Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Рязанской областной Думы от 24.10.2001 № 469-III РОД
"О КОНЦЕПЦИИ (ПРИОРИТЕТАХ) ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 217, 06.11.2001


Вступил в силу с 24 октября 2001 года (пункт 4 данного документа)



РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2001 г. № 469-III РОД

О КОНЦЕПЦИИ (ПРИОРИТЕТАХ) ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ

Рассмотрев проект Концепции (приоритеты) промышленной политики Рязанской области на 2001 - 2004 годы, принятый областной Думой за основу и доработанный комитетом по экономической политике, собственности и хозяйственной деятельности с учетом поступивших замечаний и предложений, Рязанская областная Дума постановила:
1. Утвердить Концепцию (приоритеты) промышленной политики Рязанской области на 2001 - 2004 годы.
2. Опубликовать указанную Концепцию в газете "Рязанские ведомости".
3. Рекомендовать органам государственной власти и должностным лицам Рязанской области учитывать положения указанной Концепции при осуществлении своих полномочий.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Рязанской
областной Думы
В.Н.ФЕДОТКИН





Утверждена
постановлением
Рязанской областной Думы
от 24 октября 2001 г. № 469

КОНЦЕПЦИЯ (ПРИОРИТЕТЫ)
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2004 ГОДЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция (приоритеты) промышленной политики Рязанской области на 2001 - 2004 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 910-Р "О программе социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2002 - 2004 годов".
Понятийный аппарат, используемый в Концепции, включает в себя как общепринятые, так и специфические понятия, характеризующие предметную область данной Концепции.
Промышленная политика Рязанской области - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, осуществляемых органами государственной власти и должностными лицами Рязанской области, исходя из социально - экономических интересов Рязанской области.
Субъекты промышленной деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели, организующие и осуществляющие промышленную деятельность на территории Рязанской области.
Благоприятный налоговый режим - совокупность условий налогообложения, обеспечивающих повышение инвестиционного потенциала субъектов промышленной деятельности.
Промышленная деятельность - деятельность юридических лиц (независимо от форм собственности) и индивидуальных предпринимателей, учитываемая как основной вид их деятельности в отраслях народного хозяйства, являющихся по законодательству Российской Федерации отраслями промышленности.
Реформирование предприятий - осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающего успешную работу предприятий в условиях рыночной экономики.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Промышленная политика Рязанской области основывается на признании значимости промышленности для экономики Рязанской области, ее определяющей роли в формировании областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и региональных отделений государственных внебюджетных фондов, в обеспечении занятости населения и сохранения рязанской области как одного из промышленных центров Российской Федерации.
Стратегическими целями промышленной политики на ближайшие 4 года в области являются:
- переход к устойчивому росту объемов промышленного производства за счет комплекса мер по реформированию предприятий, привлечению инвестиций, стимулированию производства конкурентоспособной продукции, внедрению наукоемких и ресурсосберегающих технологий и на этой основе формирование бездефицитного государственного бюджета Рязанской области и повышение качества жизни населения области;
- оптимизация структуры промышленности области;
- восстановление полной занятости населения;
- ориентация молодежи на работу на промышленных предприятиях;
- достижение на основе научно - технического прогресса роста уровня производительности труда;
- закрепление и усиление роли и места промышленности Рязанской области в межрегиональном и международном разделении труда;
- сохранение окружающей среды.
Для достижения поставленных целей при проведении промышленной политики органы государственной власти и должностные лица Рязанской области руководствуются следующими принципами:
- активное воздействие экономическими механизмами на процессы, происходящие в сфере промышленности, в целях повышения эффективности и конкурентоспособности субъектов промышленной деятельности;
- оптимальное использование природных, трудовых, производственных, энергетических и финансовых ресурсов области;
- рациональное размещение производительных сил на территории области и развитие для этих целей необходимой инфраструктуры;
- дифференцированный подход к стимулированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально - экономической значимости, бюджетной эффективности, экологической безопасности, а также научно - технических перспектив;
- гласность и обоснованность в определении критериев государственной поддержки субъектов промышленной деятельности;
- сочетание общенациональных и региональных интересов с интересами субъектов промышленной деятельности.

3. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ

Промышленность области представляют в основном предприятия обрабатывающих отраслей - машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Топливно - энергетический комплекс составляют электроэнергетика и нефтепереработка. Добывающие отрасли практически отсутствуют.
Такая структура сформировалась вследствие отсутствия на территории области значительных запасов природных ресурсов, но при этом благоприятного географического расположения (по территории области проходит три автомобильные магистрали федерального и международного значения, с железнодорожных вокзалов имеется доступ ко всем регионам России, имеется речной транспорт), а также большого количества высших и средне - специальных учебных заведений по подготовке высококвалифицированных кадров.
В результате проводимых в стране реформ, начиная с 1990 по 1996 годы, в промышленности Рязанской области ежегодно отмечался спад производства. Наибольшее снижение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось в 1992 году - 21 %, в 1994, 1996 годах - по 27 %. Впервые в 1997 году по сравнению с 1996 годом достигнут рост объема производства на 7,4 %, в 1998 году - 7,1 %, в 1999 году - 7 %, в 2000 году - 8,1 %. Вместе с тем в 2000 году по сравнению с 1990 годом снижение объема продукции сохранилось и составило 59 %.
Динамика производства по основным отраслям приведена в таблице 1.

Таблица № 1

ИНДЕКСЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (в процентах к 1990 году)

   -----------------------------------T----T----T----T----T----T----¬

¦ ¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Вся промышленность в том числе: ¦ 43 ¦ 31¦ 33¦ 36¦ 38¦ 41¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Электроэнергетика ¦ 75 ¦ 67¦ 76¦ 67¦ 63¦ 69¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Топливная промышленность ¦ 44 ¦ 25¦ 27¦ 46¦ 66¦ 68¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Черная металлургия ¦ 52 ¦ 52¦ 58¦ 60¦ 77¦ 103¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Цветная металлургия ¦ 14 ¦ 15¦ 11¦ 13¦ 25¦ 22¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Химическая и нефтехимическая про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мышленность ¦ 50 ¦ 13¦ 23¦ 24¦ 21¦ 20¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Машиностроение и металлообработка ¦ 43 ¦ 29¦ 30¦ 32¦ 33¦ 47¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Лесная, деревообрабатывающая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦целлюлозно - бумажная промышлен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ность ¦ 74 ¦ 56¦ 45¦ 42¦ 47¦ 62¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Промышленность строительных мате- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦риалов ¦ 44 ¦ 28¦ 31¦ 34¦ 46¦ 54¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Стекольная и фарфоро - фаянсовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленность ¦ 7 ¦ 13¦ 15¦ 17¦ 24¦ 43¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Легкая промышленность ¦ 30 ¦ 26¦ 23¦ 22¦ 21¦ 27¦
+----------------------------------+----+----+----+----+----+----+
¦Пищевая промышленность ¦ 44 ¦ 31¦ 30¦ 32¦ 36¦ 35¦
L----------------------------------+----+----+----+----+----+-----


Наиболее высокие уровни производства сохранили отрасли, продукция которых пользовалась относительно высоким спросом на внутреннем рынке.
Это электроэнергетика, где в 2000 году произведено энергоресурсов 69,0 % от уровня 1990 года. Такой показатель обусловлен высокой энергоемкостью хозяйств региона из-за медленной технологической перестройки производства, необходимостью поддержания достигнутых уровней энергопотребления в непроизводственной сфере, расходом энергии на технологически необходимое поддержание работы оборудования, отопление и освещение помещений с неполной производственной загрузкой.
Общее состояние предприятий энергетики характеризуется падением показателей их эффективности, прогрессирующим старением генерирующего оборудования и электрических сетей, особенно сетей низкого напряжения, тепловых сетей, структурными недостатками. На территории области находится 4 электростанции с общей установленной мощностью турбогенераторов 3200 МВт (ОАО "Рязанская ГРЭС", ОАО "Ново - Рязанская ТЭЦ", ГРЭС - 24 "Мосэнерго" и Дягилевская ТЭЦ"), и с точки зрения производства электроэнергии Рязанская область является энергоизбыточной, в то же время региональная энергосистема ОАО "Рязаньэнерго", в состав которой входит единственная станция - Дягилевская ТЭЦ мощностью 100 МВт, ежегодно закупает около 3000 млн. кВт/ч, электроэнергии с ФОРЭМ. Вследствие этого энергоснабжение региона осуществляется крайне напряженно. Имеют место ограничения и отключения потребителей как из-за недостатка энергии и мощности в сетях РАО "ЕЭС России" так и за задолженность по оплате потребленной энергии.
В конце 2000 года наметилась тенденция спада производства электроэнергии в Рязанской области, которая связана в первую очередь с уменьшением темпов роста в промышленном производстве как Рязанской области, так и всей страны. Снижение производства электроэнергии вызвано еще и тем, что загрузка на крупнейшем производителе электроэнергии в области - ОАО "Рязанская ГРЭС" определяется РАО "ЕЭС России".
Для снижения затрат на электро- и теплоэнергию в промышленности следует стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, режимов экономии, резкого сокращения энергозатрат на содержание неиспользуемых производственных фондов. Региональной энергетической комиссии целесообразно поэтапно ликвидировать перекрестное субсидирование по группам потребителей.
В топливной промышленности, где 99,0 % занимает нефтепереработка, выпуск продукции к 1990 году составляет 68,0 %.
Низкая степень переработки нефти на одном из крупнейших предприятий г. Рязани - Рязанском нефтеперерабатывающем заводе (входит в состав Тюменской нефтяной компании) снижает конкурентоспособность выпускаемых нефтепродуктов. Работа предприятия на давальческом сырье сокращает доходность производства и налогооблагаемую базу. Целесообразно ускорить работы по повышению глубины переработки нефти с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов, улучшению их качества и повышения эффективности производства в целом, при одновременном решении природоохранных и экологических проблем.
В ведущей отрасли промышленности - машиностроении и металлообработке (около 30 % всей продукции, выпускаемой промышленностью), обеспечивающей половину работающих в промышленности рабочими местами, уровень производства сегодня в сравнении с 1990 годом составляет 47 %.
Ситуация в подотраслях выглядит сложнее. Объемы производства станкостроительной и инструментальной промышленности упали до 33,7 %. К уровню 1990 года производство станков металлорежущих составляет 34,8 %, кузнечно - прессовых машин - 3,7 %. Вместе с тем начиная с 1997 года в отрасли наблюдается устойчивая тенденция к росту производства.
Почти половину продукции отрасли вырабатывают предприятия оборонно - промышленного комплекса (ОПК). Резкое сокращение оборонного заказа, задержка расчетов за поставленную продукцию, слабое участие государства в проведении конверсии, сокращение мобилизационных мощностей без достаточной компенсации затрат на содержание поставили перед предприятиями ОПК проблему выживания даже при наличии у них передовой технологии и конкурентоспособной продукции.
Обеспечение эффективной работы ОПК региона целесообразно проводить через реструктуризацию предприятий, развитие производства вооружений и военной техники, увеличение доли гражданской продукции. Поддержка конверсионных предприятий должна осуществляться посредством участия и заключения долгосрочных договоров с федеральными структурами, входящими в систему ОПК, в частности с Российским космическим агентством, Российским агентством по системам управления, Рособоронэкспортом, а также участием предприятий отрасли в федеральных целевых программах. Необходимо также привлечение инвестиций в отрасль для перелома сложившейся тенденции физического и морального износа основных средств предприятий машиностроения, основного фактора, сдерживающего разработку и выпуск конкурентоспособной продукции.
Наибольшее падение объемов производства произошло в химической и нефтехимической промышленности, объем продукции которой к уровню 1990 года составил 20 %. Это связано со снижением выпуска волокон и нитей химических на 74,7 %, составляющих более 90 % объема отрасли, из-за высокой себестоимости продукции и невыгодной конъюнктуры мировых цен на целлюлозу. Ресурсы сырья в области отсутствуют, большая часть основных производственных фондов изношена, загрузка предприятий низкая. Следует привлекать в область инвестиции и компании, располагающие сырьем, расширять сбыт продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Низкий уровень производства по сравнению с 1990 годом имеет цветная металлургия - 22 %. Отрасль с распадом СССР потеряла традиционных поставщиков сырья и потребителей продукции. В результате ряд предприятий перепрофилирован на освоение новых технологий по производству конкурентоспособной продукции. В настоящее время финансово - экономическое состояние предприятий отрасли устойчивое. Производство продукции высокоэнергоемкое. Целесообразна дальнейшая модернизация производства, направленная на снижение затрат, увеличение объемов выпуска и улучшение качественных характеристик выпускаемой продукции.
Сложная ситуация в легкой промышленности, где падение производства по сравнению с 1990 годом составило 73,0 %. Эта отрасль с распадом СССР потеряла сырьевую базу в виде хлопка и шерсти из бывших среднеазиатских республик. Необходимость приобретать сырье по мировым ценам привела к росту цен на продукцию и сделала ее неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Кроме того, либерализация внешней торговли и приток импортной продукции, более дешевой и качественной, при сокращении внутреннего спроса привели к существенному ухудшению условий сбыта товаров отрасли в стране. Сложившиеся условия хозяйствования диктуют необходимость улучшения управления предприятиями, объединение усилий предприятий в сфере производства, маркетинга, снабжения и сбыта продукции.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов сократили производство, соответственно, на 38,0 % и 46,0 %.
Сопоставляя уровни производства по отраслям промышленности области (таблица № 1), следует отметить, что в области, как и в целом по России, наименьшие темпы спада наблюдаются в топливно - энергетических отраслях.
Различия в динамике выпуска продукции основными отраслями обусловили характер структурных изменений в промышленности (таблица 2).

Таблица № 2

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА В ДЕЙСТВУЮЩИХ
ЦЕНАХ ЗА 1990 - 2000 ГОДЫ

   --------------------T--------------------------------------------¬

¦ ¦ Удельный вес продукции отраслей ¦
¦ ¦ в общем объеме производства, ¦
¦ ¦ в процентах ¦
¦ +------T------T------T-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ 1990 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997¦ 1998¦ 1999¦ 2000¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Вся промышленность,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦в том числе: ¦100 ¦100 ¦100 ¦100 ¦100 ¦100 ¦100 ¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Электроэнергетика ¦ 6,3 ¦ 24,4 ¦ 36,9 ¦ 45,2¦ 37,2¦ 26,1¦ 24,2¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Топливная промыш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ленность ¦ 12,8 ¦ 27,7 ¦ 11,1 ¦ 9,1¦ 10,0¦ 10,4¦ 9,6¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Черная металлургия ¦ 0,08¦ 0,14¦ 0,16¦ 0,2¦ 0,2¦ 0,3¦ 0,3¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Цветная металлургия¦ 8,1 ¦ 1,8 ¦ 1,6 ¦ 1,3¦ 1,3¦ 3,9¦ 3,1¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Химическая и нефте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦химическая промыш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ленность ¦ 2,3 ¦ 3,2 ¦ 0,9 ¦ 0,9¦ 1,9¦ 2,6¦ 2,4¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Машиностроение и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦металлообработка ¦ 37,8 ¦ 15,1 ¦ 17,2 ¦ 16,7¦ 21,3¦ 22,4¦ 28,1¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Лесная, деревообра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦батывающая и целлю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лозно - бумажная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленность ¦ 1,6 ¦ 1,3 ¦ 1,9 ¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,2¦ 1,8¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительных мате-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦риалов ¦ 3,7 ¦ 8,7 ¦ 7,1 ¦ 7,5¦ 8,8¦ 9,1¦ 9,9¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Легкая промышлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ность ¦ 10,6 ¦ 4,0 ¦ 4,7 ¦ 3,8¦ 4,2¦ 4,7¦ 4,2¦
+-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Пищевая промышлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ность ¦ 11,8 ¦ 11,6 ¦ 14,1 ¦ 9,9¦ 9,7¦ 13,5¦ 11,4¦
L-------------------+------+------+------+-----+-----+-----+------


Из приведенных данных следует, что за годы реформ заметно возросла в объеме промышленной продукции доля электроэнергетики, удельный вес которой увеличился с 6,3 % в 1990 году до 24,2 % в 2000 году.
В то же время произошло резкое снижение доли машиностроения и легкой промышленности, которые в 1990 году выпускали около 50 % всей продукции, а сегодня - около 33,0 %.
На этом фоне возрос удельный вес промышленности строительных материалов - с 3,7 % до 9,9 %. Удельный вес других отраслей изменился незначительно.
Сопоставляя характер структурных сдвигов в промышленности области и России в целом, можно сделать вывод о том, что происходит перераспределение удельного веса выпуска продукции, трудовых и инвестиционных ресурсов в пользу отраслей топливно - энергетического комплекса, а не обрабатывающих.

4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ

Проблемы промышленных предприятий, тормозящие рост производства, носят общий характер, и их можно условно разделить на внешние, по отношению к предприятию, и внутренние.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГО ХАРАКТЕРА

1. Не стимулирующая производство система налогообложения.
2. Неравные условия хозяйствования между промышленными предприятиями и предприятиями - естественными монополистами.
3. Высокие цены на продукцию и услуги предприятий - монополистов.
4. Высокие процентные ставки банковских кредитов.
5. Низкая договорная дисциплина субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и со стороны государственных органов.
6. Несистемный подход в проведении промышленной и таможенной политики на федеральном и региональном уровнях.
7. Потеря внешних рынков и незащищенность внутреннего.

ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Физический износ основных фондов. Устаревшие технологии производства.
2. Недостаток оборотных средств.
3. Высокие уровни задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды.
4. Наличие бартера во взаиморасчетах.
5. Низкий уровень управления на предприятиях.
6. Наличие "теневого оборота", ухудшающего показатели основного предприятия.
7. Старение инженерных и рабочих кадров.
Практически все внутренние проблемы предприятий являются следствием как недостаточного уровня менеджмента на предприятиях, так и следствием таможенной, кредитно - финансовой и налоговой политики правительства.

5. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Государственная поддержка промышленности области осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления области. Она включает прямую экономическую и косвенную поддержку. Администрация области несет ответственность за эффективность использования и возврат бюджетных средств при оказании прямой экономической поддержки предприятиям промышленности.
Прямая экономическая поддержка инвестиционной деятельности предприятий промышленности.
Осуществляется в соответствии с Законом Рязанской области от 11.07.1998 № 88 "Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области" в формах:
   ------------------------------------------------------------------

--> Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "... 11.07.1998..." читать "... 11.06.1998...".
   ------------------------------------------------------------------

- предоставление льготных кредитов;
- приобретение в областную и (или) муниципальную собственность части акций инвесторов в случаях и порядке, предусмотренном законодательством;
- предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности с целью создания для них возможности снижения цен на свою продукцию (услуги), повышения качества продукции (услуг), освоения новых видов продукции (услуг), обеспечивающих в комплексе наращивание объема продаж;
- участие исполнительных органов государственной власти области и (или) местного самоуправления в экспертизе целевых программ (инвестиционных проектов);
- предоставление гарантий органами государственной власти области и (или) местного самоуправления участникам инвестиционной деятельности;
- иных формах, необходимых для реализации целевых программ (инвестиционных проектов).
Косвенные меры поддержки промышленности:
- проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области контрактов на поставку продукции для федеральных и областных государственных нужд; централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ; подготовка федеральной программы реструктуризации предприятий ОПК;
- содействие предприятиям в расширении рынков сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации и внешнеэкономических связей с другими регионами и государствами (открытие представительств, торговых домов);
- стимулирование развития инфраструктуры по оказанию услуг предприятиям промышленности (по маркетингу, сертификации продукции и производств, консалтингу, лизингу, обучению кадров, связи и др.);
- содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта;
- содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями.
Государственная поддержка будет оказываться предприятиям, принимающим на себя обязательства по разработке и согласованию с администрацией области планов стратегического развития предприятий, содержащих планы по объемам производства, занятости, использованию производственных мощностей, соблюдению прав акционеров и выполнению условий с органами государственной власти.

6. РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

К ресурсам, которыми располагают субъекты промышленной деятельности области, можно отнести:
- федеральные и областные бюджетные средства, в том числе выделяемые на реализацию федеральных и областных программ и реструктуризацию задолженностей предприятий в бюджеты;
- внутренние инвестиции предприятий;
- средства, полученные от вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности предприятий;
- инвестиции собственников;
- внешние (привлеченные), в том числе иностранные, инвестиции.
Существенным моментом при планировании использования бюджетных и привлеченных ресурсов должно быть понимание приоритета мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников, принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, их платность и возвратность, а также необходимость принятия комплекса мер по подготовке к использованию привлеченных ресурсов.

7. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

При определении производств, которые будет признаны приоритетными для развития региона, необходимо учитывать не только индикаторы, характеризующие отдельное предприятие, но и учитывающие отраслевые факторы. В качестве таких показателей могут использоваться:
отраслевые:
1) положение (в т.ч. перспективное) на рынках (доля на внутреннем, российском рынке, экспортоориентированность);
2) финансовые показатели деятельности предприятий отрасли (рентабельность, оборачиваемость);
3) состояние материально - технической базы (характеристика основных фондов);
4) социальная значимость отрасли (доля работающих на предприятиях отрасли в общей величине занятых, доля налоговых платежей в общей величине поступлений в консолидированный бюджет области);
характеристики предприятий:
1) вид собственности;
2) динамика развития за несколько последних лет;
3) положение на рынке;
4) характеристика основных фондов;
5) наличие планов развития;
6) экономические показатели:
- прибыльности хозяйственной деятельности,
- эффективности управления,
- деловой активности,
- платежеспособности,
- финансовой устойчивости,
- динамики и эффективности экспорта продукции,
- конкурентоспособности продукции;
7) социальные:
- предприятия, обеспечивающие занятость свыше 1000 человек,
- предприятия, где 50 % работающих составляют инвалиды;
8) бюджетные:
- удельный вес предприятия в доходной части государственного бюджета области и бюджета муниципального образования (выделение градообразующих предприятий),
- перспектива роста налоговых платежей;
9) стратегические производства:
- к стратегическим производствам могут быть отнесены предприятия оборонно - промышленного комплекса, электроэнергетика, станкостроение.

8. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Анализ проблем промышленных предприятий области позволяет сделать вывод о том, что региональная промышленная политика на сегодняшней стадии реформ в стране ориентирована на решение двух комплексов проблем: внешних по отношению к предприятию, определяющих условия хозяйствования в сфере промышленности, и внутренних, определяющих условия производства и реализации промышленной продукции
Разрешение внешнего комплекса проблем:
Это, прежде всего, формирование благоприятных условий для работы эффективных собственников, требующее проведения институциональных преобразований. Должно осуществляться через законодательную инициативу главы администрации области, областной Думы, работу с депутатами обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации.
На региональном уровне первоочередным шагом в области защиты товаропроизводителя и формирования внутреннего рынка должна стать реализация Закона Рязанской области от 02.07.2000 № 36-ОЗ "О поставках товаров (работ, услуг) для государственных нужд Рязанской области" и создание системы по формированию областного и муниципальных заказов для обеспечения внутриобластных нужд. При этом необходимы меры по защите внутреннего рынка, прежде всего, от некачественных товаров, от недобросовестной конкуренции, от криминализации.
С целью развития экспортного потенциала промышленности следует разработать меры по стимулированию инновационной и инвестиционной деятельности предприятий промышленности. В организационном плане это предусматривает:
- проведение конкурсов инновационной продукции и инвестиционных проектов;
- формирование областной инвестиционной программы;
- разработку программы поддержки предприятий - экспортеров;
- обеспечение участия предприятий в региональных, российских и международных выставках;
- организацию широкого доступа и использования областной и мировых телекоммуникационных и информационных систем для изучения, завоевания рынка и осуществления рекламы производимой продукции;
- проведение сертификации продукции по международным стандартам и внедрение систем управления качеством на предприятиях.
Повышение эффективности собственности в промышленности:
Наиболее общим механизмом повышения эффективности собственности, используемой в производстве, и одновременно механизмом адаптации промышленных предприятий к условиям рынка и мобилизации внутренних ресурсов для повышения конкурентоспособности, является реформирование предприятий.
Задачами реформирования являются:
- достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- защита прав акционеров;
- четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
- проведение амортизационной политики на предприятии.
Реформирование проводится предприятиями самостоятельно. Однако в сложившейся экономической ситуации лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки. Поэтому в области должна быть разработана программа реформирования предприятий, учитывающая особенности реализации задач на региональном уровне, содержащая меры стимулирования предприятий.
Активное осуществление политики управления имуществом и определения его стоимости на предприятиях Рязанской области позволяет провести инвентаризацию имущества и прав интеллектуальной собственности, определить их стоимость для различных целей: восстановительную, рыночную, инвестиционную, залоговую, в целях налогообложения. В совокупности с определением износа основных фондов и объектов интеллектуальной собственности данная работа позволит правильно определить экономический потенциал предприятия, реальную стоимость его имущества и технологий с учетом их фактической изношенности. Оценка и вовлечение результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот позволит предприятиям получить дополнительные средства, которые могут быть направлены на обновление производственной и научно - технической базы предприятий.
Необходимо разработать и внедрить рыночные механизмы смены неэффективного собственника, в том числе за счет:
- развития механизма капитализации задолженностей предприятия в акции;
- реализации долговых обязательств предприятий, акций, облигаций, полученных в залог от предприятий при реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды;
- процедур антикризисного управления с одновременным проведением финансового оздоровления.
С целью активного использования этих механизмов в области создать Центр реструктуризации предприятий.
Расширение инфраструктуры промышленности:
Реформирование предприятий в широких масштабах невозможно без привлечения к этой работе предприятий инфраструктуры - консалтинговых, аудиторских, лизинговых, обучающих и других фирм. Рынок этих услуг сегодня достаточно широк. Для осуществления качественных услуг в перечисленных областях деятельности Центр реструктуризации должен выработать критерии оценки качества услуг и применяемых технологий, формировать творческие коллективы для разработки проектов реформирования предприятий.
Привлечение инвестиций в промышленность:
Решение этой задачи будет осуществляться за счет:
- совершенствования правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, основу которой в настоящее время составляет Закон Рязанской области "Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области". Разрабатывается проект закона Рязанской области "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Рязанскую область". Необходимо разработать и принять Закон Рязанской области "О государственных правовых гарантиях Рязанской области";
- применения практики использования инвестиционных соглашений как важного инструмента инвестиционной и промышленной политики, особенно при привлечении иностранных инвестиций;
- формирования Залогового фонда области. Развитие гарантийных механизмов предполагается на основе Залогового фонда области и использования возможностей Гарантийного фонда областного бюджета. Необходимо разработать и утвердить постановлением главы администрации области новую редакцию положения о Гарантийном фонде Рязанской области;
- привлечения в промышленность частных инвесторов, вовлечения сбережений населения в инвестиционную сферу. Для этого необходимо активизировать работу по созданию вторичного рынка ценных бумаг. В связи с этим деятельность предприятий нужно переориентировать на использование таких инструментов привлечения инвестиций, как вторичная эмиссия акций, выпуск корпоративных облигаций. Тщательная подготовка вторичной эмиссии акций обеспечит повышение инвестиционной привлекательности предприятий промышленности, увеличит котировки продаваемых акций и их ликвидность;
- расширения объемов лизинговых операций как финансовой основы проектов технического перевооружения предприятий;
- активизации деятельности в банковском секторе Рязанской области. Следует разработать и принять Закон Рязанской области "Об уполномоченных банках администрации Рязанской области", что, в свою очередь, будет способствовать;
- развитию механизмов синдицированного кредитования банками региональных целевых программ и перспективных инвестиционных проектов промышленности для их реализации на совместной с государством основе;
- инвестированию программ реструктуризации предприятий. При этом целесообразно опираться на заинтересованность банков в обладании крупными пакетами акций предприятий;
- использованию возможностей банков Рязанской области для финансирования инвестиционных проектов промышленности с использованием средств иностранных кредиторов;
- участию банков в процессе объединения предприятий промышленности в эффективные хозяйственные структуры: финансово - промышленные группы, консорциумы, холдинги и др.
Инновационная деятельность:
Инновационная активность в области сегодня является низкой. Обусловлено это не только неблагоприятными инвестиционными возможностями, но и отсутствием механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры.
Основными направлениями инновационной деятельности в промышленности области следует считать:
- разработку и внедрение методов повышения уровня переработки сырьевых ресурсов;
- материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений;
- техническое перевооружение машиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции;
- содействие созданию системы лизинга техники нового технологического уклада как основы обновления техники и технологии.
Формирование политики по энергосбережению:
Разработать программу по энергосбережению, учитывающую как интересы развития энергетических предприятий, так и промышленных предприятий - потребителей, которая содержала бы, в том числе, внедрение в практику энергоаудита в первую очередь самих естественных монополистов и разработку согласованных с администрацией области и ассоциациями потребителей основ договорных отношений между естественными монополиями и предприятиями - потребителями.
Информационно - аналитическое обеспечение промышленной политики:
Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений, создания стимулирующих производство условий и т.п. разработать информационно-аналитическую систему, позволяющую определять и состояние дел, и назревающие проблемы в различных отраслях промышленности. Обеспечить информационную поддержку предприятий в части освещения вопросов по областной и федеральной промышленной политике, о проводимых институциональных преобразованиях, программах и т.д.
Информационно - аналитическая система должна кроме прочего еще и способствовать декриминализации отношений собственности путем:
- обеспечения гласности заключаемых договоров аренды и прочих отношений по использованию производственных мощностей и технологий государственных и муниципальных предприятий, государственного имущества Рязанской области другими юридическими и физическими лицами;
- подготовки и опубликования данных об учредителях (собственниках) и основных показателях экономической деятельности юридических лиц, вступивших в экономические отношения с госпредприятиями;
- анализа предоставляемой отчетности производственно - коммерческих и финансовых структур, в управлении которыми участвуют органы государственной исполнительной власти.
Информационно - аналитическая система позволит прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики.
Кадровое обеспечение промышленной политики:
Улучшить ситуацию с обеспечением промышленных предприятий высококвалифицированными кадрами планируется за счет:
- квалификационной адаптации руководителей и главных специалистов предприятий к работе в современных экономических условиях;
- создания эффективной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих предприятий;
- формирования резерва кадров высшего управленческого звена промышленности.
Социальные аспекты промышленной политики:
Социальными приоритетами промышленной политики являются: содействие занятости населения, выполнению трудового законодательства; развитие системы трудоустройства и профобучения; развитие социального партнерства. Путями реализации данного направления являются контроль и содействие в выполнении условий Соглашения между администрацией области, областным объединением профсоюзов и объединениями работодателей в соответствии с Законами Рязанской области: от 02.08.2000 № 58-ОЗ "Об объединениях работодателей Рязанской области", от 02.08.2000 № 59-ОЗ "О Рязанской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений", от 02.08.2000 № 60-ОЗ "О социальном партнерстве".
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь, инвалиды), разработать и принять Закон Рязанской области "О порядке квотирования рабочих мест в организациях для граждан, особо нуждающихся в социальной защите".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru