Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Рязанской областной Думы от 24.10.2001 № 470-III РОД
"О КОНЦЕПЦИИ (ПРИОРИТЕТАХ) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДО 2004 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступил в силу с 24 октября 2001 года (пункт 2 данного документа)



РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2001 г. № 470-III РОД

О КОНЦЕПЦИИ (ПРИОРИТЕТАХ) СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДО 2004 ГОДА

Рассмотрев проект Концепции (приоритеты) социально - экономического развития агропромышленного комплекса до 2004 года, внесенный комитетом областной Думы по аграрным вопросам, природопользованию и экологии, Рязанская областная Дума постановила:
1. Принять Концепцию (приоритеты) социально - экономического развития агропромышленного комплекса до 2004 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Рязанской
областной Думы
В.Н.ФЕДОТКИН





Приложение
к постановлению
Рязанской областной Думы
от 24 октября 2001 г. № 470-III РОД

КОНЦЕПЦИЯ (ПРИОРИТЕТЫ)
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДО 2004 ГОДА

1. Производство сельскохозяйственной продукции

Целью концепции развития АПК в долгосрочной перспективе является осуществление основных направлений формирования эффективного и устойчивого агропромышленного производства, которое по своим качественным показателям соответствовало бы мировому уровню: выравнивание доходов и других жизненных параметров сельского населения с соответствующими показателями городского населения. Первоочередной же целью является ускоренное восстановление агропромышленного производства, создание организационно - экономических и социальных условий для рентабельной работы сельских товаропроизводителей, так как обеспечение населения области доступным полноценным продовольствием и уменьшение зависимости от внерегиональных поставок на предстоящий период и отдаленную перспективу возможно только на базе высокоразвитого собственного сельскохозяйственного производства, при максимальном использовании внутреннего биоклиматического трудового и ресурсного потенциала.
Высокоэффективная работа АПК - важнейшая задача законодательных и исполнительных органов власти области. Дальнейшее его развитие признается как приоритетное направление экономической политики. В этих целях предусматривается ежегодное выделение средств на село в пределах 15 % расходной части бюджета.
Вывод АПК из кризиса и его послекризисное развитие будет осуществляться на основе нового курса стабилизации, ускоренного восстановления и развития аграрной экономики, а именно:
- интенсификации производственных процессов, широкого научного обеспечения, внедрения новейших ресурсоэнергосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающих отраслях;
- обеспечения предприятий набором высокотехнологичных машин и оборудования производства заводов г. Рязани и области;
- создания сети машинно - технологических станций (МТС);
- концентрации производства на предприятиях, способных обеспечить лучшее использование трудовых и материальных ресурсов, более высокие темпы производства конечной продукции;
- совершенствования управления АПК на основе разграничения функций государственного и хозяйственного управления;
- рационального использования бюджетных, собственных и заемных денежных средств;
- установления эквивалентных межотраслевых отношений;
- развития кооперации и агропромышленной интеграции;
- совершенствования внешнеэкономических отношений;
- создания благоприятных экономических условий для вложения инвестиций в сельскохозяйственное производство;
- социального возрождения села и повышения уровня жизни населения;
- ускоренного процесса обновления производственного потенциала села;
- поэтапного решения задач.
На первом этапе (2001 - 2003 г. г.) предстоит сосредоточить усилия и ресурсы на сохранении достигнутого уровня производства во всех категориях хозяйств: зерна - 950 тыс. тонн, картофеля - 660 тыс. тонн, овощей - 180 тыс. тонн, сахарной свеклы - 180 тыс. тонн, живой массы скота - 78 тыс. тонн, молока - 480 тыс. тонн, яиц - 414 млн. штук. Это в основном обеспечивает потребности населения области в продуктах питания. Создать организационные и экономические условия для прекращения спада производства. Привлечь широкие слои сельского населения к решению задач антикризисного развития.
На втором этапе (2003 - 2004 г. г.) намечается некоторый рост объемов производства сахарной свеклы, картофеля, овощей, молока, мяса, яиц за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Предстоит разрешить проблему неплатежей, консолидации денежных средств на основе ссудосберегательных и кредитных кооперативов.
Это позволит создать базу для устойчивого развития сельской территории и обеспечения выпуска широкого ассортимента биологически полноценного продовольствия, отвечающего потребностям различных групп населения. В количественном выражении это означает выход по производству продовольствия на рубежи, гарантированные агроприродным потенциалом области: по зерну - 1,0 млн. тонн, сахарной свекле - 200 тыс. тонн, картофелю - 680 тыс. тонн, овощам - 200 тыс. тонн, живой массе скота - 80 тыс. тонн, молоку - 500 тыс. тонн, яйцу - 420 млн. штук. Будет завершено формирование перспективной производственной структуры, устойчивое расширенное воспроизводство, достижение докризисного уровня жизни сельского населения.
Принципиально важно, чтобы этот курс был настроен на управляемую аграрную экономику и опирался в основном на собственные ресурсы. При этом устойчивая и эффективная агроэкономика может быть создана при наличии оптимального соотношения планового индикативного государственного управления и рыночных рычагов регулирования.
Совершенствование экономического механизма хозяйствования включает в себя следующие аспекты:
- укрепление и совершенствование агропромышленного комплекса как единого целого в области управления, прогнозирования, финансирования, материально - технического обеспечения и научно - технического прогресса, внешних экономических связей;
- создание на селе равных экономических, социальных, правовых и производственных предпосылок для развития всех форм собственности и хозяйствования: государственных хозяйств, крупных хозяйств с коллективно - долевой формой собственности, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, садоводческих кооперативов;
- вовлечение хозяйствующих субъектов в кооперацию, в рамках которой не только достигаются положительные производственные и экономические результаты, но и удачно решаются социальные проблемы деревни;
- как приоритетное направление - развитие крупных хозяйств с коллективно - долевой формой собственности и личных подсобных хозяйств граждан как основных производителей сельскохозяйственной продукции и стабилизаторов продовольственного рынка. Развитие этих двух форм хозяйствования должно идти по пути интеграции как наиболее мягкому варианту реформирования сельского хозяйства;
- бюджетная поддержка племенного животноводства и сортового семеноводства, работ по повышению плодородия почвы.
Для обеспечения экономического регулирования и маневра при выводе АПК из кризиса намечается формировать в рамках регионального заказа страховые, резервные и продовольственные областные фонды путем выделения бюджетных средств на закупку продовольствия по регулируемым областным ценам.
Определены многофакторные подходы к задачам сельскохозяйственного природопользования. Основой должна стать адаптивно - ландшафтная система земледелия с максимальным использованием биологических и природных факторов в формировании урожая, восстановлении почвенного плодородия и сохранении природных экосистем.
Приоритетными направлениями вложения инвестиций должны стать:
- газификация и электрификация сел, дорожное строительство, обустройство сельских населенных пунктов.
Важным направлением вывода АПК из кризиса и его стабилизации является специализация. Углубленная проработка всех вариантов развития АПК с учетом природно - экономических условий хозяйствования, исторического опыта и места в общереспубликанском разделении труда показывает, что достичь намечаемых объемов производства и душевого потребления основных продуктов питания возможно при условии специализации северо - восточной зоны области (Клепиковский, Ермишинский, Кадомский, Пителинский районы) и приокской (Спасский, Рязанский, Рыбновский, Касимовский, Шиловский районы) в мясо - молочном направлении с развитым картофелеводством и овощеводством; южной зоны (Михайловский, Милославский, Скопинский, Ряжский, Ново - Деревенский, Ухоловский, Шацкий, Сараевский и Сасовский районы) и центральной зоны (Захаровский, Кораблинский, Пронский, Путятинский, Сапожковский, Старожиловский, Чучковский районы) с преимущественным развитием зернового хозяйства, свеклосахарного производства, а также производства молока и мяса, крупного рогатого скота и свиней.
Предстоит совершенствование земельных отношений, разработка земельного кадастра, создание эффективной системы платежей за землю, комплексной информационной системы о земельных ресурсах, защита прав собственности на земельные участки.

2. Организация переработки
сельскохозяйственной продукции

Пищевая и перерабатывающая промышленность области имеет сегодня необходимые условия к тому, чтобы выпускать продукцию высокого качества, которая была бы конкурентоспособной на рынках не только нашего региона, но и за его пределами.
Основными направлениями до 2005 года в деятельности пищевых и перерабатывающих предприятий области являются:
- внедрение высокоэффективных безотходных конкурентоспособных технологий продуктов питания нового поколения на основе применения современных физико - химических, биотехнологических и других прогрессивных методов обработки сырья;
- увеличение объемов переработки молока и скота на собственных предприятиях за счет сокращения их вывоза в непереработанном виде за пределы региона;
- выполнение Федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания" по завершению строительства и ввода в эксплуатацию цеха детского питания в г. Рязани;
- внедрение нового конкурентоспособного технологического оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, современных упаковочных материалов;
- внедрение эффективного механизма формирования продовольственных ресурсов, основанного на экономическом стимулировании собственных товаропроизводителей, и развитие региональной инфраструктуры;
- обеспечение возможности получения и пользования предприятиями перерабатывающей промышленности, имеющими сезонный характер работы, кредитных ресурсов и специальных фондов кредитования на льготных условиях;
- обеспечение предприятий сырьем за счет углубления агропромышленной интеграции на основе кооперирования всех участников процесса производства конечной пищевой продукции - от сельхозтоваропроизводителей до переработки и реализации;
- переработка сельскохозяйственного сырья на крупных, технически оснащенных предприятиях.
В целях улучшения обеспечения потребительского рынка продуктами питания собственного производства на период до 2005 года предусматривается увеличение объемов производства основных видов продуктов питания. За счет внедрения передовых технологий, нового оборудования, реконструкции и нового строительства, сокращения реализации сельскохозяйственного сырья за пределы региона в непереработанном виде предусматривается увеличение объемов производства продукции к концу 2004 года по производству масла и сыров на 27 %, сахара - песка в 3,2 раза, молочных консервов в 2 раза, цельномолочной продукции на 18 %, плодоовощных консервов на 36 %.
За счет освоения мощностей, введенных на Приокском молзаводе Шиловского района, производство растительного масла предусмотрено довести до 4 тыс. тонн в год, что значительно сократит завоз его в нашу область из других регионов.

3. Развитие потребительского рынка товаров и услуг

Состояние потребительского рынка Рязанской области характеризуется противоречивостью: с одной стороны - относительно высокая насыщенность его товарами, которая достигла почти 80 %, с другой стороны крайне низкая покупательская способность населения и, как следствие, неудовлетворительная платежеспособность предприятий торговли и общественного питания. Значительный удельный вес в товарообороте, примерно одну треть, занимает неорганизованная торговля (торговля на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли).
Необходимо принятие целого комплекса мер по упорядочению торговли, усилению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, что должно привести к значительному повышению культуры обслуживания, сокращению неучтенного товарооборота. Основными задачами комплекса по расширению рынков сбыта на период до 2004 года являются:
- развитие конкуренции на потребительском рынке, создание равных условий для хозяйствующих субъектов;
- координация деятельности контролирующих служб в вопросе обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
- упорядочение торговли алкогольной продукцией, хлебом и хлебобулочными изделиями на рынках и местах, отведенных для торговли и продвижение на областной и межрегиональный рынки продукции, производимой на предприятиях области;
- совершенствование взаимодействия имеющихся рыночных структур области с другими регионами, увеличение товарооборота Рязанского оптового продовольственного рынка за счет реализации местной продукции;
- проведение торгов (конкурсов) по закупке и поставке продукции в областной продовольственный фонд;
- обеспечение продовольствием военных и приравненных к ним потребителей, дислоцированных на территории области;
- проведение серии деловых встреч товаропроизводителей области и оптовых покупателей Москвы по поставкам молочных продуктов, картофеля, плодоовощной и другой продукции в рамках соглашения с Москвой;
- реализация соглашений об экономическом, научно - техническом, культурном сотрудничестве с субъектами РФ и стран СНГ на основе отрабатываемого механизма реализации соглашения с Тульской областью;
- организация работ по созданию элементов инфраструктуры межрегионального взаимодействия (расчетно - клиринговых центров, совместных межобластных корпоративных предприятий и ассоциаций, открытие представительств и торговых предприятий);
- развитие выставочно - ярмарочной деятельности, координация работы таких структур, как Рязанская торгово - промышленная палата, ЦНТИ, "Рязанские торговые ряды", "Агропромкомплект";
- создание при администрации области координационного Совета выставочно - ярмарочной деятельности;
- повышение качества оказываемых услуг, восстановление профессиональной подготовки и переподготовки работников бытового обслуживания населения через регулярно проводимые семинары с приглашением ведущих мастеров России и Рязани;
- проведение политики протекционизма и оказания мер государственной поддержки предприятиям бытового обслуживания, оказывающим социально значимые услуги, в целях сохранения действующей сети, особенно сельской местности.

4. Кадровая политика и улучшение социальных
условий жизни сельского населения

Демографическая обстановка на селе вступила в период острого кризиса. Смертность в 3 - 4 раза превышает рождаемость, 2/3 сельского населения составляют пенсионеры. Количество работников сельскохозяйственного производства за последние 10 лет сократилось с 85 до 55 тысяч человек. Слабость социальной сферы приводит к оттоку сельского населения. Поэтому в ближайшее время человеческий фактор будет сдерживающим в развитии сельскохозяйственного производства.
В связи с этим ставятся задачи:
- повышение социального уровня и качества жизни сельского населения;
- разработка новой стратегии миграционной политики, прежде всего в области внешней и внутренней трудовой миграции;
- снижение смертности всех групп населения, особенно лиц трудоспособного возраста;
- расширение целевого набора выпускников сельских школ во все средние и высшие учебные заведения области;
- строительство жилья для молодых специалистов с привлечением средств сельскохозяйственных предприятий, фонда индивидуального жилищного строительства по целевой программе "Свой дом", бюджетов муниципальных образований и других источников;
- переподготовка и подготовка кадров массовых профессий;
- укрепление материальной базы ПТУ;
- продолжение работ по телефонизации, водоснабжению и газификации жилья в сельской местности;
- увеличение объемов строительства дорог с твердым покрытием.

5. Основные направления экологической политики
и меры по охране природной среды

Одной из целей экологической политики является достижение на первом этапе минимально вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, а в дальнейшем - улучшение качества окружающей природной среды, снижение ресурсоемкости производства продукции, обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства.
Важнейшим направлением деятельности по обеспечению устойчивого развития экономики является постоянный учет экологического фактора в различных видах деятельности, что в свою очередь требует взаимоувязанных изменений в структуре производства и потребления, главными из которых являются:
- формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования;
- создание научно - технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу;
- формирование прогрессивной структуры общественного производства, ориентированной на увеличение доли продукции конечного потребления;
- создание замкнутых производственных циклов при минимизации производственных отходов;
- завершение перехода на платное пользование природными ресурсами, вовлекаемыми в хозяйственный оборот, с целевым направлением части средств на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов с установлением налоговых и иных льгот, предоставляемых предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
- воспитание экологически грамотного гражданина.
Для правового обеспечения устойчивого экоразвития области необходимо разработать и принять:
- областную экологическую программу;
- положение о подготовке специалистов для сферы управления окружающей средой, природопользованием и экологией;
- провести социально - экономическую оценку природных ресурсов и объектов области в кадастровой и реестровой формах.
Для постоянной работы по реализации экологической политики образовать межведомственную комиссию.

6. Научное обеспечение агропромышленного комплекса

Среди наиболее приоритетных выделяется вопрос научно - технического и социального прогресса, что будет определять будущее сельского хозяйства и других сфер АПК. Для этого необходимо всемерно содействовать развитию научных исследований по приоритетным направлениям с тем, чтобы создать задел для последующего ускоренного перехода к новым технологиям, типам технических средств, прогрессивным формам социально - экономических отношений. Эти направления включают:
- организационно - экономический механизм функционирования АПК;
- земельные отношения и формы земельной собственности;
- системы воспроизводства почвенного плодородия, предотвращение всех видов ее деградации;
- управление продукционным и средоулучшающим потенциалом агроэкосистем и агроландшафтов;
- интенсификация машинных технологий;
- биотехнологические процессы переработки сельскохозяйственного сырья, белковые препараты и биологически активные добавки с заданными функциональными свойствами и другие.
При этом необходимо существенно усилить работу по внедрению достижений научно - технического прогресса в АПК.
Излагаемая концепция должна рассматриваться как исходное направление для формирования такого плана, в котором должны в конкретной и конструктивной форме раскрываться целевые ориентиры и механизмы развития на ближайший период и перспективу, обеспечивающие поэтапную реализацию поставленной задачи и позволяющие осуществить в итоге переход агропромышленного комплекса области на модель устойчивого развития. При этом масштаб и характер, обеспечивающие необходимый динамизм и сбалансированность развития, определяются в каждом конкретном периоде стартовыми условиями через показатели и параметры, характеризующие текущее состояние данной экономики.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru