Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2003 № А54-4974А/03-С11
<ОТСУТСТВИЕ ВИНЫ В СОВЕРШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, А ТАКЖЕ ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОТОКОЛА ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ НЕЗАКОННЫМ И ЕГО ОТМЕНЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. № А54-4974А/03-С11

(извлечение)

ЗАО "Рязанское областное предприятие "Втормет" г. Рязани обратилось в арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления МНС РФ по Рязанской области № 30 от 18.11.2003 по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал, указывая на следующие обстоятельства:
- административный орган в протоколе об административном правонарушении не привел норму закона, по которой заявитель должен был привлекаться к административной ответственности;
- административный орган нарушил права заявителя, поскольку при составлении протокола представитель заявителя не присутствовал, а главному бухгалтеру не выдавалась доверенность на подписание протокола;
- налоговым органом нарушена ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении;
- отсутствует вина юридического лица, поскольку обязанность по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности возложена на отдел главного бухгалтера и, в частности, на бухгалтера материального стола и учета заготовки металлолома общества.
Управление МНС РФ по Рязанской области заявленное требование не признало, ссылаясь на его необоснованность, поскольку заявителем нарушен срок представления декларации об использовании этилового спирта, которая должна быть представлена до 10.10.2003, а заявителем представлена 13.10.2003.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
ЗАО РОП "Втормет" 13.10.2003 была направлена по почте в налоговый орган декларация об объемах использования этилового спирта, в том числе денатурированного, за 9 месяцев 2003 г., которая поступила в УМНС РФ по Рязанской области 14.10.2003.
15.10.2003 главным государственным инспектором Управления МНС РФ по Рязанской области С.Н.А. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначено административное расследование для проверки сведений, включенных в декларацию об объемах получения и объемах использования этилового спирта ЗАО РОП "Втормет" за 2000 - 2002 гг., за 1 квартал и 1 полугодие 2003 г.
05.11.2003 главным государственным инспектором УМНС РФ по Рязанской области С.Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении № 59, в котором указано, что протокол составлен в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - главного бухгалтера ЗАО РОП "Втормет" Е. В протоколе об административном правонарушении указано, что ЗАО РОП "Втормет" в нарушение Постановления Правительства РФ от 25.05.1999 № 564 допущена несвоевременная подача декларации об объемах поступления и объемах использования этилового спирта, в том числе денатурированного, за 9 месяцев 2003 г., за что предусмотрена ответственность, предусмотренная ст. 15.13 КоАП РФ.
Указанный протокол подписан лицом, его составившим, и главным бухгалтером ЗАО РОП "Втормет" Е.
18.11.2003 заместителем руководителя Управления МНС РФ по Рязанской области было принято Постановление № 30 по делу об административном правонарушении, согласно которому ЗАО Рязанское областное предприятие "Втормет" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 размеров оплаты труда (30000 руб.).
Кроме того, налоговым органом в материалы дела представлена копия протокола заседания комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях Управления МНС РФ по Рязанской области от 18.11.2003, согласно которому дело об административном правонарушении в отношении ЗАО РОП "Втормет" рассматривалось не руководителем налогового органа, а комиссией в составе председателя, секретаря и присутствующих работников служб налогового органа.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 3 Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.05.1999 № 564, организации, использующие этиловый спирт на производство алкогольной продукции, а также использующие этиловый спирт (в том числе денатурированный) на производство спиртосодержащей продукции и на иные цели в соответствии с выданными квотами на закупку, представляют декларации по форме согласно Приложению № 2 к данному Положению. Указанные декларации, в соответствии с п. 10 данного Положения, представляются ежеквартально нарастающим итогом и в целом за год в 10-дневный срок после окончания отчетного периода.
Ответственность за уклонение или несвоевременную подачу декларации об использовании этилового спирта предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
Учитывая изложенное и поскольку заявителем использовался спирт этиловый для производственных нужд в течение 9 месяцев 2003 г., он обязан был в сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 25.05.1999 № 564, представлять в налоговые органы соответствующие декларации, в том числе за 9 месяцев 2003 г. в срок до 10.10.2003.
Заявитель пояснил, что 10.10.2003 был предвыходной день, и данная декларация не была представлена в связи с болезнью работника общества, отправляющего почтовые отправления. Указанная декларация была отправлена в первый же рабочий день, следующий за выходными днями. Таким образом просрочка представления декларации составила 3 дня, из которых 2 дня являются выходными.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Частью 4 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении № 59 от 05.11.2003 от имени ЗАО РОП "Втормет" протокол подписан главным бухгалтером общества Е.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Налоговым органом не представлено суду доказательств наделения Е. полномочиями на представление интересов общества по делу об административном правонарушении, а сам заявитель факт наделения Е. данными полномочиями отрицает. В материалы дела налоговым органом представлено письмо от 03.11.2003 № 18-34/6684, в котором руководителю заявителя предлагалось прибыть в УМНС РФ по Рязанской области 05.11.2003 для проведения расследования по факту административного правонарушения, которое заявителем было получено 04.11.2003.
На первой странице протокола об административном правонарушении от 05.11.2003 № 59 в графе "сведения о законном представителе юридического лица" отсутствуют, далее указано, что протокол составлен в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и этим лицом указана главный бухгалтер ЗАО РОП "Втормет" Е. Однако постановление о привлечении к налоговой ответственности принято уже в отношении самого юридического лица - ЗАО РОП "Втормет".
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Частью 3 данной статьи установлено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Положениями статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующими порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставлен ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях", может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Статьей 28.5 предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выяснения административного правонарушения.
В нарушение данной нормы налоговым органом протокол об административном правонарушении был составлен только лишь 05.11.2003, спустя 21 день после обнаружения факта просрочки представления заявителем декларации об использовании этилового спирта за 9 месяцев 2003 г.
Довод о том, что по делу было назначено административное расследование, судом не может быть принято во внимание по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ после выявления административного правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции административное расследование назначается в случае проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Доказательств назначения по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО РОП "Втормет" экспертизы либо проведении каких-либо процессуальных действий, вынесении соответствующих процессуальных документов налоговым органом не представлено.
Кроме того, административное расследование назначено по факту нарушения сроков представления декларации об использовании этилового спирта за 9 месяцев 2003 г., а обстоятельства, которые подлежали проверке в ходе административного расследования, указаны проверка сведений включения в декларации об объемах использования этилового спирта ЗАО РОП "Втормет" за 2000 - 2002 гг., 1 и 2 кварталы 2003 г., что выходит за рамки вменяемого правонарушения и за рамки сведений, указанных в представленной за 9 месяцев 2003 г. декларации. Учитывая изложенное, определение о назначении административного расследования от 15.10.2003 не соответствует требованиям ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Следовательно, наличие вины юридического или физического лица является одним из элементов, образующих состав административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных в материалы дела заявителем документов следует, что генеральным директором ЗАО РОП "Втормет" в марте 2001 г. утверждено положение об отделе главного бухгалтера ЗАО РОП "Втормет", в котором отделу вменено в обязанность составление отчетности и учет поступления, перемещения и остатков материалов, составление бухгалтерской и иной отчетности. Обязанности по ведению учета и отчетности, обработка документов, поступающих со склада по приходу, внутреннему перемещению и расходу со склада на сторону материальных ценностей, предоставление в центральную бухгалтерию отчетов возложена на бухгалтера материального стола, входящего в состав отдела главного бухгалтера, согласно должностной инструкции.
Таким образом, юридическим лицом - ЗАО РОП "Втормет" были приняты необходимые меры для соблюдения законодательства по ведению учета и отчетности хозяйственной деятельности юридического лица, представления в государственные органы необходимой отчетности.
На основании изложенного вина заявителя как юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения в данном случае отсутствует, а имеет место вина должностного лица, на которого возложена обязанность по обеспечению организации учета и отчетности финансово-хозяйственной деятельности общества, в связи с чем отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ должно было повлечь за собой прекращение по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица. Налоговым органом также не принят во внимание незначительный срок просрочки представления заявителем декларации об использовании этилового спирта за 9 месяцев 2003 г., в связи с чем не применена ст. 2.9 КоАП РФ.
Указанные нарушения, отсутствие вины заявителя в совершении административного правонарушения, а также грубые нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, при назначении и проведении административного расследования нарушают права и законные интересы заявителя, являются основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении № 30 от 18.11.2003 незаконным и его отмены.
Учитывая изложенное, требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Постановление Управления МНС РФ по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 18.11.2003 № 30 о привлечении ЗАО "Рязанское областное предприятие "Втормет" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------


--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru