Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Рязанской области от 12.01.1999 № 6-ОЗ
(ред. от 10.04.2002)
"О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ, БОЛЕЗНЕЙ И СОРНЯКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят РОД 25.12.1998)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Рязанские ведомости", N№ 33-34, 16.02.1999.



Утратил силу в связи с принятием Закона Рязанской области от 20.07.2006 № 79-ОЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования.



12 января 1999 года № 6-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ, БОЛЕЗНЕЙ
И СОРНЯКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Рязанской областной Думой
25 декабря 1998 года

(в ред. Законов Рязанской области
от 24.01.2001 № 9-ОЗ, от 10.04.2002 № 22-ОЗ)

Защита растений представляет собой сферу сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой всеми собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, производящими продукцию земледелия.
Настоящий Закон призван обеспечить защиту урожая сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней растений и сорняков, не допуская отрицательного влияния на здоровье населения, окружающую среду, полезную флору и фауну, возможных последствий пестицидов и других средств защиты растений.
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы эффективной и экологически безопасной защиты растений.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и понятия

В настоящем Законе используются следующие основные термины и понятия:
защита растений - осуществление комплекса научно обоснованных мероприятий по предупреждению массового размножения и распространения вредителей, болезней сельскохозяйственных растений, сорняков и борьбе с ними;
пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями возделываемых сельскохозяйственными товаропроизводителями культур, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, а также регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты);
действующее вещество пестицида - биологически активная часть пестицида, использование которой в виде различных препаративных форм приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений;
фитосанитарная обстановка - состояние земель, лесов и растительности, определяемое численностью вредителей растений, распространением болезней растений и наличием сорных растений;
фитосанитарный мониторинг - прогноз и установление наиболее вероятного уровня распространения, численности, интенсивности развития и вредоносности вредителей, болезней и сорняков;
фитосанитарный надзор - деятельность органов управления и учреждений государственной службы защиты растений, направленная на предупреждение массового размножения и распространения вредителей, болезней растений и сорняков, организацию своевременных мероприятий по защите урожая, обнаружение и пресечение нарушения законодательства Российской Федерации и Рязанской области по защите растений;
сорняки - растения, засоряющие сельскохозяйственные угодья и наносящие вред сельскохозяйственной продукции;
вредитель - вид или фаза животного (насекомого, клеща, грызуна, нематоды и т.д.), воздействующего на растение, продукты растительного или животного происхождения, различные виды сырья и т.д., ущерб от которых целесообразно предотвратить;
вредоносность отдельных объектов - это мера отрицательного воздействия вредного организма (т.е. находящегося в определенной фазе развития фитопатогена, вредителя, сорняка) на сообщество культурных растений, выраженная, как правило, в единицах снижения урожайности (% снижения, кв. м, ц/га);
распространенность болезни - это количество больных растений (или его отдельных органов, например, плодов, клубней), выраженное в процентах;
методы защиты растений - способы воздействия на вредные организмы с целью регулирования их численности и ограничения вредоносности;
биологический метод защиты растений - использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности (или синтетических аналогов) с целью регулирования численности вредных организмов;
химический метод защиты растений - использование для борьбы с вредными организмами пестицидов;
регламент применения пестицидов - обязательные требования к условиям и порядку применения пестицидов, обеспечивающие эффективное и безопасное их применение;
сертификат на продукцию - документ, удостоверяющий состояние продукции растительного происхождения в соответствии с ГОСТом.

Статья 2. Законодательство области по защите растений

1. Законодательство Рязанской области в сфере защиты растений состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
2. Настоящий Закон является правовой базой для формирования государственной региональной политики по защите растений, регулирует отношения в области защиты растений между районами, землевладельцами, землепользователями, устанавливает единую систему, общие правовые, экономические и организационные основы защиты растений в интересах предупреждения массового распространения вредных объектов, сохранения урожая и получения экологически чистой растениеводческой продукции.

Статья 3. Сфера действия Закона о защите растений

1. Действие Закона распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности, а также на граждан.
2. Защите растений от вредителей, болезней, сорняков и непаразитарного неблагоприятного влияния подлежат все земельные площади независимо от размера и способа использования, имеющиеся в пользовании (владении) землепользователя (владельца) площадей.
3. За осуществление мероприятий по защите растений отвечают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНО
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

Статья 4. Полномочия Рязанской областной Думы по вопросам защиты растений

Рязанская областная Дума:
- принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты растений;
- устанавливает контроль за выполнением законодательства по вопросам защиты растений;
- осуществляет контроль за использованием финансовых средств, выделяемых из областного бюджета на защиту растений.

Статья 5. Полномочия администрации Рязанской области по вопросам защиты растений

Администрация Рязанской области непосредственно или через орган управления сельским хозяйством:
- обеспечивает на территории Рязанской области выполнение законодательства по защите растений;
- формирует и проводит на территории Рязанской области единую государственную политику в области защиты растений;
- разрабатывает, утверждает и устанавливает контроль за реализацией региональных программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по установленному перечню) вредных объектов;
- обеспечивает рациональную организацию и эффективную деятельность государственной службы защиты растений;
- обеспечивает международное сотрудничество, выполнение или расторжение договоров, проводит экспертизу проектов по вопросам защиты растений;
- координирует деятельность землепользователей по проведению комплекса мер по защите растений.

Статья 6. Полномочия областного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по вопросам защиты растений

Областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
(в ред. Закона Рязанской области от 24.01.2001 № 9-ОЗ)
- осуществляет надзор за соблюдением санитарно-гигиенических требований при проведении мероприятий по защите растений;
- участвует в разработке в пределах принадлежащих ему полномочий нормативных правовых актов Рязанской области.

Статья 7. Исключена. - Закон Рязанской области от 24.01.2001 № 9-ОЗ.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам защиты растений

Органы местного самоуправления Рязанской области:
- организуют на территории муниципального образования исполнение законодательства по защите растений;
- участвуют в разработке региональных программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных вредных объектов;
- участвуют в финансировании программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных вредных объектов;
- проводят единую государственную политику в области защиты растений на территории муниципального образования;
- участвуют в координации деятельности землепользователей и землевладельцев по проведению комплекса мер по защите растений.

Статья 9. Полномочия областной станции защиты растений

Областная станция защиты растений:
- способствует выполнению законодательства о защите растений на территории Рязанской области;
- осуществляет государственный фитосанитарный надзор на территории области;
- ведет фитосанитарный мониторинг;
- принимает участие в разработке региональных программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по установленному перечню) вредных объектов;
- разрабатывает долгосрочные и краткосрочные прогнозы появления вредителей, болезней и сорняков для основания текущего и перспективного планирования мероприятий по защите растений;
- внедряет комплексные системы по защите растений от вредителей, болезней и сорняков с учетом экологической обстановки;
- организует проведение всеми землепользователями независимо от их ведомственной принадлежности комплекс необходимых мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков;
- определяет биологическую и экономическую эффективность проводимых мероприятий по защите растений, отдельных препаратов и технологий, приемов и методов борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
- руководит деятельностью и организует работу районных станций защиты растений с пунктами сигнализаций и прогнозов, лабораториями, другими подразделениями, находящимися в составе станции или в ее непосредственном подчинении;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением всеми землепользователями установленных регламентов применения пестицидов и других средств защиты растений, а также правил их хранения и транспортировки, обеспечивающих недопущение накопления остаточных количеств этих средств в продукции растениеводства, почве, водоисточниках и других объектах внешней среды;
- обеспечивает производство биологических средств защиты растений биофабриками и цехами в соответствии с существующими стандартами и техническими условиями;
- организует производственную проверку рекомендаций научно-исследовательских учреждений по защите растений, новых средств защиты растений, готовит заключения по результатам проверок;
- осуществляет научно-техническое и экономическое сотрудничество с зарубежными фирмами и организациями в области защиты растений.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

Статья 10. Структура областной службы защиты растений

Органом государственной службы защиты растений в Рязанской области является государственное учреждение - областная станция защиты растений (далее - областная станция защиты растений).
В состав областной станции защиты растений входят районные станции защиты растений с пунктами сигнализации и прогнозов появления и развития вредителей и болезней растений, лаборатории: диагностики и прогнозов, контрольно-токсикологическая, биологического метода защиты растений.
Начальник областной станции защиты растений является одновременно главным государственным инспектором по защите растений Рязанской области.
Заместитель начальника областной станции защиты растений является одновременно заместителем главного государственного инспектора области по защите растений.
Начальник районной станции защиты растений одновременно по должности является государственным инспектором по защите растений района.

Статья 11. Задачи органов защиты растений

Задачами органов защиты растений являются:
1. Организация систематических обследований сельскохозяйственных угодий для определения их фитосанитарного состояния, сроков и методов проведения борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками.
2. Разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов появления вредителей, болезней и сорняков для обоснования текущего и перспективного планирования мероприятий по защите растений.
3. Внедрение интегрированных систем по защите растений от вредителей, болезней и сорняков с учетом экологической обстановки.
4. Осуществление государственного контроля за своевременным и активным проведением мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков всеми землепользователями и соблюдением установленных регламентов применения пестицидов и других средств защиты растений, а также правил их хранения и транспортировки, обеспечивающих недопущение накопления остаточных количеств этих средств в продукции растениеводства, почве, водоисточниках и других объектах внешней среды.
5. Предотвращение несанкционированного завоза пестицидов в область и их захоронения.
6. Организация проведения всеми землепользователями независимо от их ведомственной принадлежности комплекса необходимых мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков.
7. Определение потребности в пестицидах, биопрепаратах и других средствах защиты растений, машинах, аппаратуре для их внесения, а также индивидуальных средствах защиты людей.
8. Планирование и распределение средств защиты растений в соответствии с фитосанитарной обстановкой по районам области, создание резерва пестицидов для ликвидации массового распространения вредителей, болезней и сорняков.
9. Недопущение неблагоприятного влияния мероприятий по защите растений на природную среду и накопления остатков использованных пестицидов в производимой продукции, почве и воде в размерах, превышающих допустимые нормы.

Статья 12. Права государственных инспекторов по защите растений

Государственные инспектора по защите растений имеют право:
- беспрепятственно посещать земельные угодья граждан и сельских товаропроизводителей независимо от форм собственности для установления их фитосанитарного состояния и соблюдения действующих нормативов, инструкций, рекомендаций по применению и хранению средств защиты растений и требовать от них сведения о фитосанитарном состоянии и проводимых мероприятиях по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками;
- отбирать образцы химических, биологических и других средств защиты растений для определения их качества в соответствии с действующими ГОСТами и техническими условиями на них, а также образцы почв и продукции растительного происхождения для определения в них остаточных количеств пестицидов без оплаты за эти образцы;
- предъявлять землепользователям, землевладельцам независимо от форм их собственности и подчинения обязательные для исполнения предписания по вопросам защиты растений от вредителей, болезней и сорняков;
- представлять протоколы и акты о нарушениях действующих нормативов, инструкций и рекомендаций по защите растений, повлекших за собой ущерб урожаю, окружающей природной среде и здоровью людей, в органы исполнительной власти и природоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также передавать материалы об этих нарушениях в органы прокуратуры в случаях, предусмотренных законодательством;
- запрещать использование складов, хранилищ и других производственных помещений для приема и хранения химических, биологических и других средств защиты растений и протравленного семенного и посадочного материала, а также технических средств при их применении, не отвечающих требованиям техники безопасности;
- приостанавливать работы по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками, проводимые с нарушениями действующих инструкций, рекомендаций по защите растений, до устранения исполнителем этих нарушений;
- проводить обязательное обучение землепользователей (владельцев) осуществлению мероприятий по защите растений, устанавливать необходимый в вопросах защиты растений минимальный объем знаний и выдавать удостоверения, предоставляющие право приобретать и применять необходимые пестициды и биологические средства защиты растений для борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками.

Статья 13. Взаимодействие областной станции защиты растений с другими органами управления Рязанской области

Областная станция защиты растений в своей деятельности по вопросам защиты растений, охраны здоровья населения, загрязнения окружающей среды взаимодействует с управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации Рязанской области, областным центром госсанэпиднадзора, Комитетом природных ресурсов по Рязанской области, управлением ветеринарии администрации Рязанской области, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Рязанской области, главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации области, научными учреждениями.
(в ред. Закона Рязанской области от 10.04.2002 № 22-ОЗ)

Глава IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ

Статья 14. Обязанности производителя сельскохозяйственных культур

1. Производитель, возделывая сельскохозяйственные культуры, перерабатывая их, обязан вести борьбу с вредителями, болезнями, сорняками и предотвращать их распространение. Мероприятия по защите растений разрешается выполнять лицам, прошедшим специальную подготовку.
2. В случае неисполнения производителем защитных мероприятий при массовом появлении вредных организмов, представляющих опасность распространения в другие районы, органы государственной службы защиты растений имеют право обязывать производителя выполнять указанные мероприятия.

Статья 15. Торговля пестицидами и другими средствами защиты растений

Абзац исключен. - Закон Рязанской области от 10.04.2002 № 22-ОЗ.
К реализации населению и хозяйствам всех форм собственности допускаются только те средства защиты растений, минеральные удобрения, регуляторы роста и гербициды, которые включены в установленном порядке Госхимкомиссией в список препаратов, разрешенных для применения в Российской Федерации.
Реализуемые пестициды должны отвечать установленным ГОСТам и техническим условиям на их применение.

Статья 16. Перевозка, хранение и применение средств защиты растений

1. Перевозка, хранение и применение химических и биологических средств защиты растений должны отвечать требованиям инструкции по технике безопасности и санитарным правилам охраны здоровья населения, животных и окружающей среды.
2. Применение средств защиты растений на приусадебных участках допускается в соответствии с перечнем химических и биологических средств защиты растений, разрешенных для продажи и использования населением. Производитель несет ответственность за соблюдение регламентов и техники безопасности при применении средств защиты растений.

Глава V. МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПЕСТИЦИДОВ
И ДРУГИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

Статья 17. Порядок обращения с пестицидами и другими средствами защиты растений

1. Хранение пестицидов и других средств защиты растений допускается в складских помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим, экологическим и строительным нормам и правилам, а также имеющих санитарно-экологический паспорт на право получения, хранения и применения пестицидов. Транспортировка пестицидов осуществляется только специально оборудованным транспортом или в специальных контейнерах в соответствии с действующими нормами и правилами.
2. Пестициды должны быть упакованы в соответствии с требованиями стандартов и технических условий в специально предназначенную для этих целей тару. На упаковке средств защиты растений, находящихся в складах и торговле, должны быть разборчиво написаны: название пестицида, регистрационный номер, название активного вещества и его концентрация в препарате, срок годности, инструкция по применению и меры оказания первой медицинской помощи при отравлениях и других поражениях организма.
3. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане обязаны обеспечить проведение медицинских осмотров работающих в контакте с пестицидами и не допускать к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или имеющих противопоказания по состоянию здоровья.
4. Запрещенные и пришедшие в негодность пестициды в случае невозможности их утилизации подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с утвержденными нормами, согласованными органами госсанэпиднадзора и охраны окружающей среды.

Глава VI. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ

Статья 18. Реализация сельскохозяйственной продукции

1. Сельскохозяйственная продукция, выращенная с применением средств защиты растений, подлежит реализации и переработке только при наличии сертификата, удостоверяющего отсутствие в этой продукции остаточных количеств пестицидов.
2. Решение об использовании сельскохозяйственной продукции для питания и переработки, содержащей остаточное количество пестицидов, принимают органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Реализация и использование для питания всех видов растительной продукции, в которой содержатся остатки пестицидов выше допустимого уровня, запрещается. Сельскохозяйственная продукция, которая не может быть реализована или переработана из-за наличия в ней остатков пестицидов сверх максимально допустимого уровня, подлежит изъятию и уничтожению в установленном порядке комиссионно с участием органов государственно-эпидемиологического надзора.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

Статья 19. Ответственность за нарушения законодательства по защите растений

Физические и юридические лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление настоящего Закона в силу и его действие на территории Рязанской области

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует на всей территории Рязанской области.

Глава Администрации области
В.Н.ЛЮБИМОВ
12 января 1999 года
№ 6-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru