Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Рязани от 21.01.1999 № 126
"О ВНЕДРЕНИИ "ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В Г. РЯЗАНИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 1999 г. № 126

О ВНЕДРЕНИИ "ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ В Г. РЯЗАНИ"

В соответствии с вопросами, рассмотренными на совещании по внедрению "Программы ипотечного кредитования в г. Рязани" у главы администрации города 4 декабря 1998 года, и в целях дальнейшего развития системы ипотеки в рамках программы:
1. Принять за основу проект "Программы ипотечного кредитования в г. Рязани" (Приложение № 1).
2. Утвердить организационную схему по разработке механизма внедрения "Программы ипотечного кредитования в г. Рязани" (Приложение № 2).
3. Принять за основу направления деятельности рабочих групп по разработке механизма внедрения "Программы ипотечного кредитования в г. Рязани" (Приложение № 3).
4. Утвердить состав рабочих групп и сроки их деятельности по направлениям (Приложение № 4).
5. Обязать руководителей рабочих групп разработать план мероприятий по выполнению возложенных на них функций с указанием сроков исполнения и ответственных до 25 января 1999 года и представить начальнику управления городского строительства Семенову С.Н.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по промышленности, строительству, торговле и транспорту Плужника Г.Н.

Глава Администрации
города Рязани
П.Д.МАМАТОВ





Проект Приложение № 1
к постановлению главы
Администрации г. Рязани
от 21 января 1999 г. № 126

ПРОГРАММА
ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В Г. РЯЗАНИ

Введение. Практика развития жилищного строительства российских городов, включая Москву, показала, что дальнейшее строительство жилья возможно за счет активного внедрения ипотечного кредитования населения. Анализ попыток развития ипотеки в различных городах страны показал, что наиболее приемлемым для Рязани является опыт г. Сарова (Арзамас - 16) Нижегородской области.

Ипотека в Сарове. Внедрение ипотечного кредитования в г. Сарове началось в мае 1998 года, подготовительный период составил 6 месяцев (с 10.1997 по 04.1998 г.). Автор проекта ипотеки - Заместитель председателя городской Думы Лимаренко В.А. За 1998 год ипотечный кредит был предоставлен 500 семьям, которые улучшили свои жилищные условия и обязались выплачивать кредит в течение 7 - 15 лет под 7 % годовых.
Кратко суть проекта ипотеки в Сарове заключается в следующем. Администрация города через уполномоченные органы в течение 1 месяца провела сбор заявлений у населения, желающего приобрести жилье на основе долгосрочного кредитования. Условиями кредитования были: первоначальный взнос деньгами - не менее 10 % от стоимости покупаемого жилья, имеющаяся площадь - не более 18 м2 на человека, имеющееся жилье может быть передано в счет погашения стоимости покупаемого жилья. Недостающая сумма предоставляется городской администрацией в виде кредита на 7 - 15 лет под 7 % годовых, но при условии, что сумма ежемесячного платежа не должна превышать 20 % совокупного месячного дохода покупателей жилья. Собранные 1328 заявлений под контролем общественной комиссии были рассортированы по пяти группам по типу заявленного жилья:
- 1 группа - однокомнатная квартира;
- 2 группа - 2-комнатная квартира;
- 3 группа - 3-комнатная квартира;
- 4 группа - 4-комнатная квартира и более;
- 5 группа - дом индивидуальной застройки.
После распределения по группам были сформированы списки жителей, исходя из следующих приоритетов.
1. Минимальность требуемой для кредита суммы.
2. При равных условиях по первому пункту преимуществом в каждой группе пользуется претендент, сдающий собственное жилье в счет оплаты приобретаемого жилья.
3. При равных условиях по первому и второму критериям приоритет в своей группе отдается претенденту, имеющему более раннюю дату постановки на учет в списках очередников на квартиру; для граждан не стоящих на учете, приоритет в своей группе отдается претенденту, имеющему меньший размер общей площади, приходящийся на одного члена семьи.
По итогам конкурса на первый год было отобрано 500 заявлений, остальные будут участвовать в конкурсе на следующий год. В рамках отобранных заявлений кредитная часть составила - 13 %, денежные средства покупателей - 23 % и стоимость квартир, зачтенных в качестве оплаты стоимости покупаемого жилья - 64 %. Все это позволило при минимальных затратах городского бюджета, который был направлен на кредитование, обеспечить начало становления ипотечного кредитования в городе. Город внес свои средства в виде строящегося нового жилья.
Механизм организации ипотеки в Сарове был следующий.
Городская администрация совместно с городской Думой создали Фонд социального развития (ФСР) - некоммерческую организацию. Средства в ФСР поступают из двух источников: из бюджета города, по отдельной статье бюджета и из внебюджетных источников - добровольных пожертвований организаций, освобожденных от налогов в местный бюджет. Однако, практика показала, что основными реальными средствами являются только бюджетные поступления.
Поступившие в ФСР средства направляются на долевое финансирование строительства нового жилья для ипотечного кредитования. Договор заключается с Управлением капитального строительства городской администрации, являющимся застройщиком.
Для выполнения основной текущей деятельности и для организации ипотеки ФСР совместно с банком и страховой компанией учредило Агентство Недвижимости (АН). АН от лица ФСР по агентскому договору контролирует строительство, заключает договора и ведет всю риэлтерскую деятельность, связанную с ипотекой. АН работает по четко определенному прейскуранту и взаимодействует с Управлением по жилью и РЦН.
Большое внимание было уделено освещению в СМИ всех шагов внедрения ипотеки. За счет администрации города издавался вкладыш в местные газеты, отражающий все вопросы ипотеки, публиковались списки, интервью с руководителями города и первыми покупателями, широко освещался данный вопрос на местном телевидение.
Ипотека в г. Рязани. Внедрение опыта ипотечного кредитования г. Сарова в г. Рязани необходимо проводить с учетом больших масштабов города, наличия развитой риэлтерской сети и опыта социально - экономических и маркетинговых исследований жилищной ситуации и состояния вторичного рынка в городе. Однако, первые шаги внедрения во многом должны использовать положительный опыт, накопленный в г. Сарове. В первую очередь это относится к организации взаимодействия между всеми участниками ипотеки, сбору заявлений граждан и проведению конкурса по приоритетам постановки на очередь. В этой связи внедрение ипотечного кредитования в нашем городе должно содержать следующие этапы.
I. Сбор заявлений от граждан, желающих приобрести жилье на условиях ипотечного кредитования. Условия кредитования: первоначальный взнос деньгами должен быть не менее 10 % от стоимости покупаемого жилья, имеющаяся площадь должна быть не более 20 м2 на человека, имеющееся жилье может быть передано в счет погашения стоимости покупаемого жилья. Недостающая сумма предоставляется городской администрацией в виде кредита на 7 - 15 лет (в зависимости от размера кредита) под 7 - 10 % годовых, но при условии, что сумма ежемесячного платежа не должна превышать 20 % месячного дохода покупателей жилья (покупателями могут быть не только переезжающие в новую квартиру жильцы, но и их ближайшие родственники). Сбор заявлений проводится уполномоченными организациями в течение 2-х месяцев, ориентировочно с 15 марта по 15 мая 1999 года. Ожидаемое количество заявлений - 7500 шт. Максимальное количество обращений в день до 800 человек.
II. Проведение конкурса поданных заявлений. Принятые и зарегистрированные заявления под контролем комиссии, состоящей из депутатов городского Совета, представителей администрации города и средств массовой информации, ориентировочно 15 мая - 1 июня рассортировываются по пяти группам по типу требуемого жилья:
- 1 группа - однокомнатная квартира;
- 2 группа - 2-комнатная квартира;
- 3 группа - 3-комнатная квартира;
- 4 группа - 4-комнатная квартира и более;
- 5 группа - дом индивидуальной застройки.
После распределения по группам формируются списки, исходя из следующих приоритетов.
1. Минимальность требуемой для кредита суммы.
2. При равных условиях по первому пункту преимуществом в каждой группе пользуется претендент, сдающий собственное жилье в счет оплаты приобретаемого жилья.
3. При равных условиях по первому и второму критериям приоритет в своей группе отдается претенденту, имеющему более раннюю дату постановки на учет в списках очередников на квартиру, для граждан не стоящих на учете, приоритет в своей группе отдается претенденту, имеющему меньший размер общей площади, приходящийся на одного члена семьи.
Из сформированных по типам и приоритетам списков и исходя из выделенных из бюджета города средств составляется список участников ипотечного кредитования в Рязани на 1999 год. Например при выделении 25 миллионов рублей общее количество участников составит ориентировочно 1500 - 1700. Данные списки утверждаются комиссией и передаются в уполномоченные организации для оформления договоров и других документов. К данным спискам должен быть добавлен резерв в количестве 10 - 12 % для замены тех участников, которые по тем или иным причинам не заключат договора. Окончательные списки утверждаются Управлением по жилью.
III. Заключение договоров, оформление сделок и залоговых документов. Уполномоченные администрацией предприятия или организации проводят работу по подбору различных вариантов приобретения жилья по поданным заявлениям из списка участников, как из вновь строящегося жилья, так и из вторичного фонда (жилья сдаваемого участниками в счет оплаты). Производится осмотр предлагаемого жилья, оценка, заключение необходимых договоров купли - продажи, обмена, страхования, поручительства, залога и т.п. Перечень всех необходимых документов и их форма может быть разработана на основе аналогичных документов, принятых в Сарове.
IV. Строительство нового жилья. Администрация города в целях обеспечения ипотечного кредитования предоставляет уполномоченным организациям построенное жилье. При этом количество построенного жилья должно соответствовать (при вложениях в размере 25 миллионов рублей) объему жилья на сумму около 80 - 90 миллионов рублей. Разница в 55 - 65 миллионов возвращается в городской бюджет в виде средств полученных от продажи квартир повторного заселения на вторичном рынке, а также денежных взносов граждан.
V. Организационные структуры. Внедрение ипотечного кредитования требует создания определенных функциональных структур. Их взаимодействие показано ниже на Схеме.
V.1. Городской фонд ипотечного кредитования. Администрацией города и другими участниками рынка недвижимости (банки, страховые компании, строители, риэлторы, физические лица) должен быть учрежден данный фонд, аккумулирующий бюджетные и внебюджетные средства для финансирования ипотеки и продвижения закладных бумаг на вторичном рынке при его формировании. Фонд должен обладать максимальной "прозрачностью", контролироваться попечительским советом учредителей и соответствовать международным стандартам и нормам. Срок создания фонда связан с началом ипотечного кредитования.
V.2. Региональный центр недвижимости (РЦН). ОАО "Региональный центр недвижимости г. Рязани" (РЦН) (генеральный директор - Сафонов И.В.), учрежденный федеральными и городскими структурами, является Генеральным агентом администрации города. На данное предприятие возлагаются все организационные и рабочие функции по сопровождению процесса ипотечного кредитования (сбор заявлений, проведение конкурса, отбор участников, заключение договоров от имени администрации или фонда, риэлтерскую и обменную деятельность и т.п.). Учитывая развитость в Рязани вторичного рынка недвижимости, планируется проведение конкурса по выбору из риэлтерских компаний города 4 - 5 исполнительных агентств, с которыми будут заключены агентские договоры о выполнении функций представительств РЦН. По этим договорам представительства РЦН получают финансированную оплату за выполняемые работы. РЦН выполняет функции координатора и организатора. Это позволит поддержать добросовестную конкуренцию, обеспечить более низкий уровень цен на услуги, использовать профессионально подготовленных специалистов, имеющиеся офисные помещения фирм, исключить монополизм. Срок создания структуры РЦН и его филиалов должен предшествовать началу приема заявлений.
VI. Социально - экономические и маркетинговые исследования. Российская ипотечная ассоциация рекомендовала регионам использовать опыт Рязани по проведению социально - экономических и маркетинговых исследований по анализу жилищной ситуации в городе, определению состояния и тенденций развития первичного и вторичного рынков недвижимости, исследованию объектов не завершенных строительством, что позволит получить упреждающую прогнозную информацию при формировании ипотечного кредитования населения.
Для городов типа Рязани необходимо проводить по репрезентативной выборке опрос 500 - 600 семей, занятых в различных отраслях экономики и 15 - 20 риэлтерских и строительных компаний.
Результаты исследования будут положены в основу развития ипотечного кредитования жилищного строительства, поскольку выявили (в условиях изменения финансового состояния населения города после 17 августа):
- потребности населения в улучшении жилищных условий;
- запросы жителей в отношении типа, размеров, качества и местоположения - жилья;
- реальные планы населения по изменению жилищных условий в перспективе на 5 лет;
- рейтинг районов города по предпочтительности проживания в них;
- платежеспособный спрос на жилье;
- собственные финансовые возможности семей, привлеченные средства и их комбинацию;
- приемлемую стоимость жилья, форму и сроки оплаты;
- динамику цен на рынке недвижимости;
- соотношение спроса и предложения;
- рейтинг риэлтерских, строительных и оценочных компаний;
- рейтинг средств массовой информации, освещающих рынок недвижимости.
Для внедрения и развития ипотечного кредитования необходимо постоянно актуализировать исследование ситуации на рынке жилья для выявления запросов населения в отношении потребительских характеристик жилья, приемлемой стоимости, форм и сроков оплаты, а также осуществлять постоянный мониторинг первичного и вторичного рынка жилья, объектов незавершенного строительства. Это позволит при минимальных затратах городского бюджета обеспечить ипотечным кредитованием максимальное количество рязанцев.

   ---------------------------------------------------------------------¬

¦
   --------------------------------¬                  ¦

¦ ¦Схема взаимодействия участников¦ ¦
¦ ¦ ипотечного кредитования ¦
   -------¬     ¦

¦ L-------------------------------- ¦НАЛОГИ¦ ¦
¦ L---T--- ¦
¦ ¦ ¦
¦ --¬
   ------------------¬            
   -------+------¬ ¦

¦ ----------¬¦ +---+Денежные средства+------------¬ ¦Администрация¦ ¦
¦ ¦Банк ¦¦Н¦ ¦ населения ¦ ¦ ¦ города ¦ ¦
¦ L----------¦ ¦ L------------------ ¦ L------T------- ¦
¦ ----------¬¦А+----------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Страховы妦 ¦ СЖ¦ ¦Бюджетные¦ ¦
¦ ¦компании ¦¦С¦ ¦ ¦средства ¦ ¦
¦ L----------¦ ¦ ............................ ¦ ¦
¦ ----------¬¦Е¦ ---------¬:
   -------------¬ 
   ----¬:  -----------¬¦

¦ ¦Оценщики ¦¦ +-+Договоры+--->¦ Агентства +--->¦РЦН+-->¦Застройщиꦦ
¦ L----------¦Л¦ L---------: ¦недвижимости¦<---+ ¦: L-------T---¦
¦ ----------¬¦ ¦ : L-T---T---T--- L-T--: ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦Е¦ :.....¦...¦...¦.........¦..: ¦ ¦ ¦
¦ L----------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Н¦ СЖ¦ ¦ СЖ¦ --------+-¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ СЖ¦ ¦ ¦Закладные¦ ¦ ¦
¦ ¦И¦<----------------+---- ¦ L-------T-- -----+--¬¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Финансы¦¦ ¦
¦ ¦Е¦ ¦ ¦ НЖ ¦ L----T---¦ ¦
¦ ¦ ¦<----------------+-------+-------------------T---- ¦
¦ L-- ¦ ¦ ¦ ¦
¦
   --------------------+-------+-¬
   --------------+-----¬ ¦

¦ ¦ Вторичный рынок жилья ¦ ¦ Фонд ипотечного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ кредитования ¦ ¦
¦ L------------------------------ L-------------------- ¦
L---------------------------------------------------------------------


Обозначения на Схеме: Население - жители города, включенные в список участников ипотечного кредитования; СЖ - "старое" жилье - квартиры сдаваемые населением в счет оплаты вновь покупаемого жилья, а также жилье со вторичного рынка; НЖ - вновь построенное жилье по договорам долевого участия для целей ипотечного кредитования; черные сплошные стрелки - денежные или иные платежные средства; черные пунктирные стрелки - движение ценных бумаг и финансовых средств, вырученных от их размещения среди иных финансовых институтов (например, Международный фонд ипотечного кредитования); банки, страховые компании, оценщики и другие организации участвуют в процессе в соответствии со своими функциональными назначениями в рамках существующей практики (банк - краткосрочные кредиты по обычной ставке и т.п.).

План - график
внедрения ипотечного кредитования в Рязани

   ----T-------------------------T----------T---------T---------------¬

¦N№ ¦Перечень мероприятий ¦ Сроки ¦ Объем ¦Ответственный ¦
¦пп ¦ ¦исполнения¦требуемых¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ средств ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(тыс.руб)¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦1. ¦Разработка необходимой¦декабрь ¦ ¦УГС (Семенов ¦
¦ ¦нормативно - правовой¦1998 г. - ¦ ¦С.Н.), Юриди- ¦
¦ ¦базы. ¦июнь 1999г¦ ¦ческий отдел ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦2. ¦Проведение социально -¦ ¦ ¦УГС (Семенов ¦
¦ ¦экономических и маркетин-¦ ¦ ¦С.Н.) ¦
¦ ¦говых исследований: ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- изучение жилищной си- ¦декабрь ¦ 23,5 ¦ ¦
¦ ¦туации в городе; ¦1998 г. - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦февраль ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- мониторинг первичного ¦декабрь ¦ 6,3 ¦ ¦
¦ ¦рынка жилья; ¦1998 г. - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦февраль ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- мониторинг вторичного ¦декабрь ¦ 8,8 ¦ ¦
¦ ¦рынка жилья; ¦1998 г. - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦февраль ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- состояние незавершенно-¦декабрь ¦ 3,2 ¦ ¦
¦ ¦го строительства; ¦1998 г. - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦март 1999г¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- анализ рынка строи- ¦декабрь ¦ 5,3 ¦ ¦
¦ ¦тельных материалов; ¦1998 г. - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦февраль ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- выявление рейтинга ¦декабрь ¦ 12,2 ¦ ¦
¦ ¦строительных, оценочных, ¦1998 г. - ¦ ¦ ¦
¦ ¦риэлтерских и страховых ¦март ¦ ¦ ¦
¦ ¦компаний. ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦3. ¦Участие в разработке ¦декабрь ¦ 25,6 ¦УГС (Семенов ¦
¦ ¦единых стандартов дея- ¦1998 г. - ¦ ¦С.Н.) ¦
¦ ¦тельности по системе ¦июнь 1999 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ипотечного кредитования ¦ г. ¦ ¦ ¦
¦ ¦в рамках взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с Российской ипотечной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ассоциацией и Междуна- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родным институтом строи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельства. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦4. ¦Участие в Международной ¦июнь 1999 ¦ 55 ¦Глава админист-¦
¦ ¦выставке и научно - прак-¦ г. ¦ ¦рации, УГС, ¦
¦ ¦тической конференции по ¦ ¦ ¦УГА, (подготов-¦
¦ ¦реализации Международной ¦ ¦ ¦ка демонстраци-¦
¦ ¦программы "Дом для вашей ¦ ¦ ¦онных материа- ¦
¦ ¦семьи", организуемых ¦ ¦ ¦лов) ¦
¦ ¦Российской ипотечной ас- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социацией, Госстроем ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России, Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России в г. Нижний Нов- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦город. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦5. ¦Поездка специалистов г. ¦январь ¦ 9,6 ¦ УГС ¦
¦ ¦Рязани в Саров и органи- ¦1998 г. ¦ ¦ ¦
¦ ¦зация приезда представи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телей г. Саров для обме- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на опытом и документаци- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ей. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦6. ¦Организация работы "Ре- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гионального центра нед- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вижимости г. Рязани" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(РЦН) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- разработка необходи- ¦15 января ¦ 6 ¦УГС, РЦН, Уп- ¦
¦ ¦мых инструкций, типовых ¦15 февраля¦ ¦равление по ¦
¦ ¦договоров, бланков и ¦ ¦ ¦жилью ¦
¦ ¦другой документации ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- разработка условий ¦15 февраля¦ 5 ¦УГС, РЦН, Уп- ¦
¦ ¦проведения конкурса по ¦- 1 марта ¦ ¦равление по ¦
¦ ¦выбору исполнительных ¦ ¦ ¦жилью ¦
¦ ¦агентств (риэлтерских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компаний) и проведение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурса ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦- обучение персонала ¦1 марта - ¦ 8 ¦ УГС, РЦН ¦
¦ ¦ ¦15 марта ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦7. ¦Организация приема заяв- ¦15 марта -¦ 50 ¦ РЦН ¦
¦ ¦лений жителей Рязани на ¦15 мая ¦ ¦ ¦
¦ ¦получение ипотечного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредита ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦8. ¦Формирование списка ¦15 мая - ¦ 5 ¦РЦН, Управление¦
¦ ¦участников ипотечного ¦1 июня ¦ ¦по жилью ¦
¦ ¦кредитования в г. Рязани ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на 1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦9. ¦Утверждение списков ¦7 июня ¦ 12 ¦Глава админист-¦
¦ ¦(Начало ипотеки в Рязани)¦1999 г. ¦ ¦рации города ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦10.¦Подготовка проекта реше- ¦февраль ¦ ¦ УГС ¦
¦ ¦ния городского Совета по ¦1999 года ¦ ¦ ¦
¦ ¦выделению в бюджете 1999 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦г. отдельной статьи по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансированию ипотечно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го кредитования в разме- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ре 25 миллионов рублей. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦11.¦Разъяснительная работа со¦декабрь ¦ 50 ¦ УГС ¦
¦ ¦средствами массовой ин- ¦1998 г. - ¦ ¦ ¦
¦ ¦формации по пропаганде ¦декабрь ¦ ¦ ¦
¦ ¦внедрения ипотечного ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитования в г. Рязани ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦12.¦Заключение договоров по ¦февраль ¦ ¦ УГС ¦
¦ ¦долевому строительству с ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Заказчиком(и). ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦13.¦Подготовка уставных до- ¦1 марта ¦ ¦ УГС, УМИ ¦
¦ ¦кументов по учреждению ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Городского Фонда Ипотеч- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного Кредитования. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦14.¦Учреждение Фонда ¦1 июня ¦ 85 ¦ УМИ ¦
¦ ¦ ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦15.¦Работа по оформлению до- ¦8 июня - ¦ ¦РЦН, Управление¦
¦ ¦говоров по ипотечному ¦30 декабря¦ ¦по жилью ¦
¦ ¦кредитованию гражданами ¦1999 г. ¦ ¦ ¦
¦ ¦включенными в список. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+---------+---------------+
¦ ¦Всего затрат на органи- ¦ ¦ 370,5 ¦ ¦
¦ ¦зацию ипотечного креди- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тования, без суммы кре- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дита ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------+----------+---------+----------------






Приложение № 2
к постановлению главы
Администрации г. Рязани
от 21 января 1999 г. № 126

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА
ПО РАЗРАБОТКЕ МЕХАНИЗМА ВНЕДРЕНИЯ
"ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В Г. РЯЗАНИ"

   ---------------¬          Состав Координационного Совета

¦ Глава ¦
¦администрации ¦ Разживин В.С., первый заместитель главы
¦ г. Рязани ¦ администрации по экономике и финансам
L------T-------- Плужник Г.Н., заместитель главы администрации
   -------+-------¬ города по промышленности, строительству, торговле

¦Координацион- ¦ и транспорту
¦ный Совет по ¦ Олейников В.А., заместитель главы администрации
¦разработке ¦ по управлению собственностью города
¦программы ¦ Баранов А.М., заместитель главы администрации по
¦ипотечного ¦ правовой работе и общественной безопасности
¦кредитования ¦ Карпов Ю.Б., начальник финансового управления по
¦г. Рязани ¦ г. Рязани
+--------------+ Малюгин В.Г., председатель комитета по бюджету и
¦Ответственный ¦ налогам
¦координатор ¦ Михайлов А.И., заместитель председателя Рязанского
¦(Управление ¦ городского Совета
¦городского ¦ Пискун Е.Е., председатель комитета Рязанского
¦строительства)¦ городского Совета по промышленности,
L----------T---- строительству, связи, собственности,
¦ предпринимательской деятельности и землеустройству
¦ Ответственный координатор - Семенов С.Н.,
¦ начальник УГС
¦
¦ Руководители рабочих групп
¦
¦ 1. Дронова Л.И., начальник отдела привлечения
¦ инвестиций УГС
¦ 2. Сафонов И.В., директор МУ БТИ
¦ 3. Широбакин С.Е., начальник отдела капитального
¦ строительства УГС
¦ 4. Глущенко А.П., начальник юридического отдела
¦ 5. Шаравина О.Н., помощник главы администрации
¦
   ---------------¬

   ----+-------T-----+Рабочие группы+----T-----------¬

¦ ¦ L------T-------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   -------+----¬------+-----¬------+-----¬------+-----¬-----+------¬

¦1. ¦¦2. ¦¦3. ¦¦4. ¦¦5. ¦
¦Проведение ¦¦Формирова- ¦¦Разработка ¦¦Формирован-¦¦Информацио-¦
¦социально- ¦¦ние ¦¦схем 覦ие правово馦нное ¦
¦экономичес-¦¦инфраструк-¦¦организаци覦базы ¦¦обеспечение¦
¦ких 覦туры рынкদфинансиров-¦+---T---T---++--T----T---+
¦маркетинго-¦¦жилья. ¦¦ания ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦вых ¦¦Методичес- ¦+---T---T---+¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦исследова- ¦¦кое 覦 ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ний ¦¦программно妦 ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
+---T---T---+¦обеспечени妦 ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦+---T---T---+¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦Привлеченные специалисты ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦
L---+---+----L---+---+----L---+---+----L---+---+----L--+----+----






Приложение № 3
к постановлению главы
Администрации г. Рязани
от 21 января 1999 г. № 126

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧИХ ГРУПП ПО РАЗРАБОТКЕ МЕХАНИЗМА ВНЕДРЕНИЯ
"ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В Г. РЯЗАНИ"

Внедрение программы ипотечного кредитования предполагает решение ряда задач с учетом особенностей функционирования субъектов инфраструктуры рынка жилья в городе и регионе, существующей правовой базы, выбранных схем финансирования, информационного сопровождения и т.д.
В этой связи необходимо создание рабочих групп по следующим направлениям деятельности:
1. Социально - экономические и маркетинговые исследования.
2. Формирование инфраструктуры рынка жилья для ипотечного кредитования. Разработка методического и программного обеспечения по оформлению и учету сделок.
3. Разработка оптимальных схем и организация финансирования.
4. Формирование правовой базы.
5. Информационное обеспечение.

1. Социально - экономические и маркетинговые исследования

Цель - получение информации о степени подготовленности населения к внедрению ипотечного кредитования, анализ инфраструктуры рынка жилья.
Для достижения поставленных целей необходима организация и проведение социально - экономических и маркетинговых исследований по направлениям:
- изучение жилищной ситуации в городе:
- потребности населения в улучшении жилищных условий;
- запросы жителей в отношении типа, размеров, качества и местоположения жилья;
- реальные планы населения по изменению жилищных условий;
- рейтинг районов города по предпочтительности проживания в них;
- платежеспособный спрос на жилье;
- приемлемая стоимость жилья, форма и сроки оплаты;
- динамика цен на рынке недвижимости;
- соотношение спроса и предложения;
- мониторинг первичного рынка жилья;
- мониторинг вторичного рынка жилья и нежилых помещений;
- состояние незавершенного строительства;
- анализ рынка строительных материалов.

2. Формирование инфраструктуры рынка жилья.
Методическое и программное обеспечение по оформлению
и учету сделок в рамках программы

Цель - определение основных субъектов рынка жилья и форм взаимодействия между ними на основе выбранных (нескольких) схем финансирования, определение видов сделок между участниками рынка, разработка необходимых документов, учет их исполнения (по опыту г. Сарова).

Основные субъекты программы:

1. Фонд ипотечного кредитования
- определение круга решаемых задач, исходя из выбранных схем финансирования (например, одна из них - работа с закладными или аккумулирование региональных (областных и городских) финансовых ресурсов и дальнейшее их направление на ипотечное кредитование, т.е. выполнение роли источника "дешевых и длинных денег");
- определение взаимодействия с другими участниками рынка: например, банками, региональными фондами, "Региональным центром недвижимости г. Рязани"; разработка функциональных связей между ними, документооборота.
2. "Региональный центр недвижимости г. Рязани" (РЦН)
- выбор на конкурсной основе риэлтерских компаний: разработка условий конкурса и его проведение;
- обеспечение процесса ипотечного кредитования (сбор заявлений, проведение конкурсного отбора, заключение договоров от имени администрации или фонда, риэлтерская деятельность и т.д.);
- определение взаимодействия и документооборота с участниками рынка недвижимости: оценочными и страховыми компаниями, поручителями, покупателями жилья, застройщиками и т.д.;
- определение финансовых источников наполнения Фонда и способов реализации этой задачи;
- конкурсный отбор застройщиков и заключение договоров;
- выявление рейтинга строительных, оценочных, риэлтерских и страховых компаний.
3. Покупатели жилья - население города как потребитель на рынке жилья, определяющий спрос.
4. Застройщики - строительные организации, осуществляющие комплексную застройку жилых сооружений с инженерными сетями и благоустройством.
5. Поручитель - юридическое или физическое лицо, поручившееся за покупателя, несущее имущественную ответственность по обязательствам покупателя.
6. Страховая компания - по соглашению с РЦН страхует жизнь и здоровье покупателей, ответственность и другие риски.
7. Банки - направляют средства на кредитование в рамках программы фонду или гражданину.

Примерный перечень видов сделок между участниками программы

   ---T----------------------------------T---------------------------¬

¦NN¦ Участники сделки ¦ Вид сделки ¦
+--+----------------------------------+---------------------------+
¦1.¦Администрация города или ¦Договор подряда на строи-¦
¦ ¦РЦН - застройщик ¦тельство ¦
+--+----------------------------------+---------------------------+
¦2.¦РЦН - агентства недвижимости ¦Договор агентирования, до-¦
¦ ¦ ¦говор купли - продажи нед-¦
¦ ¦ ¦вижимости ¦
+--+----------------------------------+---------------------------+
¦3.¦РЦН - Фонд ипотечного кредитования¦Договор купли - продажи¦
¦ ¦ ¦закладной ¦
+--+----------------------------------+---------------------------+
¦4.¦РЦН - поручитель ¦Договор поручительства ¦
+--+----------------------------------+---------------------------+
¦5.¦РЦН - покупатель жилья ¦Договор купли - продажи не-¦
¦ ¦ ¦движимости (доли строящего-¦
¦ ¦ ¦ся жилья), договор займа,¦
¦ ¦ ¦договор залога ¦
+--+----------------------------------+---------------------------+
¦6.¦Покупатель - страховая компания ¦Договор страхования ¦
+--+----------------------------------+---------------------------+
¦7.¦........ ¦............. ¦
L--+----------------------------------+----------------------------


3. Разработка оптимальных схем и организации
финансирования

Цель - определение оптимальных схем финансирования на основе возможных источников: бюджетных, внебюджетных, внешних займов или их комбинаций:
1. Бюджетные средства - денежные средства, предусмотренные специальной статьей бюджета, которые через уполномоченные структуры направляются на ипотечное кредитование.
1.1. Объекты не завершенные строительством (долгострои), их стоимость может стать первоначальным капиталом для становления (старта) ипотечной программы.
2. Внебюджетные средства - денежные средства, которые формируются за счет пожертвований и займов налогоплательщиков.
3. Средства кредитных организаций - денежные средства для кредитования населения на льготных условиях, возможно прямое кредитование граждан.
4. Финансовая поддержка граждан в виде выплат субсидий (сертификатов) стоящим на очереди на улучшение жилищных условий.
5. Внешние заимствования - возможные в перспективе денежные средства специализированных международных организаций и другие.
Определение на основе реальных и потенциальных источников финансирования нескольких вариантов схем финансирования ипотечного кредитования.
Проведение расчетов финансовых потоков.

4. Формирование правовой базы

Цель - определение и принятие решениями органов местного самоуправления перечня документов, который должен узаконить действия исполнительной власти по внедрению ипотечного кредитования. Такими документами могут быть:
1. "Положение о порядке ипотечного кредитования", учитывающее цели и задачи, механизмы и условия кредитования, права и ответственность участников процесса.
2. Правила продажи в кредит жилья, построенного в рамках ипотечного кредитования.
3. Решение о создании фонда ипотечного кредитования.
4. Программа жилищного строительства в г. Рязани с использованием механизма ипотечного кредитования (подпрограмма городской программы "Наш дом").
5. Другие необходимые документы, определенные в процессе работы группы.

5. Информационное обеспечение

Цель - организация работы со средствами массовой информации по освещению внедрения "Программы ипотечного кредитования в г. Рязани".
Для достижения поставленных целей необходимы следующие мероприятия:
1. Выявление рейтинга средств массовой информации (пресса, ТВ, радио).
2. Разработка комплексного плана организационных мероприятий по подготовке и координации информационных потоков основных средств массовой информации.
3. Определение номеров "горячих телефонов" и специалистов для квалификационных консультаций населения в удобное время.

Планируемые результаты

1. Разработка нормативно - правовой и информационной базы по обеспечению внедрения и развития системы ипотечного кредитования в городе Рязани.
2. Разработка бизнес - плана внедрения ипотечного кредитования в городе Рязани и возможности привлечения внешних инвестиций в рамках совместной деятельности с Российской Ипотечной Ассоциацией (срок 31 марта 1999 года).
3. Разработка "Программы жилищного строительства в г. Рязани с использованием механизма ипотечного кредитования" (подпрограмма городской программы "Наш дом") (срок 30 апреля 1999 года).





Приложение № 4
к постановлению главы
Администрации г. Рязани
от 21 января 1999 г. № 126

СОСТАВ РАБОЧИХ ГРУПП И СРОКИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

   ---T----------T-------------T--------------T-----------------------------T--------T--------¬

¦NN¦Направлен-¦Руководитель ¦Состав рабочей¦ Должность ¦Телефон ¦Сроки ¦
¦пп¦ие ¦ группы ¦ группы ¦ ¦ ¦испол- ¦
¦ ¦деятельно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нения ¦
¦ ¦сти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рабочей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦группы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------+-------------+--------------+-----------------------------+--------+--------+
¦1.¦Социально-¦Дронова Л.И.,¦Синицын Ю.А. ¦ведущий специалист отдела ка-¦77-50-97¦декабрь ¦
¦ ¦экономи- ¦начальник от-¦ ¦питального строительства УГС ¦ ¦1998 - ¦
¦ ¦ческие и¦дела привле-¦Ягодкина В.В. ¦специалист 1 кат. отдела¦77-55-72¦февраль ¦
¦ ¦маркетин- ¦чения инвес-¦ ¦привлечения инвестиций УГС ¦ ¦1999 г. ¦
¦ ¦говые исс-¦тиций УГС ¦Жукова О.Н. ¦специалист 1 кат. отдела ка-¦77-50-97¦ ¦
¦ ¦ледования ¦77-55-72 ¦ ¦питального строительства УГС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Васильев В.М. ¦генеральный директор центра¦21-71-89¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦социологических исследований ¦ ¦ ¦
+--+----------+-------------+--------------+-----------------------------+--------+--------+
¦2.¦Формирова-¦Сафонов И.В. ¦Дронова Л.И. ¦начальник отдела привлечения¦77-55-72¦декабрь ¦
¦ ¦ние инф-¦директор МУ¦ ¦инвестиций УГС ¦ ¦1998 - ¦
¦ ¦раструкту-¦БТИ ¦Паротиков Н.В.¦генеральный директор агент-¦44-54-16¦15 марта¦
¦ ¦ры рынка¦77-53-94 ¦ ¦ства недвижимости "Лея" ¦ ¦1999 г. ¦
¦ ¦жилья для¦ ¦Антонов В.И. ¦председатель Гильдии рязанс-¦77-50-68¦ ¦
¦ ¦ипотечного¦ ¦ ¦ких риэлторов, генеральный¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитова-¦ ¦ ¦директор агентства недвижи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния. Раз-¦ ¦ ¦мости "Догея" ¦ ¦ ¦
¦ ¦работка ¦ ¦Кузьмина Н.С. ¦зам. директора МУ БТИ по юри-¦77-65-52¦ ¦
¦ ¦методичес-¦ ¦ ¦дическим вопросам ¦ ¦ ¦
¦ ¦кого и¦ ¦Шрайнер Ю.А. ¦генеральный директор АО Ин-¦24-02-25¦ ¦
¦ ¦программ- ¦ ¦ ¦вестиционно-финансовой компа-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного обес-¦ ¦ ¦нии "Фининкор" ¦ ¦ ¦
¦ ¦печения по¦ ¦Морозов А.Ю. ¦заместитель председателя Со-¦72-84-56¦ ¦
¦ ¦оформлению¦ ¦ ¦вета директоров ООО Страховой¦ ¦ ¦
¦ ¦и учету¦ ¦ ¦компании "Лидер-С" ¦ ¦ ¦
¦ ¦сделок. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------+-------------+--------------+-----------------------------+--------+--------+
¦3.¦Разработка¦Широбакин С.Е¦Дронова Л.И. ¦начальник отдела привлечения¦77-55-72¦декабрь ¦
¦ ¦оптималь- ¦начальник от-¦ ¦инвестиций УГС ¦ ¦1998 - ¦
¦ ¦ных схем и¦дела капи-¦Батьков А.А. ¦начальник управления по жилью¦77-00-43¦февраль ¦
¦ ¦организа- ¦тального ¦Сафонов И.В. ¦директор МУ БТИ ¦77-53-94¦1999 г. ¦
¦ ¦ции финан-¦строительства¦Косянин А.А. ¦председатель правления МКБ¦77-28-84¦ ¦
¦ ¦сирования.¦УГС ¦ ¦им. С.Живаго ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦77-50-97 ¦Падун Э.В. ¦заместитель директора област-¦24-10-13¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного фонда поддержки жилищ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного строительства ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ворочилин В.В.¦генеральный директор АООТ¦77-69-95¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Рязанская финансово - строи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельная компания" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Каркина О.А. ¦главный юрисконсульт адми-¦77-51-71¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нистрации города ¦ ¦ ¦
+--+----------+-------------+--------------+-----------------------------+--------+--------+
¦4.¦Формирова-¦Глущенко А.П.¦Каркина О.А. ¦главный юрисконсульт адми-¦77-51-71¦декабрь ¦
¦ ¦ние право-¦начальник ¦ ¦нистрации города ¦ ¦1998 - ¦
¦ ¦вой базы. ¦юридического ¦Акобджанян ¦ведущий юрисконсульт адми-¦77-51-71¦июнь ¦
¦ ¦ ¦отдела ¦Е.Ю. ¦нистрации города ¦ ¦1999 г. ¦
¦ ¦ ¦77-28-53 ¦Дронова Л.И. ¦начальник отдела привлечения¦77-55-72¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвестиций УГС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Мевша А.Л. (по¦представитель областной Думы ¦77-45-09¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(по согласо- ¦представитель налоговой инс-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ванию) ¦пекции ¦ ¦ ¦
+--+----------+-------------+--------------+-----------------------------+--------+--------+
¦5.¦Информаци-¦Шаравина О.Н.¦Дронова Л.И. ¦начальник отдела привлечения¦77-55-72¦январь -¦
¦ ¦онное ¦помощник гла-¦ ¦инвестиций УГС ¦ ¦декабрь ¦
¦ ¦обеспече- ¦вы админист-¦Ягодкина В.В. ¦специалист 1 кат. отдела¦77-55-72¦1999 г. ¦
¦ ¦ние. ¦рации города ¦ ¦привлечения инвестиций УГС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦77-52-69 ¦Васильев В.М. ¦генеральный директор центра¦21-71-89¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦социологических исследований ¦ ¦ ¦
L--+----------+-------------+--------------+-----------------------------+--------+---------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru