Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2006 № А54-5247/2005-С10
<ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГРАЖДАНИНУ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИБО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЭТИХ ОРГАНОВ, ПОДЛЕЖИТ ВОЗМЕЩЕНИЮ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАЗНЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ КАЗНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2006 г. № А54-5247/2005-С10

(извлечение)

ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" Московская область обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Министерству финансов РФ г. Москва, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Касимова Рязанской области о взыскании убытков в сумме 565602 руб. 13 коп.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 22.09.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию г. Москва и ФКУ Рязанской области.
В судебном заседании 20.12.2005 истец заявил отказ от исковых требований к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области и Отделу социальной защиты населения муниципального образования г. Касимова Рязанской области, который судом принят.
Решением Арбитражного суда от 26.01.2006 по делу № А54-5247/2005 С10 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" г. Химки были взысканы убытки в сумме 565602 руб. 13 коп.
Постановлением кассационной инстанции ФАС Центрального округа от 04.07.2006 решением Арбитражного суда от 26.01.2006 по делу № А54-5247/2005 С10 в части взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" г. Химки были в сумме 565602 руб. 13 коп., было отменено и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Определением Арбитражного суда от 26.07.2006 дело № А54-5247/2005 С10 было принято на новое рассмотрение.
В судебном заседании 31.08.2006 истец, в порядке ст. 51 АПК РФ, заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональную налоговую инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7, г. Москва. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Истец, в порядке ст. 47 АПК РФ, заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Министерство финансов РФ на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме с учетом заявленных уточнений пояснив, что в результате неполного возмещения расходов в связи с предоставлением льгот предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" он понес убытки в размере 565602 руб. 13 коп. в виде недополученных доходов за период с января по декабрь 2003 г.
Ответчик (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск, указывая, что истец необоснованно предоставлял льготы членам семей ветеранов, размер убытков документально не подтвержден, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, в размер убытков неправомерно включен налог на добавленную стоимость, который истцом в бюджет не перечислен.
Ответчик (Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области) считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку выделенные в 2003 году из Фонда компенсаций субсидии, на реализацию ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полностью распределены. Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области, денежные средства, предусмотренные Законом Рязанской области "Об областном бюджете на 2003 год" на реализацию льгот установленных федеральным законом были распределены полностью в пределах выделенных сумм.
Ответчик (Отдел социальной защиты населения МО - г. Касимов) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо - ФКУ Рязанской области пояснило, что собственных денежных средств на реализацию данного закона в бюджете области не предусмотрено, считает, что реализация данного закона возложена на федеральный бюджет. При этом, указав, что в Министерство финансов РФ представляется отчетность по использованию выделенных из федерального бюджета денежных средств.
Третьи лица (Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Межрегиональная налоговая инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7) в судебное заседание не явились.
В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц извещенных надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела следует.
4 января 2003 г. между ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" - Оператор (далее по тексту ОАО "ЦентрТелеком") и отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Касимова Рязанской области (далее Отдел) был заключен договор № 8 (далее по тексту - Договор) на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг электросвязи, предметом которого являлось возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением услуг связи гражданам, обслуживаемым Касимовским УЭС и имеющим право на льготы по Федеральным законам "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части предоставления льготы по абонентской плате за пользование радиоточкой.
В соответствии с условиями договора (разделы) Отдел обязался возмещать Оператору связи расходы связанные с предоставлением льгот гражданам имеющим право на льготы в соответствие с ФЗ "О ветеранах" по абонентской плате за пользование квартирным телефонном и радиоточкой, на основании выставленного счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет оператора по мере их поступления из федерального бюджета.
В 2003 г. во исполнение заключенного Договора ОАО "ЦентрТелеком", предоставило услуги электросвязи на льготных условиях инвалидам и семьям имеющим детей инвалидов г. Касимова Рязанской области, при этом сумма расходов истца в связи с предоставлением льгот составила 608302 руб. 13 коп.
В соответствие с условиями договора ОАО "ЦентрТелеком" выставило Отделу счета для компенсации понесенных расходов. Сумма компенсированных льгот за предоставленные услуги составила 42700 руб., что подтверждается копиями платежных документов, представленными в материалы дела
Сумма оставшаяся не возмещенной за предоставленные ОАО "Центртелеком" услуги электросвязи на льготных условиях инвалидам и семьям имеющим детей инвалидов г. Касимова Рязанской области, составила 565602 руб. 13 коп., что явилось основанием для обращения истца с исковыми требованиями в Арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О связи", № 15-ФЗ от 16.02.1995, действовавшего в 2003 году, при предоставлении льгот по оплате услуг связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, возмещение недополученных предприятием связи доходов, производилось за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Источник финансирования данной льготы законом не определен.
Статьей 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" № 176-ФЗ от 24.12.2004 (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 78-ФЗ, от 07.07.2003 № 107-ФЗ, от 07.07.2003 № 121-ФЗ, от 11.11.2003 № 150-ФЗ) было установлено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций, направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" на 2003 год было продлено действие Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. № 536.
На основании пунктов 2 и 3 указанного Порядка предоставление субсидий и субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляло Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке, при этом субсидии и субвенции должны были зачисляться в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства.
В целях исполнения на территории субъекта Российской Федерации - Рязанская область ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением Администрации Рязанской области № 40 от 25.10.2002 был утвержден Порядок направления и расходования средств, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
Согласно п. 3 указанного Порядка субсидии и субвенции из Фонда компенсаций, направляемые на реализацию ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направлялись Управлению социальной защиты населения администрации Рязанской области (в настоящее время - Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области) для дальнейшего перечисления на счета органов социальной защиты населения муниципальных образований.
Во исполнение п. 8 Порядка направления и расходования средств, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах" между ОАО "ЦентрТелеком" в лице Рязанского филиала и отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Касимова Рязанской области был заключен договор № 8 от 04.01.2003 о возмещении расходов при предоставлении льгот по оплате услуг электросвязи.
Исходя из условий Договора, отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Касимова Рязанской области, осуществлял возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ РФ "О ветеранах" и ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в пределах выделенных денежных средств по мере их поступления из соответствующего бюджета.
Расходы возмещались частично на основании счетов и счетов фактур, выставляемых ОАО "ЦентрТелеком", что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено взыскание убытков в меньшем размере (в объеме финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год).
Организации, не получающие бюджетных средств - коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность за счет собственных средств, не являются участниками бюджетного процесса, а потому не могут отвечать по обязательствам Российской Федерации и участвовать в решении социальных задач, принятых на себя Россией как социальным государством в соответствии со ст. 7 Конституции РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 124 Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Ограничение ответственности государства пределами средств, предусмотренных в бюджете, противоречит также и таким основным началам гражданского законодательства, установленным ст. 1 ГК РФ, как равенство участников, регулируемых гражданским законодательством отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Причиненные истцу убытки явились следствием недостаточного финансирования из федерального бюджета, поскольку ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" № 176-ФЗ от 24.12.2002 (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 78-ФЗ, от 07.07.2003 № 107-ФЗ, от 07.07.2003 № 121-ФЗ, от 11.11.2003 № 150-ФЗ) было предусмотрено недостаточно средств для выплаты хозяйствующим субъектам компенсаций затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства.
Отсутствие финансирования обусловлено недостатками бюджетного планирования предстоящих расходов на реализацию законов, предусматривающих льготы отдельным категориям граждан.
Доказательствами недостатков бюджетного планирования в 2003 году является то, что при составлении бюджета на соответствующий год не были учтены, требования ст. 172 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год.
Согласно ст. 173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается, в том числе, и на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период.
Исходя из ФЗ РФ от 04.04.2005 № 30-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год" по коду бюджетной классификации 092 в 2003 году из Фонда компенсаций были выделены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 8231767,3 тыс. руб., при этом ФЗ РФ от 24.12.2002 № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" на указанные цели было запланировано выделение 6630000 тыс. руб.
Обе суммы (первоначальная и увеличенная в течение 2003 года) не основаны на данных социально-экономического развития за 2002 год, поскольку согласно ФЗ РФ от 08.05.2004 № 35-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2002 год" в 2002 году из Фонда компенсаций были выделены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 13151667,1 тыс. руб.
В соответствии с Приложением № 15 к ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и Приложением № 13 к ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" и исходя из представленных представителями ответчиков документов непосредственно субъекту Российской Федерации - Рязанская область были выделены из Фонда компенсаций субсидии на реализацию ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": в 2003 году 76725 тыс. руб., тогда как в 2002 году - 123338 тыс. руб.
При этом, как следует из представленных документов, Минфин РФ самостоятельно определяет объем средств, подлежащих выделению какому-либо субъекту РФ, на основании методики распределения средств Фонда компенсаций.
Кроме того, при формировании бюджета на 2003 год не были учтены в полном объеме такие расходные обязательства Российской Федерации (вид расходов), как финансирование 50% скидки за пользование радиотрансляционными точками, установленной инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрены только расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены представленными в материалы дела документами - договорами на оказание услуг связи, счетами, счетами-фактурами, актами сверки объемов компенсации, оборотными ведомостями. Следовательно, размер не компенсированных расходов истца следует признать установленным.
Вместе с тем из представленных в материалы дела документов следует, что истцом в сумму взыскиваемых убытков включен налог на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиков государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из положений п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС. Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот в соответствии с федеральным законодательством, не являются объектом налогообложения по НДС, а фактической ценой реализации товаров в данном случае является цена, по которой услуга реализована потребителю.
При таких обстоятельствах в требовании о взыскании суммы НДС - 94267 руб. 02 коп., содержащейся в размере предъявленных убытков следует отказать.
Таким образом, правомерно заявленной суммой убытков является 471335 руб. 11 коп., подлежащих взысканию с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в остальной части исковых требований следует отказать.
Доводы ответчика - Министерства финансов РФ относительно вины субъекта РФ в наличии возникших убытков, судом отклоняются по следующим основаниям. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидия подразумевает долевое финансирование целевых расходов. Вместе с тем, причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательства, подтверждающие достижение Российской Федерацией и Рязанской областью договоренности относительно порядка и размера финансирования указанного Федерального закона отсутствуют, доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования суду не представлено. При указанных обстоятельствах, поскольку льгота установлена федеральным законодательством, ее финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 ст. 180 и п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом о бюджете на очередной финансовый год могут быть отменены или приостановлены законодательные акты (статьи, отдельные пункты статей, подпункты, абзацы) в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Нормами федеральных законов о федеральном бюджете не отменялись и не приостанавливались действующие нормы ФЗ "О связи" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", следовательно, нет оснований для освобождения ответчика от ответственности. Кроме того, вывод ответчика о недоказанности факта незаконных действий (бездействий) государственных органов является необоснованным, поскольку факт не возмещения расходов связанных с предоставлением льгот, документально подтвержден.
В силу ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Принимая во внимание, что ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, уплаченная истцом госпошлина при подаче искового заявления возвращена последнему из дохода федерального бюджета, при повторном рассмотрении иска требования истца удовлетворены частично с истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 2026 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" г. Химки убытки в сумме 471335 руб. 11 коп.
В остальной части иска отказать.
2. Взыскать с ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" г. Химки в доход федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 2026 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru