Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 14.01.2004 № А54-4697/03-С3
<ПОСКОЛЬКУ ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И УСТАНОВКЕ НАДГРОБНЫХ ПАМЯТНИКОВ ПОГИБШИМ (УМЕРШИМ) ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА ЗАКЛЮЧЕН ОРГАНИЗАЦИЕЙ С МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРСА, ПРИКАЗ ВОЕННОГО КОМИССАРА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ ЗАПРЕТА ПРОИЗВОДИТЬ ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ ЗА АНАЛОГИЧНЫЕ УСЛУГИ ИНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, КРОМЕ ЗАКЛЮЧИВШЕЙ УКАЗАННЫЙ ДОГОВОР, СООТВЕТСТВУЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 06.05.2004 Решение от 14.01.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 15.03.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-4697/03-С3 оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2004 г. № А54-4697/03-С3

(Извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратились ООО "Фирма "Габбро", ООО "Фирма "Мрамор", ООО "Ярд", предприниматель К. с заявлением к Военному комиссариату Рязанской области о признании не соответствующим закону приказа Военного комиссара Рязанской области № 119 от 24 июня 2003 г. в части запрета производить возмещение иным организациям, кроме ЗАО "Военно-мемориальная компания", расходов по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества незаконным и обязать Военного комиссара Рязанской области отменить указанный запрет.
В судебном заседании заявители, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявленные требования уточнили и просили признать приказ Военного комиссара Рязанской области № 119 от 24 июня 2003 г. недействительным, а также обязать Военного комиссара Рязанской области отменить указанный приказ.
Заявители заявили ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Рязанское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, возбудившее в отношении Военного комиссариата Рязанской области дело о нарушении антимонопольного законодательства. Данное ходатайство судом отклонено, поскольку Рязанское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства не является субъектом спорных правоотношений и в силу ч. 1 ст. 51 АПК РФ судебный акт по настоящему делу не может влиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Заявители считают, что приказ Военного комиссара противоречит ст. 8 Конституции РФ, ст. 9, 49 ГК РФ, ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 1, 11 Федерального закона РФ "О погребении и похоронном деле", ст. 18 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", ст. 24 Федерального закона РФ "О ветеранах"; нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. В обоснование требования заявители указали на то, что Военный комиссар своим приказом создал благоприятные условия хозяйствующему субъекту ЗАО "ВМК" в осуществлении деятельности по оказанию услуг по изготовлению и установке надгробных памятников защитникам Отечества и соответственно - дискриминирующие заявителей, а также на то, что законом не предусмотрено проведение конкурса с целью выбора организации для заключения договора на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников защитникам Отечества.
Представитель Военного комиссариата Рязанской области требование не признал, указал на законность и отсутствие противоречий с действующим законодательством оспариваемого приказа Военного комиссара, изданного на основании директивных указаний Генерального штаба ВС РФ и Министерства Обороны РФ.
По ходатайству Военного комиссариата судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ЗАО "Военно-мемориальная компания" (ЗАО "ВМК").
ЗАО "ВМК" правовую позицию Военного комиссариата Рязанской области поддержало.
Как следует из материалов дела, ООО "Фирма "Габбро" (г. Рязань), ООО Фирма "Мрамор" (г. Рязань), ООО "Ярд" (г. Рязань), предприниматель К. (Рязанская область) осуществляют деятельность, связанную с изготовлением и установкой надгробных памятников.
Министерством обороны РФ 28.03.2002 проведен конкурс на размещение заказов на изготовление и установку надгробных памятников за счет средств федерального бюджета умершим военнослужащим, участникам войны, ветеранам военной службы и боевых действий (далее - защитники Отечества).
По результатам рассмотрения конкурсной комиссией заявок участников конкурса победителем признано ЗАО "ВМК", с которым Министерством обороны РФ 03.06.2002 заключен договор на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников.
В соответствии с условиями указанного договора ЗАО "ВМК" приняло на себя обязательства изготавливать надгробные памятники в соответствии с техническими условиями и стоимостными данными, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, а Министерство обороны РФ обязалось производить в централизованном порядке оплату указанных услуг по предъявленным счетом исполнителя за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ в письмах Военным комиссарам субъектов РФ от 12.06.2002, от 28.10.2002 проинформировал их об итогах проведения конкурса и необходимости обеспечения контроля за работой военных комиссариатов по размещению заказов на изготовление и установку надгробных памятников в Военно-мемориальной компании (ее структурных подразделениях) и их своевременной оплатой.
Министр обороны РФ Приказом от 22 декабря 2002 г. № 490 "О совершенствовании организации работы по ритуально-похоронному обеспечению погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" обязал Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить координацию работ и осуществление контроля за деятельностью военных комиссариатов по увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы; разработать порядок определения качественных параметров и требований к надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) защитников Отечества, а также установить порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) указанных граждан и представления документов для оформления изготовления и установки надгробных памятников.
Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ разработан "Порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления изготовления и установки надгробных памятников", доведенный до сведения начальников штабов военных округов, флотов и военных комиссаров субъектов РФ указанием № 315/11/420 от 27.01.2003.
Во исполнение Приказа МО РФ от 22.12.2002 № 490, Указания ГШ ВО РФ от 27.01.2003 № 315/11/420 24.06.2003 Военным комиссаром Рязанской области издан приказ № 119.
Заявители, посчитав положения указанного приказа Военного комиссара противоречащими действующему законодательству и нарушающими их права и законные интересы, обратились в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 16 Положения о военных комиссарах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 № 1372, правовые акты Министерства обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, приказы и директивы командующего войсками военного округа обязательны для исполнения военными комиссарами.
Приказ от 24.06.2003 № 119 издан Военным комиссаром Рязанской области во исполнение Приказа МО РФ от 22.12.2002 № 490, Указания ГШ ВО РФ от 27.01.2003 № 315/11/420.
Указанные акты в установленном законом порядке не признаны недействительными.
В оспариваемом приказе военным комиссарам городов и районов дано указание готовить и представлять к 1 числу каждого месяца в отдел социального и финансового обеспечения Военного комиссариата области Список погибших (умерших) защитников Отечества для изготовления и установки им надгробных памятников только в организациях, заключивших договор с Министерством обороны РФ; принимать от заказчиков, заключивших с "Военно-мемориальной компанией" договор на изготовление и установку надгробных памятников, документы с приложением квитанции формы "БО-13(01)", проверять их, при необходимости дополнять необходимыми документами.
В соответствии с пунктом 3 абзаца 2 приказа начальнику отдела - заместителю военного комиссара (по социальному и финансовому обеспечению) также приказано с 1 по 7 число месяца, следующего за текущим, проверять представляемые военными комиссарами городов и районов документы на изготовление и установку надгробных памятников, оформлять в двух экземплярах Список-заказ в целом за область, и 2-й экземпляр Списка-заказа передавать в "Военно-мемориальную компанию".
Судом установлено, что ЗАО "ВМК" является победителем конкурса, проведенного 28.03.2002 Министерством обороны РФ.
В результате проведения конкурса между победителем - ЗАО "ВМК" и организатором конкурса - Министерством обороны РФ заключен 03.06.2002 договор на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, участникам войны, ветеранам военной службы и боевых действий.
В обоснование требования о признании приказа Военного комиссара Рязанской области № 119 от 24 июня 2003 г. недействительным заявители указали, что услуги по изготовлению и установке надгробных памятников военнослужащим не являются государственной нуждой, дающей право на проведение конкурса с целью выбора организации для заключения договора на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников.
Между тем согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с п. 2 рассматриваемой правовой нормы признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из указанной нормы следует, что до признания в судебном порядке недействительными результатов конкурса либо приказа вышестоящего органа не может быть признан недействительным оспариваемый приказ, в котором воспроизводится обязательное для военных комиссаров указание Генштаба ВС РФ по обеспечению исполнения обязательств, принятых Министерством обороны РФ по договору 03.06.2002, в части оплаты работы (услуг), выполняемых ЗАО "ВМК".
Как видно из материалов дела, что в судебном порядке проведенные (28.03.2002) Министерством обороны РФ торги в форме конкурса заявителями не оспаривались, требование о признании самого конкурса недействительным не заявлялось. Проверка законности и обоснованности результатов конкурса была предметом судебного разбирательства Арбитражного суда г. Москвы по иску ООО "Военно-ритуальный комплекс" к Министерству обороны РФ о признании конкурса на размещение заказов по изготовлению и установке памятников для умерших (погибших) защитников Отечества, а также его результатов недействительными, отказавшего в удовлетворении иска. Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2003 г. решение от 28.11.2002 оставлено без изменения.
Учитывая факт заключения по результатам конкурса договора на оказание услуг между Министерством обороны РФ и ЗАО "ВМК", в силу которого последнее приняло на себя обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества, суд считает, что оспариваемые положения приказа Военного комиссара нельзя квалифицировать как несоответствующие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушающие права и законные интересы заявителей.
При этих обстоятельствах требования заявителей необоснованны и в их удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь ст. 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru