Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 16.12.2002 № А54-3324/02-С7
<ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, Т.К. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ УСТАНОВЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ НЕ ВХОДИТ В КОМПЕТЕНЦИЮ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ, ИМЕЕТ ОБРАТНУЮ СИЛУ, А ТАКЖЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ ПОВЫШАТЬ ТАРИФЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ЭНЕРГИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2002 г. № А54-3324/02-С7

(Извлечение)

Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный Рязанский приборный завод - дочернее предприятие ФГУП "РСК "МИГ" в лице филиала Касимовский приборный завод Рязанской области обратилось в арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействующим нормативного акта - Постановления главы администрации города Касимова № 497 от 15.06.2001.
Проанализировав оспариваемое постановление, суд пришел к выводу, что оно является ненормативным актом, поскольку адресовано конкретной группе лиц, имеет властный характер и порождает возникновение обязанностей, то есть имеет правовые последствия.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ оспаривание ненормативных актов относится к подведомственности арбитражных судов и в силу п. 1 ст. 200 АПК РФ такие споры рассматриваются судьей единолично.
Истец исковые требования поддерживает и в обоснование иска указывает на несоответствие оспариваемого Постановления ст. 4 ГК РФ, п. 24 Постановления Правительства РФ от 22.04.2002 № 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", ст. 132 (ч. 1) Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст. 31), ст. 13 Закона Рязанской области "О местном самоуправлении", Уставу г. Касимова, ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Закону Рязанской области № 4-ОЗ от 03.08.1998 "О государственном регулировании цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров, услуг", "Основным положениям ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ" и Порядку утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.02.1997 № 121.
Кроме того, истец указывает на нарушение его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.
Ответчик по иску возражает, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Исследовав представленные в дело материалы, выслушав доводы сторон, третьих лиц, арбитражный суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующих обстоятельств.
15.06.2001 главой администрации г. Касимова вынесено Постановление № 497 "О тарифах на тепловую энергию". Из содержания данного постановления усматривается, что глава администрации г. Касимова установил тариф на тепловую энергию, отпускаемую Касимовским МПЭТС организациям, учреждениям и предприятиям районного, областного, федерального бюджетов, промышленным и приравненным к ним потребителям в размере 314,04 руб. (без НДС) за одну Гкал., определил начало применения данного тарифа (с 01.01.2001), обязал Касимовское МПЭТС выставлять счета потребителям тепловой энергии с указанием установленного тарифа начиная с 01.01.2001, предоставил право Касимовскому МПЭТС повышать тариф на тепловую энергию с увеличением фактической стоимости тепловой энергии.
Считая данное постановление несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и интересы, истец обратился в суд с иском о признании его недействительным.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Постановление главы администрации г. Касимова № 497 от 15.06.2001 является ненормативным актом органа местного самоуправления. Исходя из смысла ст. 13 ГК РФ, для признания его недействительным необходимы два условия: его несоответствие закону или иным правовым актам и нарушение прав и интересов истца.
Касимовское МПЭТС является муниципальным предприятием, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 31 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
В силу вышеназванного Закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 9 Закона Рязанской области "О местном самоуправлении", к органам местного самоуправления относятся - выборные органы местного самоуправления и другие органы, образуемые в соответствии с Уставами муниципальных образований. Из п. 4 ст. 9 данного Закона следует, что наличие выборных представительных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Ст. 13 Закона Рязанской области "О местном самоуправлении" относит к полномочиям органов и должностных лиц местного самоуправления регулирование цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий с учетом нормативов, установленных федеральными органами власти.
Из Устава муниципального образования - г. Касимов (принят решением городской Думы муниципального образования - г. Касимов от 20.12.2000 № 162/15) следует, что выборным органом местного самоуправления муниципального образования - г. Касимов является городская Дума, выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, является глава (глава города).
Статья 59 Устава г. Касимова устанавливает, что Касимовская городская Дума определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию.
Из вышеизложенного следует, что вопрос установления тарифа на тепловую энергию, отпускаемую Касимовским МПЭТС, является компетенцией Касимовской городской Думы.
Следовательно, оспариваемое постановление противоречит ст. 59 Устава г. Касимова, ст. 13 Закона Рязанской области "О местном самоуправлении", ст. 31 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Довод ответчика о том, что Постановление главы администрации г. Касимова № 497 от 15.06.2001 подтверждает сложившийся тариф на тепловую энергию с 01.01.2001 в размере 314,04 руб. за одну Гкал., суд считает неосновательным, поскольку Касимовской городской Думой не был установлен тариф с 01.01.2001 в указанном размере, а тариф, сложившийся с учетом фактической стоимости услуг с рентабельностью, установленной предприятием, отпускающим услуги, не является установленным.
Оспариваемое постановление предусматривает действие тарифа в размере 314,04 руб. за одну Гкал. с 01.01.2001, то есть в акте указано о его действии на отношения, возникшие до его вынесения.
В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из содержания ст. 4 ГК РФ следует, что придание обратной силы допустимо исключительно в отношении федеральных гражданских законов в порядке исключения. Иным правовым актам обратная сила не придается.
Из изложенного следует, что постановление главы администрации г. Касимова противоречит ст. 4 ГК РФ.
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в ст. 4 настоящего Закона, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня тарифов. Аналогичные положения содержатся в Законе Рязанской области "О государственном регулировании цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров, услуг" (ст. 6 Закона).
Указанные выше требования ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", ст. 6 (пункты 1 и 4) Закона Рязанской области "О государственном регулировании цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров, услуг" при вынесении постановления соблюдены не были.
Кроме того, при установлении тарифа не было принято во внимание Постановление Правительства РФ от 03.05.2001, которым установлено, что ценообразование, утверждение и применение тарифов на электрическую и тепловую энергию регулировалось в 2001 г. в соответствии с Основными положениями ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.1997 № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".
В соответствии с вышеназванными нормативными актами, основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов. Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Акт проверки себестоимости за 2 полугодие 2000 г. Касимовского МПЭТС от 20.03.2001, представленный ответчиком, нельзя считать документом, обосновывающим установление тарифа в размере 314,04руб. за 1 Гкал., поскольку составлен без учета требований ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", себестоимость предприятия определена за 2 полугодие 2000 г., тогда как тариф на тепловую энергию установлен 15.06.2001.
Оспариваемое постановление предоставляет право муниципальному предприятию электрических и тепловых сетей г. Касимова повышать тарифы потребителям тепловой энергии, что противоречит ст. 132 Конституции РФ, Закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст. 31), ст. 13 Закона Рязанской области "О местном самоуправлении", ст. 1, 59 Устава г. Касимова, ст. 5 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Из содержания постановления следует, что оно вынесено на основании решения Касимовской городской Думы № 72/5 от 15.06.2000. Однако на момент вынесения данного постановления решение Касимовской городской Думы № 72/5 от 15.06.2000 утратило силу в связи с принятием решения № 33/4 от 18.04.2001.
Истец указывает на то, что оспариваемое постановление нарушает его права на получение тепловой энергии по тарифам, установленным полномочным органом, экономически обоснованным, учитывающим интересы не только предприятия, отпускающего тепловую энергию, но и потребителей. Истец считает, что, являясь монополистом, Касимовское МПЭТС нарушает его права и интересы, увеличивая тариф на тепловую энергию без законных оснований.
Учитывая те обстоятельства, что Постановление главы администрации г. Касимова Рязанской области № 497 от 15.06.2001 не соответствует законам и нормативным актам, регулирующим вопросы установления тарифов на тепловую энергию, и нарушает права и законные интересы истца, как потребителя тепловой энергии, арбитражный суд находит требование истца о признании постановления недействительным обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины в сумме 1000 руб. следует взыскать с администрации г. Касимова Рязанской области в пользу ФГУП Государственный приборный завод - дочернее предприятие ФГУП "РСК "МИГ" в лице филиала Касимовский приборный завод.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным Постановление главы администрации г. Касимова Рязанской области от 15.06.2002 № 497 "О тарифах на тепловую энергию" как несоответствующее ст. 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. 13 Закона Рязанской области "О местном самоуправлении".
2. Взыскать с администрации г. Касимова Рязанской области в пользу ФГУП Государственный Рязанский приборный завод - дочернее предприятие ФГУП "РСК "МИГ" в лице филиала Касимовский приборный завод г. Касимова Рязанской области расходы по оплате госпошлины в сумме 1000 руб.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru