Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 19.01.2004 № А54-3155/03-С21
<ПОСКОЛЬКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НЕ БЫЛИ ЗАФИКСИРОВАНЫ И ДОВЕДЕНЫ ДО СВЕДЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, А НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НЕ ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДСТАВИТЬ СВОИ ВОЗРАЖЕНИЯ, СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРАВОМЕРНО ПРИШЕЛ К ВЫВОДУ, ЧТО НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ НАРУШЕНЫ ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЕГО К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2004 № А54-3155/03-С21 Решение от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 19.01.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-3155/03-С21 в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ № 2 по г. Рязани (в настоящее время Межрайонная инспекция МНС РФ № 2 по г. Рязани) от 04.08.2003 № 10-05/1115-дсп о доначислении налога на прибыль в сумме 158124 руб. 05 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 17191 руб. 19 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 914674 руб. и 379603 руб. 18 коп. пени, привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 31624 руб. 81 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 182934 руб. 80 коп. и предложения ОАО "НТП "Нефтехиммашсистемы" уплатить эти налоговые санкции, а также в части возврата госпошлины в сумме 1000 руб. отменены и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. В остальном судебные акты оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2004 г. № А54-3155/03-С21

(Извлечение)

ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" обратилось в Арбитражный суд с заявлением к ИМНС России № 2 по г. Рязани о признании частично недействительным решения № 10-05/1115-дсп от 04.08.2003 и недействительным требования № 4201 от 04.08.2003.
Решением Арбитражного суда от 19.11.2003 заявление удовлетворено, решение налогового органа в оспариваемой части признано незаконным, как не соответствующее Налоговому кодексу РФ; требование об уплате налога по состоянию на 04.08.2003 также признано недействительным.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция МНС России № 2 по г. Рязани (правопреемник ИМНС России № 2 по г. Рязани согласно приказу УМНС РФ по Рязанской области от 17.07.2003 № 03-06-08/107) просит состоявшийся судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новое решение.
Заявитель жалобы указывает на то, что в связи с тем, что ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" на основании заключенных договоров с предприятиями поставляло им научно-техническую продукцию, а не выполняло научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и у ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" объем научно-технической продукции составил в первом квартале 2001 г. менее 70 % общего объема выполненной продукции (работ, услуг), следовательно, применение льготы по НДС, по оборотам от реализации научно-технической продукции (пп. 16, п. 3 ст. 149 НК РФ) неправомерно.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИМНС России № 2 по г. Рязани проведена выездная налоговая проверка ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2001 по 30.06.2002, которой установлено, что предприятием занижен налог на прибыль за 2001 год на 172534 руб. Также в ходе проверки установлено, что ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" занизило НДС, подлежащей взносу в бюджет за проверяемый период на 926080 руб., в т.ч. на основании договоров и в нарушение подпункта 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ предприятие неправомерно применило льготу по НДС, в результате чего недоначислено НДС в бюджет в размере 914674 руб. за январь, февраль, март 2001 года.
По результатам проверки составлен акт от 14.04.2003 № 10-05/356-дсп и принято решение о привлечении ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату за проверяемый период сумм налогов, в т.ч. неполную уплату НДС в бюджет за январь, февраль, март 2001 года и уплату неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов).
Из материалов дела следует, что в налоговой декларации по НДС за март 2001 г. ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" отразило в приложении "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), а именно - научно-технической продукции
в январе 2001 г. - 2351000 руб.
в феврале 2002 г. - 3099449 руб.
в марте 2001 г. - 1381835 руб.
Налоговый орган пришел к выводу, что ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" в вышеуказанных периодах отразило операции по реализации данной продукции в главной книге по счету 46-9 "Реализация продукции (работ, услуг)" и не начислило НДС с данных операций по реализации и выставило счета-фактуры без выделения в них НДС и отразило их в книге продаж в графе "Продажи, не облагаемые налогом".
Налоговый орган считает, что в связи с тем, что ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" на основании заключенных договоров с предприятиями поставляло им научно-техническую продукцию, а не выполняло НИОКР и у общества объем научно-технической продукции (НТТ) составил в 1 квартале 2001 г. менее 70% общего объема выполненной продукции (работ, услуг), следовательно, применение льготы по НДС по оборотам от реализации научно-технической продукции неправомерно.
По мнению налогового органа, в результате выявленного нарушения подлежит к доначислению в бюджет НДС по ставке 20 % с оборотов по реализации научно-технической продукции: за январь 2001 г. - 470200 руб. (2351000 х 20 %); за февраль 2001 г. - 619890 (3099449 х 20 %); за март 2001 г. - 276367 руб. (1381835 х 20 %), который согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ уменьшается на суммы НДС, уплаченные поставщиком товарно-материальных ценностей, использованных при производстве вышеуказанной продукции: за январь 2001 г. - 113735 руб., за февраль 2001 г. - 266143 руб., за март 2001 г. - 71905 руб.
Арбитражный суд при рассмотрении дела в первой инстанции правомерно посчитал данную позицию налогового органа не основанной на законе.
Подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ освобождение от обложения НДС установлено для операций по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениям образования и науки на основе хозяйственных договоров.
В соответствии со ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" имело свидетельство государственной аккредитации научной организации № 1375 от 29.04.1999, выданное Министерством науки и технологий сроком действия до 29.06.2002.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.
Из п. 3.2 Устава общества следует, что основным видом деятельности общества является разработка конструкторской документации, изготовление, внедрение и сервисное обслуживание новых технических средств и оборудования для химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производств, нефтегазодобывающей и шинной промышленности, объектов котлонадзора и других отраслей.
Согласно пункту 8.1 Устава ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" одним из органов управления общества является научно-технический совет.
Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ РФ № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" свидетельство о государственной аккредитации научной организации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организаций работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Наличие у ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" свидетельства о государственной аккредитации № 375 от 29.06.1999 сроком действия до 29.06.2002 свидетельствует о том, что ОАО является учреждением науки.
В рамках осуществления уставной деятельности обществом были заключены договоры № 160/2000 от 06.12.2000, № 146/2000 от 10.10.2000, № 141/2000 от 01.03.2000, № 196/97 от 02.09.1997, № 145/2000/1086 от 05.10.2000, № 152/2000 от 10.10.2000, № 025/2000 от 09.01.2001, составлены технические задания на выполнение опытно-конструкторских работ. Опытно-конструкторские работы характеризуются разработкой образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд в первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу, что вышеуказанные договоры по существу являются договорами на выполнение опытно-конструкторских работ, поскольку к ним приложены технические задания, спецификации, договорные письма, акты сдачи-приемки и в конечном результате разработаны образцы нового изделия.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявитель правомерно использовал в 2001 году льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 16 п. 3 статьи 149 НК РФ.
Необходимость наличия объема научной и (или) научно-технической деятельности в количестве не менее 70 % общего объема выполняемых научной организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федеральный закон связывает только с условиями необходимости для получения свидетельства о государственной аккредитации.
Подпункт 16 пункта 3 ст. 149 НК РФ связывает право на льготу по НДС исключительно со статусом организации как научного учреждения и с фактом выполнения на основе хозяйственных договоров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанные условия были обществом "Нефтехиммашсистемы" выполнены.
Налоговым же органом не было представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанные работы не относятся к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.
Из материалов дела усматривается также, что налоговый орган при принятии оспариваемого решения № 10-05/1115-дсп от 04.08.2003 нарушил установленный ст. 100, 101 НК РФ порядок привлечения заявителя к налоговой ответственности, поскольку по полученным результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом не составлялся какой-либо документ - акт, справка либо записка о проведенной проверке.
Поскольку дополнительные мероприятия налогового контроля налоговым органом не были зафиксированы и доведены до сведения заявителя, а заявитель не имел возможности представить свои возражения, Арбитражный суд в первой инстанции правомерно пришел к выводу, что налоговым органом нарушены права налогоплательщика и порядок привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренные пунктом 1 статьи 101 НК РФ.
Решение Арбитражного суда от 19.11.2003 является законным и обоснованным, в нем дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда от 19.11.2003 по делу № А54-3155/03-С21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru