Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы Администрации Рязанской области от 11.08.2000 № 541
"О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2000 - 2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2000 г. № 541

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОМЫСЛОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2000 - 2005 ГОДЫ

Учитывая значимость народных художественных промыслов в духовном и нравственном развитии населения области, в целях сохранения и развития народных художественных промыслов Рязанской области постановляю:
1. Утвердить региональную целевую программу "Сохранение и развитие народных художественных промыслов Рязанской области" на 2000 - 2005 годы (далее - Программа) согласно Приложению.
2. Управлению культуры администрации области (Гришина Н.Н.), управлению по делам образования, науки и молодежной политики администрации области (Канунников А.Д.) финансирование мероприятий Программы осуществлять за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на содержание подведомственных учреждений и проведение мероприятий указанных управлений на соответствующие годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать систему мер, направленных на сохранение и развитие народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Трушина В.Н.

Глава Администрации области
В.Н.ЛЮБИМОВ





Приложение
к Постановлению главы
Администрации области
от 11 августа 2000 г. № 541

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОМЫСЛОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2000 - 2005 ГОДЫ

Государственный заказчик

- Администрация области, управление культуры администрации области.

Основные разработчики

- Комплекс по промышленной политике администрации области, управление культуры администрации области.

Данная программа разработана в соответствии с Постановлением главы администрации области "О мерах по стабилизации работы предприятий народных художественных промыслов и сохранению уникального прикладного искусства Рязанской области" № 63 от 16 февраля 1999 г. и Федеральным законом "О народных художественных промыслах" от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ.
Рязанская область относится к числу немногих регионов, сохранивших уникальный пласт национальной культуры - народные художественные промыслы.
Данная программа призвана обеспечить меры государственной поддержки предприятиям народных художественных промыслов, находящимся в крайне тяжелом финансовом положении, уберечь от распада творческие коллективы, имеющие вековые традиции, способствовать созданию условий для подготовки кадров народных художественных промыслов, активизировать работу художников и специалистов предприятий народных художественных промыслов.

Раздел 1. Анализ исходного состояния проблемы

Народные художественные промыслы Рязанской области имеют вековые традиции. Распространенными ремеслами были ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарное ремесло, уходящие корнями в XII - XV века. Особого расцвета эти ремесла достигли в 50-е годы прошлого столетия, когда четко определились места традиционного бытования народных художественных промыслов:
- михайловское кружево в городе Михайлове:
- скопинская керамика в городе Скопине;
- ткачество в г. Ряжске и г. Кораблино;
- рязанская вышивка в г. Рязани;
- вышивка "вениз" в р.п. Кадоме.
На базе имеющихся промыслов в начале XX века были созданы промышленные предприятия, входящие в систему предприятий местной промышленности, которые выпускали изделия утилитарного назначения и предметы декоративно-прикладного искусства. В Рязанской области существовала система подготовки кадров для предприятий народных художественных промыслов. На предприятиях работали мастера и художники, которые получали народное признание и правительственные награды, свидетельствующие о высоком уровне профессионального мастерства и следовании традициям народных художественных промыслов Рязанской области.
Народные художественные промыслы Рязанской области в последние годы развиваются в условиях становления рыночных отношений на фоне постепенно проявляющегося спада экономики.
Конец 80-х годов нашего столетия - период перестройки работы предприятий народных художественных промыслов, которые акционировались, оказались перед лицом многочисленных проблем: разрушилась система сбыта готовой продукции, из промыслов ушли молодые мастера, резко возросли цены на энергоносители, постоянными стали неплатежи, исчезли многие поставщики сырья.
Эти и другие факторы поставили предприятия народных художественных промыслов в крайне тяжелые экономические условия, почти парализовавшие работу этих предприятий.
С расформированием системы местной промышленности многие из промыслов оказались на грани полного упадка. На сегодняшний день еще не созданы механизмы стимулирования и материальной поддержки развития народных художественных промыслов и ремесел.
Принимаемые меры государственной поддержки со стороны Правительства Российской Федерации, администрации Рязанской области, действия Ассоциации "Народные художественные промыслы России" позволили в Рязанской области сохранить имеющиеся предприятия народных художественных промыслов: ЗАО "Рязанские узоры", ЗАО "Скопинская художественная керамика", ЗАО "Труженица", ПК "Кадомский вениз" и даже способствовали созданию новых предприятий народных художественных промыслов, в частности ООО "Художественно-творческая мастерская "Михайловское кружево", содействовали активизации художников и мастеров, оживлению выставочной деятельности, в определенной степени создали предпосылки для адаптации предприятий народных художественных промыслов к рыночным условиям, поддержали учебные заведения области в переориентации деятельности на обучение детей области народным художественным промыслам. Однако принятые меры не смогли искоренить всех проблем, мешающих развитию и эффективной работе предприятий народных художественных промыслов Рязанской области.
С учетом значимости народных художественных промыслов в духовном, нравственном развитии населения области, важности государственной поддержки предприятий народных художественных промыслов необходимым и актуальным является наличие региональной целевой программы "Сохранение и развитие народных художественных промыслов Рязанской области" на 2000 - 2005 годы (далее - Программа).

Раздел 2. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы - выработка долгосрочной стратегии действий, объединяющих усилия государственных и общественных организаций, предприятий народных художественных промыслов и направленных на сохранение и развитие народных художественных промыслов Рязанской области как части национальной культуры и народного искусства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Сохранение и развитие в рыночных условиях народных художественных промыслов Рязанской области.
2. Разработка и реализация нормативно-правового обеспечения творческой и производственной деятельности в сфере народных художественных промыслов.
3. Создание социально-экономических условий для сохранения творческих коллективов народных художественных промыслов.
4. Подготовка специалистов для народных художественных промыслов.
5. Научное и информационное обеспечение деятельности в области народных художественных промыслов.
6. Широкая и систематическая популяризация декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Раздел 3. Перечень мероприятий и работ
по реализации Программы

1. Сохранение и развитие в рыночных условиях народных художественных промыслов Рязанской области

1.1. Создать банк данных о функционирующих, исчезающих и забытых народных художественных промыслах Рязанского края на современных носителях.
отв.: управление культуры администрации области, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, областной научно-методический центр народного творчества
срок: ноябрь 2000 г.
1.2. Разработать предложения по возрождению, сохранению и развитию творческого потенциала народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования.
отв.: управление культуры администрации области, отделы культуры райгорадминистраций области
срок: ноябрь 2000 г.
1.3. Считать музеи и учреждения музейного типа в районах и городах Рязанской области головными государственными учреждениями культуры на местах по собиранию, сбережению и пропаганде изделий народных художественных промыслов, художников, уникальных мастеров, ремесленников, активизировать их работу в этом направлении.
отв.: руководители музеев области
срок: постоянно.
1.4. Определить перечень уникальных изделий, выпускаемых предприятиями народных художественных промыслов, художниками, мастерами, по которым возможна их закупка государственными органами.
отв.: закупочная комиссия управления культуры администрации области
срок: постоянно.
1.5. Содействовать поддержке и развитию предприятий народных художественных промыслов через предоставление льготных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.
отв.: экономический комплекс администрации области, комплекс по промышленной политике администрации области
1.6. Способствовать эффективной работе художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам.
отв.: управление культуры администрации области, АО "Товары для народа"
срок: постоянно.

2. Разработка и реализация нормативно-правового обеспечения творческой и производственной деятельности в сфере народных художественных промыслов

2.1. Подготовить проект Закона Рязанской области "О народных художественных промыслах Рязанской области".
отв.: комплекс по промышленной политике администрации области
срок: 2000 г.
2.2. Разработать и представить на рассмотрение областной Думы и администрации области предложения о налоговых льготах предприятиям народных художественных промыслов.
отв.: комплекс по промышленной политике администрации области, экономический комплекс администрации области
срок: постоянно.
2.3. Подготовить нормативные документы по правовой защите интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов.
отв.: управление культуры администрации области
срок: 2003 г.
2.4. Разработать положение об областном художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам.
отв.: комплекс по промышленной политике администрации области
срок: 2000 г.

3. Создание социально-экономических условий для сохранения творческих коллективов народных художественных промыслов

3.1. Подготовить изменения в Закон Рязанской области "Об арендной плате за государственное имущество Рязанской области" от 03.08.1998 № 1-ОЗ в части предоставления льгот по аренде площадей для организации работы мастеров, предприятий народных художественных промыслов.
отв.: комитет по управлению государственным имуществом Рязанской области, комплекс по промышленной политике администрации области, управление культуры администрации области
срок: 2000 г.
3.2. Подготовить проект постановления главы администрации области о материальной, организационной и методической поддержке мастеров и художников народных художественных промыслов.
отв.: управление культуры администрации области
срок: 2002 г.
3.3. Содействовать в организации участия предприятий народных художественных промыслов Рязанской области в выставках-ярмарках, проводимых в области и за ее пределами.
отв.: отдел внешнеэкономических связей администрации области, комплекс по промышленной политике администрации области
срок: постоянно.
3.4. Обеспечить для музеев и учреждений культуры закупку произведений декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.
отв.: управление культуры администрации области
срок: ежегодно.

4. Подготовка специалистов для народных художественных промыслов

4.1. Разработать дополнительные программы по народным художественным промыслам для общеобразовательных и специализированных школ.
отв.: управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление культуры администрации области
срок: ноябрь 2000 г.
4.2. Дать предложения по совершенствованию системы подготовки кадров для сферы народных художественных промыслов в средних специальных учебных заведениях.
отв.: управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление культуры администрации области
срок: ноябрь 2001 г.
4.3. Обеспечить профессиональную ориентацию и переподготовку взрослого населения для сферы народных художественных промыслов, в том числе для предпринимательской деятельности в этой сфере.
отв.: управление по труду администрации области, Рязанский институт развития образования, областной научно-методический центр народного творчества
срок: 2001 г.

5. Научное и информационное обеспечение деятельности в области народных художественных промыслов

5.1. Проведение научных исследований по истории, теории и современной практике декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.
отв.: управление культуры администрации области, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, областной художественный музей им. И.П.Пожалостина, областной научно-методический центр народного творчества
срок: 2002 - 2005 гг.
5.2. Разработать информационную систему в сфере народных художественных промыслов.
отв.: управление культуры администрации области, областной научно-методический центр народного творчества
срок: 2005 г.

6. Широкая и систематическая популяризация декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов

6.1. Разработать мероприятия по систематическому освещению в местных и федеральных средствах массовой информации опыта, проблем народных художественных промыслов, деятельности художников, мастеров, предприятий народных художественных промыслов.
отв.: комитет по связям с общественностью и информационной политике администрации области
срок: 2000 г.
6.2. Провести региональную научно-практическую конференцию, посвященную проблемам сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов.
отв.: управление культуры администрации области
срок: 2003 г.

Раздел 4. Механизм осуществления Программы

Программа может быть успешно выполнена только в том случае, если все заинтересованные субъекты в той или иной степени будут участвовать в реализации и совершенствовании программных предложений. Для этого необходимо:
1. Создать Межведомственный совет под руководством заместителя главы администрации области для организационно-управленческой деятельности по запуску и реализации данной Программы.
2. Поручить управлению культуры администрации области, как государственному заказчику, при необходимости обращаться в муниципальные органы исполнительной власти с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, кредитов, дотаций и субсидий.

Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы

Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет собственных средств предприятий народных художественных промыслов, привлеченных средств бюджетов организаций и учреждений, участвующих в реализации Программы.
Обеспечение полноценного финансирования мероприятий Программы будет достигаться путем реализации принципов активного привлечения средств из разных источников, в том числе путем участия в конкурсах, грантах, программах, а также путем гибкого изменения хода реализации конкретных мероприятий с учетом появления дополнительных источников поступления основных средств.

Раздел 6. Координация программных мероприятий

Координацию и контроль за выполнением основных мероприятий Программы осуществляет Межведомственный совет.
Исполнители Программы - комплекс по промышленной политике администрации области, экономический комплекс администрации области, отдел внешнеэкономических связей администрации области, комитет по управлению государственным имуществом Рязанской области, комитет по связям с общественностью и информационной политике администрации области, управление культуры администрации области, управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области - представляют в Межведомственный совет полугодовые и ежегодные отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы.

Раздел 7. Оценка эффективности осуществления Программы

Эффективность реализации Программы оценивается по росту продукции, относимой к изделиям народных художественных промыслов, по увеличению численности детей и подростков, занимающихся декоративно-прикладным искусством и народными художественными промыслами, по увеличению объемов реализованной продукции предприятий народных художественных промыслов, по сформированному общественному мнению среди населения Рязанской области о народных художественных промыслах как неотъемлемой части русской культуры, по степени моральной удовлетворенности художников и мастеров народных художественных промыслов, по инвестициям в сферу народных художественных промыслов и другим духовно-культурным, социальным и экономическим критериям.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru