Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Прокурора города Рязани от 04.09.2001 № 31в-2001
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА Г. РЯЗАНИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2001 г. № 31в-2001

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Прокуратурой города проведена плановая проверка законности изменения статуса помещений с переводом их из жилых в категорию нежилых для размещения в многоквартирных домах магазинов, офисов, кафе и пр.
Установлено, что при этом грубо нарушается действующее законодательство.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещениям в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Как видно из вышеприведенной нормы, законодатель предусматривает строго целевое предназначение жилых помещений - проживание граждан. Не допускается использовать под цели, далекие от проживания, свободные жилые помещения, приобретенные специально для этих целей. В случае наличия у собственника намерения использовать жилье под такого рода цели, оно должно быть предварительно переоборудовано и переведено в свою противоположность - нежилое помещение. Порядок и условия такого перевода установлены Жилищным Кодексом РСФСР.
Так, в соответствии со ст. 9 ЖК РСФСР перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов исполнительной власти. При этом в Кодексе (ст. 8) указано, что проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Такой порядок установлен "Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529. Кроме того, вопросы переоборудования жилых помещений в проверяемый период регулировались "Положением о порядке оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и встроенных нежилых помещений в жилых домах", утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 169.
Указанные правовые акты предусматривают обязательное обследование жилых помещений межведомственной комиссией под председательством заместителя главы администрации, в состав которой включены представители жилищно - коммунальных организаций, органов архитектуры, БТИ, Госжилинспекции, Госпожнадзора и Госсанэпиднадзора, с целью тщательного выяснения возможности, а также необходимости перевода и переоборудования помещений.
Таким образом, обеспечение сохранности жилищного фонда, независимо от его принадлежности, закреплено к качестве одного из принципов государственной жилищной политики Российской Федерации, что отражено, помимо вышеуказанных правовых актов, в Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425.
Сохранность и обновление жилого фонда всех форм собственности за счет капитального ремонта, реконструкции и модернизации домов является также одним из основных направлений реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Указом Президента РФ от 29.03.1996 № 431.
Актуальность данной проблемы подтверждается созданием специально управомоченного в данной сфере государственного контрольного органа, одной из основных задач которого является, как указано в "Положении о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086, контроль за сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Проверкой установлено, что органы администрации города Рязани, рассматривая обращения собственников о разрешении перевода жилых помещений в нежилые, руководствуются "Временным порядком перевода жилых помещений, жилых домов в нежилой фонд и нежилых помещений, нежилых домов в жилищный фонд в г. Рязани", разработанным административно - правовым управлением администрации города и доведенным до заинтересованных организаций (МУ ЖКХ "ДЕЗ", БТИ, УМИ и пр.) письмом начальника Управления № 7/1-364 от 06.05.1999.
В нарушение ст. 19 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. ст. 51, 59 Устава г. Рязани "Временный порядок" не был утвержден ни администрацией города, ни городским Советом, однако, он вплоть до настоящего времени применяется. В то же время содержание этого документа и сложившаяся практика его применения фактически попирают вышеприведенные принципы государственной жилищной политики.
Так, в качестве одного из оснований перевода жилых помещений в категорию нежилых "Временным порядком" (п. 1.1.3) предусмотрено "признание администрацией целесообразности изменения функционального назначения жилых помещений в целях улучшения жилищно - коммунального и бытового обслуживания населения, получения дополнительных средств для расширенного воспроизводства жилищного фонда и т.п.". Т.е. "Временный порядок", каких - либо особых обстоятельств для такого перевода не требует. Таким образом грубо нарушено требование ст. 9 ЖК РФ о том, что пригодные для проживания жилые помещения переводятся в нежилые лишь в исключительных случаях.
Как показала проведенная прокуратурой проверка, только в 2000 году площадь жилищного фонда Рязани уменьшилась более чем на 3,5 тысячи квадратных метров за счет выбытия жилья вследствие перевода помещения в категорию нежилых. Всего в прошлом году постановлениями администрации г. Рязани изменен статус 53 жилых помещений. Из них только два строения (дома N№ 66/18 и 77 по ул. Вознесенской) не могли быть использованы для дальнейшей эксплуатации в качестве жилых.
Абсолютное же большинство помещений было вполне пригодно для проживания, основная масса переоборудованных квартир расположена в центральной части города, население которой объективно не испытывает особых потребностей в увеличении количества торговых точек (для размещения которых в основном и предназначались помещения), либо различных офисов.
Случаи переоборудования жилых помещений для улучшения жилищно - бытового обслуживания рязанцев, проживающих в отдаленных микрорайонах города, где такая потребность действительно имеется, единичны.
Использование "Временного положения" создает питательную среду для других нарушений закона, порождает ущемление охраняемых государством прав и интересов граждан.
Так, контрольные проверки Госторгинспекций, проведенные во вновь открытых магазинах, выявили 17 нарушений правил торговли: продажу товаров ненадлежащего качества (в том числе с истекшим сроком хранения), случаи завышения цен, торговли товарами в отсутствие информации о них на русском языке, обвеса и т.п., в связи с чем виновные оштрафованы, а товары - сняты с продажи.
Проведенное по заданию прокуратуры города обследование, переоборудованных помещений выявило неудовлетворительное противопожарное состояние ряда объектов, в связи с чем органами госпожнадзора выданы предписания об устранении нарушений. В связи с несоблюдением требований пожарной безопасности было приостановлено проведение работ по оборудованию магазина в доме № 4 по ул. Каширина и офиса в доме № 23/7 по Первомайскому проспекту.
Значительное количество нарушений "Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в г. Рязани" выявило обследование переоборудованных объектов силами Управления общественной безопасности и порядка администрации города. По результатам этих проверок Управлением выдано 20 предписаний об устранении нарушений, за невыполнение предписаний 7 граждан подвергнуты административным штрафам на суммы от 100 до 500 рублей по ст. 144 КоАП РСФСР.
Показательно, что нарушения в той или иной сфере допущены на 75 % проверенных объектов.
Наибольшую тревогу вызывает то, что сложившаяся практика рассмотрения администрацией вопросов перевода жилых помещений в нежилые допускает возможность их положительного разрешения вопреки интересам других граждан, проживающих в соседних квартирах, что является прямым нарушением гарантированного Конституцией РФ права на жилище.
Так, без учета мнения жильцов были даны разрешения на переоборудование жилых помещений в домах № 12 по ул. Ленина. В документации, на основании которой переведены в категорию нежилых квартира № 28 дома 76 по Первомайскому Проспекту (постановление от 17.02.2000 № 633) и квартира 58 в доме № 47/1 по ул. Островского (постановление от 16.05.2000 № 2411), сведения о согласии других жильцов отсутствуют. Более того, граждане, проживающие по последнему адресу, категорически возражают против размещения в этом помещении кафе.
Перевод в категорию нежилых помещений квартир N№ 31 и 33 дома № 37 по Первомайскому проспекту (постановления от 04.09.2000 № 4801 и от 05.12.2000 № 16141) также произведен вопреки волеизъявлению других жильцов этого дома, неоднократно обращавшихся в администрацию города с просьбой запретить изменение статуса квартиры.
Грубейшим образом нарушается принцип коллегиального рассмотрения вопросов об изменении статуса помещений.
Изучение документов, на основании которых администрацией города вынесены постановления о разрешении перевода жилых помещений в нежилые, показало, что участие контролирующих органов в данной процедуре является в большинстве случае формальным. Мнение этих органов (практически во всех случаях положительное) как правило оформляется письмом, которое заинтересованные лица получают на платной основе. При этом в отдельных случаях МУ ЖКХ "ДЕЗ" допускает оформление своего мнения путем резолюции на заявлении (например, в отношении квартир № 1, 2 в доме 4 по ул. Каширина; квартиры № 1 дома 35 по Первомайскому проспекту и др). Согласование переустройства квартиры № 1 в доме 24 по ул. Ленина со стороны начальника МУП "ЖЭУ № 21" заверено печатью не существующей в настоящее время организации.
С нарушением законодательства производится оценка санитарного состояния помещений. Так, Федеральным Законом "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 42) предусмотрено, что по результатам обследования помещений органы СЭН в обязательном порядке оформляют соответствующие заключения. Проверкой установлено, что санитарные органы города по результатам проверок подобных заключений практически не выносят, ограничиваясь составлением писем, в которых выражают согласие на перевод помещений в нежилые (письмо по вопросу размещения магазина в доме № 100 по ул. Горького).
В ходе перевода в категорию нежилого помещения квартиры № 2 в доме 48 по ул. Соборная администрацией города в нарушение ст. 9 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" не выполнено требование областного Управления культуры о необходимости согласования решения с КУГИ.
Пунктом 112 "Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в г. Рязани", утв. Решением Рязанского городского Совета от 11.12.1997 № 300 от 11 декабря 1997 г. № 300, установлено, что перевод помещений муниципального жилищного фонда в нежилые производится в порядке, определяемом городским Советом.
В нарушение этого требования перевод находящихся в муниципальной собственности домов N№ 66/18 и 77 по ул. Вознесенской и квартиры № 2 дома 60 по ул. Новоселов в категорию нежилых помещений произведен без ведома Рязанского городского Совета.
Нельзя признать допустимым решение вопросов перевода помещений и их переоборудования без ведома и учета мнения Госжилинспекции по Рязанской области. По сообщению начальника ГЖИ отсутствие предварительного согласования решений данной категории с Инспекций влечет угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в домах. Отдельные квартиры, которые подверглись переоборудованию с нарушениями установленного порядка (квартира № 83 дома 10/23 по ул. Шевченко, квартира 1 дома 40 по Первомайскому проспекту и др.), создают угрозу обвала домов вследствие нарушения целостности несущих конструкций.
Имеются факты игнорирования условий, на которых Управление регулирования и организации торговли согласовывало переоборудование квартир для размещения магазинов. Так, переоборудование квартиры № 23 дома № 100 по ул. Горького под обувной магазин было согласовано Управлением при условии
включения в постановление пунктов, гарантирующих интересы жильцов (фиксированный режим работы магазина и недопустимость перепрофилирования). Однако в постановление администрации по данному вопросу (от 14.02.2001 № 489) эти нормы включены не были, что повлекло обоснованные жалобы граждан.
Изложенное свидетельствует о необходимости коренного пересмотра процедуры рассмотрения вопросов перевода жилых помещений, находящихся в домах муниципального фонда, в нежилые с целью приведения его в соответствие с требованиями законодательства, соблюдения принципа сохранения имеющегося в городе жилого фонда всех форм собственности, а также в целях исключения возможности нарушения прав и свобод граждан.
Руководствуясь ст. ст. 26, 28 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
В пределах компетенции принять меры к надлежащему правовому урегулированию вопросов перевода в нежилые и переоборудования жилых помещений.
Исключить случаи перевода в категорию нежилых тех помещений, которые пригодны для проживания и необходимость переоборудования которых не вызвана крайними обстоятельствами.
О результатах рассмотрения и принятых мерах в течение месяца направить в прокуратуру города письменное сообщение.

Прокурор города
советник юстиции
А.В.СОЛОВЬЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru