Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 04.02.2004 № А54-5101/03-С7
<НИКТО НЕ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОХРАНЯЕМЫЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОВАРНЫЙ ЗНАК БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2004 г. № А54-5101/03-С7

(Извлечение)

Закрытое акционерное общество "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" (г. Москва) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к закрытому акционерному обществу "Русская алкогольная компания ЛТД" Рязанской области об обязании ответчика прекратить использование в гражданском обороте этикетки напитка "GI№ & TONIC/ДЖИН & ТОНИК", сходной до степени смешения с товарным знаком истца по свидетельству № 166395, и обязании ответчика опубликовать судебное решение в журнале "Товары и цены" в разделе "Алкогольные напитки".
Истец исковые требования поддерживает и в обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства:
- ЗАО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" является владельцем прав на этикетку "GI№ & TONIC/ДЖИН-ТОНИК", зарегистрированную в качестве товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ от 31.07.1998 - свидетельство № 166395;
- Ответчиком нарушаются исключительные права истца на этикетку по свидетельству № 166395, поскольку этикетка ответчика "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC" сходна до степени смешения с этикеткой истца, в этикетке ответчика использованы все основные приемы построения этикетки истца, а именно: художественное решение центрального элемента этикетки; оригинальное графическое решение словесного элемента "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC", художественное оформление поля этикетки, по которому разбросаны графические элементы: закручивающиеся в спираль ломаные линии и звезды; цветовое решение поля этикетки и ее отдельных элементов: темно-синий, красный, желтый, белый.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.
В соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ дело слушается в отсутствие ответчика, при наличии данных о вручении ему документов с извещением о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, Арбитражный суд Рязанской области находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено:
ЗАО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" является владельцем прав на этикетку "GI№ & TONIC+ДЖИН-ТОНИК", зарегистрированную в качестве товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ от 31.07.1998 - свидетельство № 166395. Приоритет от 19.12.1996. Этикетка зарегистрирована в отношении 33 класса товаров Международного Классификатора Товаров и услуг (далее - МКТУ) - "алкогольные напитки на базе джина с добавлением тоника" и охраняется в темно-синем, серо-синем, золотистом, белом и желтом сочетании.
Кроме того, права истца в отношении данной этикетки защищены свидетельством на словесные знаки "Очаково" № 157134 и "Ochakovo" № 206730 и № 206521, зарегистрированные в том числе в отношении 33 класса МКТУ - "алкогольные напитки (за исключением пива)".
В феврале 2001 г. истца привлекла реклама слабоалкогольного напитка "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC" производства ЗАО "Русская алкогольная компания ЛТД" (ответчик), опубликованная в еженедельнике "Товары и цены" № 5 за 2001 г. Рекламируемая продукция была снабжена этикеткой, сходной до степени смешения с товарным знаком истца по свидетельству № 166395. Поскольку ответчик продолжал изготавливать напиток "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC", маркируя его этикеткой, сходной до степени смешения с товарным знаком истца по свидетельству № 166395; продавать и предлагать его к продаже, в том числе через Интернет, в стеклянных и пластиковых бутылках емкостью по 0,33 и 1,5 л., урегулировать спорную ситуацию мирным путем не удалось, истец обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц.
В силу ст. 2 вышеназванного закона правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации (далее - регистрация) в порядке, установленном настоящим законом, или в силу международных договоров РФ. Право на товарный знак охраняется законом.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" является владельцем товарного знака на этикетку "GI№ & TONIC+ДЖИН-ТОНИК", которая зарегистрирована в качестве товарного знака в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ от 31.07.1998, и ему выдано свидетельство № 166395. Приоритет товарного знака от 19.12.1996. Этикетка зарегистрирована в отношении товаров 33 класса - алкогольные напитки на базе джина с добавлением тоника. Неохраняемые элементы: все буквы, цифры, слова, кроме "Очаково". Товарный знак охраняется в темно-синем, серо-синем, красном, золотистом, белом, желтом цветовом сочетании.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.
Однако исключительное право собственности истца на товарный знак нарушено ответчиком путем использования без разрешения правообладателя в гражданском обороте обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком истца в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, на этикетке товара "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC", который производится ответчиком и предлагается к продаже.
Данное обстоятельство подтверждается представленными истцом доказательствами, в том числе обеспеченными протоколом о производстве письменных доказательств от 09.04.2003.
Как усматривается из материалов дела, к отличительным особенностям этикетки по свидетельству № 166395, влияющим на восприятие и создающим у потребителя запоминающийся образ, относятся:
1. Художественное решение центрального элемента, состоящего из трех частей:
- Квадрата красного цвета с наложенной на него надписью "GI№ & TONIC". Квадрат имеет окантовку в виде узкой полосы белого цвета и проходящей поверх нее широкой полосы желтого цвета. Словесные элементы "GI№ & TONIC" выполнены оригинальным жирным шрифтом белого цвета с окантовкой букв контрастным цветом, что зрительно придает обозначению объем.
- Расположенного под квадратом узкого прямоугольника красного цвета с наложенной на него надписью "ДЖИН-ТОНИК", выполненной белым цветом. Прямоугольник имеет окантовку в виде полосы золотистого цвета.
- Композиции, состоящей из изобразительного элемента в виде окружности белого цвета и надписи "Очаково", выполненной белым цветом по вогнутой кривой.
2. Художественное решение поля этикетки, по которому разбросаны графические элементы: закручивающиеся в спираль ломаные линии, звезды, волнообразные параллельные линии и стилизованные изображения пузырей и долек цитрусовых фруктов.
3. Цветовое решение поля этикетки и его отдельных элементов: темно-синий, серо-синий, красный, золотистый, белый, желтый.
Анализ существенных признаков этикетки напитка "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC" производства ответчика и этикетки истца показывает, что этикетка ответчика сходна до степени смешения с этикеткой истца.
Согласно п. 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом от 05.03.2003 № 32 Российского агентства по патентам и товарным знакам, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Из анализа этикетки ответчика следует, что в этикетке ответчика использованы все основные приемы построения этикетки истца, в частности:
1. Художественное решение центрального элемента, представляющего собой композицию из квадрата красного цвета, с наложенной на него надписью "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC", расположенного под квадратом узкого прямоугольника красного цвета, с наложенной на него надписью белого цвета "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC" композиции, состоящей из информационного элемента, имеющего округлую форму, и надписи, выполненной белым цветом по вогнутой кривой.
2. Оригинальное графическое решение словесного элемента "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC".
3. Художественное оформление поля этикетки, по которому разбросаны графические элементы: закручивающиеся в спираль ломаные линии и звезды.
4. Цветовое решение поля этикетки и ее отдельных элементов: темно-синий, красный, желтый, белый.
Несмотря на то, что обозначение "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC" является неохраноспособным, тем не менее совпадение таких элементов, включенных в состав этикетки, усиливает сходство сравниваемых обозначений. Эффект сходства дополнительно усиливается за счет шрифтового решения логотипа "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC" с ярко выраженной контурной линией и стилем написания букв, заимствованных из этикетки истца.
Суд считает, что использование перечисленных выше приемов создает образ продукции, сходный до степени смешения с продукцией истца.
Этикетка ответчика и товарный знак истца используются в отношении однородных товаров - слабоалкогольного газированного напитка "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC".
Ответчик предлагает к продаже напиток, в том числе в пластмассовых бутылках, форма которых копирует форму бутылок, используемых истцом, что еще больше усиливает сходство продукции, выпускаемой различными предприятиями.
Согласно ст. 46 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.
Поскольку ответчиком рекламировался товар - слабоалкогольный напиток "ДЖИН-ТОНИК/GI№ & TONIC", в еженедельнике "Товары и цены" № 5 за 2001, истец просит суд обязать ответчика опубликовать судебное решение именно в этом печатном издании.
Учитывая те обстоятельства, что материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком исключительного права собственности истца на товарный знак по свидетельству № 166395, обстоятельства, на которых основаны требования истца, ответчиком не оспорены, защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака предусмотрена законом в виде прекращения нарушения и публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины следует отнести на ответчика.

28 января 2004 г. Дело № А54-5101/03-С7

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Обязать ЗАО "Русская алкогольная компания ЛТД", Рязанская область, Шиловский район, с. Аделино, прекратить использование в гражданском обороте этикетки напитка "GI№ & TONIC/ДЖИН & ТОНИК", сходной до степени смешения с товарным знаком истца по свидетельству № 166395.
2. Обязать ЗАО "Русская алкогольная компания ЛТД", Рязанская область, Шиловский район, с. Аделино, опубликовать судебное решение в журнале "Товары и цены" в разделе "Алкогольные напитки" в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
3. Взыскать с ЗАО "Русская алкогольная компания ЛТД", Рязанская область, Шиловский район, с. Аделино, в пользу ЗАО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" (г. Москва) расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru