Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. РЯЗАНИ НА 2002 - 2005 Г.Г."
(утв. Постановлением Администрации г. Рязани от 21.03.2001 № 881)
(вместе с "ПОДПРОГРАММОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ УСЛУГ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА",
"ПОДПРОГРАММОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ",
"ПОДПРОГРАММОЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ",
"ПОДПРОГРАММОЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ",
"ПОДПРОГРАММОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Утверждена
Постановлением главы
Администрации г. Рязани
от 21 марта 2001 г. № 881

ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Г. РЯЗАНИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Г. РЯЗАНИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ

Наименование Программа содействия занятости населения
Программы г. Рязани на 2002 - 2005 годы

Наименование Статья 14 Закона Российской Федерации "О
решения о разработке занятости населения в Российской
Программы Федерации"; распоряжение Правительства
Российской Федерации от 11 января 2001 г.
№ 27-р, письмо ДФГСЗН по Рязанской области
от 19.02.2001 "О разработке программ
содействия занятости населения"

Государственный Рязанский городской центр занятости
заказчик населения

Основные Рязанский городской центр занятости
разработчики населения с участием заинтересованных
Программы структур

Цель и задачи Создание условий для развития эффективного
Программы цивилизованного рынка труда, оперативно
обеспечивающего работодателей необходимой
рабочей силой, а граждан, ищущих работу,
соответствующей работой, позволяющей за
счет собственных доходов обеспечивать
более высокий уровень потребления на
основе оперативной реализации
государственной политики в области
занятости населения в городе,
заключающейся в осуществлении политики
активных действий на рынке
труда (содействие в трудоустройстве,
профориентация и профессиональное
обучение, временная занятость и
совершенствование работы по профилактике
безработицы).
Эффективное использование финансовых
средств, направленных на реализацию
Программы, и минимизация их затрат.

Сроки реализации 2002 - 2005 годы
Программы

Ответственные за Рязанский городской центр занятости
исполнение населения (РГЦЗН)
программных
мероприятий

Объемы и источники Объемы и источники финансирования
финансирования Программы в 2002 - 2005 годах будут
Программы определяться состоянием рынка труда и
сложившейся обстановкой с возможностью
финансирования из бюджетов различных
уровней (федеральный, субъектов Российской
Федерации, предприятий).

Ожидаемые конечные Реализация Программы в течение 2002 - 2005
результаты реализации годов позволит:
Программы - оказать консультационные услуги по
вопросам трудоустройства 200 тыс. человек,
в том числе в 2002 году - 50 тыс. человек;
- повысить сбалансированность спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда
путем заполнения 37 тыс. вакансий, в том
числе в 2002 году - 9 тыс. вакансий;
- обеспечить трудоустройство на
общественные работы 3200 человек, в том
числе в 2002 году - 750 человек;
- организовать временное трудоустройство
4000 несовершеннолетних граждан, в том
числе в 2002 году - 1000 человек;
- поддержать предпринимательскую
инициативу 70 чел. безработных граждан, в
т.ч. в 2002 году - 14 человек;
- трудоустроить по субсидированной
занятости 148 чел. инвалидов, в т.ч. в
2002 году - 37 чел.;
- трудоустроить других категорий граждан
по специальным программам 850 чел., в т.ч.
в 2002 году - 90 чел.;
- предоставить возможность прохождения
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки с целью
последующего трудоустройства 4199 чел.
безработных и незанятых граждан, в том
числе в 2002 году - 1034 человек;
- провести профориентационную работу с
50200 человек, в том числе в 2002 году -
12200 человек.
Не допустить превышение уровня
регистрируемой безработицы в 2002 - 2005
годах в 2,6 процента, в 2002 году - в 2,0
процента.

Система управления Контроль за ходом выполнения Программы
и контроля за осуществляет ДФГСЗН по Рязанской области
выполнением
Программы

Введение

Программа содействия занятости населения г. Рязани на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года № 27-р, письма ДФГСЗН по Рязанской области от 19.02.2001 "О разработке программ содействия занятости населения".
Программа подготовлена Рязанским городским центром занятости населения (РГЦЗН).
Целью Программы является дальнейшее развитие эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой на основе оперативной реализации государственной политики занятости, заключающейся в приоритетном развитии активной политики занятости на территории города и совершенствовании работы по профилактике безработицы.

Анализ и прогноз ситуации в сфере
занятости и на рынке труда

Численность постоянного населения г. Рязани на 01.01.2001 составила 526,5 тыс. чел. За 2000 г. произошло общее снижение численности населения на 4018 чел., в основном за счет естественной убыли, которая составила 4031 чел., миграционный прирост составил всего 10 чел.
Позитивные изменения в экономике города оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда:
- отмечалась устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу, что проявилось в росте принятых на предприятия и в организации города.

   ----------------------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Принято всего (чел.) ¦31218 ¦31636 ¦35309 ¦42767 ¦
L---------------------+-------+-------+-------+--------


При этом рост спроса на рабочую силу наблюдался практически во всех отраслях экономики города.
С 1999 года отмечается тенденция уменьшения сальдо приема и выбытия рабочей силы работников крупных и средних предприятий.

   ---T--------------------------T-------T--------T-------T-------¬

¦ ¦ ¦1997 г.¦ 1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
+--+--------------------------+-------+--------+-------+-------+
¦1.¦Принято всего (чел.) ¦ 31218 ¦ 31636 ¦35309 ¦42767 ¦
¦2.¦- в т.ч. на дополнительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦введенные рабочие места ¦ 1066 ¦ 1386 ¦ 1808 ¦ 2036 ¦
¦3.¦Выбыло работников всего ¦ 41732 ¦ 42211 ¦39736 ¦48429 ¦
¦ ¦(чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.¦Сальдо (стр. 3 - стр. 1) ¦-10514 ¦-10575 ¦-4427 ¦-5662 ¦
L--+--------------------------+-------+--------+-------+--------


За 2000 год принято на работу 42767 человек, из них 2036 человек, или 4,8 % - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 48429 человек, из них 36208 человек, или 74,8 % уволились по собственному желанию. Выбыло работников больше, чем принято. По сравнению с 1999 годом численность "принятых" увеличилась на 7458 человек, численность "выбывших" - на 8693 человек;
- снизились масштабы высвобождения работников. За 2000 год численность высвобожденных составила 1695 человек, или 1,0 % к среднесписочной численности работающих, против 4345 человек, или 2,6 % - за 1999 год;
- улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чем свидетельствует существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. За 1999 год численность работающих неполное рабочее время снизилась с 23944 чел. до 12658 чел., а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации - с 19394 человек до 9764 человек; за 2000 год по сравнению с 1999 годом численность работников, работавших в режиме неполной рабочей недели (дня), сократилась на 7816 человек, имевших вынужденные административные отпуска - на 3540 человек, а их удельный вес в общей численности работников списочного состава предприятий и организаций снизился соответственно с 7,6 % до 3,0 % и с 5,9 % до 3,8 %. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполной рабочей недели (дня) на предприятиях и в организациях за 2000 год оцениваются в 809387 человеко - часов, а за 1999 г. - 2562559 человеко - часов;
- остается значительной доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой. Так, на конец 2000 г. в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленности работало 6897 чел. Такая ситуация ограничивает возможности трудоустройства незанятого населения, а также роста производительности труда;
- сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров.
Наметились определенные изменения в динамике безработицы и составе безработных:
- в 1998 - 2000 годах продолжилась начавшаяся в 1996 году устойчивая тенденция сокращения численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. За 1999 год общая численность безработных, зарегистрированных в РГЦЗН, снизилась на 3050 человек, или на 43,6 %, а в 2000 году - на 1715 человек, или на 43,4 %; и к концу 2000 года составила 2233 человека.
Заметную роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло увеличение спроса на рабочую силу. Одновременно в условиях наметившегося экономического роста у безработных появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства, чему способствует активная политика службы занятости, уделяющая особое внимание информационному обеспечению, мероприятиям по взаимодействию с работодателями, что и определяет превентивные меры предупреждения увеличения безработицы.
Происходит изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы. Доля женщин среди общей численности зарегистрированных безработных возросла за 1998 - 2000 годы с 70,8 % до 80,2 %, доля лиц предпенсионного возраста с 12,4 % до 20,2 %, граждан, не имеющих опыта работы - с 17,3 % до 28,0 %, имеющих длительный (более года) перерыв в работе - с 9,7 % до 21,1 %.
В течение предстоящих лет ожидается некоторое увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.
В этот же период планируется увольнение 365 тыс. военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации.
Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, которое может достичь порядка 7,0 - 10 тысяч человек (по кругу крупных и средних предприятий).
Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.
Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. В 2002 - 2005 годах ожидается весьма умеренный рост численности занятых. Спрос на рабочую силу увеличится практически во всех отраслях экономики.
В целом динамика численности занятых по отраслям будет отражать особенности восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу, а не реальные структурные сдвиги в экономике.
Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2002 - 2005 годах приведет к дальнейшему расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. Для удовлетворения потребностей промышленности (главным образом машиностроения) в профессионально подготовленных кадрах потребуются дополнительно рабочие высшей и средней квалификации и инженерно-технические специалисты со знанием маркетинга, управления персоналом, анализа хозяйственной деятельности.
Останется еще весьма интенсивным рост спроса на работников строительной отрасли, торговли.
Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится, однако существенного сокращения общей численности безработных не произойдет, и она сохранится на уровне прошлого периода.
Возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально-квалификационной структуры приведет к смене тенденции в динамике обращения незанятого населения к услугам службы занятости. Ожидается, что на фоне практически стабильной общей численности безработных численность зарегистрированных в органах государственной службы занятости за 2002 - 2005 годы возрастет почти в два раза. Т.к. в результате структурной перестройки экономики, ее перепрофилирования будет происходить высвобождение низкоквалифицированных специалистов и специалистов, не устраивающих работодателя с точки зрения специализации, - с одной стороны. С другой стороны, привлекательность профессиональной деятельности для сегодняшней молодежи (данные опроса учащихся школ, проведенного ДФГСЗН по Рязанской области) определяется высокой оплатой труда и престижностью профессии в обществе (врач, юрист, экономист). Профессия рассматривается молодыми людьми как гарант благополучия в материальном плане. И понятно, что многим выпускникам школ и других учебных заведений не выбрать работы по своим запросам. Кроме этого, существуют работодатели с необоснованно завышенными требованиями к будущим работникам и пониженными к условиям и оплате труда на возглавляемых ими предприятиях.

Ключевые проблемы на рынке труда

Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что несмотря на наличие здесь обусловленных рыночными реформами трансформационных процессов и позитивных сдвигов под влиянием начавшегося экономического роста, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда.
К числу ключевых проблем, на решение которых направлена политика занятости, относятся следующие:
- Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая формировалась в условиях снижения эффективности труда и отсутствия реальных структурных сдвигов в экономике.
- Отсутствие на рынке труда свободных квалифицированных специалистов и явном перекосе в спросе и предложении, когда большинство стоящих на учете - женщины, при отсутствии достаточного количества вакансий для данной категории, и граждане, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, т.е. граждане с явно сформировавшимися профессиональными навыками и четко определенными целями в трудоустройстве при отсутствии или недостаточном количестве вакансий для ИТР.
- Несмотря на тенденцию к уменьшению, остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости.
- Сохраняется низкая трудовая мобильность рабочей силы.
- Продолжает оставаться значительной занятость в неформальном секторе экономики.
- Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, поскольку в течение 90-х годов они практически не обновлялись, с одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда, а с другой - трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой; изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу.
- Система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. По оценке экспертов 40 % выпускников профессиональных учебных заведений (специалистов) не сможет трудоустроиться в период 2002 - 2005 годов.
- Трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда при том, что заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к малооплачиваемым видам деятельности; не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
- Прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на региональных рынках труда и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан.

Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

Цель Программы - формирование и развитие эффективного цивилизованного рынка труда (на основе строгого соблюдения действующего законодательства), оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой на основе оперативной реализации государственной политики в области занятости населения в городе, заключающейся в осуществлении политики активных действий на рынке труда (содействие в трудоустройстве, профориентация и профессиональное обучение, временная занятость) и проведения мероприятий по предупреждению безработицы, т.е. развитие всех направлений, способствующих активному процессу трудоустройства и содействию всех форм занятости для различных категорий граждан.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
- Оказание содействия в трудоустройстве обращающимся в службу гражданам.
- Организация общественных работ.
- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.
- Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
- Содействие территориальной мобильности рабочей силы.
- Организация специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями.
- Обеспечение повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы путем профессионального обучения безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения.
- Развитие услуг по профориентации и психологической поддержке безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения; по социальной адаптации граждан на рынке труда (программа "Клуб ищущих работу").
- Осуществление мероприятий, направленных на профилактику безработицы.
- Оказание предуведомительных консультационных услуг высвобождаемым работникам, в том числе реализация мер по предотвращению массовых высвобождений.
- Обеспечение контроля за исполнением и правильным применением законодательства о занятости.
- Обеспечение повышения эффективности функционирования системы информационного обеспечения.
Предусматривается, что городская Программа, как и Федеральная Программа, будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2002 - 2003 годы) реализации Программы должен обеспечить:
- выполнение мероприятий по содействию занятости населения.
Второй этап (2004 - 2005 годы) предусматривает:
- реализацию политики занятости на рынке труда с учетом нового законодательства о занятости населения;
- выполнение мероприятий по содействию занятости населения.
На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия, направленные на повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, на недопущение неконтролируемого роста безработицы и поддержку социальной стабильности в обществе.
Реализация Программы в 2002 - 2005 годах продолжит создание условий для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.

Система программных мероприятий

Система программных мероприятий направлена на решение ключевых проблем рынка труда и представлена следующими направлениями:
- Оказание содействия в трудоустройстве обращающимся в службу гражданам
Является главнейшей задачей службы. Посредством оперативной информации о потребности рынка труда в рабочей силе, учитывая возможности каждого клиента и требования работодателя, работники РГЦЗН индивидуально для каждого подбирают варианты трудоустройства, предоставляя обратившимся возможность выбора различных форм и видов занятости. Определенным категориям граждан, согласно действующему законодательству, будут предложены временные формы занятости, для граждан, длительно стоящих на учете, предусмотрена психологическая поддержка, занятия по типу КИР.
- Организация общественных работ
Временные формы занятости призваны помочь адаптации безработных граждан к новым видам трудовой деятельности и развитию их активности на рынке труда, предоставить им возможность иметь приработок в период активного поиска постоянной работы и профессионального обучения, обеспечить социальную защиту безработных с низким уровнем доходов и стимулирование лиц с невысокой квалификацией к повышению их профессионального уровня. Для реализации этого направления предусматривается выполнение следующих работ:
- проведение маркетинговых исследований о возможности организации общественных работ;
- заключение договоров с предприятиями, организациями;
- информационное обеспечение проводимых мероприятий;
- направление граждан в организации в соответствии с заключенными договорами;
- контроль и формирование отчетной документации;
- расширение видов общественных работ на основе заключения и реализации соглашений о сотрудничестве с заинтересованными предприятиями и организациями, региональной специфики.
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
Организация временной занятости подростков поможет развитию у них трудовых навыков и понятий о трудовых доходах. К этим видам работ будут привлекаться школьники и неучащаяся молодежь в возрасте 14 - 17 лет, желающая заняться трудовой деятельностью в свободное от учебы время.
При реализации этого направления РГЦЗН планирует взаимодействовать с органами местного самоуправления, управлением образования и другими заинтересованными организациями. Проблеме занятости школьников и подростков в настоящее время уделяется большое внимание со стороны службы занятости, основной задачей содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к труду, к условиям рынка, предотвращение пополнения "групп риска".
- организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Основная задача данного направления работы - это определить и провести мероприятия по социальной адаптации для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы безработных и незанятых граждан с особыми потребностями на рынке труда:
- подростки и молодежь;
- отдельные категории женщин;
- инвалиды;
- уволенные с военной службы и члены их семей;
- отбывшие наказание в местах лишения свободы;
- имеющие длительный перерыв в работе и др.
Основными принципами работы по данному направлению являются:
- Соблюдение индивидуального подхода к трудоустройству граждан по каждой категории.
- Сотрудничество с заинтересованными предприятиями и организациями, территориальными органами власти по вопросам содействия занятости и социальной поддержки граждан.
- Широкое информирование граждан о текущей и перспективной потребности рынка труда в специалистах и проведение мониторинга положения на рынке труда различных категорий.
- Трудоустройство граждан на временные и общественные работы.
- Для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих наибольшие трудности в поисках работы, использовать систему квотирования и субсидированной занятости.
- Широкое применение профессионального обучения и профессиональной ориентации граждан.
- Психологическая поддержка и обучение самостоятельному поиску работы.
- Ориентация граждан на самозанятость и предпринимательскую деятельность.
- Содействие гражданам в вопросах территориального перераспределения рабочей силы.
Данное направление работы включает в себя:
- сотрудничество с заинтересованными предприятиями и организациями, территориальными органами власти по вопросам содействия занятости и социальной поддержки граждан;
- широкое информационное обеспечение и проведение мониторинга положения на рынке труда различных категорий;
- использование всех форм занятости (трудоустройство граждан на временные и общественные работы, профессиональное обучение и др.);
- для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих наибольшие трудности в поисках работы, использовать систему квотирования и субсидированной занятости;
- широкое применение профессионального обучения и профессиональной ориентации граждан;
- психологическая поддержка и обучение самостоятельному поиску работы.
- Содействие территориальной мобильности рабочей силы
Цель проводимых мероприятий - это расширение возможностей трудоустройства граждан на основе банков вакансий в различных регионах Российской Федерации.
1. Формирование и использование различных банков вакансий, способствующих территориальной мобильности рабочей силы (федеральный банк вакансий для трудоустройства граждан, банки вакансий в других регионах Российской Федерации, внутриобластной банк вакансий, использование современных технологий - Интернета, расширяющего возможности трудоустройства).
2. Сотрудничество с заинтересованными предприятиями и организациями по вопросам территориальной мобильности рабочей силы.
- организация специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями и содействию занятости
От уровня информированности службы занятости о реальной экономической и финансовой ситуации на каждом предприятии, краткосрочных и долгосрочных прогнозах их развития во многом зависит правильность определения выбора тех или иных направлений политики занятости в разрезе муниципальных образований и в целом в области. Взаимодействие органов службы занятости с работодателями будет осуществляться как по общим для всех предприятий направлениям, так и по индивидуальным схемам сотрудничества, включающим в себя:
- расширение маркетинговых услуг для работодателей;
- применение различных форм работы с вакансиями, представляемыми работодателями (индивидуальные подборы, договорные отношения с работодателями и другими участниками рынка труда и т.д.);
- расширение перечня рекламно-информационных услуг и повышение их качества;
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения и контроль за соблюдением законодательства о занятости;
- изучение возможностей и совместная работа по организации новых и временных рабочих мест для проведения общественных работ и субсидируемых форм занятости;
- проведение совместных семинаров с кадровыми службами предприятий по вопросам действующего законодательства и кадровой политики;
- проведение ярмарок вакансий, конкурсных отборов, формирование баз специалистов и других мероприятий;
- содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности;
- информирование работодателей и населения о положении на рынке труда.
- Обеспечение повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы путем профессионального обучения безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения
Для этого осуществлять:
- анализ потребности в профессиональном обучении безработных граждан в профессионально-квалификационном разрезе на основе изучения рынка труда;
- ориентироваться на сотрудничество с учебными заведениями, оказывающими содействие в трудоустройстве безработных после завершения профобучения;
- расширять возможности для профессионального обучения безработных граждан предпринимательской деятельности и профессиям, ориентированным на самозанятость;
- содействовать предприятиям, учреждениям в организации профессионального обучения рабочих кадров в период временной остановки в связи с реконструкцией, перепрофилированием производства в опережающем обучении высвобождаемых работников;
- развивать маркетинговые услуги по профессиональному обучению безработных граждан в РГЦЗН;
- совершенствовать методику отбора и направления безработных на профобучение и обеспечивать контроль за качеством обучения;
- совершенствовать систему трудоустройства граждан после переобучения.
Профессиональное обучение осуществлять в соответствии с действующим законодательством, по следующим формам:
1. Подготовка (первоначальное обучение) рабочих - для лиц, не имеющих профессии, желающих приобрести профессии и трудиться по этим профессиям.
2. Переподготовка (переобучение) рабочих и специалистов в целях обучения граждан новым профессиям (специальностям), если им службой занятости не может быть предложена подходящая работа по имеющимся у них профессиям (специальностям) либо ими утрачена способность к выполнению работы по этим профессиям.
3. Обучение вторым (смежным, совмещенным профессиям) проводится в случаях, если трудоустройство на новом рабочем месте требует от них умения работать по нескольким профессиям.
4. Повышение квалификации рабочих и специалистов в целях совершенствования знаний, умений и навыков по имеющимся у граждан профессиям (специальностям), повышение роста профессионализма и компетенции, освоение новых функциональных обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности, изучения рыночных экономических отношений, предпринимательства и других вопросов.
- Развитие услуг по профориентации и психологической поддержке безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения; по социальной адаптации граждан на рынке труда (программа "Клуб ищущих работу")
Общая стратегия службы занятости по профессиональной ориентации строится:
- на развитии системы профориентационных услуг, доступных для всех клиентов РГЦЗН;
- на повышении качества профориентационных услуг;
- на внедрении современных технологий в работе по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения;
- на развитии специальных профориентационных услуг для различных категорий граждан (учащихся, молодежи, не имеющей профессии, военнослужащих, уволенных в запас, инвалидов, длительно безработных и др.);
- на расширении сотрудничества с организациями, оказывающими профориентационные услуги населению (учреждения образования, кадровые агентства, кадровые службы предприятий);
- на развитии маркетинговых услуг по профессиональной ориентации.
С целью профессиональной ориентации населения планируется проводить следующие виды работ:
- профессиональное информирование;
- профессиональное консультирование, диагностику профессионально важных качеств, профессиональный подбор и профессиональный отбор;
- психологическую поддержку, проведение мероприятий по социально-психологической адаптации (программа КИР);
- профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан (консультирование перед направлением на профессиональное обучение, профессиональный отбор).
- Осуществление мероприятий, направленных на профилактику безработицы
В этом направлении будет проводиться работа с выпускниками школ на основании договоров со школами по профессиональной ориентации школьников и по программе "Социальная адаптация выпускников школ к условиям рынка с целью профилактики безработицы".
Оказание предуведомительных консультационных услуг высвобождаемым работникам, в том числе реализация мер по предотвращению массовых высвобождений
РГЦЗН организует работу по содействию занятости в условиях массового высвобождения. При уведомлении РГЦЗН о планируемом массовом высвобождении:
- производится проверка своевременности предоставления работодателями информации о возможных массовых высвобождениях;
- информируются о массовом высвобождении соответствующие органы;
- предоставляются сведения о вакансиях в кадровую службу предприятий для подбора места работы высвобождаемым гражданам до увольнения;
- кадровым службам напоминается о необходимости своевременного предоставления сведений о высвобождении на каждого конкретного работника;
- предлагается организация встреч с высвобождаемыми работниками для информирования высвобождаемых граждан о ситуации на рынке труда, о возможностях трудоустройства: изучения потребностей и желаний высвобождаемых в отношении услуг РГЦЗН (при согласии администрации предприятий, проводящих высвобождение работников).
На случай возникновения напряженной ситуации на рынке в работе РГЦЗН будет использоваться "Временный порядок деятельности РГЦЗН в условиях массового высвобождения", утвержденный приказом УТиЗ за № 126 от 16.05.1995.
- Контроль за исполнением и правильным применением законодательства о занятости населения
Осуществляется по направлениям:
- Контроль за исполнением и правильным применением законодательства о занятости населения работодателями:
а) контроль за поступлением ежемесячной информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
б) контроль за своевременным предоставлением информации о возможных массовых высвобождениях, их сроках и масштабах;
в) контроль за обеспечением прав и гарантий граждан в области занятости;
г) контроль за соблюдением предприятиями и организациями законодательства о социальной защите слабозащищенных категорий, для которых местными органами власти установлены квоты для трудоустройства;
- Контроль за соблюдением и правильным исполнением законодательства о занятости населения работниками службы занятости:
контроль за соблюдением законодательства о занятости (признанием граждан безработными; за правильностью определения размера пособия по безработице; за достоверностью информации, вводимой в ПЭВМ специалистами, осуществляющими прием населения, для исключения мошенничества; за регулярностью предложений подходящей работы, общественных работ, переобучения; за работой, проводимой со слабозащищенной категорией безработных; контроль за правильностью снятия безработных граждан с учета по безработице; за правильностью начисления доплат на иждивенцев; за правильностью определения размера стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации; за продолжительностью выплаты пособия по безработице; за оформлением досрочной пенсии; за приостановками выплаты пособия по безработице, снижение его размера; за оказанием материальной помощи безработным);
- Контроль за выполнением законодательства о занятости населения клиентами службы занятости:
а) выявление граждан, получающих или желающих получить пособие по безработице обманным путем:
- предприниматели (прием информации из Регистрационной палаты о гражданах, получивших и сдавших свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, формирование базы данных, сверка ее с текущими КПУ, выявление безработных, получающих пособие по безработице обманным путем);
- по информации из ОМОБ. Работа с ОМОБ по выявлению случаев мошенничества со стороны безработных, занимающихся торговлей. Формирование базы данных граждан, занимающихся торговлей, сверка этой информации с текущим КПУ, выявление безработных граждан, получающих пособие по безработице обманным путем;
- по информации от предприятий (списки работающих, принятых). Сбор сведений о работающих на предприятиях и в организациях города без записи в трудовой книжке. Формирование базы данных о работающих на предприятиях по контракту, трудовому соглашению, договору, сверка этой информации с текущим КПУ и выявление безработных граждан, получающих пособие по безработице обманным путем. Контроль за получением переполученных пособий;
- выявление безработных граждан, получающих пособие по безработице обманным путем (трудоустроены, назначена пенсия и т.д., - и не уведомили службу занятости). Уведомление виновных граждан, принятие мер к возврату переполученных сумм. Контроль за получением переполученных пособий.
- фиктивные документы (информация из РОВД). Работа с РОВД города по выявлению случаев мошенничества со стороны безработных. Направление справок о средней зарплате, вызывающих сомнение в достоверности, на проверку в РОВД.
Подготовка проектов решений в органы местного самоуправления по вопросам занятости населения в г. Рязани.
- Обеспечение повышения эффективности функционирования системы информационного обеспечения
Через СМИ в соответствии с главными задачами политики занятости населения формировать общественное мнение по вопросам трудоустройства, профессиональной ориентации, профессионального консультирования и профессионального обучения клиентов службы занятости;
через СМИ оказывать информационную, психологическую, юридическую и консультационную помощь работодателям и населению;
постоянно освещать положение на рынке труда как показатель состояния экономики и расширять информированность граждан и работодателей относительно количественной и качественной структуры вакансий;
способствовать налаживанию партнерских отношений всех участников рынка труда для содействия гражданам в различных формах занятости;
готовить информационно-аналитические публикации, теле-, радиопередачи по вопросам труда и занятости;
целенаправленно издавать непериодические материалы, обобщающие опыт работы занятости по основным направлениям ее деятельности (буклеты, брошюры, листовки, памятки и т.п.);
внедрять современные технологии, новые формы и методы работы по информационной поддержке намечаемой программы занятости населения (рубрики в средствах массовой информации, тематические и специальные полосы, теле-, радиопередачи, использовать информационный ресурс в Интернет и т.п.);
для более наглядного и оперативного информирования населения о возможностях службы занятости использовать информационно-рекламное уличное и внутриофисное оформление.

Ресурсное обеспечение Программы

Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, объем которых выделяется центру занятости Департаментом ФГСЗН по Рязанской области.
РГЦЗН имеет право уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям с учетом реально выделяемых на их реализацию финансовых средств.
Финансирование соисполнителями (предприятия по организации общественных работ) программных мероприятий осуществляется в пределах своих источников и средств.
Учитывая реальную экономическую ситуацию, РГЦЗН может ежегодно уточнять финансовые затраты на реализацию Программы.

Оценка эффективности и социально-экономических
последствий от реализации программы

Реализация Программы в 2002 - 2005 годах позволит создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, эффективно функционирующей государственной службы занятости населения.
В 2002 - 2005 годах предполагается:
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 200 тыс. человек, в том числе в 2002 году - 50 тыс. человек;
- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 37 тыс. вакансий, в том числе в 2002 году - 9 тыс. вакансий;
- обеспечить трудоустройство на общественные работы 3200 человек, в том числе в 2002 году - 750 человек;
- организовать временное трудоустройство 4000 несовершеннолетних граждан, в том числе в 2002 году - 1000 человек;
- поддержать предпринимательскую инициативу 70 чел. безработных граждан, в т.ч. в 2002 году - 14 человек;
- трудоустроить по субсидированной занятости 148 чел. инвалидов, в т.ч. в 2002 году - 37 чел.;
- трудоустроить других категорий граждан по специальным программам 850 чел., в т.ч. в 2002 году - 90 чел.;
- предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 4199 чел. безработных и незанятых граждан, в том числе в 2002 году - 1034 человек;
- провести профориентационную работу с 50200 человек, в том числе в 2002 году - 12200 человек.
Не допустить превышение уровня регистрируемой безработицы в 2002 - 2005 годах в 2,6 процента, в 2002 году - в 2,0 процента.





Приложение № 1
к "Программе содействия
занятости населения г.
Рязани на 2002 - 2005 годы"

ПОДПРОГРАММА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ УСЛУГ И СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА

Введение

Подпрограмма содействия занятости населения в области профессиональной ориентации г. Рязани на 2002 - 2005 годы (далее именуется подпрограмма) разработана на основе Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", ст. 9, распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года № 27-р, письма ДФГСЗН по Рязанской области от 19.02.2001 "О разработке программ содействия занятости населения".

Цели и задачи

Целью подпрограммы является развитие и совершенствование услуг по профессиональной ориентации, призванных содействовать формированию рациональной структуры занятости населения; созданию условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения и самореализации человека, его адаптации к труду в условиях рыночной экономики.
Для достижения указанной цели подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- Обеспечение повышения конкурентоспособности работников на рынке труда через формирование позитивной психологической установки на активный самостоятельный поиск работы;
- Развитие услуг по профориентации и психологической поддержке безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения по социальной адаптации граждан на рынке труда (программа "Клуб ищущих работу").

Система программных мероприятий

В связи с увеличением количества нуждающихся в трудоустройстве и возникновением так называемой "структурной" безработицы (одновременно существуют и вакансии по ограниченному кругу профессий и безработные, имеющие иные, чем соответствующие наличным вакансиям, специальности) значительно возросла роль профориентации.
Общая стратегия службы занятости по профессиональной ориентации строится на следующих направлениях:
- развитие информационной системы обеспечения профориентационных услуг. Каждый клиент, обратившийся в службу занятости, сможет получить необходимую информацию о предоставляемых услугах в доступной и понятной форме с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей клиента. Информация будет постоянно обновляться и осуществляться через беседы, лекции, публикации, мероприятия, проводимые в индивидуальной и групповой формах для разных категорий населения;
- повышение качества профориентационных услуг. Планируется систематическое повышение профессионального уровня профконсультантов и психологов через активное участие в работе семинаров, курсов, тренингов и совершенствование информационно-технической базы службы занятости, что позволит повышать качество профориентационных услуг. Специалистами по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения будет организована работа с персоналом службы занятости по повышению психологической компетентности, что способствует снижению психологической напряженности труда сотрудников, непосредственно занятых приемом граждан, и повышает в конечном счете качество профориентационных услуг;
- внедрение современных технологий в работе по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Планируется использование техник и технологий из различных направлений психологии: гештальт-терапии, трансактного анализа, гуманистической психологии и других, различные формы психокоррекционной работы, что позволит профконсультантам успешнее работать с различными проблемами клиентов. Большое внимание будет уделяться обучению практическим навыкам делового общения, успешной презентации, приемам саморегуляции, выбору рациональных способов поведения в конфликтных ситуациях. Пополнение банка компьютерных вариантов психодиагностических методик даст возможность проводить групповую диагностику и сократит время индивидуальной диагностики;
- развитие специальных профориентационных услуг для различных категорий граждан (учащихся, молодежи, не имеющей профессии, военнослужащих, уволенных в запас, инвалидов, длительно безработных и др.). Возрастные, социальные, индивидуально-психологические особенности обязательно учитываются при проведении групповой и индивидуальной работы по профориентации.
Групповая работа по типу КИР будет проводиться для 4-х различных категорий граждан: для длительно безработных, для безработных инвалидов, для безработной молодежи, выпускников школ. В программы для этих 4-х категорий вошли как базовые блоки (обучение грамотному поиску работы на местном рынке труда, психологическая диагностика, видеотренинг), так и специфические для каждой программы.
Так, программа, рассчитанная на молодежь, включает в себя блоки по профориентации и планированию карьеры.
Программа, рассчитанная на инвалидов, - блоки психологической поддержки и коррекции психоэмоционального состояния, создание позитивной жизненной установки.
Программа для длительно безработных - блоки коррекции самооценки, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения.
По договорам с военкоматами будет проводиться обязательная работа с допризывной молодежью по изучению профессиональных предпочтений и индивидуально-психологической диагностике;
- расширение сотрудничества с организациями, оказывающими профориентационные услуги населению (учреждения образования, кадровые агентства, кадровые службы предприятий). Проведение профориентационной работы предполагает расширение взаимодействия РГЦЗН с заинтересованными в этих вопросах организациями. Заключение совместных договоров со школами города о проведении работы по профориентации и социальной адаптации школьников с целью профилактики безработицы и осуществление данной работы устойчиво снизит количество обращений выпускников образовательных учреждений в службу занятости.
Человек, потерявший работу, лишается не только средств к существованию, но и устоявшихся социальных связей, привычного вида деятельности и образа жизни. Поэтому планируется совместная работа кадровых служб предприятий и организаций и РГЦЗН в период массовых сокращений и увольнений.
Размещение информации профориентационного характера на стендах предприятий, где предполагается высвобождение работников, своевременное информирование готовящихся к высвобождению работников в форме групповых и индивидуальных консультаций о возможностях и услугах службы занятости, положении на рынке труда снимает тревожное состояние работников, позволяет им легче адаптироваться к рынку труда.
Подбор персонала из числа безработных по договору с работодателями позволит завоевать интерес потенциальных работодателей и содействовать трудоустройству безработных;
- развитие маркетинговых услуг по профессиональной ориентации.
На современном этапе развития службы занятости будут активно использоваться возможности местного телевидения, радио, печатных изданий с целью всестороннего освещения вопросов о социально-экономической ситуации на рынке труда; о требованиях, предъявляемых к профессиям, принципах адаптивного поведения на рынке труда, оказании помощи в профессиональном самоопределении и т.д.;
- мероприятия, направленные на профилактику безработицы.
В этом направлении будет проводиться работа с выпускниками школ на основании договоров со школами по профессиональной ориентации школьников и по программе "Социальная адаптация выпускников школ к условиям рынка с целью профилактики безработицы".
Будут развиваться услуги по профориентации и психологической поддержке безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения; по социальной адаптации граждан на рынке труда (программа "Клуб ищущих работу").
Будут оказываться предуведомительные консультационные услуги высвобождаемым работникам, в том числе при массовых высвобождениях.





Приложение № 2
к "Программе содействия
занятости населения г.
Рязани на 2002 - 2005 годы"

ПОДПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Введение

В целях реализации гарантированных государством мер социальной защиты и материальной поддержки граждан в период безработицы Законом Российской Федерации "О занятости населения в РФ" предусмотрена организация общественных работ для граждан, ищущих работу и безработных граждан.
Организация общественных работ регламентируется Федеральным законом "О занятости населения в РФ" от 20.04.1996 № 36-ФЗ - статьи 4, 24, 35 (с изменениями от 21.07.1998 № 117-ФЗ, 30.04.1999 № 85-ФЗ, 17.07.1999 № 175-ФЗ, 20.11.1999 № 195-ФЗ, 07.08.2000 № 122-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ", Постановлением Правительства РФ от 1999 г. № 1247 "О внесении изменений и дополнений в Положение об организации общественных работ".
Общественные работы направлены на обеспечение потребностей города, предприятий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу и безработных граждан, а также на сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы. В соответствии с Законом о занятости государство гарантирует безработным возможность заключения срочного трудового договора на участие в общественных работах. На этот период выплата пособия не приостанавливается (кроме лиц, для которых общественные работы являются подходящей работой).
Формы активной политики занятости населения помогают смягчить проблемы безработицы. И это в первую очередь относится к общественным работам.

Прогноз численности участников общественных работ

Городской центр занятости населения продолжает работу по расширению видов общественных работ, привлекая предприятия различных форм собственности и видов деятельности, старается учесть пожелания безработных к этой форме занятости населения.
За последние годы количество безработных, принимавших участие в общественных работах, составило 108 человек в 1998 году, 267 человек в 1999 и 930 человек в 2000 году. Таким образом, статистический анализ позволяет сделать вывод, что ежегодно численность участников общественных работ на 2002 - 2005 годы составит от 750 до 800 человек.

Основные направления организации
общественных работ

Постановлением главы администрации города Рязани "Об организации общественных работ" утверждены основные направления общественных работ в г. Рязани. Ими являются:
- благоустройство, озеленение и очистка территории города;
- подсобные работы при строительстве объектов социально-культурного назначения, жилья, восстановления историко-архитектурных памятников;
- озеленение и благоустройство парков и зон отдыха;
- мероприятия по экологическому оздоровлению территорий, водоемов;
- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул;
- уход за престарелыми, инвалидами и больными;
- отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ;
- работа в страховых компаниях;
- торговля с лотков;
- в качестве рекламных агентов;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, опрос общественного мнения и т.д.);
- другие доступные виды трудовой деятельности.
Финансирование общественных работ будет производится предприятиями, организациями, для которых выполняются эти работы, а также за счет соответствующего федерального и местного бюджетов.
Объемы и сроки каждого конкретного направления работ определяются договорами, заключаемыми с предприятиями, где есть потребность в их организации, а также с учетом количества и состава незанятого населения, зарегистрированного в службе занятости.
Ключевыми проблемами в организации общественных работ остаются такие, как непривлекательность ввиду их "временности", невысокий уровень оплаты труда.

Система программных мероприятий
организации общественных работ

Система программных мероприятий направлена на решение задач по организации и проведению общественных работ и включает в себя следующие направления работы:
- сбор и обобщение информации от предприятий и организаций о возможности организации на их базе общественных работ, проведение мероприятий по вопросу организации общественных работ;
- заключение договоров с предприятиями, организациями о совместной работе по организации общественных работ;
- оперативное формирование базы мест для участников общественных работ;
- информирование безработных граждан о наличии общественных работ, целей и задач их проведения;
- контроль за соблюдением условий договора и использованием средств федерального бюджета и формирование отчетной документации.





Приложение № 3
к "Программе содействия
занятости населения г.
Рязани на 2002 - 2005 годы"

ПОДПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

Введение

Молодежная безработица - это, прежде всего, безработица среди выпускников различных учебных заведений, вступающих в трудовую жизнь и не имеющих, как правило, профессии или необходимой квалификации.
Настоящая программа определяет пути содействия занятости молодежи, как граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с ст. 5 Закона РФ "О занятости населения РФ".
Подростковая группа (молодежь с 14 до 17 лет) представляет учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном, они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако, значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи, и многие из них стремятся зарабатывать.
Молодежь в возрасте 18 - 24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Эта группа является самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как граждане не имеют достаточного профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособны.
В 25 - 29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Проблемы занятости молодежи на рынке труда обусловлены следующими причинами: низкой конкурентоспособностью молодежи на рынке труда, связанной с отсутствием профессии или недостатком профессиональных знаний, квалификации, опыта, а также незнанием и недооценкой многими молодыми людьми ситуации на рынке труда.

Цели и задачи программы

При организации работы по содействию занятости молодежи необходимо взаимодействие службы занятости с работодателями, органами исполнительной власти, средствами массовой информации, учебными заведениями, правоохранительными органами и другими организациями, работающими с молодежью и подростками.
Основной целью организации трудоустройства молодежи является повышение качества и расширения спектра услуг, предоставляемых молодежи на рынке труда и смягчение социальной напряженности в молодежной среде.
Работа городского центра занятости населения по содействию занятости молодежи будет проводиться для решения следующих задач:
- трудоустройство на имеющиеся вакансии;
- проведение профориентационной работы;
- профессиональное обучение;
- содействие временной занятости молодежи;
- организация общественных работ;
- социальная адаптация выпускников школ к современному рынку труда;
- работа по обучению навыкам трудоустройства и психологической поддержки - мотивация активного трудоустройства;
- трудоустройство несовершеннолетних в летний период времени и в неучебное время.
За последние три года количество молодежи, трудоустроенной РГЦЗН по субсидированной занятости, и трудоустройство подростков в период каникул и в свободное от учебы время составило:
субсидированная занятость молодежи - 28 чел. в 1998 г., 29 чел. - в 1999 г., 29 чел. - в 2000 г.;
трудоустройство подростков - 887 человек в 1998 году, 720 человек - в 1999 году, 1277 человек - в 2000 году.
Таким образом, статистические наблюдения позволяют сделать выводы, что ежегодно трудоустройство молодежи по субсидированной занятости и трудоустройство несовершеннолетних в период летних каникул и в свободное от учебы время на 2002 - 2005 годы составит от 800 до 1200 человек ежегодно.

Система программных мероприятий

Система программных мероприятий направлена на решение задач содействия занятости молодежи, включает в себя:
- трудоустройство на имеющиеся вакансии
В соответствии с Законом РФ "О занятости населения РФ" граждане в возрасте с 16 лет могут быть признаны безработными. При обращении в службу занятости молодежи будут проводится мероприятия по подбору подходящей работы в соответствии с действующим законодательством. Гражданам, имеющим профессию, - предлагаться подходящая работа, а не имеющим специальности - профессиональное обучение.
- проведение профориентационной работы
Переход к рыночной экономике предполагает значительные изменения в структуре занятости населения, а именно, увеличение конкуренции на рынке труда. В этих условиях профессиональная ориентация молодежи способствует их социальной адаптации. Профориентационная консультация - наиболее эффективная форма, которая позволяет наиболее полно учесть интересы конкретной личности и согласовать их с требованиями профессии и общества в целом. Цель профконсультации - прояснить перспективы реального трудоустройства молодого человека на наиболее подходящее ему рабочее место или получить профессию.
- профессиональное обучение
Проведение профессионального обучения проводится в соответствии со статьей 23 Закона РФ "О занятости населения в РФ". Профессиональное обучение безработных граждан является одним из важнейших направлений активной политики содействия занятости молодежи. Главной задачей этого направления является повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда через приобретение ими новых или углубление имеющихся профессиональных знаний и навыков в целях последующего трудоустройства. Задачей РГЦЗН является направление безработной молодежи на обучение в соответствии с перечнем специальностей, по которым производится обучение.
- содействие временной занятости молодежи
Создание временных рабочих мест на предприятиях для получения молодежью профессиональных знаний, умений и навыков учитывает то, что проведение данных мероприятий повысит конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Расходы по частичной компенсации оплаты труда будут производиться из средств федерального бюджета.
- организация общественных работ
Участие молодежи в общественных работах является одним из звеньев в системе обеспечения занятости и ее материальной поддержки, т.к. подобрать подходящую вакансию в сжатые сроки в большинстве случаев непросто, поэтому безработным необходим временный дополнительный доход. Такую возможность дают оплачиваемые общественные работы.
- социальная адаптация выпускников школ к современному рынку труда
РГЦЗН будет проводить мероприятия по социальной адаптации выпускников школ к рынку труда, т.к. молодежь и безработица - это проблема, которая реально встает перед многими молодыми людьми сегодня. Работа с данной категорией граждан будет включать в себя следующие мероприятия: психодиагностическое исследование личностных качеств, проведение занятий по формированию профессионального плана и способа его реализации, обучение навыкам трудоустройства, обучение элементам делового общения.
- работа по обучению навыкам трудоустройства и психологическая поддержка - мотивация активного трудоустройства
РГЦЗН предлагает молодежи участие в мероприятиях по типу клуба ищущих работу, направленных на повышение мотивации активного трудоустройства безработной молодежи. Работа будет проводиться в активной тренинговой форме.
- трудоустройство несовершеннолетних в летний период времени и в неучебное время
Эффективной формой приобщения подростков к труду является трудоустройство их на временные работы, общедоступные и не требующие специальной профессиональной подготовки. Основной задачей содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан в летний период времени и в свободное от учебы время является: приобщение их к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к труду, к условиям рынка, материальная поддержка.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан. Финансирование оплаты труда подростков будет производиться из средств федерального бюджета на основании заключенных договоров между РГЦЗН и предприятием.





Приложение № 4
к "Программе содействия
занятости населения г.
Рязани на 2002 - 2005 годы"

ПОДПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ

Введение

Проблема трудовой занятости инвалидов имеет в настоящее время не столько экономическое, сколько социальное значение.
Настоящая программа определяет пути содействия трудоустройству и социальной адаптации инвалидов, как граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в РФ".
Категория, на которую распространяются мероприятия программы, - это лица всех групп инвалидности трудоспособного возраста, имеющие трудовые рекомендации медико-социальной экспертизы, желающие работать по найму или в порядке самозанятости и обратившиеся за содействием в службу занятости.

Цели и задачи программы

Целью настоящей программы является создание системы мер, способствующей повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве.
Задачами программы являются:
- содействие трудоустройству инвалидов на обычных и специализированных предприятиях (на базе банка вакансий, заявленных работодателями) и создание возможностей для быстрейшего трудоустройства инвалидов на основе создания дополнительных рабочих мест и привлечения их к оплачиваемым общественным работам;
- проведение мероприятий по направлению инвалидов, признанных безработными, на переобучение по специальностям в соответствии с трудовыми показаниями и возможностями и профессиональная ориентация инвалидов;
- психологическая поддержка незанятых инвалидов.
На протяжении последних трех лет с 1998 по 2000 гг. ежегодно трудоустройство инвалидов составило от 93 человек в 1998 г. до 157 человек в 2000 г., в том числе по субсидированной занятости от 8 человек в 1998 г. до 31 человека в 2000 г. Таким образом, статистические наблюдения позволяют сделать вывод, что РГЦЗН в 2002 - 2005 годах может трудоустраивать ежегодно по 100 человек инвалидов, в том числе по субсидированной занятости - от 25 до 35 человек.

Система программных мероприятий

Система программных мероприятий направлена на решение задач содействия занятости инвалидов и включает в себя:
- содействие трудоустройству инвалидов на обычных и специализированных предприятиях и создание дополнительных возможностей для трудоустройства инвалидов.
Содействие службы занятости в трудоустройстве инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, предполагается осуществлять по следующим направлениям:
- трудоустройство на существующий городской альбом вакансий;
- выявление свободных рабочих мест и вакантных должностей для лиц с ограниченной трудоспособностью;
- привлечение на имеющиеся общественные работы;
- обучение безработных инвалидов методам самостоятельного поиска работы.
В целях трудовой адаптации инвалидов в отдельных случаях в первые месяцы после их трудоустройства службой занятости будет осуществляться компенсация части затрат работодателей по заработной плате трудоустроенных, что в значительной мере обеспечит социальную защиту инвалидам на этапе перехода к активной трудовой деятельности.
Будет проводиться сбор и обобщение информации от предприятий и организаций о возможности трудоустройства инвалидов, в т.ч. на условиях частичной компенсации расходов работодателей по заработной плате, заключение договоров с предприятиями, организациями о совместной работе по субсидированной занятости инвалидов и контроль за соблюдением условий договора и использованием средств федерального бюджета.
- профессиональное обучение и профессиональная ориентация инвалидов, психологическая поддержка инвалидов.
Профессиональная ориентация инвалидов - это выбор трудового пути инвалида, наиболее соответствующего индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности, а также максимальной эффективности обучения и дальнейшего трудоустройства в выбранной профессии. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма.
Профориентационная работа будет проводиться по следующим направлениям: профессиональная информация, профессиональная консультация, консультация с целью оказания психологической поддержки, групповая работа по мотивации активного трудоустройства для безработных инвалидов, проведение профессионального отбора. Основной упор в консультациях специалисты делают на формировании у инвалидов объективной оценки своих возможностей в соответствии с вакансиями, имеющимися на рынке труда.
По прогнозу рынка труда инвалидов для успешного трудоустройства обратившимся в службу занятости за содействием потребуется профессиональное обучение. Рекомендации по выбору профиля обучения в каждом отдельном случае будут зависеть от возраста, образования, прежней профессии инвалида, характера инвалидности или заболевания, потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах определенной профессии.





Приложение № 5
к "Программе содействия
занятости населения г.
Рязани на 2002 - 2005 годы"

ПОДПРОГРАММА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ
РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

Введение

Работа по обеспечению повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы путем профессионального обучения безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения в 2002 - 2005 гг. будет осуществляться на основании ст. 9, ст. 23 Федерального закона РФ "О занятости населения в РФ" в редакции от 20.04.1996 № 36-ФЗ с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 21.07.1998 № 117-ФЗ; распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. 27-р.

Цели подпрограммы

Целью подпрограммы является развитие системы профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения, направленной на обеспечение эффективной, свободно избранной занятости граждан, на удовлетворение их потребности в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности граждан на рынке труда, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.

Система программных мероприятий

Система программных мероприятий направлена на обеспечение профессионального обучения безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения и включает в себя:
- анализ потребности в профессиональном обучении безработных граждан на основе изучения рынка труда. На основе прогноза изменения структуры рабочих мест, численности и профессионально-квалификационного состава кадров, потребности рынка труда проводится анализ объемов и профиля подготовки и основные направления профессионального обучения безработных;
- совершенствование практики отбора учебных заведений для обучения безработных граждан, с ориентацией на учебные заведения, оказывающие содействие в трудоустройстве безработных после завершения профобучения, через формирование банка данных учебных заведений.
При этом можно выделить две группы учебных заведений. Первая группа, которые заключили соответствующие договоры о сотрудничестве со службой занятости, и вторая группа - учебные заведения, с которыми такой договоренности еще не достигнуто, но они могут быть использованы в качестве резерва учебно-производственной базы.
Учебные заведения, включаемые в банк данных, должны иметь учебно-производственную базу (классы, кабинеты, лаборатории, участки, мастерские, полигоны), в соответствии с их профессиональной направленностью;
- расширение возможности для безработных граждан по профессиональному обучению предпринимательской деятельности и профессиям, ориентированным на самозанятость. В основе этой деятельности - индивидуальный подход, предоставление безработным гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг и в некоторых случаях - субсидий при организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
- содействие предприятиям, учреждениям в организации профессионального обучения рабочих кадров. Проводится при массовом высвобождении в период временной остановки, реконструкции, перепрофилирования производства. Профессиональное обучение высвобождаемых работников организуется и проводится в групповой и индивидуальной форме;
- осуществление деятельности по вопросам профессионального обучения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Перед направлением на обучение будет проводиться: профконсультирование; профессиональная ориентация и профессиональное обучение увольняемых военнослужащих с акцентом на переподготовку.
Также будут проводиться мероприятия по социальной адаптации на рынке труда граждан, уволенных с военной службы и зарегистрированных в РГЦЗН посредством участия в программах "Новый старт" и "Клуб ищущих работу";
- развитие маркетинговых услуг по профессиональному обучению безработных граждан. Для информационной работы использовать возможности местного телевидения, радио, печатных изданий;
- совершенствование методики отбора и направления безработных граждан на профобучение и обеспечение контроля за качеством обучения. С этой целью всем безработным, направленным на переобучение, будет представляться подробная информация о социально-экономической ситуации на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к профессии, оказываться помощь в профессиональном самоопределении;
- совершенствование системы трудоустройства граждан после переобучения. Будет проводиться работа с безработными гражданами по отработке путей реализации профессиональной карьеры через заключение договоров о приеме на работу безработных граждан после переобучения.
Профессиональное обучение осуществлять в соответствии с действующим законодательством по следующим формам:
1. Подготовка (первоначальное обучение) рабочих для лиц, не имеющих профессии, желающих приобрести профессии и трудиться по этим профессиям.
2. Переподготовка (переобучение) рабочих и специалистов в целях обучения граждан новым профессиям (специальностям), если им службой занятости не может быть предложена подходящая работа по имеющимся у них профессиям (специальностям) либо ими утрачена способность к выполнению работы по этим профессиям.
3. Обучение вторым (смежным, совмещенным профессиям) проводится в случаях, если трудоустройство на новом рабочем месте требует от них умения работать по нескольким профессиям.
4. Повышение квалификации рабочих и специалистов в целях совершенствования знаний, умений и навыков по имеющимся у граждан профессиям (специальностям), повышение роста профессионализма и компетенции, освоение новых функциональных обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности, изучения рыночных экономических отношений, предпринимательства и других вопросов.
Планируется переобучить в 2002 г. - 1034 чел., в 2002 - 2005 гг. - 4199 чел. Затраты планируемые на переобучение в 2002 г. - 8225,5 тыс. руб., в 2002 - 2005 годы - 41068,5 тыс. руб.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru