| |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 13.11.2006 № А54-4900/2006-С21
<ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИИ), ЕСЛИ ТАКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ (ТАКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ) ОБЯЗАТЕЛЬНО (ОБЯЗАТЕЛЬНА), ПРЕДУСМОТРЕНО АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2006 г. № А54-4900/2006-С21
(Извлечение)
Прокурор Ряжского района Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Б., Рязанская область, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя требование о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Предприниматель требование прокуратуры не признал, указав на то, что на момент получения заявления о привлечении к административной ответственности уже были предприняты все меры для получения лицензии.
Из представленных материалов следует: 18.10.2006 прокурором Ряжского района Рязанской области Б.Ю. установлено, что с ноября 2004 года Б. осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации и хранению бензина марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива на АЗС, расположенной по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, ул. Ново-Ряжская, д. 35 и принадлежащей ему на основании договора аренды от 27.11.2004. Хранение бензина и дизельного топлива осуществляется в подземных и наземных резервуарах различной емкости. Для хранения бензина марки АИ-95 на АЗС используется подземный резервуар емкостью 54 куб. м, для хранения бензина марки АИ-92 на АЗС используется подземный резервуар емкостью 5 куб. м, для хранения бензина АИ-80 на АЗС используется наземный резервуар емкостью 10 куб. м; для хранения дизельного топлива на АЗС используется наземный резервуар емкостью 8 куб. м. Данными действиями предприниматель Б. нарушает требования ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 № 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов", ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В объяснениях от 18.10.2006 предприниматель Б. пояснил, что лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов не имеет, лицензию оформляет в Управлении ГПН МЧС России по Рязанской области и собирает все необходимые документы; о том, что необходимо иметь лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, не знал.
На запрос прокурора Ряжского района от 01.09.2006 Управление государственного пожарного надзора МЧС России по Рязанской области сообщило (письмо от 29.09.2006 № 4-1-05/878), что лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов - АЗС, расположенную по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, ул. Ново-Ряжская, д. 35, предпринимателю Б. не выдавалась, так как лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов выдает Федеральный лицензирующий орган в области пожарной безопасности.
По результатам рассмотрения материалов проверки прокурором Ряжского района Рязанской области Б.Ю. 18.10.2006 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, 18.10.2006 копия вручена предпринимателю Б.
Оценив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд пришел к выводу, что к индивидуальному предпринимателю Б. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ, исходя из следующего.
Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Ряжского района Рязанской области 02.07.2004, регистрационный номер 612300400016135, основной государственный регистрационный номер 304621408300139.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом. Статьей 4 Закона установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Частью 1 статьи 7 Закона определено, что на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с пунктом 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.01 лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595).
Согласно подпункту "а" пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.02 № 595, под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 № 637, деятельность по хранению нефтепродуктов включает в себя налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также внутрискладские операции по их перемещению, приемке, закачке и отбору и т.п.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что объекты, на которых перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов. Согласно п. 1 ст. 9 названного Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществлению конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
Хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации. Соответственно данный признак по смыслу пп. "в" п. 1 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является квалифицирующим для признания автозаправочных станций опасными производственными объектами.
Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго от 01.08.2001 № 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Б. арендует автозаправочную станцию, которая принадлежит гражданину Ч., расположенную по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, ул. Ново-Ряжская, д. 35 (договор аренды нежилого помещения от 27.11.2004). На данной автозаправочной станции индивидуальный предприниматель Б. осуществляет хранение бензина и дизельного топлива в подземных и наземных резервуарах различной емкости без специального разрешения (лицензии).
Следовательно, предприниматель Б. осуществляет хранение бензина и дизельного топлива, то есть пожароопасную деятельность по хранению продуктов переработки нефти в целях их дальнейшей реализации, без соответствующей лицензии.
В соответствии со справочником "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения", согласованным с Государственной службой стандартных справочных данных, различные марки бензина и дизельного топлива являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Согласно письму Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору № 11-12/1593 от 02.06.2005 автозаправочные станции являются пожароопасными объектами.
Факт эксплуатации автозаправочной станции без лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов предпринимателем Б. не опровергнут.
Статьей 9 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень документов для получения лицензии.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.02 № 595, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) или индивидуального предпринимателя и их работников;
е) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
ж) декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации).
Довод предпринимателя Б. о том, что на момент проверки собраны все документы для получения лицензии, не подтвержден документально. На представленном предпринимателем Б. заключении Государственной экспертизы проектов МЧС стоит дата утверждения - 21.10.2006. Как следует из представленного предпринимателем Б. письма филиала Фонда пожарной безопасности по Рязанской области без номера и даты, материалы, необходимые для получения лицензии по виду деятельности - эксплуатация пожароопасных производственных объектов на АЗС ИП "Б.", г. Ряжск, подготовлены в полном объеме и 10.11.2006 отправлены в Федеральный лицензирующий орган для рассмотрения на комиссии МЧС.
Следовательно, на момент возбуждения дела об административном правонарушении - 18.10.2006 и на дату рассмотрения настоящего дела в суде лицензия отсутствует.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Прокурор в целях осуществления надзора за законодательством и на основании поступившей информации о фактах нарушения закона вправе проводить проверки. В соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса, и выносится в сроки, установленные ст. 28.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2006, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, а административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 2 июня 2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Суд считает, что совершенное предпринимателем Б. правонарушение нельзя признать малозначительным, так как имеет место факт существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем Б. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а также вина в его совершении подтверждены материалами дела, Арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя Б. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в размере минимального административного штрафа в сумме 4000 руб. (40 МРОТ).
Руководствуясь ст. 2.1, 2.4, ч. 2 ст. 14.1, ст. 23.1, 25.11, 26.2, 28.4, 28.5, 26.11, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Б., 25.04.1950 года рождения, уроженца Рязанской области, проживающего по адресу: 391964, Рязанская область, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Ряжского района Рязанской области 26.02.2003, регистрационный номер 12, основной государственный регистрационный номер 304621408300139, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Б., 25.04.1950 года рождения, уроженца Рязанской области, проживающего по адресу: 391964, Рязанская область, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Ряжского района Рязанской области 26.02.2003, регистрационный номер 12, основной государственный регистрационный номер 304621408300139, штраф в размере 4000 руб. (40 минимальных размеров оплаты труда).
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|