговым доходам местных бюджетов (ст. 61 БК РФ). Ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ на основании ст. 41, 44, п. 3 ст. 60 и ст. 62 БК РФ являются неналоговыми доходами местных бюджетов.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных Федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области. Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате жилья не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации затрат предприятия, связанных с оплатой жилья. Довод ответчика о влиянии установления меньшего размера тарифа на величину предъявляемой к взысканию суммы материалами дела не подтвержден.
Представленными в материалы дела документами не доказано исполнение обязанности субъектом РФ по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.
Фактический размер убытков МУП "ЖЭУ № 14" за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 составил 940922 руб. 51 коп. Данное обстоятельство подтверждено муниципальным заказом администрации г. Рязани на 2002 год, отчетом о выполнении заказа администрации г. Рязани за 2002 г., ведомостями выпадающих доходов от предоставления льгот за 2002 г., а также актом взаимной сверки расчетов льгот, предоставленных в 2002 году, составленным Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани и МУП "ЖЭУ № 14" 02.02.2004, сведениями о суммах компенсаций разницы в тарифах за жилье в связи с предоставлением льгот за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
Довод ответчика о том, что по искам иных предприятий решениями Арбитражного суда с казны субъекта РФ - Рязанской области взысканы убытки по компенсации выпадающих доходов от предоставления льгот в размере, превышающем ассигнования, предусмотренные законом об областном бюджете на 2002 год на финансирование ФЗ "О ветеранах", что исключает удовлетворение иска, является несостоятельным, поскольку взыскание с казны Рязанской области денежных средств по решению суда в пользу иных организаций не является исполнением обязанности субъекта РФ перед МУП "ЖЭУ № 14".
Не может быть признан обоснованным довод ответчика о несоответствии данных отчета о прибылях и убытках за 2002 г. сумме заявленных к взысканию убытков, поскольку извлечение истцом доходов в результате осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, и получение прибыли по итогам хозяйственной деятельности за определенный период не освобождает субъект РФ от обязанности по финансированию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Довод ответчика о том, что списки льготников, представленные МУП "ЖЭУ № 14" (по состоянию на 25.12.2003) и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани (по состоянию на 17.12.2003), различаются как в количественном, так и в качественном составе граждан, является несостоятельным.
Как пояснили представители МУП "ЖЭУ № 14" и Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани, указанные списки стали составляться только с 2003 года, в 2002 году такие списки не составлялись. Поскольку количество граждан, имеющих право на льготы, с течением времени в силу объективных причин изменяется, распространять действие данных списков на 2002 год безосновательно.
Кроме того, список граждан, имеющих право на льготы по оплате жилья в соответствии с ФЗ "О ветеранах", не тождественен списку граждан, фактически получивших указанные льготы на основании названного федерального закона.
Поскольку учет изменений в количественном составе семей льготников, а также сведения о получении или утрате права на льготы ведется МУП "ЖЭУ № 14" на специальных карточках, при проверке предъявленных истцом расчетов, проводившейся представителями ФКУ Рязанской области и Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани с выездом в МУП "ЖЭУ № 14", использовалась информация, содержащаяся именно в этих карточках.
По результатам указанной проверки был составлен акт взаимной сверки расчетов льгот, предоставленных в 2002 году, однако от подписания данного акта ответчик отказался.
Таким образом, ФКУ Рязанской области не было лишено возможности проверить достоверность расчетов истца по всем представленным документам, справкам, ведомостям.
Проведенной в судебном заседании проверкой по спорным льготникам (по списку граждан, имеющих право на льготы по оплате жилья в соответствии с ФЗ "О ветеранах") выявлено, что часть из них проживает вне территории, обслуживаемой МУП "ЖЭУ № 14", другая часть имеет право на данную льготу. Проверкой также установлено, что часть граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья, не заявляла свое право и не пользуется указанной льготой.
Таким образом, МУП "ЖЭУ № 14" были заявлены к возмещению расходы, связанные с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", по оплате жилья и капитальному ремонту жилищного фонда гражданам, которые имеют право на льготу, проживают на территории, обслуживаемой МУП "ЖЭУ № 14", заявили право на льготу и зарегистрировались в МУП "ЖЭУ № 14", т.е. фактически пользовались льготой.
Суммы, указанные в акте сверки расчетов по финансированию затрат по оплате льгот на содержание жилья в 2002 г. в соответствии с ФЗ "О ветеранах" между истцом и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани от 02.02.2004, никем не опровергнуты.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из того, что субъектом РФ не доказан факт исполнения возложенных на него законом обязательств, понесенные истцом расходы, связанные с исполнением ФЗ "О ветеранах", подтверждены представленными в дело документами, суд пришел к выводу о правомерности заявленного истцом требования, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика - Финансово-казначейское управление Рязанской области, однако взысканию не подлежат, поскольку ответчик, согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления из средств бюджета Рязанской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление № 14" г. Рязани убытки в сумме 940922 руб. 51 коп. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru