| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Рязани от 24.02.1999 № 783
"О "ПРОБЛЕМЕ 2000 ГОДА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 1999 г. № 783
О "ПРОБЛЕМЕ 2000 ГОДА"
"Проблема 2000 года" определяется как комплекс проблем аппаратного и программного обеспечения, связанных с неправильной обработкой и интерпретацией дат в вычислительных системах.
Распоряжениями Правительства РФ от 30.05.1998 № 671-р, от 21.01.1999 № 100-р "Проблеме 2000" придан государственный уровень.
Для координации и оперативного решения задач по "Проблеме 2000" при администрации Рязанской области создана Рабочая группа. Постановляю:
1. При решении "Проблемы 2000" в структурных подразделениях администрации города, муниципальных учреждениях, предприятиях, организациях руководствоваться предложениями Рабочей группы при администрации области по решению "Проблемы 2000", "Методическими рекомендациями по решению "Проблемы 2000" Государственного комитета по связи и информатизации РФ (Приложение 1).
2. Управлению информационного и программного обеспечения (Моргунов В.В.) обеспечить координацию работ по решению "Проблемы 2000" в структурных подразделениях администрации города, муниципальных учреждениях, предприятиях, организациях города Рязани:
2.1. провести работы по выявлению и устранению "Проблемы 2000" в подразделениях администрации, не имеющих специалистов для самостоятельного решения;
2.2. составить сводные сведения:
- об информационных системах структурных подразделений администрации города;
- об информационных системах муниципальных учреждений, предприятий, организаций;
- отдельно об информационных системах по перечню потенциально опасных объектов;
2.3. разработать мероприятия по предупреждению возможных сбоев информационных систем в структурных подразделениях администрации города с учетом специфики их использования;
срок - до 20.05.1999
2.4. представлять в администрацию области сведения по решению "Проблемы 2000".
3. Руководителям структурных подразделений администрации города
Степанушкину В.В. - управление энерговодоснабжения инженерных
коммуникаций и связи,
Исаеву В.В. - управление муниципальным имуществом,
Канн В.И. - управление социальной защиты населения,
Сталину Е.В. - регистрационное управление (палата),
Граневой Н.В. - управление главного бухгалтера,
Завьялову А.Я. - управление общественной безопасности и
порядка,
Воробьевой Т.И. - управление экономики города,
Батькову А.А. - управление по жилью,
Карпову Ю.Б. - финансовое управление по городу Рязани,
Глущенко А.П. - административно - правовое управление,
Воронову В.П. - комитет охраны окружающей среды и природных
ных ресурсов:
3.1. организовать проведение работ по "Проблеме 2000" в своих подразделениях:
- назначить ответственных исполнителей,
- провести инвентаризацию информационных систем,
- провести обследование технических средств, системного и прикладного программного обеспечения;
3.2. представить в управление информационного и программного обеспечения сведения о наличии "Проблемы 2000" по сводной форме (Приложение 2);
срок - до 30.04.1999
4. Заместителям главы администрации
Мужихову Н.В., Разживину В.С.,
Олейникову В.А., Плужник Г.Н., Баранову А.М., Комогоркину В.А.:
4.1. обеспечить проведение мероприятий по решению "Проблемы 2000" в курируемых муниципальных учреждениях, предприятиях, организациях;
4.2. обратить особое внимание на информационные системы жизнеобеспечения города и обслуживания населения;
4.3. обеспечить представление информации в управление информационного и программного обеспечения о наличии и решении "Проблемы 2000" в курируемых муниципальных учреждениях, предприятиях, организациях по сводной форме (Приложение 2), а при проведении ими мероприятий по ведомственной подчиненности - справку о решении "Проблемы 2000";
срок - до 30.04.1999.
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на контрольно - аналитический отдел (Карасев А.Н.).
Приложение 1. Методические рекомендации по решению "Проблемы 2000".
Приложение 2. Информация о "Проблеме 2000".
Глава Администрации
города Рязани
П.Д.МАМАТОВ
Приложение № 1
к постановлению главы
Администрации г. Рязани
от 24 февраля 1999 г. № 783
ГОСКОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ
"ПРОБЛЕМЫ 2000"
Настоящие Методические рекомендации по решению "Проблемы 2000" разработаны во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 мая 1998 г. № 671-р.
1. Введение
С предстоящим наступлением 2000 года связана проблема, состоящая в том, что из-за представления календарного года во многих компьютерных программах двумя последними цифрами наступление 2000 года будет воспринято информационно - вычислительными системами как наступление 1900 года. Это может привести к сбоям в таких системах и непредсказуемым последствиям. "Проблема 2000" в той или иной степени актуальна для всех стран. Ее решение требует корректировки системного и прикладного программного обеспечения всех информационно - вычислительных систем страны, в которых имеется указанный дефект, а в необходимых случаях и обновления оборудования.
Поэтому "Проблема 2000" должна быть объектом постоянного внимания со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и требует принятия безотлагательных мер по ее выявлению и решению.
2. Основные мероприятия по решению "Проблемы 2000"
2.1. Организационное обеспечение
Для решения "Проблемы 2000" необходимо создание организационной вертикали:
1. В каждом министерстве, ведомстве, органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть создана рабочая группа для решения "Проблемы 2000" и назначен ответственный исполнитель.
Основные задачи рабочей группы:
обеспечение гарантированного решения "Проблемы 2000" в государственном секторе во всех подведомственных организациях/предприятиях;
проведение разъяснительных мероприятий, обеспечивающих в подведомственных организациях четкое и ответственное восприятие проблемы;
организация проведения инвентаризации подведомственных информационных систем (ИС), обобщение и анализ результатов инвентаризации и классификации ИС, разработка сводных планов мероприятий решения "Проблемы 2000" в министерстве, ведомстве, субъекте Российской Федерации;
выполнение специальных функций по конкретному руководству подведомственными организациями при решении "Проблемы 2000";
осуществление действий по устранению проблем в условиях нехватки квалифицированного персонала, обучению и переобучению специалистов;
обстоятельное планирование процедур устранения возможных сбоев эксплуатируемых ИС с учетом отраслевой и региональной специфики.
2. В каждой организации, ответственной за эксплуатацию и развитие ведомственной ИС, должна быть создана рабочая группа и назначен ответственный исполнитель.
3. На Госкомсвязи России возлагаются следующие функции:
организационное и методическое руководство решением "Проблемы 2000";
разработка и доведение до государственных органов управления типовых методик решения "Проблемы 2000";
организация научно - технической и методической помощи в проведении инвентаризации отраслевых и региональных ИС с целью выявления их зависимости от "Проблемы 2000", оценки возможности реализации эволюционного пути модификации ИС, разработки планов мероприятий и реализации проектов решения "Проблемы 2000";
организация обобщения мирового и отечественного опыта по преодолению "Проблемы 2000" и соответствующее информационное обслуживание заинтересованных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организация централизованной замены наиболее распространенных в ведомственных ИС системных программных продуктов для консолидации финансовых средств заинтересованных министерств и ведомств, оптимизации временных и материальных ресурсов.
Для реализации указанных функций с привлечением ведущих специалистов отрасли созданы центры компетенции по решению "Проблемы 2000" по основным системотехническим платформам ИС: IBM S/370 - S/390, ЕС ЭВМ, UNIX, ПЭВМ.
Центрам компетенции поручено:
организация обучения специалистов отраслей методам и приемам проведения работ по "Проблеме 2000";
отработка Методических рекомендаций по решению "Проблемы 2000" до их внедрения в ИС министерств, ведомств и субъектов РФ;
тестирование и сертификация программных продуктов и оборудования на предмет решения "Проблемы 2000";
организация "горячей линии" по "Проблеме 2000" для специалистов организаций, эксплуатирующих ведомственные ИС;
создание WEB-сайтов по направлениям: мировая практика решения "Проблемы 2000", программные продукты, поддерживающие решение "Проблемы 2000", тестовые центры, обеспечивающие тестирование компонентов ИС с целью выявления наличия "Проблемы 2000", затраты при использовании различных приемов для решения "Проблемы 2000" и др.
2.2. Алгоритм решения "Проблемы 2000"
На рисунке 2.1 показана последовательность действий, выполняемых для решения "Проблемы 2000" в ИС.
Рис. 2.1
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Постановка задачи ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Обеспечение способности ИС обрабатывать даты в данных ¦
¦ и программах после 2000 года ¦
L-------------------------------T---------------------------------
--------------------------------+--------------------------------¬
¦ Анализ готовности компонентов ИС к 2000 году ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Инвентаризация и классификация оборудования и программных ¦
¦ продуктов ¦
¦ Предварительное тестирование компонентов ИС ¦
L-------------------------------T---------------------------------
¦
--- готовы ---------------------+--------- не готовы-¬
¦ ------------------+-----------¬
¦ ¦Оценка путей обеспечения ¦
¦ ¦"готовности к 2000 году" ¦
¦ +-----------------------------+
¦ ¦Оценка возможности ¦
¦ ¦модификации приложений ¦
¦ ¦Оценка ресурсов (людских, ¦
¦ ¦временных, финансовых) ¦
¦ L---------T--------------------
¦ ¦
¦ --- переход на новые ----------+-- модификация --¬
¦ ¦ ¦
¦ ------------+-------------------¬ -----------------------+-¬
¦ ¦Покупка (или разработка) новых,¦ ¦Разработка методики ¦
¦ ¦сертифицированных по проблеме¦ ¦модификации ¦
¦ ¦продуктов ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+ +------------------------+
¦ ¦Смета расходов ¦ ¦Алгоритм модификации ¦
¦ ¦ ¦ ¦приложений ¦
¦ L-----------T-------------------- L-------------T-----------
L-------------+---------------T------------------------
¦
------------------------------+----------------------------------¬
¦ Создание необходимой аппаратной и программной среды для ¦
¦ комплексного тестирования продуктов ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Дисковая память ¦
¦ Копии исходных кодов и БД ¦
¦ Принятие решения о режиме тестирования ¦
L-------------------------------T---------------------------------
--------------------------------+--------------------------------¬
¦ Модификация приложений в новую среду ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Преобразование программ и данных ¦
¦ Объединение данных ¦
¦ Автономное тестирование приложений ¦
L-------------------------------T---------------------------------
--------------------------------+--------------------------------¬
¦ Системное тестирование новой ("готовой к 2000 году") ИС ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Ввод ИС в эксплуатационный режим ¦
L-----------------------------------------------------------------
3. Методика решения "Проблемы 2000"
3.1. Инвентаризация информационных систем
Инвентаризация ИС государственных органов управления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет целью составление полного, всеобъемлющего перечня функционирующих (продукционных) ИС, а также входящих в них программных и аппаратных средств с тем, чтобы не пропустить впоследствии ни одного элемента ИС, подверженного воздействию "Проблемы 2000".
Успех всей последующей работы по переводу ИС в состояние "готовности к 2000 году" определяется точностью и полнотой проведенной инвентаризации.
Рекомендуется следующий порядок проведения инвентаризации:
1. Составить перечень ИС, функционирующих во всех информационно - вычислительных центрах (ИВЦ, РЦИ, ВЦ и т.д.), включая региональные, каждого министерства и ведомства и каждого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Рекомендуемая форма перечня ИС представлена в Приложении (форма № 1).
Перечень ИС должен быть составлен с учетом следующих архитектурных групп:
мэйнфреймы (большие ЭВМ);
PС-серверы и UNIX-серверы;
PС и рабочие станции;
сетевые средства.
2. По каждой ИС, указанной в форме № 1, должны быть представлены:
перечень оборудования ИС (рекомендуемая форма № 2), включающий основное оборудование:
процессор (сервер, рабочая станция, ПЭВМ);
дисковые подсистемы (тип, объем, архитектура);
терминальные подсистемы (контроллеры, адаптеры, терминалы);
перечень системных программных средств ИС (рекомендуемая форма № 3), включающий операционные системы (ОС) и системные приложения.
Для программных средств, ввиду их сложной иерархической структуры, целесообразно применить так называемый "нисходящий метод", то есть от верхнего уровня программ к нижнему.
К самому высокому уровню программных средств в каждой группе относятся операционные системы, такие как:
IBM-OS/390, MVS, VM, AIX, OS/400, OS/2;
ЕС ЭВМ - ОС 6, TKS, CBM, БОС;
Microsoft - MS-DOS, Windows, Windows NT;
HP-UX и др.
Следующий уровень включает в себя специальное программное обеспечение (системные приложения), к которым следует причислить СУБД (DB2, IMS, Oracle, ADABAS и т.д.), системы обработки транзакций (типа CICS), системы управления печатью (типа PSF), системы MQSeries и др.
К нижнему уровню следует отнести пользовательские приложения. Это, как правило, наиболее насыщенный и наиболее сложный, с точки зрения инвентаризации, уровень.
Результаты:
1. Перечень информационных систем министерства, ведомства, организаций (рекомендуемая форма № 1).
2. Перечень оборудования ИС (рекомендуемая форма № 2).
3. Перечень системных программных средств ИС (рекомендуемая форма № 3).
3.2. Классификация систем
Полученные в результате инвентаризации перечни ИС, их оборудования и системных программных средств должны быть проанализированы и классифицированы по группам в соответствии с их архитектурным уровнем:
большие ЭВМ (мэйнфреймы);
PС-серверы и UNIX-серверы;
PС и рабочие станции;
сетевые средства.
Цель классификации - получение исходных данных для выбора путей решения "Проблемы 2000" для ИС различных архитектур.
На рисунке 3.1 представлена диаграмма, иллюстрирующая рекомендуемые пути решения по трем основным компонентам ИС: оборудование, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, для четырех архитектурных уровней.
Результат классификации: формирование перечней оборудования и системных программных средств по каждому архитектурному уровню ИС. По этим перечням принимаются решения по определению наличия "Проблемы 2000" и методам ее устранения для однородных групп программных средств и оборудования.
Рис. 3.1. Пути решения "Проблемы 2000"
---T------------T------------T-----------T--T--------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Замена ¦
¦ ¦ ¦ ¦ЕС ЭВМ +--+--------------+---------¬
¦А ¦Большие ЭВМ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦р ¦(мэйнфреймы)¦Оборудование+-----------+--+--------------T----------
¦х ¦ ¦ ¦IBM и IBM ¦ ¦ Замена ¦
¦и ¦ ¦ ¦совместимые+--+--------------+---------¬
¦т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦е ¦ +------------+-----------+--+--------------T----------
¦к ¦ ¦ ¦ЕС ЭВМ ¦Модификация ¦
¦т ¦ ¦ ¦ ¦(НИЦЭВТ) ¦
¦у ¦ ¦Системное ПО+-----------+--T--------------+
¦р ¦ ¦ ¦IBM и IBM ¦ ¦ Замена ¦
¦а ¦ ¦ ¦совместимые+--+--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦и ¦ +------------+-----------+--+--------------T----------
¦н ¦ ¦Прикладное ¦Собственные¦ ¦ Замена ¦
¦ф ¦ ¦ПО +-----------+--+--------------+---------¬
¦о ¦ ¦ ¦Покупные ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦р +------------+------------+--T--------+--+------------------------+
¦м ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦а ¦Серверы PС и¦Оборудование+--+--------T----------------------------
¦ц ¦UNIX-серверы¦ ¦ ¦Замена ¦
¦и ¦ +------------+--+--------+---------------------------¬
¦о ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦н ¦ ¦Системное ПО+--+--------T----------------------------
¦н ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ы ¦ +------------+--+--------+--T--------------¬
¦х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦Прикладное ¦Покупное +--+--------------+---------¬
¦с ¦ ¦ПО ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦и ¦ ¦ +-----------+--+--------------T----------
¦с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦т ¦ ¦ ¦Собственное+--+--------------+---------¬
¦е ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦м +------------+------------+--T--------+--+------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦PС и рабочие¦Оборудование+--+--------T----------------------------
¦ ¦ станции ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ +------------+--+--------+---------------------------¬
¦ ¦ ¦Системное ПО¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦ +--+--------T----------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ +------------+--+--------+--T--------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦Прикладное ¦Покупное +--+--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ПО ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦ +-----------+--+--------------T----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦ ¦Собственное+--+--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ +------------+------------+-----------+--+--------------T----------
¦ ¦Сетевые ¦ ¦Интеллекту-¦ ¦Замена ¦
¦ ¦средства ¦ ¦альные +--+--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦Оборудование+-----------+--+--------------T----------
¦ ¦ ¦ ¦Не интел- ¦Замены не требует¦
¦ ¦ ¦ ¦лектуальное¦ ¦
¦ ¦ +------------+--T--------+-----------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦Сетевое ПО +--+--------T----------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ +------------+--+--------+--T--------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦ ¦Покупное +--+--------------+---------¬
¦ ¦ ¦Прикладное ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦ПО +-----------+--+--------------T----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦ ¦Собственное+--+--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
L--+------------+------------+-----------+--+-------------------------
---¬
¦ ¦ - Анализ на наличие "Проблемы 2000"
L---
3.3. Предварительное тестирование информационных систем
на наличие "Проблемы 2000"
Предварительное тестирование ИС на наличие "Проблемы 2000" проводится с целью оперативного выявления возможных сбоев аппаратно - программного комплекса ИС при переходе в XXI век. Такое тестирование дает лишь предварительные сведения о наличии (отсутствии) "Проблемы 2000" в ИС, не локализуя компонент (оборудование, системные программные средства, прикладные программные средства), имеющий эту проблему.
Ниже приводятся основные примеры предварительного тестирования системных часов любой ИС и персонального компьютера как наиболее распространенного компонента ИС.
Основные примеры тестирования системных часов ИС
Пример 1. Проверка правильности функционирования часов в основных переходных точках и при выполнении автоматических операций:
переход на другие сутки;
переход на следующую неделю;
переход на вторую половину месяца;
переход на следующий месяц;
переход к следующей паре месяцев;
переход к следующему кварталу;
переход к следующему полугодию;
переход к следующему году;
архивирование;
рестарт для восстановления системы;
запрос к часам.
Пример 2. Проверка установки и отображения на экране специфических дат, например:
1900/2/29 - должно выдаваться сообщение о сбое, так как 1900 год не является високосным;
1996/2/29 - сообщения о сбое не должно быть, так как 1996 год високосный;
2000/2/29 - сообщения о сбое не должно быть, так как 2000 год является високосным;
00/01/01 - должны высвечиваться четыре цифры даты, значение которой зависит от приложения. Например, 1900/01/01, 2000/01/01 и т.д.;
1999/12/31 - эта дата должна отличаться от обычного конца года, так как она является концом столетия.
Пример 3. Проверка обработки "датазависимых" данных до и после 2000/01/01 с разными вариантами установки времени:
используйте текущее значение системных часов, чтобы проверить данные с датами;
установите системные часы в 1999/12/31 и затем проверьте данные с датами;
установите на системные часы значение после 2000/01/01 и затем проверьте данные с датами.
Основные примеры тестирования системных часов PС
Пример 1. Проверка установки даты после 2000 года:
установите системные часы в 2000/01/01, 00:01:00;
проверьте дату;
если дата установлена правильно, выключите питание, включите питание и затем снова проверьте дату.
Пример 2. Проверка автоматического перехода часов на 2000 год при включенном питании:
установите на системных часах дату 1999/12/31, 23:58:00;
оставьте питание включенным;
подождите пока показания часов не достигнут 2000 года;
проверьте дату;
если она установлена правильно, выключите питание и после включения снова проверьте дату.
Пример 3. Проверка автоматического перехода часов на 2000 год при выключенном питании:
установите на системных часах дату 1999/12/31, 23:58:00;
выключите питание;
подождите пока показания часов не достигнут 2000 года;
включите питание;
проверьте дату.
Пример 4. Проверка обновления программного времени операционной системой без включения таймера:
установите системные часты в 1999/12/31, 23:58:00;
приостановите программу индикации отсчета времени, не "включая" таймер;
оставьте питание включенным;
подождите, пока показания часов достигнут 2000 года;
пустите дальше программу индикации отсчета времени и проверьте дату.
Пример 5. Проверка обновления программного времени операционной системой с включением таймера:
установите системные часты в 1999/12/31, 23:58:00;
приостановите программу индикации отсчета времени, установив таймер в 2000/01/01, 00:01:00;
оставьте питание включенным;
подождите, пока сработает таймер;
проверьте дату.
3.4. Анализ систем в группах на "готовность
к 2000 году"
Сведения, необходимые для оценки "готовности к 2000 году" оборудования и системных программных средств (СПС) информационной системы по каждой архитектурной группе, должны быть получены путем:
просмотра и анализа электронной документации по "Проблеме 2000" ведущих фирм - изготовителей оборудования и программных продуктов на Web-серверах Интернет по адресам Интернет (Internet / World - Wide Web);
запросов к фирмам (предприятиям и организациям), изготовителям (разработчикам) соответствующих продуктов.
Каждая из ведущих фирм - изготовителей информационных технологий (IBM, Microsoft, HP, DEC, SUN) провела сертификацию своих СПС по "Проблеме 2000" и сообщает версии и релизы СПС, в которых решена "Проблема 2000".
Оценка "готовности к 2000 году" осуществляется путем сравнения версий и релизов СПС продукционной ИС с версиями и релизами сертифицированных по "Проблеме 2000" СПС. Если версии и (или) релизы продукционного СПС ниже сертифицированного, т.е. СПС не готово к 2000 году, его необходимо заменить.
Аналогично проводится оценка оборудования ИС на предмет "готовности к 2000 году". Оборудование, имеющее "Проблему 2000", и оборудование, на которое не инсталлируется операционная система и СПС, сертифицированные под "Проблему 2000", подлежит замене.
Оценка прикладных программных средств (ППС) продукционных ИС производится путем тестирования с помощью сертифицированных по "Проблеме 2000" оборудования и системных программных средств на созданном для решения проблемы стенде.
При тестировании должны использоваться пакеты программ для решения "Проблемы 2000", предлагаемые разными фирмами - разработчиками программных продуктов.
На этапе планирования работ по созданию ППС, "готовых к 2000 году", должен быть решен вопрос о закупке соответствующих пакетов.
Результаты:
Перечни ИС и их компонентов по группам:
ИС, "готовые к 2000 году";
компоненты ИС, требующие замены;
компоненты ИС, требующие модификации.
3.5. Разработка плана мероприятий по каждой
информационной системе
На основании инвентаризации, классификации и анализа компонентов (оборудование, СПС, ППС) по каждой ИС, рабочей группой организаций/предприятий должен разрабатываться план мероприятий, направленных на решение "Проблемы 2000".
Рекомендуемая форма плана мероприятий представлена в Приложении (форма № 4).
План мероприятий должен включать:
план - график разработки и корректировки организационно - технических документов и инструкций, позволяющих персоналу устранить причины негативных последствий "Проблемы 2000" с помощью ручной настройки аппаратных и программных средств;
оценку потребности в аппаратных и системных программных средствах для функционирования ИС в сертифицированной операционной среде (для принятия решения об их поэтапной групповой закупке);
оценку сметной стоимости заменяемых, вновь разрабатываемых и модифицируемых аппаратных и программных ресурсов ИС с разбивкой по годам;
разработку структуры цены работ и сводной потребности финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств.
Этапы планируемых работ по созданию прикладных программных продуктов, "готовых к 2000 году", как наиболее трудоемкой и затратной части всех работ по решению "Проблемы 2000", схематически представлены на рисунке 3.2.
Рис. 3.2. Этапы планируемых работ по созданию прикладных
программных продуктов, "готовых к 2000 году"
-----------------------------------------------------------------------¬
¦ Принятие решения о способах модификации прикладных ¦
¦ программных продуктов ¦
L----------------------------------T------------------------------------
------------------------+------------------------¬
-----------+----------¬------------+------------¬-----------+----------¬
¦Модификация старых ¦¦Покупка сертифицирован- ¦¦Разработка новых ¦
¦продукционных ¦¦ ных приложений ¦¦приложений, ¦
¦приложений до уровня ¦¦ ¦¦"готовых к 2000 году"¦
¦"готовых к 2000 году"¦¦ ¦¦ ¦
+---------------------++------------------------++---------------------+
¦- выбор исполнителя ¦¦- выбор поставщика ¦¦- выбор исполнителя ¦
¦- разработка техни- ¦¦- выделение средств ¦¦- разработка техни- ¦
¦ ческого задания ¦¦- приобретение ¦¦ ческого задания ¦
¦- разработка меропри-¦¦ приложений ¦¦- средства разработки¦
¦ ятий по миграции ¦¦ ¦¦ приложений ¦
¦ приложений ¦¦ ¦¦- языковая среда ¦
L---------T------------L-----------T-------------L----------T-----------
L------------------------+-------------------------
--------------------------------+--------------------------¬
¦ Автономное и комплексное тестирование новых приложений ¦
¦ Системное тестирование новой ИС ¦
¦ Ввод новой ИС в эксплуатацию ¦
L-----------------------------------------------------------
* * *
1. Обобщенные формы с результатами инвентаризации подведомственных ИС и сводные планы мероприятий по решению "Проблемы 2000" министерствами, ведомствами, субъектами Российской Федерации направляются рабочими группами в Госкомсвязи России для подготовки доклада по "Проблеме 2000" Правительству Российской Федерации и принятия соответствующего решения на государственном уровне.
Контактные телефоны:
(095) 201-6093
ответственный - Титов Валерий Алексеевич
(095) 201-6306
ответственный - Лопаткин Сергей Владимирович
факс 973-2946.
2. По вопросам методического и информационного обеспечения по "Проблеме 2000", выбору методов решения проблемы в аппаратных и программных средствах ИС, заполнению рекомендованных форм инвентаризации, классификации и планов мероприятий обращаться в центр компетенции фирмы "ЕС-лизинг".
Контактный телефон ("горячая линия"):
(095) 382-75-01, факс (095) 319-69-90
ответственный - Рябухин Евгений Борисович.
3. По вопросам тестирования и сертификации программного обеспечения и аппаратных средств на предмет решения "Проблемы 2000" обращаться в центр компетенции ВНИИПВТИ.
Контактные телефоны ("горячая линия"):
(095) 235-3674
ответственный - Братухин Павел Иванович
телефон (095) 235-67-79, факс (095) 235-5267
ответственный - Ольховский Валерий Львович.
Приложение
Форма № 1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
(МИНИСТЕРСТВА, ВЕДОМСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ)
---T---------------T-----------T------------T------------T--------¬
¦NN¦Наименование ИС¦Платформа и¦Операционная¦Дата инстал-¦Дополни-¦
¦пп¦ ¦архитектура¦ система и ¦ ляции ОС и ¦тельные ¦
¦ ¦ ¦ ИС ¦ основная ¦ основной ¦сведения¦
¦ ¦ ¦ ¦ прикладная ¦ прикладной ¦об ИС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ программа ¦ программы ¦ ¦
+--+---------------+-----------+------------+------------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+---------------+-----------+------------+------------+---------
Форма № 2
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ИС
---T-------------T------------T-------T----------------T--------¬
¦NN¦Наименование,¦ Фирма - ¦ Дата ¦ Сведения о ¦Дополни-¦
¦пп¦шифр и модель¦изготовитель¦выпуска¦ наличии ¦тельные ¦
¦ ¦ устройства ¦ ¦ ¦"Проблемы 2000" ¦сведения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"+" - наличие ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"-" - отсутствие¦ ¦
+--+-------------+------------+-------+----------------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+-------------+------------+-------+----------------+---------
Форма № 3
ПЕРЕЧЕНЬ СИСТЕМНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ (СПС) ИС
---T------------T-------T-------T---------------T-------T--------¬
¦NN¦Наименование¦Версия,¦Фирма -¦Сведения о на- ¦Дата ¦Дополни-¦
¦пп¦ СПС ¦ релиз ¦изгото-¦личии "Проблемы¦инстал-¦тельные ¦
¦ ¦ ¦ ¦витель ¦2000" ¦ляции ¦сведения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"+" - наличие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"-" - отсутст- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вие ¦ ¦ ¦
+--+------------+-------+-------+---------------+-------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+------------+-------+-------+---------------+-------+---------
Форма № 4
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕШЕНИЮ "ПРОБЛЕМЫ 2000"
(составляется для конкретной ИС)
---T------------T-----------T------------T----------T-----------¬
¦NN¦Компонент ИС¦Содержание ¦ Оценочная ¦ Срок ¦Ответствен-¦
¦пп¦ ¦мероприятия¦ стоимость ¦исполнения¦ный испол- ¦
¦ ¦ ¦ ¦(млн. руб.),¦ ¦нитель ¦
¦ ¦ ¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ бюджетные ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ассигнования¦ ¦ ¦
+--+------------+-----------+------------+----------+-----------+
¦ ¦Заполняется ¦Заполняется¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответ- ¦в соответ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ствии с ¦ствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классифика- ¦пп. 3.5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пп. 3.2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+------------+-----------+------------+----------+------------
Приложение № 2
к постановлению главы
Администрации г. Рязани
от 24 февраля 1999 г. № 783
------------------------------------------------------------------------¬
¦ Информация о "Проблеме 2000" ¦
+---------------T--------------T------------------T---------T-----------+
¦Наименование ¦Оборудование, ¦Операционная ¦Причина ¦Мероприятия¦
¦информационной ¦кол-во единиц ¦система, ¦"Проблемы¦ ¦
¦системы, задачи¦(наименование,¦прикладная ¦ 2000" ¦ ¦
¦ ¦модель,состав)¦программа ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(дата инсталляции,¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦разработчик) ¦ ¦ ¦
+---------------+--------------+------------------+---------+-----------+
L---------------+--------------+------------------+---------+------------
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|