Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Рязанской областной Думы от 23.10.2002 № 550-III РОД
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 217, 05.11.2002


Вступил в силу с 23 октября 2002 года (пункт 2 данного документа)



РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2002 г. № 550-III РОД

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД

В соответствии со статьей 2 Закона Рязанской области "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Закона Рязанской области "Об областном бюджете на 2003 год" Рязанская областная Дума постановила:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Рязанской области на 2003 год (Приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Рязанской
областной Думы
В.Н.ФЕДОТКИН





Приложение
к Постановлению
Рязанской областной Думы
от 23 октября 2002 г. № 550-III РОД

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД

Основные направления бюджетной и налоговой политики Рязанской области на 2003 год разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2003 году", с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и действия ключевых глав Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на основании прогноза социально - экономического развития Рязанской области на планируемый год и в условиях казначейского исполнения областного бюджета.

I. Основные задачи бюджетной политики на 2003 год

Бюджетная политика области на 2003 год предусматривает создание условий для роста экономической и инвестиционной активности, проведения структурных преобразований, обеспечения социальной стабильности, повышения качества и доступности социальных услуг.
Главной задачей бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и безусловное выполнение органами власти взятых на себя бюджетных обязательств, реалистичность бюджета с точки зрения его выполнимости и максимального сокращения дефицитности областного бюджета.
Основными задачами бюджетной политики являются:
- повышение качества бюджетного планирования путем формирования ежегодных бюджетных проектировок на основе перспективного финансового плана, соответствующего задачам среднесрочной экономической политики;
- увеличение доходов за счет расширения налогооблагаемой базы путем создания благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращения нелегального теневого оборота;
- обеспечение роста доходов бюджета области, полученных от использования государственного и муниципального имущества, за счет создания системы эффективного управления государственными активами, включая сферу использования объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, и установления контроля со стороны государственных органов за использованием государственной и муниципальной собственности, условиями сдачи ее в аренду и за поступлением арендной платы в консолидированный бюджет области;
- погашение накопившейся налоговой задолженности предприятий;
- определение принципов дивидендной политики области по отношению к находящимся в его собственности долям в капиталах акционерных обществ, а также принципов распределения прибыли государственных унитарных предприятий;
- установление жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;
- недопущение опережающего роста бюджетных расходов над темпами роста экономики области;
- повышение эффективности функционирования бюджетной системы в результате проведения оценки рациональности бюджетных расходов, результативности затрат государственных средств и работы учреждений социальной сферы;
- расширение сферы применения процедуры конкурсных торгов на территории области, как наиболее предпочтительной формы закупки продукции (работ, услуг);
- усиление ответственности заказчиков областных целевых программ за реалистичность и эффективность предусматриваемых в них мероприятий, а также за результаты их осуществления;
- обеспечение эффективного управления государственным и муниципальным долгом;
- совершенствование межбюджетных отношений.
Важным направлением бюджетной политики на 2003 год является усиление контроля за целевым использованием государственных финансовых средств и введение жесткого режима экономии государственных расходов, что должно обеспечить казначейское исполнение консолидированного бюджета области.

II. Основные направления налоговой политики
Рязанской области

Основными направлениями налоговой политики являются:
- совершенствование налогообложения малого бизнеса с целью развития предпринимательской деятельности, обеспечения дополнительной занятости населения и увеличения доходов бюджета;
- продолжение политики по созданию благоприятных экономических условий для стимулирования инвестиционной активности.

III. Первоочередные задачи бюджетной политики
в области доходов

Увеличение доходов областного бюджета должно происходить за счет расширения налогооблагаемой базы в результате экономического развития области и совершенствования налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне. По мере принятия новых глав НК РФ предстоит принять соответствующие нормативные правовые акты Рязанской области, направленные на упрощение налоговой системы.
В 2003 году будет продолжена работа по взысканию налоговой задолженности предприятий и, прежде всего, крупных налогоплательщиков.
Будут приняты меры по развитию системы эффективного управления государственными активами в 2003 году, что позволит обеспечить значительный рост доходов областного бюджета, получаемых от областной собственности.
Под жестким контролем будет осуществляться зачисление в бюджет доходов от сдачи в аренду областной собственности, части прибыли унитарных предприятий, доходов от акций и других ценных бумаг и средств от исполнения долговых обязательств перед областным бюджетом.
При формировании доходной базы бюджета области на предстоящий финансовый год учтены основные задачи налоговой политики в Российской Федерации на 2003 год и принятые меры по совершенствованию налогового законодательства:
1. Полная отмена налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.
2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
3. Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
4. Проиндексированы все специфические ставки акцизов (за исключением акцизов на пиво, табачные изделия и нефтепродукты) на 15 процентов, ставки акциза на пиво - на 25 процентов, нефтепродукты - на 45 процентов.
5. Проведение индексации в 2003 году ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза.
При формировании доходной базы бюджета области на предстоящий финансовый год также учтены следующие изменения в распределении налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетом Рязанской области:
зачисление 100 % акцизов на табачные изделия в федеральный бюджет;
увеличение региональной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 14,5 до 16 %;
зачисление в размере 100 процентов поступлений земельного налога, арендной платы за землю в консолидированный бюджет области.
В 2003 году источниками формирования Территориального дорожного фонда Рязанской области станут:
транспортный налог;
акцизы на нефтепродукты в размере 50 % доходов;
земельный налог в размере 100 % доходов, подлежащий зачислению в областной бюджет;
поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года по налогу на пользователей автодорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год;
субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемые из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;
иные источники.
В 2003 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, которые будут продолжать оказывать благоприятное влияние на финансовое положение налогоплательщиков и доходы консолидированного бюджета Рязанской области.
Администрацией области, органами местного самоуправления будет осуществляться жесткая и результативная политика в отношении повышения собираемости налогов и обязательного вовлечения недоимки в обороты бюджетов и внебюджетных фондов.

IV. Организация работы по исполнению бюджета
Рязанской области по расходам

Бюджетная политика в 2003 году будет направлена на обеспечение финансовыми ресурсами базовых бюджетных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; сокращения социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения.
В этих целях планируется провести работу по рационализации расходов бюджета, сократить неэффективные обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными финансами, шире использовать финансовые рычаги, обеспечивающие заинтересованность органов власти и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, а также в разумной экономии средств.
Этому будет способствовать казначейское исполнение областного бюджета.
Предстоит повысить сбалансированность бюджетной политики, усилив ее взаимосвязь с различными направлениями государственной социально - экономической политики.
Для обеспечения ее комплексного характера необходимо следующее:
- рассматривать проекты законов Рязанской области, требующих для их исполнения финансовые средства, с учетом последствий для бюджетной системы области;
- главным распорядителям средств областного бюджета обеспечить распределение лимитов по подведомственным учреждениям и осуществлять контроль за обязательствами, принимаемыми подведомственными бюджетными учреждениями;
- обеспечить создание эффективного механизма поддержки малого предпринимательства;
- увеличить долю социальных расходов - в первую очередь на реализацию государственных социальных гарантий в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения;
- продолжить практику предоставления адресной социальной поддержки населения с целью обеспечения реализации социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством;
осуществить финансирование льгот, установленных федеральным законодательством, за счет средств:
- федерального бюджета - инвалидам, Героям Советского Союза и России, полным кавалерам ордена Славы и Трудовой Славы, Героям Социалистического Труда; чернобыльцам и приравненным к ним гражданам, жертвам политических репрессий;
- за счет средств бюджета области будут финансироваться льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах";
- продолжить финансирование региональных целевых программ, перечень которых был в основном сформирован в 2002 году. Одной из задач в 2003 году является пересмотр перечня областных целевых программ и усиление ответственности заказчиков программ за результаты их реализации. В приоритетном порядке средства будут предусматриваться на программы, обеспечивающие решение социальных задач, и на концентрацию средств на завершение начатого строительства;
- обеспечить дальнейшее проведение реформы жилищно - коммунального хозяйства, сопровождаемой дифференцированным подходом к оплате населением предоставляемых жилищно - коммунальных услуг, а также экономическим оздоровлением отрасли на основе снижения издержек производства за счет внедрения тепло- и энергосберегающих технологий, развития конкурентной среды (создания малых предприятий по оказанию жилищно - коммунальных услуг). Социальная защита малоимущих слоев населения будет обеспечена за счет предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от прожиточного минимума и совокупного дохода семьи;
- разработать целевую региональную программу, предусматривающую проведение мероприятий по обеспечению своевременной реализации на территории Рязанской области подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно - коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797 (в части, касающейся жилищно - коммунального хозяйства области и муниципальных образований);
- осуществлять меры по соблюдению лимитов потребления электроэнергии и тепла бюджетными организациями. Расходы на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно - энергетических ресурсов должны быть увязаны с тарифной политикой в этой сфере. Одной из основных задач в этом направлении должен стать режим экономии топливно - энергетических ресурсов всеми бюджетными организациями и учреждениями области. При этом должна быть обеспечена полная текущая оплата потребляемых коммунальных услуг;
- совершенствовать структуру расходов на финансирование агропромышленного комплекса путем оказания на возвратной основе поддержки эффективно работающим хозяйствам с использованием средств фонда АПК и лизингового фонда сельскохозяйственной техники. Финансировать мероприятия по подготовке и закреплению кадров на селе;
- продолжить политику в сфере государственных закупок, направленную на создание конкурентной среды при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд и обеспечение экономии бюджетных средств. Обязательными условиями проведения конкурсов должны быть четкие критерии и публичность их проведения;
- продолжить политику в сфере государственного долга на 2003 год, направленную на улучшение структуры долга, снижение его стоимости обслуживания, обеспечение экономической и бюджетной эффективности государственных заимствований и безусловное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств Рязанской области;
- укрепить вертикаль финансового контроля в системе исполнительной власти, усилив предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, в том числе путем усиления контроля за бюджетными обязательствами бюджетных учреждений, проведения регулярных ревизий и проверок рационального и целевого использования бюджетных средств областными учреждениями и муниципальными образованиями.
За основу для расчетов проектировок предельных объемов бюджетного финансирования на 2003 год будут приняты уточненные показатели областного бюджета на 2002 год с учетом индексации расходов по уровню инфляции в размере роста потребительских цен (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года):
расходов на выплату стипендии - в 1,5 раза;
расходов на питание, приобретение медикаментов - в 1,11 раза.
При формировании расходов консолидированного бюджета области на очередной финансовый год будут учтены расходы на индексацию с 1 октября 2003 года 1-го разряда заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемым по Единой тарифной сетке, с 450 рублей до 600 рублей, что предположительно приведет к увеличению расходов по этой статье в 1,08 раза. Размер и структура начислений на фонд оплаты труда в 2003 году по сравнению с действующими в 2002 году не изменяется.
Расходы на оплату труда работников органов государственной власти определяются исходя из утвержденных им в установленном порядке фондов оплаты труда с учетом средств на реализацию предложений по оптимизации и совершенствованию денежного вознаграждения (содержания) лиц, замещающих государственные должности.
В целях повышения качества бюджетного планирования на 2003 год учтены определенные Правительством Российской Федерации изменения тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.
Текущие обязательства бюджета на основе базовых расходов будут обеспечены в объеме, гарантирующем равный доступ граждан к бесплатному социально - культурному обслуживанию. Главными критериями для определения направления и объемов выделяемых ассигнований должны служить показатели эффективности работы бюджетного учреждения и качество предоставляемых им бюджетных услуг.
В 2003 году расходы на покрытие убытков жилищно - коммунального хозяйства, не перекрывающиеся платежами населения, будут определяться исходя из общей площади дотируемого жилищного фонда, прогноза федерального стандарта предельной стоимости предоставления услуг на 1 квадратный метр в месяц (18,7 рубля) и уровня платежей населения (90 %) при действующем в настоящий момент региональном стандарте - 80 %, в результате чего возникает необходимость изыскания дополнительных источников в бюджете области, недополучаемых из федерального бюджета.
Расходы на выплату субсидий малообеспеченным гражданам определяются в соответствии с Методикой расчета платежеспособной возможности населения на жилищно - коммунальные услуги, утвержденной Постановлением Госстроя России от 11 ноября 1998 года № 12, распределением населения области по размеру среднедушевого денежного дохода в 2001 году, представленным областным комитетом государственной статистики, и прогнозом максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг на 2003 год (22 %).

V. Межбюджетные отношения

Одним из важнейших направлений бюджетной политики является совершенствование межбюджетных отношений.
В целях решения задачи разграничения бюджетных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней в 2003 году финансовые средства для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий будут передаваться из областного бюджета в виде целевых субвенций.
В целях достижения реалистичности бюджета необходимо продолжить практику формирования расчетных показателей бюджета на базе основных параметров прогноза социально - экономического развития по области и по каждому муниципальному образованию области, с учетом экономического потенциала муниципальных образований и механизма по мобилизации резервов. Это позволит объективно оценивать финансовую базу местных бюджетов и выявить наиболее острые социально - экономические проблемы.
В 2003 году в области будет продолжена практика формирования фонда финансовой поддержки муниципальных образований для выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов по единой методике.
Межбюджетные отношения в 2003 году основываются на следующих принципах:
- равенства прав муниципальных образований во взаимоотношениях с региональными органами государственной власти;
- сбалансированности доходных полномочий и расходных обязательств каждого уровня бюджетной системы;
- самостоятельности бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
- разграничения прав, обязанностей и ответственности по реализации полномочий между органами власти разных уровней с исключением их дублирования;
- минимизации обязательств, возложенных на бюджет Рязанской области действующим законодательством, без соответствующего финансового обеспечения и ликвидации законодательных норм и бюджетных обязательств, не имеющих источников финансирования;
- обеспечения реальной, законодательно установленной самостоятельности и ответственности органов власти всех уровней по управлению общественными финансами;
- недопустимости наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями без соответствующего их финансового обеспечения;
- экономической целесообразности закрепления полномочий за определенным уровнем власти;
- прозрачности межбюджетных отношений и бюджетов всех уровней.

VI. Казначейское исполнение бюджета

В 2003 году планируется продолжить перевод исполнения областного бюджета на казначейское исполнение.
В предстоящем году будет начата работа по переводу на казначейскую систему средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, областными учреждениями и организациями, что позволит:
- обеспечить полномасштабный контроль за формированием и исполнением смет доходов и расходов всех бюджетополучателей;
- вести ежедневный учет кредиторской задолженности в целом по финансовым ресурсам, которыми располагают бюджетополучатели, в разрезе каждого поставщика продукции и проводить погашение кредиторской задолженности путем целевого финансирования;
- взять на учет договоры бюджетополучателей, оплата обязательств по которым производится как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- выявить по результатам регистрации договоров значительный разброс цен на однотипную продукцию (работы, услуги), а также наличие поставщиков из других регионов, поставляющих продукцию по более высоким ценам, чем у областных поставщиков;
- осуществлять полный контроль за расходами бюджетополучателей по каждому их платежу.

VII. Заключение

Предложенные Основные направления налоговой и бюджетной политики Рязанской области на 2003 год являются основой для принятия реального бюджета, стабилизации бюджетного процесса в области, повышения собираемости доходов бюджетов всех уровней совершенствования структуры расходов бюджетов, упорядочения бюджетных процедур и дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru