Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 17.02.2003 № А54-4044/02-С2
<СУД ОБЯЗАЛ АДМИНИСТРАЦИЮ КОРАБЛИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИНЯТЬ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЖИЛОЙ ФОНД, НАХОДЯЩИЙСЯ НА БАЛАНСЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2003 г. № А54-4044/02-С2

(Извлечение)

Закрытое акционерное общество "Кортекс" г. Кораблино Рязанской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному образованию - Кораблинский район Рязанской области о признании недействительным бездействия муниципального образования относительно принятия в муниципальную собственность жилого фонда акционерного общества и обязании муниципального образования - Кораблинский район Рязанской области принять в муниципальную собственность жилой фонд в количестве 10 пятиэтажных жилых домов.
По инициативе арбитражного суда с согласия истца (ст. 47 АПК РФ) произведена замена ответчика - муниципального образования Кораблинский район. В качестве надлежащих ответчиков определением арбитражного суда Рязанской области привлечены Администрация Кораблинского района Рязанской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Кораблинского района.
Ответчики в отзывах не признали иск, указав на нарушение истцом порядка передачи жилых домов в муниципальную собственность.
В заседании арбитражного суда объявлен перерыв с 05.02.2003 по 10.02.2003 (ст. 163 АПК РФ).
В заседании арбитражного суда представитель истца изменил предмет иска, в связи с чем просит арбитражный суд признать незаконным бездействие Администрации Кораблинского района Рязанской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кораблинского района Рязанской области относительно принятия в муниципальную собственность жилого фонда ЗАО "Кортекс" в составе 10 многоквартирных пятиэтажных жилых домов, а также просит обязать ответчиков принять в муниципальную собственность жилой фонд ЗАО "Кортекс" в количестве 10 пятиэтажных жилых домов по конкретным адресам:
98 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Зубковой, 48
94 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Зубковой, 21
94 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Зубковой, 23
133 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Текстильщиков, 15
120 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Текстильщиков, 13
70 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Маяковского, 27
90 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Маяковского, 31
56 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Маяковского, 33
120 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Школьная, 26
89 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Текстильщиков, 17.
Измененный по предмету иск принят к рассмотрению арбитражного суда.
Представители Администрации Кораблинского района Рязанской области (далее - Администрация) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кораблинского района Рязанской области (далее - КУМИ) не признали иск, указав на задержку передачи жилых домов в муниципальную собственность самим акционерным обществом, т.к. передающая сторона не подготовила техническую документацию на подлежащие передаче жилые дома (технические паспорта жилых домов, схемы инженерных сетей), а также не выполнила неотложные работы по ремонту домов и инженерных коммуникаций. Одновременно представители Администрации и КУМИ заявили встречный иск относительно признания незаконным бездействия администрации ЗАО "Кортекс", что заключается в задержке представления технической документации на передаваемые жилые дома, а также невыполнении работ по инвентаризации жилого фонда и работ по капитальному ремонту жилых домов (работы по электроосвещению, замене оконных рам и т.д.). Ходатайство представителей Администрации и КУМИ о принятии встречного иска и рассмотрении его вместе с первоначальным иском оценено арбитражным судом и оставлено без удовлетворения. Принятие встречного иска и его совместное рассмотрение с первоначальным фактически по окончании двухмесячного срока рассмотрения дела не способствует оперативному и правильному разрешению дела (ст. 132 АПК РФ). Администрация и КУМИ вправе предъявить данный иск на общих основаниях за рамками настоящего дела.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Российским государственным концерном по производству текстильной продукции "Ростекстиль" г. Москва и арендным предприятием Кораблинский комбинат шелковых тканей г. Кораблино Рязанской области 15.07.1991 был заключен договор аренды имущества комбината (договор № 73 от 15.07.1991). Согласно п. 4.2 договора арендатору предоставлялось право полного или частичного выкупа арендованного имущества на условиях дополнительного соглашения.
В июле 1992 г. решением учредительной конференции трудового коллектива (протокол от 15.07.1992) на базе арендного предприятия было создано акционерное общество закрытого типа "Кортекс" - Кораблинский текстиль. Постановлением главы администрации Кораблинского района от 07.12.1992 № 240 было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа "Кортекс", правопреемником которого в настоящее время является ЗАО "Кортекс". Приватизация имущества закрытым акционерным обществом "Кортекс" по своей организационной форме по плану приватизации предусматривалась как аренда с правом последующего выкупа. На основе договора купли-продажи от 31.12.2002 АОЗТ "Кортекс" выкупило арендованное имущество комбината шелковых тканей. Стоимость выкупленного имущества составила 64266,0 тыс. руб. и была полностью внесена акционерным обществом "Кортекс" в бюджеты соответствующих уровней. Факт выкупа имущества акционерным обществом подтвержден свидетельством о собственности на приватизированное предприятие от 18.01.1993 № 63. Согласно п. 1.4 договора купли-продажи от 31.12.1992 одиннадцать многоквартирных жилых домов, находящихся на балансе акционерного общества, остаточная стоимость которых составляла в общей сумме 5558,3 тыс. руб., не подлежали выкупу. До момента завершения приватизации акционерное общество обязано было за собственный счет обеспечить содержание жилых домов.
Определением арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2001 по делу № А54-2113/01-СЗ в отношении ЗАО "Кортекс" было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). В настоящее время в отношении должника введена процедура внешнего управления, которая находится в стадии завершения. По итогам внешнего управления закрытое акционерное общество "Кортекс" не обеспечило полного восстановления своей платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов. Экономическое положение должника на текущий момент не позволяет нести расходы на содержание объектов коммунально-бытового назначения.
Комитет кредиторов ЗАО "Кортекс" Постановлением от 19.11.2001 № 2 подтвердил необходимость передачи жилого фонда ЗАО "Кортекс" в муниципальную собственность Кораблинского района. Инициатива комитета кредиторов должника о передаче жилого фонда в муниципальную собственность подтверждена ходатайством от 30.11.2001 № 2374, адресованным главе администрации Кораблинского района Рязанской области. Письмом от 30.01.2002 исх. № 111 ЗАО "Кортекс" также обратилось в администрацию Кораблинского района с заявлением о необходимости передачи жилого фонда в муниципальную собственность, т.к. экономическое положение должника не позволяло осуществлять дальнейшее содержание числящихся на его балансе жилых домов. В приложении к письму от 03.04.2002 № 333 истец направил в адрес Администрации технические паспорта, проектную документацию, схемы инженерных коммуникаций и т.д. Администрация района конкретных мер по приемке жилых домов в муниципальную собственность в 2002 году не принимала. Только в декабре 2002 г. распоряжением главы администрации Кораблинского района от 31.12.2002 № 1129 была создана комиссия по приемке жилого фонда от ЗАО "Кортекс". В отзыве на иск Администрация и КУМИ полагают, что задержка в передаче жилого фонда обусловлена исключительно виной истца, не обеспечившего надлежащее состояние передаваемой технической документации и самих жилых домов (без капитального ремонта).
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить иск.
В силу п. 1 и 8 ст. 26 Устава муниципального образования Кораблинский район исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления в Кораблинском районе осуществляет Администрация, возглавляемая главой района. Администрация района в числе своих полномочий решает вопросы по управлению муниципальной собственностью, т.е. по созданию, приобретению и использованию объектов муниципальной собственности. Неоднократные обращения ЗАО "Кортекс" по вопросу передачи жилого фонда в муниципальную собственность подтверждены письмами истца и ответными письмами Администрации, КУМИ и Комитета по управлению госимуществом по Рязанской области. На день принятия настоящего решения представители Администрации указывают на невозможность приемки жилых домов по причине ненадлежащего состояния технической документации и необходимости проведения ремонтных работ на жилых домах силами и средствами ЗАО "Кортекс". Доводы Администрации арбитражный суд находит неосновательными. Согласно п. 6.14 Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", если в уставный капитал приватизируемого предприятия не включены объекты жилого фонда и предусмотрена передача их в муниципальную собственность, соответствующие органы местного самоуправления обязаны в срок не более 6 месяцев со дня утверждения плана приватизации принять их на баланс и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием - бывшим балансодержателем, предусматривающих его обязательство по содержанию объектов жилой сферы. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Таким образом, ссылка представителей Администрации и КУМИ на п. 19 и 20 Постановления главы администрации Рязанской области от 02.08.1995 № 286 "О порядке приемки объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Рязанской области и муниципальную собственность городов, районов", предусматривающего обязательства ЗАО "Кортекс" выполнить за счет собственных средств работы по инвентаризации жилого фонда, восстановлению технической документации и капитальному ремонту жилых домов, является неосновательной. Вышеуказанные нормы регионального правового акта противоречат требованиям нормативного правового акта большей юридической силы - п. 3 и 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235). Согласно п. 5 Положения от 07.03.1995 органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной Министерством строительства и Министерством финансов РФ в форме. Отсюда обязанность по надлежащему оформлению технической документации и приемо-сдаточных актов в равной степени возлагается на передающую и принимающую стороны. Необходимость проведения работ по капитальному и текущему ремонту жилых домов поименованное Положение от 07.03.1995 не предусматривает.
Следует также подчеркнуть, что ЗАО "Кортекс" содержало за счет собственных средств в течение последующих десяти лет после приватизации находящийся на его балансе жилой фонд. В настоящее время экономическое положение должника не позволяет нести бремя содержания жилого фонда.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неправомерном бездействии Администрации в части приемки в муниципальную собственность жилых домов ЗАО "Кортекс".
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы. Требования истца арбитражный суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Кораблинского района Рязанской области относительно приемки в муниципальную собственность жилого фонда закрытого акционерного общества "Кортекс" г. Кораблино, как несоответствующее требованиям Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 "О государственной программе приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РФ" и Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность".
Обязать Администрацию Кораблинского района Рязанской области принять от закрытого акционерного общества "Кортекс" г. Кораблино Рязанской области в муниципальную собственность жилой фонд в составе десяти пятиэтажных жилых домов:
98 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Зубковой, 48
94 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Зубковой, 21
94 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Зубковой, 23
133 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Текстильщиков, 15
120 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Текстильщиков, 13
70 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Маяковского, 27
90 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Маяковского, 31
56 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Маяковского, 33
120 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Школьная, 26
89 кв. жилой дом - г. Кораблино, ул. Текстильщиков, 17.
2. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию арбитражного суда Рязанской области в месячный срок с момента его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru