Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 13.02.2004 № А54-65/04-С11
<ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЯЗАНИИ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ВОЗВРАТИТЬ ИСТЦУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЙ НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И НАЧИСЛИТЬ ПРОЦЕНТЫ ЗА НЕВОЗВРАЩЕННЫЕ В СРОК СУММЫ НАЛОГА ПОДЛЕЖИТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 30.06.2004 Решение от 13.02.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-65/04-С11 оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. № А54-65/04-С11

(Извлечение)

Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ, в лице Сасовского отделения № 2621 СБ РФ, обратился в Арбитражный суд с иском к межрайонной инспекции МНС РФ № 4 по Рязанской области об обязании ответчика возвратить истцу излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств в размере 8118,36 руб. и начислить проценты за невозвращенные в срок суммы налога в размере 1135,64 руб.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об увеличении суммы иска в части требования о взыскании процентов до 1242,44 руб. Увеличение суммы иска судом принято. Кроме того, представитель заявителя уточнил, что данные требования заявлены в порядке главы 24 АПК РФ и фактически заявитель просит признать незаконным бездействие межрайонной ИМНС РФ № 4 по Рязанской области, выразившееся в невозврате заявителю излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 гг., и просит обязать налоговый орган возвратить заявителю излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств в размере 8118,36 руб. и начислить проценты за невозвращенные в срок суммы налога в размере 1242,44 руб. за период с 31.01.2003 по 15.01.2004.
В обоснование заявленных требований истец указал, что им был уплачен налог с владельцев транспортных средств в размере, определенном законодательством Рязанской области. В связи с принятием Конституционным Судом РФ определения от 10.04.2002 № 107-О истцом представлена дополнительная декларация, согласно которой налог с владельцев транспортных средств с учетом деноминации уменьшился. Разница между уплаченной истцом суммой налога и суммой, фактически подлежащей уплате за 2000 - 2002 гг., является излишне уплаченной суммой, которую истец просит обязать ответчика возвратить.
Межрайонная инспекция МНС РФ № 4 по Рязанской области с заявленными требованиями не согласилась, считая их необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя, налогового органа, Арбитражный суд считает, что требование истца является обоснованным и подлежит удовлетворению частично. При этом суд исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что на балансе истца на 2000 г. находилось 10 автотранспортных средств, в 2001 г. - 11 автотранспортных средств и в 2002 г. - 16 автотранспортных средств, в связи с чем истец является плательщиком налога с владельцев транспортных средств. В 2000 - 2002 гг. истцом в межрайонную ИМНС РФ № 5 по Рязанской области по месту своего учета были представлены декларации по налогу с владельцев транспортных средств за указанный период, согласно которым к уплате за 2000 г. подлежал налог в сумме 547,2 руб., за 2001 г. - в сумме 887,02 руб. и за 2002 г. - в сумме 5703 руб., исчисленный исходя из ставок налога, предусмотренных ст. 5 Закона Рязанской области от 24.09.1997 № 53.
За 2000 г. истцом фактически налог с владельцев транспортных средств был уплачен в сумме 547,2 руб., за 2001 г. - в сумме 887,02 руб., за 2002 г. - в сумме 6711 руб. (по платежным поручениям № 15187 от 17.05.2000, № 001:000026:24/1 от 24.10.2001, № 001:000198:16/1 от 16.10.2001, № 151 от 22.06.2001, № 29174 от 25.12.2002, № 25648 от 30.12.2002, № 001:000061:20/0 от 20.05.2002, № 23548 от 11.11.2002, № 001:000002:17/0 от 17.01.2002). Указанная сумма поступила в доход дорожного фонда Рязанской области, что подтверждено документами, представленными в материалы дела. Из указанной суммы заявителю налоговым органом было возвращено 24 руб.
10.12.2002 заявителем в налоговый орган были представлены уточненные декларации по спорному налогу за 2000 - 2002 гг. и одновременно заявлено о возврате из бюджета налога с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 гг. в сумме 7385,59 руб., из которых 546,37 руб. за 2000 г., 886,27 руб. - за 2001 г., 5952,95 руб. - за 2002 г.
25.12.2002 заявителем была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по спорному налогу за 2002 г. и заявлено о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в сумме 503,91 руб.
30.12.2002 заявителем в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 г. и одновременно заявлено о возврате из бюджета налога в сумме 228,86 руб.
Согласно указанным уточненным налоговым декларациям по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 гг. данный налог был исчислен истцом исходя из ставок, определенных ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", и с учетом деноминации. Согласно указанным декларациям налог подлежал уплате в бюджет в сумме 83 коп. за 2000 год, в сумме 75 коп. - за 2001 год и в сумме 1 руб. 28 коп. - за 2002 г.
Поскольку налоговый орган не произвел в установленный срок запрошенные истцом из бюджета суммы налога, истец и обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Ссылки истца на необходимость деноминации ставок и перерасчет в связи с этим уплаченных им в 2000 - 2002 гг. сумм налога с владельцев транспортных средств суд считает несостоятельными, поскольку изменение ставок возможно только в установленном порядке. В соответствии с пунктом 1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлены ставки налога в рублях с каждой лошадиной силы. В установленном порядке изменений в Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" не вносилось. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 № 1182, на которое ссылается истец, касалось перерасчета платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженностей по этим платежам по состоянию на 01.01.1998 исходя из нового масштаба цен. В данном случае речь идет об уплате налога за 2000 - 2002 гг.
С учетом изложенного требование заявителя об обязании налогового органа возвратить ему налог с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 гг. с учетом перерасчета ставок в связи с изменением нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен является неправомерным.
Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", Законом Рязанской области от 24.09.1997 № 97-ОЗ были установлены ставки налога с владельцев транспортных средств, которые были выше ставок, определенных ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Определением Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 № 104-О установлено, что положение пункта 5 статьи 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда РФ от 08.10.1997, от 11.11.1997 и от 30.01.2001, утрачивают силу и не подлежат применению как не соответствующие Конституции РФ, ее статьям 57 и 75 (части 3).
В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
В связи с принятием Конституционным Судом РФ Определения от 10.04.2002 № 104-О создается новая редакция ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", которая улучшает положение налогоплательщиков, и закон Рязанской области (ст. 5) таким образом с 10.04.2002 противоречит ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 13 АПК РФ Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, налог с владельцев транспортных средств, подлежащий уплате истцом в 2002 г., следует исчислять исходя из ставок, предусмотренных ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации". Исходя из представленных истцом документов, указанная сумма налога с владельцев транспортных средств составляет за 2002 г. 1198,65 руб. по следующим автотранспортным средствам:
автомобиль Коналю-УАЗ-3153, мощность двигателя 84 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль УАЗ-3962, мощность двигателя 100 л.с., ставка 2 руб.;
автомобиль УАЗ-31514, мощность двигателя 92 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль УАЗ-3962, мощность двигателя 92 л.с., ставка 2 руб.;
автомобиль УАЗ-31514, мощность двигателя 76 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль ВАЗ-21213, мощность двигателя 71 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль ВАЗ-021070, мощность двигателя 71,4 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль УАЗ-31512, мощность двигателя 76 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль УАЗ-31514 (Коналю 29286), мощность двигателя 84 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль ВАЗ-212180, мощность двигателя 78,9 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль ГАЗ-311000, мощность двигателя 100 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль ВАЗ-21070, мощность двигателя 71,4 л.с., ставка 0,5 руб.;
автомобиль УАЗ-396259, мощность двигателя 84 л.с., ставка 2 руб.;
автомобиль УАЗ-421800, мощность двигателя 84 л.с., ставка 2 руб.;
автомобиль ВАЗ-21213, мощность двигателя 76,3 л.с., ставка 0,5 руб.
Таким образом, истцом налог с владельцев транспортных средств за 2002 г. излишне уплачен в сумме 5488,35 руб. (6711 - 24 - 1198,65).
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не предусмотрено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленному тому же бюджету (внебюджетному фонду) возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
По данным лицевого счета истца по налогам, уплачиваемым в дорожный фонд, у истца не имеется задолженности по налогам и пени, уплачиваемым в дорожный фонд и в бюджет Рязанской области.
Учитывая изложенное и норму ст. 78 НК РФ, излишне уплаченная истцом сумма налога с владельцев транспортных средств за 2002 г. в сумме 5488,35 руб. подлежит возврату истцу налоговым органом (истцом по делу). В данном случае переплата по спорному налогу у заявителя возникла по лицевому счету после представления уточненных налоговых деклараций, т.е. после 27.08.2003.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Заявителем было подано заявление в налоговый орган на возврат налога за 2002 г. 10.12.2002, 25.12.2002, 30.12.2002. Учитывая норму п. 9 ст. 78 НК РФ, на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в течение месяца со дня получения заявления истца, подлежат начислению проценты в общей сумме 884,32 руб. за период с 31.01.2003 (с даты, с которой заявил истец) по 15.01.2004 исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 21 % с 31.01.2003 по 16.02.2003, 18 % - с 17.02.2003 по 20.06.2003, 16 % - с 21.06.2003 по 14.01.2004, 14 % - за 15.01.2004 согласно следующему расчету:
с 31.01.2003 по 16.02.2003 - 54,43 руб.(5488,35 х 21 % : 360 х 17 дней);
с 17.02.2003 по 20.06.2003 - 330,15 руб.(5488,35 х 18 % : 360 х 122 дня);
с 21.06.2003 по 14.01.2004 - 497,61 руб.(5488,35 х 16 % : 360 х 204 дня);
15.01.2004 -1 день -2,13 руб. (5488,35 х 14 % : 360 х 1 день).
В соответствии со ст. 3.1 Закона Рязанской области от 25.12.2001 № 88-ОЗ (в редакции от 04.04.2002) средства территориального дорожного фонда Рязанской области консолидированы в областном бюджете. Учитывая изложенное, истцу следует возвратить излишне уплаченную сумму налога с владельцев транспортных средств в сумме 5488,35 руб. и проценты в сумме 884,32 руб. за счет средств территориального дорожного фонда Рязанской области, входящего в состав бюджета Рязанской области.
В остальной части иска следует отказать.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований - на истца в сумме 319,1 руб. (31,91 %), на ответчика в сумме 680,9 руб. (68,09 %). Госпошлина, отнесенная на ответчика, взысканию не подлежит, поскольку налоговые органы, согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", освобождены от уплаты госпошлины. Заявителем при подаче иска госпошлина уплачена в сумме 462,7 руб.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Бездействие Межрайонной инспекции МНС России № 4 по Рязанской области по возврату АК Сбербанку РФ в лице Сасовского отделения № 2621 по возврату излишне уплаченного налога, проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать незаконным в части возврата излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год.
2. Обязать Межрайонную инспекцию МНС России № 4 по Рязанской области возвратить акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ в лице Сасовского отделения № 2621 СБ РФ, за счет средств территориального дорожного фонда Рязанской области, консолидированных в бюджете Рязанской области, излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств в сумме 5488 руб. 35 коп. и проценты в размере 884 руб. 32 коп.
В остальной части иска - отказать.
2. Возвратить АК Сбербанку РФ в лице Сасовского отделения № 2621 СБ РФ (Рязанская область, г. Сасово) из дохода федерального бюджета РФ 143 руб. 60 коп., перечисленных в уплату госпошлины по платежному поручению № 33148 от 11.12.2003.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru