Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 22.11.2006 № А54-3246/2006-С19
<СУД ОТКАЗАЛ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, И ПЕРЕДАЧЕ ЕГО ПО АКТУ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ, ТАК КАК НА ДАТУ ПОДАЧИ ИСКА ИСТЦОМ УСТАНОВЛЕННЫЙ ТРЕХГОДИЧНЫЙ СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ ПРОПУЩЕН>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 14.06.2007 № А54-3246/2006-С19 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 по данному делу оставлено без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 данное решение отменено.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2006 г. № А54-3246/2006-С19

(Извлечение)

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области, г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к муниципальному учреждению жилищно-коммунального хозяйства "Дирекция единого заказчика", г. Рязань, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Государственного учреждения МЧС России по Рязанской области, г. Рязань, об освобождении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Стройкова, д. 37, общей площадью 251 кв. м и передаче его по акту приема-передачи ГУ МЧС России по Рязанской области.
Определением от 06.09.2006 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Администрация города Рязани, муниципальное предприятие г. Рязани "ЖЭУ № 4", г. Рязань.
Определением от 18.10.2006 по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, указывая на расторжение договора безвозмездного пользования спорным недвижимым имуществом с ответчиком и, как следствие, отсутствие правовых оснований для дальнейшего использования здания.
Ответчик возражает по заявленным требованиям, указывая, что не является фактическим пользователем помещения; считает договор безвозмездного пользования недействительной сделкой; заявил о применении срока исковой давности и правомерности пользования помещением МП г. Рязани "ЖЭУ № 4" для решения вопросов местного значения.
Представитель третьего лица Администрации города Рязани возражает по заявленным требованиям, полагая, что фактическим пользователем помещения является муниципальное предприятие г. Рязани "ЖЭУ № 4", и считает, что оно вправе пользоваться спорным зданием безвозмездно в переходный период на основании ст. 85 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица МП г. Рязани "ЖЭУ № 4" подтверждает факт пользования зданием для решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства, полностью поддерживает возражения ответчика по заявленному иску, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Государственного учреждения МЧС России по Рязанской области представил пояснения по факту возврата спорного имущества из оперативного управления.
Представитель третьего лица Управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области пояснил, что спорное имущество не проходило процедуру учета в реестре государственного имущества Рязанской области, вся документация по объему передана истцу.
Из материалов дела судом установлено.
Согласно выписке из реестра федерального имущества здание пожарного депо, расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Стройкова, 37, является объектом федерального имущества.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области № 69 от 19.05.2000 здание пожарного депо передано МУ ЖКХ "Дирекция единого заказчика" для размещения социально значимых служб МУП "ЖЭУ № 4".
01.06.2000 между Комитетом по управлению государственным имуществом Рязанской области (ссудодатель), МУ ЖКХ "Дирекция единого заказчика" (ссудополучатель) и Управлением государственной противопожарной службы УВД Рязанской области (балансодержатель) заключен договор безвозмездного пользования № 001224Б, по условиям которого ссудодатель передает ссудополучателю в безвозмездное пользование здание пожарного депо, расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Стройкова, 37. Согласно п. 1.4 договор заключен на неопределенный срок.
Приказом Минимущества России от 02.12.2003 № 565 образовано Территориальное управление Минимущества по Рязанской области (переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области), которому переданы полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Рязанской области.
Распоряжением Территориальным управлением Минимущества по Рязанской области спорное имущество изъято из оперативного управления Управления государственной противопожарной службы УВД Рязанской области и закреплено за Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Рязанской области.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области № 245-р от 21.09.2005 здание пожарного депо закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Рязанской области и изъято из оперативного управления распоряжением № 172-р от 03.08.2006.
Письмами № ВХ-337 от 04.02.2005, 589/07-10 от 16.02.2006 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области уведомило МУ ЖКХ "Дирекция единого заказчика" о расторжении договора безвозмездного пользования № 001224Б и освобождении здания.
Невыполнение требований по освобождению здания послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 3 от 05.01.1998 (в редакции от 05.01.1998) предусмотрено, что Министерство государственного имущества Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иной порядок не установлен федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений: передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; передачу в аренду иным организациям по договору.
Истцом в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено документальных доказательств передачи спорного здания в оперативное управление Управления государственной противопожарной службы УВД Рязанской области на дату заключения договора безвозмездного пользования зданием с ответчиком. Более того, из решения Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области № 69 от 19.05.2000 и текста договора безвозмездного пользования усматривается, что здание пожарного депо ранее было передано Управлению государственной противопожарной службы УВД Рязанской области в безвозмездное пользование и находилось на его балансе.
Поскольку ни муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства "Дирекция единого заказчика", ни муниципальное унитарное предприятие "ЖЭУ № 4" (фактический пользователь) не относились и не относятся к федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям, договор безвозмездного пользования № 001224Б заключен в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации № 3 от 05.01.1998 и является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, о неправомерности передачи здания в безвозмездное пользование истец должен был знать с момента такой передачи.
В ходе процесса ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
Глава 12 ГК РФ устанавливает понятие и применение срока исковой давности, под которым подразумевается срок, в течение которого управомоченное лицо может путем заявления иска в суд и разрешения спора получить удовлетворение своих требований к обязанному в отношении к нему лицу. Общий срок исковой давности установлен в три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Приказом Минимущества России от 02.12.2003 № 565 было образовано Территориальное управление Минимущества России по Рязанской области (впоследствии переименованное в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области, в соответствии с приказом Росимущества России от 11.10.2004 № 113), тем же приказом признан недействительным приказ Минимущества России от 21.08.1998 № 204, наделявший КУГИ Рязанской области полномочиями территориального органа Минимущества России. Однако указанными приказами Минимущества России регулируется вопрос распределения полномочий собственника между соответствующими органами, при этом собственник остается неизменным. Поэтому указанное обстоятельство не влияет на начало течения срока исковой давности.
На дату подачи настоящего иска истцом установленный трехгодичный срок исковой давности пропущен.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Другим основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования является фактическое использование здания пожарного депо для решения вопросов местного значения.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" Правительство РФ в срок до 1 января 2008 года обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Смысл разграничения собственности состоит в том, чтобы обеспечить каждый уровень государственной и муниципальной власти тем имуществом, которое необходимо для осуществления функций, отнесенных к компетенции соответствующего уровня власти, основанием отнесения имущества к определенному уровню собственности служит назначение имущества.
Здание пожарного депо используется муниципальным предприятием г. Рязани "ЖЭУ № 4" с момента передачи для размещения работников муниципального предприятия и не содержит специального оборудования, связанного с пожаротушением. Согласно ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится содержание муниципального жилищного фонда, бытовое обслуживание жителей.
Принимая во внимание изложенное, право на безвозмездное пользование объектом установлено на законодательном уровне и суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru