Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2006 № А54-3627/2006-С21
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ С ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ТАК КАК ИСТЕЦ ЯВЛЯЕТСЯ ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРОМ И ПО ЗАКОНУ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В ВИДЕ ФИКСИРОВАННОГО ПЛАТЕЖА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2006 г. № А54-3627/2006-С21

(Извлечение)

Индивидуальный предприниматель Ш. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения УПФ РФ (государственного учреждения) в г. Рязани № 272 от 15.05.2006 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя в общей сумме 662,29 руб. и взыскании судебных расходов по оказанию юридической помощи в сумме 1000 руб.
Заявитель поддержал заявленные требования, основания изложены в заявлении, возражениях. Ходатайствует о восстановлении пропущенного по уважительной причине трехмесячного срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, на обжалование. Судом восстановлен пропущенный срок на обжалование, поскольку причины пропуска признаны судом уважительными и период просрочки составил несколько дней.
Представитель Пенсионного фонда требования предпринимателя отклонила, доводы изложены в отзыве.
Из материалов дела следует: Ш. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя префектурой Московского округа мэрии г. Рязани 08.06.1994 № М-708.
Индивидуальный предприниматель Ш. зарегистрирован в органах ПФ РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию на основании заявления.
В адрес предпринимателя органом Пенсионного фонда было выставлено требование № 772 по состоянию на 20.03.2006 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 г. и пени в общей сумме 1411,23 руб. за период с 01.01.2005 по 31.12.2005.
В связи с частичной уплатой указанной суммы пенсионным органом было принято решение № 272 от 15.05.2006 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя в принудительном порядке в сумме 662,29 руб.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель Ш. обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 14.02.2005) право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом; при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).
Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительных частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования: базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение трудовой пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Страховые взносы при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). В условиях действующего правового регулирования размер будущей трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями.
В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета.
Согласно названному Федеральному закону право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие, к которым этот Федеральный закон относит также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокурорских работников (ст. 2, пп. 2 п. 1 ст. 4); пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) назначаются им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1 ст. 8).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на получение одновременно двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии) предоставлено ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, к которым относятся инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, и некоторые другие категории лиц (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Следовательно, индивидуальным предпринимателям и адвокатам - военным пенсионерам, если только они не относятся к числу лиц, имеющих право на получение одновременно двух пенсий, в настоящее время трудовая пенсия, а именно ее базовая и страховая части, может устанавливаться и выплачиваться вместо пенсии по государственному пенсионному обеспечению; при этом перевод с пенсии, назначенной в связи с военной и (или) правоохранительной службой, на трудовую пенсию может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию и не ограничен каким-либо сроком. Что же касается накопительной части трудовой пенсии, то, как следует из п. 4 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению не препятствует получению этой части трудовой пенсии.
Индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляя в силу предписаний пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, не могут рассчитывать и на какую-либо прибавку к своей военной пенсии с учетом сумм, накопленных на их индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату таким лицам, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют необходимый страховой стаж, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой части трудовой пенсии, - право на ее получение может быть реализовано лишь лицами, имеющими право на одновременное получение двух пенсий. В то же время индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (п. 3 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, следовательно, уплата страховых взносов, в том числе в виде фиксированного платежа, позволяет им увеличить размер получаемой пенсии. Тем самым индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляющие уплату страховых взносов наравне с индивидуальными предпринимателями и адвокатами, получающими трудовую пенсию, поставлены по сравнению с ними в худшее положение.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О установлено, что взаимосвязанные нормативные положения пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры не должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий лицам, на которых распространяется действие названного Закона, обеспечивается за счет средств федерального бюджета, и финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, в связи с чем на предпринимателя - военного пенсионера - не распространяется общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный Законом № 167-ФЗ.
Учитывая, что индивидуальный предприниматель Ш. является военным пенсионером (воинское звание - майор) с 10.11.1992, что подтверждается копией пенсионного удостоверения серии А № 489172, выданного Военным комиссариатом Рязанской области, он не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Довод пенсионного фонда о том, что страховые взносы в виде фиксированного платежа должны быть уплачены предпринимателем за период с 01.01.2005 по 23.05.2005, то есть до вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О, не может быть принят судом во внимание в связи с нижеследующим.
В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
То есть выявленный в определении конституционно-правовой смысл законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Следовательно, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О вступило в законную силу 24.05.2005 и с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда РФ произвел начисление страховых взносов.
Таким образом, начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предпринимателю Ш. - военному пенсионеру в сумме 662,29 руб. за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 является неправомерным, следовательно, решение Пенсионного фонда № 272 от 15.05.2006 является также неправомерным, а требование заявителя о признании указанного решения недействительным подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела Арбитражным судом.
В силу статьи 106 АПК РФ расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, отнесены к судебным издержкам.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При определении разумности пределов судебных расходов судом учтено следующее.
12.12.2005 Арбитражным судом Рязанской области принято решение по делу № А54-7896/2005-С4, согласно которому Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Рязани было отказано во взыскании с предпринимателя Ш. страховых взносов за 2004 год в связи с тем, что предприниматель Ш. является военным пенсионером и не должен уплачивать страховые взносы. Постановлением кассационной инстанции от 18.04.2006 по делу № А54-7896/2005-С4 решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.12.2005 оставлено без изменения. Следовательно, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани, принимая оспариваемое решение от 15.05.2006, знало, что решение является неправомерным. Настоящий спор возник только из-за неправомерных действий Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Рязани, которое и должно нести все бремя судебных расходов.
Как следует из материалов дела, между предпринимателем Ш. (клиент) и У. (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания юридических услуг от 21.08.2006. Согласно указанному договору исполнитель взял на себя обязательства составить заявление в Арбитражный суд Рязанской области о признании незаконным решения УПФ РФ в г. Рязани № 272 от 15.05.2006 Согласно п. 4 указанного договора стоимость услуг по договору определяется в сумме 1000 руб.
Доказательством оплаты юридических услуг Ш. является акт приема-передачи денежных средств в размере 1000 руб.
Поскольку факт несения расходов предпринимателем Ш. на оплату юридических услуг подтвержден материалами дела, требование заявителя возместить расходы на оплату юридических услуг в размере 1000 руб. правомерно.
Таким образом, судебные издержки в сумме 1000 руб. следует взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Рязани в пользу предпринимателя Ш.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика, однако взысканию не подлежит, поскольку органы Пенсионного фонда РФ от уплаты государственной пошлины освобождены. Государственная пошлина в размере 100 руб., уплаченная заявителем при подаче заявления в суд, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 101, 104, 106, 110, 112, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Рязани № 272 от 15.05.2006 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней с индивидуального предпринимателя Ш., проживающего по адресу: г. Рязань, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622935800530, проверенное на соответствие Федеральному закону от 15.02.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признать недействительным.
2. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ш., 02.02.1952 года рождения, проживающего по адресу: г. Рязань, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622935800530, вызванные принятием решения № 272 от 15.05.2006.
3. Возвратить индивидуальному предпринимателю Ш., 02.02.1952 года рождения, проживающему по адресу: г. Рязань, зарегистрированному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622935800530, из дохода федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 100 руб., уплаченную по квитанции СБ8606/0011 от 23.08.2006.
4. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Рязани в пользу индивидуального предпринимателя Ш., 02.02.1952 года рождения, проживающего по адресу: г. Рязань, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622935800530, судебные расходы в сумме 1000 руб.
5. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru