Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Рязанской областной Думы от 21.11.2001 № 539-III РОД
"О КОНЦЕПЦИИ (ПРИОРИТЕТАХ) РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", N№ 234-235, 04.12.2001


Вступил в силу с 21 ноября 2001 года (пункт 4 данного документа)



РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2001 г. № 539-III РОД

О КОНЦЕПЦИИ (ПРИОРИТЕТАХ)
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2004 ГОДЫ"

Рассмотрев проект Концепции (приоритеты) развития образования в Рязанской области на 2001 - 2004 годы, принятый областной Думой за основу и доработанный комитетом областной Думы по социальной политике с учетом поступивших замечаний и предложений, Рязанская областная Дума постановила:
1. Утвердить Концепцию (приоритеты) развития образования в Рязанской области на 2001 - 2004 годы.
2. Опубликовать указанную Концепцию в газете "Рязанские ведомости".
3. Рекомендовать органам государственной власти и должностным лицам Рязанской области учитывать положения указанной Концепции при осуществлении своих полномочий.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Рязанской
областной Думы
В.Н.ФЕДОТКИН





Приложение
к постановлению
Рязанской областной Думы
от 21 ноября 2001 г. № 539-III РОД

КОНЦЕПЦИЯ (ПРИОРИТЕТЫ)
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2004 ГОДЫ

Концепция (приоритеты) развития образования в Рязанской области (далее - Концепция) является организационной основой региональной политики в сфере образования. Данный документ определяет стратегию приоритетного развития системы образования области и меры ее реализации, учитывает культурные, социально - экономические, экологические, демографические и другие особенности региона.
Разработчиками Концепции являются областные органы власти, государственные органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, профсоюзы, общественные организации, детские и молодежные общественные объединения.

Стратегические цели и принципы образовательной
политики Рязанской области:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан области на образование всех уровней и ступеней;
- создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования;
- формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования региона;
- разработка дополнительных к федеральным норм и нормативов финансового, материально - технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
- реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально - экономических условий жизни общества;
- введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;
- внедрение содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
- развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
- развитие научно - исследовательской и научно - технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- обеспечение контроля качества образования;
- развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений;
- совершенствование системы государственной аттестации педагогических и руководящих работников;
- разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
- совершенствование системы непрерывного образования;
- организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;
- организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
- обновление учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;
- развитие материально - технической базы, энергосберегающих технологий;
- развитие полноправного партнерства Рязанской системы образования с системами образования других регионов;
- участие в формировании единого образовательного пространства в Российской Федерации.

I. Состояние и тенденции развития
региональной системы образования

   ---T---------------------------------T---------------T-----------¬

¦NN¦ Уровень образования ¦Количество ¦Численность¦
¦пп¦ ¦образовательных¦обучающихся¦
¦ ¦ ¦учреждений ¦(тыс. чел.)¦
+--+---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Дошкольное ¦ 476 ¦ 28,6 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Общее (дневные школы) ¦ 823 ¦ 162,4 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦начальное ¦ 171 ¦ 47768 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦основное ¦ 268 ¦ 87735 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦полное среднее ¦ 311 ¦ 20666 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦школы - интернаты для детей с не-¦ ¦ ¦
¦ ¦достатками умственного или физи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ческого развития ¦ 40 ¦ 4,1 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Начальное профессиональное ¦ 39 ¦ 15,5 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Среднее профессиональное ¦ 28 ¦ 18,3 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Высшее профессиональное ¦ 16 ¦ 24,1 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Послевузовское профессиональное¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительное ¦ 1 ¦ 7,5 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Дополнительное образование детей ¦ 96 ¦ 35,1 ¦
¦ +---------------------------------+---------------+-----------+
¦ ¦Вечерние (сменные) образователь-¦ ¦ ¦
¦ ¦ные учреждения ¦ 7 ¦ 1,6 ¦
L--+---------------------------------+---------------+------------


В сфере образования области трудятся около 30 тысяч педагогических работников. В сфере образования в целом трудится каждый 10-й из занятого населения области. Образовательный уровень кадров характеризуется достаточно высокими показателями с тенденцией к ежегодному улучшению: удельный вес педагогов, имеющих высшее образование, наиболее высок в системе общего среднего образования - 80,1 %, в системе дополнительного образования - 90 %, в системе среднего и высшего профессионального образования приближается к 100 %, в системе дошкольного образования - 32 %.
К концу 90-х годов усиливается процесс старения и феминизации педагогического коллектива области: удельный вес работающих пенсионеров составляет около 10 %, 4/5 из числа работающих в сфере образования - женщины.
В области сегодня сложилась гибкая система подготовки квалифицированных педагогических кадров, ориентированная на полное обеспечение рынка образовательных услуг региона. Ядром этой системы являются: Рязанский государственный педагогический университет, Касимовское педагогическое училище, Спасский и Рязанский педагогические колледжи, в которых обучается около 13,1 тыс. человек по 32 специальностям и более чем 50 специализациям; общий ежегодный прием студентов составляет 1900 человек, а выпуск - порядка 1000 и более человек.
Действующая в области система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ключевым звеном которой является Рязанский областной институт развития образования, обеспечивает непрерывность профессионального образования на основе овладения новыми научными знаниями, высокоэффективными образовательными технологиями и методиками.
Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений повышенного уровня образования - лицеев (2), профессиональных лицеев (11), гимназий (3), колледжей (2) - достигло 18 с общим числом обучающихся 1050 человек.
Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.
В Рязанской области функционируют 28 средних специальных учебных заведений, в которых обучается 18300 человек по 82 специальностям.
В 4-х государственных вузах (РГМУ, РГПУ, РГРТА, РГСХА) получают профессиональную подготовку 19,5 тысячи студентов, в филиалах государственных вузов (МГУК и МГОУ) обучается 4692 студента, около 2-х тысяч человек - студенты негосударственных высших учебных заведений. Таким образом, общее количество студентов в вузах региона, обучающихся по 90 специальностям, составляет более 26 тысяч человек, то есть, каждый 50-й житель области. (В данное количество не входят слушатели и курсанты высших военных учебных заведений. Соответственно, этот показатель должен быть значительно выше).

Проблемное поле развития образования

Развитие образования области происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
- социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;
- неполнота нормативной правовой базы в области образования;
- развитие негативных тенденций, связанных с демографической ситуацией.
Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин, сдерживающих развитие региональной системы образования. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования.
В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов разных уровней, в том числе и федерального.
Дефицит финансовых ресурсов вызывает опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Рязанской области.
Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий в области образования.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно - материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Здания и сооружения системы образования требуют капитального ремонта и реконструкции. Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования.
Не решена проблема обеспечения образовательных учреждений учебниками, классно - лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью.
В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно - педагогических работников образовательных учреждений.
Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования.
Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей (ежегодное сокращение до 40 - 50 ДОУ).
Растет число детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого - педагогической коррекции.
В тяжелом положении находятся образовательные учреждения дополнительного образования и обеспечивающие досуг детей учреждения, сокращается оказание услуг, связанных с занятиями научно - техническим творчеством, туризмом, детским спортом. Низкий уровень доходов большинства граждан значительно снижает доступность указанного вида образования.
Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

II. Основные направления развития
системы образования

2.1. В сфере дошкольного образования:
- обеспечение общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
- сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;
- содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования;
- совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. В сфере общего образования:
- сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности;
- совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
- разработка преемственности типовых программ с федеральными и региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;
- совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;
- развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;
- совершенствование системы профессиональной ориентации;
- развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;
- обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
- совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
2.3. В системе начального профессионального образования:
- обеспечение сохранения начального профессионального образования и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций;
- осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;
- разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;
- сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности;
- разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования;
- обновление содержания начального профессионального образования, педагогических технологий в указанной области образования и профессиональной подготовки обучающихся; научно - методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.4. В системе высшего и среднего профессионального образования:
- одним из приоритетных направлений деятельности высших и средних учебных заведений области является формирование динамической и адаптивной системы, обеспечивающей равноправный доступ населения Рязанской области к высшему и среднему образованию;
- сохранение и развитие потенциала высшей и средней школы, расширение возможностей получения желаемого образования, профессии, квалификации в соответствии с индивидуальными намерениями, интересами региона, потребностями развития культуры, науки и производства;
- увеличение вклада высшей школы в распространение научных знаний, повышение качества научных исследований при единстве учебно - научного процесса; развитие вузов и ссузов как учебно - научно - производственных систем;
- повышение качества высшего и среднего профессионального образования;
- формирование и проведение политики устойчивой моральной и финансово - материальной поддержки высшего и среднего образования со стороны государства и общества;
- формирование финансово - экономической системы высшей и средней школы к соответствующим условиям регулируемого рынка;
- укрепление и дальнейшее развитие материально - технической базы высших и средних профессиональных учебных заведений.
2.5. В системе послевузовского профессионального дополнительного образования:
- обеспечение эффективной государственной поддержки системы переподготовки и повышения квалификации кадров;
- совершенствование работы по формированию, стимулированию и удовлетворению потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовки кадров;
- организация деятельности образовательных учреждений дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и развивающегося производства;
- повышение эффективности системы дополнительного профессионального образования путем применения современных средств и методов обучения, новых педагогических и информационных технологий;
- постоянное обновление содержания обучения в тесной связи с достижениями современной техники и технологии, наук о природе, обществе и человеке.
2.6. В сфере дополнительного образования детей:
- обеспечение сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;
- изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;
- организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграции дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования.

III. Основные направления реализации
прав различных категорий молодежи

3.1. Концепция определяет реализацию государственных и социальных гарантий обучающихся:
- обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное, образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей;
- расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
- обеспечение условий для получения обучающимися горячего питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;
- предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально - культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно - массового и физкультурно - оздоровительного назначения) и транспортом;
- развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе;
- разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
- обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности за счет средств областного и муниципальных бюджетов;
- расширение системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно - производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;
- совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.2. Реализация государственной молодежной политики на территории Рязанской области предполагает:
- поддержку молодежного предпринимательства;
- решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей;
- поддержку студенческой молодежи;
- развитие системы социальной адаптации, реабилитации молодежи;
- поддержку молодых талантов;
- развитие художественного творчества молодежи;
- развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха, спорта и туризма;
- развитие системы военно - патриотического, духовно - нравственного воспитания молодежи;
- поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики.

IV. Ресурсное обеспечение системы образования

4.1. Обеспечение системы образования квалифицированными кадрами
В этих целях необходимо:
- осуществление модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования; формирование единой региональной системы непрерывного образования педагогических и управленческих кадров на основе внедрения единых образовательных стандартов по подготовке педагогических работников;
- улучшение системы социальной защиты и укрепления здоровья работников образования. В первую очередь, повышение жизненного уровня и улучшение жилищно - бытовых условий работников образования;
- внедрение системы адресной подготовки и переподготовки специалистов для региональной сферы образования, предполагающей ориентир на конкретные запросы образовательных учреждений при безусловном сохранении личностью свободы выбора образовательной траектории;
- создание необходимых предпосылок для становления и развития профессионального мастерства педагогических работников;
- информатизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;
- внедрение действенных методик исследования структуры и потребностей рынка образовательных услуг применительно к сфере педагогического образования;
- изменение содержания подготовки специалистов для сферы образования на основе формирования у студентов готовности к освоению новых знаний и умений, усиление их научной и культурологической направленности;
- реализация программы развития среднего педагогического образования в Рязанской области;
- развитие региональной системы непрерывного педагогического образования.
4.2. Материально - техническое обеспечение развития системы образования.
В этих целях необходимо:
- сохранение и развитие материально - технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
- отработка механизма оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно - наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно - методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов;
- разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования;
- оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения;
- соблюдение строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений.

V. Финансовое обеспечение системы образования

Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование области в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на выплату заработной платы, на питание учащихся, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений. Недостаточны средства в бюджетах на укрепление учебно - материальной базы образовательных учреждений и тем более на развитие образования. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять в полном объеме положения законодательства в сфере образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных нормативов, предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы образования области, обучающимся.
Предполагается, с одной стороны, постепенное увеличение ассигнований из областного и муниципальных бюджетов на функционирование системы образования области по законам Рязанской области об областном бюджете, а с другой стороны, выделение отдельной строкой расходов на выполнение мероприятий, установленных областными программами "Развитие образования Рязанской области на 2001 - 2004 годы", "Развитие образования на селе", "Одаренные дети", "Дети - сироты", "Организация летнего отдыха детей", "Профилактика правонарушений в детской и молодежной среде", "Молодежь Рязанщины" и др. с достижением к 2004 году расчетной потребности в финансовых средствах.
Финансовое обеспечение системы Образования области предполагается осуществить путем:
- увеличения бюджетного финансирования по указанным выше каналам;
- софинансирования целевых программ из федерального, областного, муниципальных бюджетов;
- создания условий для привлечения внебюджетных средств в учреждения образования;
- сохранения, систематизации и расширения льгот, в т.ч. налоговых, на частные вложения в образование.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru