Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРОТЕСТ Прокуратуры Рязанской области от 30.03.2001 № 7-11/152-2001
"НА ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ЗАКОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.03.2001 Г. № 15-ОЗ "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2001 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 30 марта 2001 г. № 7-11/152-2001

НА ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ЗАКОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 06.03.2001 Г. № 15-ОЗ
"ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2001 ГОД"

При проверке исполнения бюджетного законодательства, проведенной прокуратурой Рязанской области по заданию Генеральной прокуратуры РФ, установлено, что отдельные нормы Закона Рязанской области "Об областном бюджете на 2001 год" не соответствуют требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
В статье 6 Закона области нарушен принцип общего (совокупного) покрытия расходов, закрепленный в ст. 35 Бюджетного Кодекса РФ, согласно которому все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.
Статьей 6 Закона области установлено, что из областного бюджета направляются 50 % от поступивших сумм сборов, взимаемых Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (за исключением штрафов) на счет управления внутренних дел области для использования по целевому назначению на финансирование расходов, связанных с регистрационно - экзаменационной деятельностью, приобретением технических средств и оборудования для подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения, укреплением их материально - технической базы в соответствии со сметой, согласованной с администрацией области.
То есть, конкретные доходы областного бюджета от сборов, взимаемых ГИБДД, в нарушение положений ст. 35 Бюджетного Кодекса РФ увязаны с конкретными расходами, связанными с регистрационно - экзаменационной деятельностью ГИБДД.
На основании изложенного указанная норма подлежит исключению из Закона области.
В статье 11 Закона области установлен порядок перечисления налогоплательщиками ряда налогов: налога на прибыль, налога на игорный бизнес, налога на имущество предприятий, сбора на нужды образовательных учреждений на счет органа федерального казначейства по установленным федеральным законодательством ставкам, отдельными платежными поручениями в каждый из бюджетов бюджетной системы РФ.
В указанной статье регламентирован порядок межбюджетных отношений, в рамках которых разграничиваются (закрепляются) на постоянной основе и распределяются по временным нормативам регулирующие доходы. Регулирующими доходами бюджетов в соответствии со ст. 48 Бюджетного Кодекса РФ являются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Причем обязанность по определенному порядку перечисления регулирующих доходов бюджета по различным уровням бюджетной системы в соответствии со ст. 11 Закона области возложена на налогоплательщика.
Положения данной статьи незаконны и подлежат отмене по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 129 Бюджетного Кодекса РФ названы субъекты межбюджетных отношений - это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, налогоплательщики участниками межбюджетных отношений не являются.
В межбюджетных отношениях не регулируются отношения по порядку взимания и уплате налогов и сборов, указанные отношения являются предметом регулирования налогового законодательства.
Плательщик обязан уплачивать налоги или сборы при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 58 Налогового Кодекса РФ у налогоплательщика возникает обязанность по уплате общей суммы налога, а не отдельных его частей в каждый бюджетный уровень, если законом о том или ином налоге или сборе прямо не предусмотрено перечисление налога или сбора в бюджеты различных уровней. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Ни федеральными законами, ни законами Рязанской области о налогах и сборах не предусмотрено обязанности налогоплательщика по перечислениям изложенных в ст. 11 Закона области налогов отдельными платежными поручениями по ставкам, установленным действующим налоговым законодательством в различные уровни бюджетной системы.
В соответствии со ст.ст. 52, 58, 63, ч. 3, ст. 130 БК РФ передача налоговых доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы РФ бюджетам других уровней должна осуществляться в рамках межбюджетного регулирования самим бюджетом соответствующего уровня, в доходах которого закреплен данный налог, либо если этот бюджет имеет обязательства по передаче собственных доходов в доходы бюджетов другого уровня). Указанная передача осуществляется бюджетами по законодательно установленным нормативам распределения.
На основании изложенного указанная норма подлежит исключению из Закона области.
Статьей 13 Закона области установлено, что налоговые ставки и нормативы отчислений от доходов в бюджеты муниципальных образований и областной бюджет применяются с 01.01.2001 года. Данное положение незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.
Установление налоговых ставок является предметом регулирования налогового законодательства. В Бюджетном Кодексе РФ не определен порядок установления налоговых ставок. Следовательно, порядок применения налоговых ставок определяется законодательством о налогах.
Установление же нормативов отчислений по регулирующим доходам бюджетов в соответствии со ст. 48 Бюджетного Кодекса РФ в рамках межбюджетных отношений возможно лишь после подписания Закона "Об областном бюджете на 2001 год", так как в соответствии со ст. 5 Бюджетного Кодекса РФ акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания.
Таким образом, положения ст. 13 Закона области не соответствуют требованиям бюджетного законодательства и подлежат исключению из него. По аналогичным основаниям подлежат исключению из Закона "Об областном бюджете на 2001 год" нормы п. 2 ст. 52, нарушающие правила ст. 5 БК РФ "об обратной силе" актов бюджетного законодательства во времени.
Статьей 17 Закона области установлено, что средства, полученные бюджетными учреждениями, находящимися в ведении главных распорядителей средств областного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (за исключением доходов, полученных от сдачи в аренду государственной собственности Рязанской области), учитываются на счетах, открытых им в кредитных организациях без зачисления в доходы областного бюджета и расходуются бюджетными учреждениями самостоятельно в пределах остатков средств на их лицевых счетах.
Статья 17 Закона области противоречит положениям п. 2 ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ о том, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Следовательно, в ст. 17 Закона области нарушается основополагающий принцип бюджетной системы - полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
На основании изложенного, указанная норма подлежит исключению из Закона области.
В части 3 ст. 29 Закона области администрации области предоставлено право пролонгации бюджетных ссуд, выдаваемых из областного бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, без указания срока пролонгации; что влечет за собой возможность администрации области выходить за пределы 6-и месячного срока предоставления бюджетных ссуд, установленного ст.ст. 6, 139 Бюджетного Кодекса РФ.
На основании изложенного, положения ч. 3 ст. 29 Закона области о пролонгации бюджетных ссуд следует конкретизировать, указав срок пролонгации не более 6 месяцев.
Статьей 32 Закона области администрации предоставлено право производить зачет встречных требований между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в связи с наступлением срока и условий обязательств, гарантированных органами исполнительной власти муниципальных образований, в том числе и в связи с пересчетом сумм налогов, сборов, других платежей, подлежащих зачислению в областной бюджет, в соответствии с нормативами, установленными статьями 4, 11 Закона Рязанской области с 01.01.2001.
Статьей 235 Бюджетного Кодекса РФ допускается возможность финансирования расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств по платежам в бюджет исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств по платежам в бюджет.
Однако ч. 3 ст. 235 не допускает вышеуказанного финансирования расходов путем зачета денежных средств на зачет налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными законодательными актами РФ о налогах и сборах РФ.
Следовательно, ст. 32 Закона Рязанской области в части возможности зачета сумм налогов, сборов, других платежей, зачисляемых в областной бюджет, подлежит исключению, как не соответствующая требованиям бюджетного законодательства.
В ст. 33 указанного Закона в целях ускорения расчетов, совершенствования договорной дисциплины и контроля за целевым расходованием средств областного бюджета предоставлено право администрации области на использование вексельной формы расчетов. Вексель - это институт гражданского права.
К основным началам гражданского законодательства ст. 1 Гражданского Кодекса РФ относит равенство участников регулируемых им отношений, свободу участников в установлении своих прав и обязанностей на основе договора, что составляет суть метода правового регулирования гражданского права - равенство сторон.
В основу бюджетных правоотношений положен иной метод правового регулирования - метод властного обязывания.
Различие в методах правового регулирования гражданских и иных, не смежных с ним отраслей права, исключает возможность применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном и или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством (ч. 3 ст. 2 ГК РФ). Действующим Бюджетным Кодексом РФ не предусмотрена возможность использования между субъектами бюджетных правоотношений вексельного обращения.
Таким образом, вексель является специфическим институтом гражданского права, не может быть применим в бюджетных отношениях, а потому вексельная форма расчетов должна быть исключена из Закона Рязанской области "Об областном бюджете на 2001 год".
Статьей 48 Закона области органам исполнительной власти муниципальных образований вменено в обязанность согласовывать с администрацией области договоры о привлечении заемных средств для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований.
В данной статье речь идет о заемных средствах (муниципальных заимствованиях - займах и кредитах, привлекаемых от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования...), эти заимствования в соответствии со ст. 96 Бюджетного Кодекса РФ являются одним из источников финансирования дефицита местного бюджета. В ст. 93 Бюджетного Кодекса РФ содержится обязательное условие, предъявляемое к источникам финансирования дефицита бюджета - они должны утверждаться органами представительной власти в решении о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств, кроме того, ч. 2 ст. 107 БК РФ установлен предельный объем муниципального долга, который не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Таким образом, муниципальные образования при привлечении заемных средств для финансирования дефицита бюджета должно действовать в пределах, установленных статьями Бюджетного Кодекса РФ.
Возложение же на муниципальные образования дополнительной обязанности по согласованию органов местного самоуправления с органами исполнительной власти субъекта договоров о привлечении заемных средств, как указано в ст. 48 Закона области, не предусмотрено бюджетным законодательством, кроме того, эта дополнительная обязанность существенно ограничивает право муниципальных образований на самостоятельность в определении источников финансирования дефицитов бюджетов, закрепленное в ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ.
Следовательно, указанная норма подлежит исключению из Закона "Об областном бюджете на 2001 год".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

Исключить из Закона Рязанской области "Об областном бюджете на 2001 год" ст.ст. 6, 11, 13, 17, 33, 48, п. 2 ст. 52, внести изменения в ч. 3 ст. 29, в ст. 32 в соответствии с бюджетным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Рязанской областной Думы. О результатах рассмотрения протеста прошу сообщить в прокуратуру области.

Прокурор Рязанской области
государственный советник
юстиции 3 класса
А.П.КИЗЛЫК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru