Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Управления МНС РФ по Рязанской области от 30.05.2003
"ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 30 мая 2003 года

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ
"ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ"

Вопрос: Работник нашей организации, пребывающий в запасе, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывается на военные сборы. Следует ли начислять единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на суммы среднего заработка, сохраняемого в соответствии с названным выше законом, за данным работником по месту постоянной работы?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 № 157 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определения размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные названным пунктом.
Пунктом первым статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса указанные в пункте 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с пунктом 6 статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда, в частности, включается сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
Статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Кодекса.
С учетом вышеизложенного на суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, организациями, как формирующими, так и не формирующими налоговую базу по налогу на прибыль, единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны начисляться в общеустановленном порядке.

Вопрос: Являются ли организации, имеющие на балансе подразделения социальной сферы (медицинский пункт, редакцию газеты и радио, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.) и выплачивающие заработную плату работникам этих подразделений за счет средств, не относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, плательщиками единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с этих выплат?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) (далее - Кодекс) в 2002 году объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В целях исчисления единого социального налога под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 Кодекса. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения. Таким образом, в 2002 году к выплатам, которые не являются объектом налогообложения единого социального налога, относятся выплаты, определенные статьей 270 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 253 Кодекса расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
Таким образом, если расходы на оплату труда, не поименованные в статье 270 Кодекса, понесены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (в том числе и по обслуживающим производствам), то указанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли.
В соответствии со статьей 275.1 Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Таким образом, доходы, полученные подразделениями социальной сферы (медицинским пунктом, редакцией газеты и радио, жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.), уменьшаются на суммы произведенных расходов, в том числе на расходы на оплату труда соответственно работников медико-санитарной части.
Пунктом 1 статьи 237 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по единому социальному налогу для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Кодекса.
С учетом вышеизложенное выплаты в виде оплаты труда работникам обслуживающих производств и хозяйств, в случае отнесения этих выплат на оплату труда, учитываемую в целях налогообложения прибыли, подлежат обложению единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.

Вопрос: В соответствии со статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Облагаются ли указанные суммы единым социальным налогом?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
В связи с тем, что указанная выше денежная компенсация выплачивается по основанию, не поименованному в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса (отсутствует факт увольнения работника), суммы компенсаций части отпуска, превышающего 28 календарных дней, в соответствии со статьей 236 Кодекса подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Вопрос: Следует ли начислять единый социальный налог на компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет?

Ответ: В 2001 году такие компенсационные выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке, так как компенсационные выплаты, производимые отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 № 1110 "О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан", не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), так как Указ Президента Российской Федерации в целях применения главы 24 Кодекса не относится к законодательству Российской Федерации.
С 01.02.2002 вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии со статьей 256 которого отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется женщине по ее заявлению. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяется федеральным законом.
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации производится до достижения ребенком возраста полутора лет.
Ежемесячная компенсационная выплата матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, была введена в 1991 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1991 № 242.
С 1 января 1994 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.12.1993 № 2122 "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" взамен ранее выплачиваемых социальных пособий и компенсационных выплат было введено единое ежемесячное пособие, которое впоследствии было закреплено Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, входит в число установленных федеральным законодательством (статья 256 ТК РФ) гарантий в связи с материнством и вместе с ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выполняет одну и ту же функцию - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, и с 01.02.2002 не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

Вопрос: Являясь индивидуальным предпринимателем, я прекратил деятельность до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Можно ли мне осуществить зачет уплаченных сумм единого социального налога в счет единого налога на вмененный доход?

Ответ: Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон № 104-ФЗ) установлено, что налогоплательщики, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности с 01.01.2002, не являются плательщиками единого социального налога.
Суммы единого социального налога, уплаченные данной категорией налогоплательщиков в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов медицинского страхования, подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды.
Возврат уплаченных данными налогоплательщиками в 2002 году сумм единого социального налога, а также зачет в счет других платежей, кроме единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, Федеральным законом № 104-ФЗ не предусмотрен.
Возврат на расчетный счет налогоплательщиков, а также зачет в счет других платежей, кроме единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, сумм единого социального налога, уплаченных индивидуальными предпринимателями, прекратившими свою деятельность в 2002 году до 30.08.2002 и снятыми с учета в налоговых органах до вступления в силу Федерального закона № 104-ФЗ, не производится.

Вопрос: В нашей организации в марте налоговая база по единому социальному налогу нарастающим итогом с начала года по ряду работников превысила 100000 рублей. Однако величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, исчисленная в соответствии с пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, лишь начиная с апреля, составила более 2500 рублей в месяц. С какого месяца мы имеем право применять регрессивную шкалу налогообложения по единому социальному налогу?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному выше критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставок налога.
Таким образом, для того чтобы иметь право на применение регрессивных ставок единого социального налога, приведенный выше критерий должен выполняться по итогам каждого месяца, даже если налоговая база по единому социальному налогу нарастающим итогом с начала года ни по одному из работников еще не превысила 100000 рублей.
В приведенном Вами примере данный критерий не выполнялся по итогам января, февраля и марта, следовательно, в текущем налоговом периоде Вы не имеете право применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога.

Вопрос: Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Начисляются ли на суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающей один минимальный размер оплаты труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-Ф "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности.
В связи с вышеизложенным пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование независимо от источника выплаты данного пособия.

Вопрос: Включаются ли в объект налогообложения единым социальным налогом выплаты, связанные с представлением дополнительного оплачиваемого отпуска вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно пункту 9 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
В связи с тем, что дополнительно оплачиваемый отпуск не относится к компенсациям, сумма его оплаты подлежит налогообложению единым социальным налогом.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Кодекса выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Норма данного пункта не распространяется на организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль организаций, а именно:
- организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;
- иные организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль.
Если организация занимается коммерческой деятельностью и является получателем целевых поступлений, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав и доходов и расходов от внереализационных операций, а также доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При этом по коммерческой деятельности организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль, а по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по налогу на прибыль не формируется.
Таким образом, пункт 3 статьи 236 Кодекса применяется только к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, за счет доходов организации от коммерческой деятельности.
На выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, за счет целевых поступлений, пункт 3 статьи 236 Кодекса не распространяется.

Вопрос: В мае текущего года сумма начисленных выплат по ряду работников нашей организации превысила 100000 рублей. Разъясните порядок применения регрессивных ставок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-Ф "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" тарифы, предусмотренные пунктом 2 данной статьи, применяются лицами, производящими выплаты физическим лицам, в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Таким образом, если приведенный выше критерий выполняется по итогам каждого месяца расчетного периода, то страхователь имеет право на применение регрессивных ставок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по выплатам в пользу лиц, величина базы для начисления страховых взносов по которым нарастающим итогом с начала года превысила 100000 рублей.

Вопрос: Руководство автокооператива получает заработную плату из членских взносов. Также из этих взносов производятся выплаты работникам автокооператива за разовые работы по договорам гражданско-правового характера. Как в этом случае исчисляется единый социальный налог?

Ответ: В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Приведенный перечень организаций является исчерпывающим. На другие организации, производящие выплаты за счет членских взносов (в частности автокооперативы), и не указанные в этом подпункте, льготы по уплате единого социального налога (взноса) не распространяются.
Таким образом, исчисление и уплата единого социального налога с выплат, производимых автокооперативом в пользу физических лиц, производятся в порядке, предусмотренном статьей 243 Кодекса. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Вопрос: Работник принят по совместительству. Для заключения сделок он выезжает в командировки. Нужно ли облагать единым социальным налогом его командировочные расходы в пределах норм?

Ответ: Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При этом статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе возмещением командировочных расходов).
Таким образом, при наличии у работника с организацией трудового договора (в том числе заключенного по совместительству), его командировочные расходы, произведенные в пределах норм, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.

Вопрос: Облагается ли ЕСН сохраняемый средний заработок, выплачиваемый уволенному сотруднику в соответствии с местными нормативными актами? Сотрудник - государственный служащий. Средний заработок сохраняется в течение 12 месяцев либо до дня трудоустройства.

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации).
Статьей 39 Закона Рязанской области "О государственной службе Рязанской области" установлено, что государственные служащие, замещавшие высшие, главные, ведущие государственные должности и уволенные по основаниям, предусмотренным п. 3 настоящей статьи, продолжают получать назначенное денежное содержание (с учетом индексации) и до устройства на новое место работы в течение одного года после увольнения, то есть государственным служащим выплачивается денежное содержание, а не компенсационная выплата.
С учетом вышеизложенного денежное содержание, выплачиваемое на основании статьи 39 Закона Рязанской области "О государственной службе Рязанской области", подлежит налогообложению единым социальным налогом с учетом положений, установленных главой 24 Налогового кодекса Российской федерации.

Вопрос: Сотруднику учреждения ЛПУ (лечебно-профилактического учреждения), подведомственного Управлению здравоохранения, но не сотруднику Управления, вручили подарок ко Дню медика. Облагается ли ЕСН стоимость подарка?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального Закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", с 2002 года объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций-налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Таким образом, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты (независимо от формы, в которой они производятся) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

Вопросы:
1. Облагаются ли ЕСН детские новогодние подарки?
2. Облагается ли ЕСН стоимость путевок в летние детские оздоровительные лагеря?

Ответ: Для четкого ответа на данные вопросы ситуация описана недостаточно подробно. Однако следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
При этом согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Отдел единого социального налога
Управления МНС России по Рязанской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru