Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 25.10.2006 № А54-3565/2006-С8
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ СРОК НЕ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА И НЕ ПРЕДСТАВИЛ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЗАКОННОСТИ СВОЕГО БЕЗДЕЙСТВИЯ, ТРЕБОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. РЯЗАНИ ПОДЛЕЖАТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2006 г. № А54-3565/2006-С8

(Извлечение)

ЗАО "Защитник" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Администрации г. Рязани о признании незаконными действий (бездействия) Администрации г. Рязани, выразившихся в длительном непринятии решения по заявкам ЗАО "Защитник" по непредставлению на праве аренды ЗАО "Защитник" под строительство дополнительных земельных участков (массив 1 и массив 2) общей площадью 1196,7 кв. м к земельному участку с кадастровым номером 62:2:9:0080 54:0001 площадью 383,3 кв. м по адресу: город Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского, с 24.07.2006; об обязании в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу Администрации г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЗАО "Защитник" путем проведения процедуры принятия постановления о предоставлении ЗАО "Защитник" в аренду под строительство дополнительных земельных участков (массив 1 и массив 2) общей площадью 1196,7 кв. м к земельному участку с кадастровым номером 62:29:0080 54:0001 площадью 383,3 кв. м по адресу: город Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского.
Представитель ЗАО "Защитник" в порядке ст. 41, 49 АПК РФ заявил об уточнении исковых требований и просит признать незаконным и не соответствующим требованиям статей 29, 30, 31, 32, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 22, 23, 56 Градостроительного кодекса РФ бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в длительном непринятии решения по заявлениям ЗАО "Защитник" от 26.07.04 (исх. № 67), от 27.12.04 (исх. № 121), от 14.05.05 (исх. № 34), от 10.02.06 (исх. № 4), от 20.05.06 (исх. № 20) по предоставлению дополнительно на праве аренды под строительство земельных участков (массив 1 и массив 2) общей площадью 1196,700 кв. м для размещения магазина-кафе с офисами к ранее выделенному земельному участку с кадастровым номером 62:29:0080 54:0001 площадью 383,3 кв. м по адресу: город Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского, сроком на 3 года, и обязать Администрацию г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ЗАО "Защитник" путем принятия решения по заявлениям ЗАО "Защитник" от 26.07.04 (исх. № 67), от 27.12.04 (исх. № 121), от 14.05.05 (исх. № 34), от 10.02.06 (исх. № 4), от 20.05.06 (исх. № 20) по предоставлению дополнительно на праве аренды под строительство земельных участков (массив 1 и массив 2) общей площадью 1196,700 кв. м для размещения магазина-кафе с офисами к ранее выделенному земельному участку с кадастровым номером 62:29:0080 54:0001 площадью 383,3 кв. м по адресу: город Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского, сроком на 3 года.
Уточнения судом приняты.
Представитель ЗАО "Защитник" заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование незаконного бездействия Администрации г. Рязани, выраженного в длительном непринятии решения по предоставлению дополнительно на праве аренды под строительство земельных участков. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Представитель общества поддерживает заявленные исковые требования с учетом их уточнений и полагает, что Администрация г. Рязани не представила в суд доказательств законности бездействия по непринятию решения вопроса по заявкам ЗАО "Защитник" по представлению на праве аренды под строительство дополнительных земельных участков.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Отзыв не представил, иск не отклонил.
В соответствии со ст. 156, 200 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено.
В соответствии с Постановлением главы Администрации г. Рязани № 1990 "О передаче в аренду ЗАО "Защитник" земельного участка для строительства магазина-кафе в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом" от 14.06.2002 ЗАО "Защитник" был передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского, сроком 11 месяцев для строительства магазина-кафе с офисами в соответствии с согласованном в установленным порядке проектом.
На основании акта выбора участка от 05.04.2002 № 1772 Рязанским городским Советом было принято решение № 422 от 28.08.03 "О предоставлении земельного участка ЗАО "Защитник", Администрацией г. Рязани было принято Постановление № 3518 от 17.09.2003 "О предоставлении в аренду ЗАО "Защитник" земельного участка для строительства магазина-кафе" ЗАО "Защитник".
21.06.2003 ЗАО "Защитник" заключило с Администрацией г. Рязани и Комитетом по управлению государственным имуществом Рязанской области договор № С062-03 аренды земельного участка с учетным номером 62:29:0080054:0020 на период строительства магазина-кафе с офисами на углу улиц Маяковского и Свободы.
26.07.04 ЗАО "Защитник" обратилось к заместителю главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани с заявлением о предоставлении в аренду сроком до 17.06.06 на основании предварительно согласованного места размещения объекта, выраженного в Постановлении № 2349 от 17.06.03 "О передаче ЗАО "Защитник" земельного участка для строительства магазина-кафе с офисами с соответствии с согласованным в установленном порядке проектом", земельного участка из земель поселений, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского, под строительство магазина-кафе с офисами в границах участка, предназначенного для строительства, в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом и генеральным планом строительства от 02.09.03.
27.12.04 ЗАО "Защитник" обратилось к заместителю главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани с заявлением о предоставлении ЗАО "Защитник" под строительство магазина-кафе с офисами земельного участка площадью 1580 кв. м (площадь застройки 551 кв. м, асфальтовых покрытий 555 м2, озеленения 474 м2) в соответствии с генеральным планом и проектом строительства.
14.05.05 ЗАО "Защитник" обратилось к заместителю главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани с заявлением о проведении работы по межеванию земельного участка из земель поселений, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 1580 кв. м под строительство магазина-кафе с офисами в границах участка, предназначенного для строительства, в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом и генеральным планом строительства от 02.09.03, на основании акта выбора земельного участка № 1772 от 05.04.02, утвержденного Постановлением Администрации г. Рязани от 05.11.04 № 4646 и градостроительной документации общества, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского. Работы по межеванию ЗАО "Защитник" просило поручить ФГУП "Ростехинвентаризация". По окончании проведения работ по межеванию участка ЗАО "Защитник" просило внести дополнения в Постановление Администрации г. Рязани № 4646 от 05.11.04 в виде площади земельного участка в размере 1580 кв. м.
23.05.05 обществу было отказано в выполнении работ по установлению границ земельного участка в размере 1580 кв. м и предложено вновь обратиться с ходатайством в Администрацию города о предоставлении земельного участка под строительство магазина-кафе по вышеуказанному адресу.
19.07.05 ЗАО "Защитник" вновь обратилось к заместителю главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани с просьбой дополнительного выделения 1196,7 кв. м и направления документов и ходатайства в межведомственную комиссию о выделении ЗАО "Защитник" дополнительной площади на праве аренды под строительство: 167,7 кв. м под площадь застройки и 1029 кв. м под благоустройство, в том числе 555 кв. м под асфальтовое покрытие, 474 кв. м под озеленение.
Согласно генеральному плану строительства, разработанному на основании Постановления главы Администрации г. Рязани от 10.12.02, акту выбора земельного участка от 05.04.02, комплексных технических условий от 05.02.03 площадь застройки составляет 551 кв. м, что на 167,7 кв. м превышает площадь выделенного земельного участка под строительство. Дополнительно генстройплан предусматривает 555 кв. м асфальтовых покрытий и 474 кв. м площади озеленения.
20.07.05 ЗАО "Защитник" заявку № 48 от 19.07.05 согласно визе заместителя главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани направило для рассмотрения МУП "Ростехинвентаризация" и Комитету по земельным ресурсам и землеустройству. 27.07.05 переадресовали указанную заявку в МУП "ИКЦ". МУП "ИКЦ" было предложено направить на МВК в июле 2005 г., что не было сделано.
05.09.05 МУП "ИКЦ" было направлено письмо в адрес Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Рязани "О подготовке материалов на межведомственную комиссию", в связи с чем был сделан вывод об отсутствии у межведомственной комиссии правовых оснований для удовлетворения обращения ЗАО "Защитник" о дополнительном выделении 1196,7 кв. м для строительства магазина-кафе с офисами на пересечении улиц Маяковского-Свободы.
05.10.05 заместителем главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани принято решение и направлен всем службам г. Рязани плановый материал на рассмотрение и выдачу заключения о возможности согласования места размещения объекта и оснований проведения строительства на дополнительных земельных участках. Все согласования были получены.
10.02.06 ЗАО "Защитник" обратилось с письмом к первому заместителю главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани с просьбой принять решение об утверждении актов выбора дополнительных земельных участков: массив 1 и массив 2, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского, к ранее согласованному земельному участку с кадастровым номером 62:6296008000 54:0001 для размещения магазина-кафе с офисами. К заявлению приложены копии документов с согласованиями дополнительных земельных участков.
22.05.2006 ЗАО "Защитник" обратилось с письмом к первому заместителю главы Администрации по муниципальной собственности и строительству г. Рязани с просьбой дополнительно выделить на праве аренды под строительство земельные участки: массив 1 и массив 2, расположенные по адресу: г. Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского, к ранее выделенному земельному участку с кадастровым номером 62:6296008000 54:0001 для размещения магазина-кафе с офисами. К заявлению приложены ситуационные планы участков, согласованные со всеми службами города.
Между ЗАО "Защитник" и ФГУП "Ростехинвентаризация" были заключены договоры № ГЯ 0276 от 06.06.06 и № ГЯ 0280 от 08.06.06 на проведение территориального землеустройства.
Предметом вышеуказанных договоров является выполнение работ по подготовке землеустроительной документации (разрабатывает проект межевания земель, подготавливает проект правоустанавливающего документа, подготавливает проект правоудостоверяющего документа) и дальнейшему формированию землеустроительных дел на земельные участки, расположенные по адресу: г. Рязань, ул. Свободы - ул. Маяковского. Срок выполнения работ определен - 1 месяц.
Поскольку заявки от 26.07.04 № 67, от 27.12.04 № 121, от 14.05.05 № 34, от 19.07.05 № 48, от 10.02.06 № 4, 22.05.2006 № 20 на предоставление ЗАО "Защитник" на праве аренды под строительство дополнительных земельных участков (массив 1 и массив 2) общей площадью 1196,7 кв. м к земельному участку с кадастровым номером 62:29:0080 54:0001 площадью 383,3 кв. м по адресу: город Рязань, ул. Свободы - Маяковского, Администрацией города Рязани были оставлены без ответа, ЗАО "Защитник" обратилось в суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренному ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 30 названного Кодекса для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта производится выбор земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта; затем проводятся работы по формированию земельного участка и государственный кадастровый учет земельного участка, после чего принимается решение о предоставлении участка для строительства.
Процедура выбора земельного участка регламентируется статьей 31 упомянутого Кодекса, согласно которой по окончании данной процедуры уполномоченный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Защитник" представило полный комплект документов, указанных в статьях 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявления общества содержат сведения о площади земельного участка, необходимой для осуществления проекта строительства. Планы дополнительно испрашиваемой территории (1196,7 кв. м), согласованы со всеми службами г. Рязани, свидетельствуют о намерении принять решение о предоставлении ЗАО "Защитник" для застройки именно 1580 кв. м (основной 383,3 кв. м и дополнительной 1196,7 кв. м).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 189 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел о законности оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Администрацией г. Рязани в нарушение ст. 65, 200 (п. 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, подтверждающие выполнение ею требований п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также законности своего бездействия.
Оценка всех указанных обстоятельств в совокупности позволяет сделать вывод о том, что бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в непринятии решения по заявкам ЗАО "Защитник" по предоставлению дополнительно на праве аренды под строительство земельных участков общей площадью 1196,7 кв. м для размещения магазина-кафе с офисами к ранее выделенному земельному участку с кадастровым номером 62:29:0080 54:0001 площадью 383,3 кв. м по адресу: город Рязань, ул. Маяковского - ул. Свободы, нарушает права и охраняемые законом интересы ЗАО "Защитник".
Поскольку Арбитражным судом установлено бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в уклонении от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, то данное бездействие суд считает необходимым признать незаконным.
С учетом изложенного заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в непринятии решения по заявкам ЗАО "Защитник" по предоставлению дополнительно на праве аренды под строительство земельных участков общей площадью 1196,7 кв. м для размещения магазина-кафе с офисами к ранее выделенному земельному участку с кадастровым номером 62:29:0080 54:0001 площадью 383,3 кв. м по адресу: город Рязань, ул. Маяковского - ул. Свободы, на срок 3 года, проверенное на соответствие Земельному кодексу РФ, признать незаконным.
2. Обязать Администрацию г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Защитник" путем принятия соответствующего решения по заявлениям ЗАО "Защитник" по предоставлению земельных участков.
3. Возвратить ЗАО "Защитник" из дохода федерального бюджета РФ сумму 2000 руб., перечисленную в уплату госпошлины по платежному поручению № 41 от 21.08.2006.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru