Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Рязанской областной Думы от 24.11.1994 № 23
"О ПРОВЕДЕНИИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТРАБОТКЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу с 26 марта 2008 года в связи с изданием Постановления Рязанской областной Думы от 26.03.2008 № 155-IV РОД.



РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 1994 г. № 23

О ПРОВЕДЕНИИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТРАБОТКЕ МОДЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Исходя из понимания того, что Рязанская область, как субъект РФ, стремящийся к правовому демократическому государству, может существовать лишь опираясь на развитое местное самоуправление, учитывая предложения мэрии г. Рязани, районного собрания представителей и администрации Скопинского района, муниципального комитета и администрации г. Скопина по участию в эксперименте по отработке норм и принципов организации местного самоуправления, Рязанская областная Дума постановила:
1. Утвердить Программу развития местного самоуправления в Рязанской области.
2. Провести в городах Рязани, Скопине и Скопинском районе эксперимент по отработке предусмотренных Программой развития местного самоуправления моделей организации местного самоуправления в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления Рязани, Скопина и Скопинского района Программами.
3. Поручить председателю Рязанской областной Думы Косикову М.Ф. подписать договоры о проведении экспериментов от имени Рязанской областной Думы.
4. Председателю Рязанской областной Думы совместно с Главой администрации Рязанской области внести на рассмотрение Президента РФ проект Указа Президента РФ "О проведении в Рязанской области эксперимента по отработке модели организации местного самоуправления.
5. Рекомендовать администрации Рязанской области с участием постоянных комитетов областной Думы, в соответствии с заключенными договорами, подготовить предложения о закреплении за бюджетами г.г. Рязани, Скопина и Скопинского района источников доходов бюджетов; о разграничении объектов собственности на государственную и муниципальную собственность, в том числе собственность на земельные, водные и иные природные ресурсы; об установлении границ территории г.г. Рязани, Скопина и Скопинского района; организации публичных служб и волостной модели местного самоуправления; о передаче г.г. Рязани, Скопину и Скопинскому району финансовых и материальных ресурсов, необходимых для исполнения отдельных государственных полномочий, возлагаемых законодательством и передаваемых по договорам органам самоуправления г.г. Рязани, Скопина и Скопинского района, для последующего рассмотрения и принятия по ним решений Рязанской областной Думы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по связям с объединениями, общественными организациями и вопросам местного самоуправления.

Председатель Рязанской
областной Думы
М.Ф.КОСИКОВ





Приложение
к постановлению
Рязанской областной Думы
от 24 ноября 1994 г. № 23

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Часть I. Концепция

1. Исходная ситуация

Одним из существенных итогов развития России после 1990 г. является политическое признание самоуправления, как самостоятельной составной части системы властей РФ. В то же время, в силу ряда причин, в т.ч. и недостатков Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" (от 06.07.1991). Формирование самоуправления сопровождалось рядом просчетов и недостатков, обусловившими его неэффективность:
- самоуправление, как власть особого рода, оказалось сведено к внешней форме проявления - представительству - и отождествлялось с выборностью местных органов власти;
- не была обеспечена экономическая самостоятельность самоуправления, поскольку его имущество формировалось сверху, в значительной мере случайным образом, а финансы до сих пор централизованы;
- не завершено разграничение компетенции по вертикали (центр, субъект Федерации, самоуправление);
- сохраняется двойственное положение местной администрации (и как звена единой исполнительной вертикали центра, и как органа местного самоуправления).
Проект Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", опираясь на ст. 12 и главу 8 Конституции РФ, впервые в практике Российского государственного строительства формирует общемировые основы действительного самоуправления населения. Опыт работы с первым Законом РФ "О местном самоуправлении в РФ" позволяет выделить "узкие места", составляющие узловые механизмы самоуправления и недостаточно четко прописанные в проекте Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ": излишняя акцентировка на самостоятельности самоуправления при незавершенности процесса организации уровней власти и управления (так, практически не прописан уровень "между" областью и населенным местом, называвшийся в дореволюционной России "уездом") и нечеткости компетенции и прав самоуправления; экономической несамостоятельности местных сообществ; отсутствии единой методики формирования самоуправления. Поэтому необходимо организовать работу по опережающему внедрению проекта закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" с целью наработки опыта построения важнейших механизмов организации местного самоуправления и его взаимоотношений с государственной властью.

2. Определение проблемы

Мировая практика местного самоуправления и его взаимоотношений с государственной властью обусловили с 70-х годов ХХ века феномен перехода от "представительной демократии" к "демократии соучастия". Последнее означает, что местная власть, бизнес, наука и население объединяются в рамках стимулируемых центром программ регионального развития, целью которых является обеспечение сбалансированного развития всех элементов среды обитания человека (экономики, культуры, экологии, градоустройства и т.п.). Именно феномен "демократии соучастия" лежит в основе японского "экономического чуда", возрождении провинции Бретань (Франция), Сев. Ирландии. России также не избежать решения аналогичных задач, но их осуществление требует учета существующих традиций и практики.
В большинстве регионов России достаточно ресурсов для преодоления кризисных явлений, однако власть (как центральная, так и местная) не заинтересована в рациональном их использовании и наращивании, ибо "не видит своего будущего" в формирующихся рыночных отношениях. Ситуация парадоксальная: дав толчок рыночным преобразованиям, власть оказалась перед проблемой определения собственного места. Более того, оставшийся от централизованной экономики стереотип, согласно которому власть нужна, чтобы следить за справедливостью перераспределения благ, все больше уводит ее за пределы реальных социально - экономических отношений.
Характерным примером является приватизация, рассмотренная с точки зрения организации процесса использования ресурсов: каждый последующий уровень власти борется за получение "причитающейся" ему доли собственности не для хозяйственного освоения, а для немедленной передачи вниз, а поскольку ресурсы всегда ограничены, возникает убеждение, что после раздела "последнего участка земли" власть окажется уже не нужна, ибо она выполнит свою функцию.
Две основные причины порождают эту ситуацию:
- нерационально построенная система разделения властей, которые в силу пересекающихся компетенций и ориентированности на контроль за распределением, ведут настоящую борьбу за раздел имущества;
- отсутствие механизма управления использованием местных ресурсов, построенного на принципах участия самой власти в хозяйственной деятельности.
Решение проблемы состоит в том, чтобы на территории Рязанской области сформировать систему разделения властей, центр тяжести которой лежит не в организации передела ресурсов, а в организации хозяйственного их освоения, т.е. в организации системы публичных служб на принципах "публичных (не частных) корпораций".
Изложенная позиция позволяет сформулировать содержание Программы Рязанской области:
1. Постепенное, поэтапное (за 10 - 15 лет) построение на территории Рязанской области системы властей, способной обеспечить условия для сбалансированного развития всех элементов среды обитания человека.
2. Укрепление хозяйственной базы местного самоуправления на основе создания системы публичных служб. Иными словами - формирование дееспособной власти, опирающейся на развитую систему публичных служб и действующей на областном рынке как "публичная корпорация", конкурирующая с частным сектором в организации рационального хозяйствования, а не раздела ресурсов области.
3. Содержание формируемых Программой процессов заключается в создании условий для запуска саморазвивающегося и самонастраивающегося процесса самоопределения местных сообществ в существующей системе разделения властей РФ на основе традиций и Конституции РФ:
- во - первых, формирование в границах субъекта Федерации системы властей по принципу тройной иерархии земств: область - район (уезд) - город, волость;
- во - вторых, разграничение сфер хозяйственной деятельности властей разного уровня, властей и рыночных субъектов, и формирование взаимодополняющей системы публичных служб, обеспечивающих самостоятельную реализацию компетенции самоуправления;
- в третьих, организация взаимодействия самоуправления с органами государственной власти субъекта федерации и федеральными органами государственной власти РФ.
Цель программы: используя процесс формирования властей, создать условия для структурной перестройки среды обитания населения и наращивания ресурсного потенциала области. Иными словами, перестройка власти, как средство (условие) для достижения задачи вывода региона из системного кризиса.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
- формирование системы разделения властей с сильным центром, осуществляющим управление на стратегических направлениях развития государственной экономики и субъекта Федерации, освобожденного от решения "текущих" вопросов;
- обеспечение экономической безопасности местной власти, за счет четкого определения сфер и условий ее хозяйственной деятельности;
- преодоление кризисных явлений на основе постепенного и комплексного наращивания ресурсного потенциала Рязанской области за счет рационального хозяйствования субъектов местного самоуправления.
Политическое значение выполнения Программы заключается в том, что она является одним из механизмов реализации Договора об общественном согласии, направляющим усилия региональных субъектов из сферы политической в сферу позитивной хозяйственной деятельности.
Реализация программы позволит отработать единую для всей России методику формирования властей на территории субъекта Федерации; подготовить нормативные документы, обеспечивающие структурирование властей на территории субъекта Федерации (типовые: Устав области, Хартия города, Положение о волостном самоуправлении, нормативные акты субъекта Федерации, обеспечивающие хозяйственное и политическое развитие региона).

3. Порядок выполнения Программы

Концептуальную основу Программы составляют принципы, зафиксированные в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции РФ, а также практический опыт Франции, США, Великобритании, ФРГ и России. Особого внимания заслуживает опыт России периода 1802 - 1914 и 1925 - 1928 годов - единственный (на тот момент) отечественный опыт сознательного и планомерного построения системы разделения властей.
Разработанная группой под руководством Т.М.Говоренковой для Минэкономики России методика "Создание концепции программы перехода к системе управления и регулирования экономики, ориентированной на многоукладную собственность" (Договор № 45/93-Д(14)-93 от 14.07.1993), проведенные исследования места г. Рязани в системе экономических связей области, позволяют установить ряд исходных принципов, положенных в основу Программы:
- стабильность уровня власти субъекта Федерации, т.е. проведение основных преобразований на "нижних" по отношению к нему уровнях;
- постепенность, т.е. переход к следующему шагу по мере готовности местных сообществ и людей, работающих в органах местного самоуправления;
- адресность, т.е. выбор первоначально немногих районов и населенных мест для осуществления мероприятий Программы;
- возможность в сходных условиях и для решения сходных задач использовать в качестве "культурного образца" одну из выработанных мировой практикой методик построения местной власти.
Программа охватывает период 1994 - 2000 годы и состоит из следующих этапов.
1-й этап (ноябрь - декабрь 1994 г.) - подготовительный: подготовка концепции и плана деятельности; формирование рабочих групп и определение территорий начального развертывания Программы; проведение необходимых исследований.
2-й этап (первая половина 1995 г.) - нормативный: разработка нормативной базы осуществляемая по двум направлениям:
а) описание построения на территории области разделения властей по вертикали, горизонтали и по функциям (итоговые документы - пакет нормативных документов, уточняющих компетенцию, права, обязанности, устройство властей, а также типовые модели местного самоуправления);
б) разграничение сфер хозяйственной деятельности области, района, местного самоуправления и разработка программы постепенного формирования на каждом уровне власти "публичных служб", соответствующих их компетенции (итоговые документы: Положение о публичных службах, Договоры о разделении сфер хозяйственного ведения; реформирование (создание) публичных служб и определение режима их функционирования).
3-й этап (1995 - 1997 г. г.): осуществление практических мероприятий, сконцентрированных в три последовательных шага:
1-й (1994 - 1995 г. г.): реализация программы на территории субъектов самоуправления, определенных на первом этапе (Рязань, Скопин и Скопинский район);
2-й (1995 - 1996 г. г.): тиражирование удачных методик на другие территории местного самоуправления области; создание системы публичных служб; отработка механизма типа "мандатного управления" имущественными комплексами РФ, органами власти местного самоуправления (на основании отдельных соглашений органов власти и управления РФ с областью, районом, городом);
3-й (1997 г.): доработка документов с учетом промежуточных итогов, полученных в результате анализа предшествующей деятельности; уточнение состава имущественных комплексов, входящих в структуру публичных служб различных уровней власти.
4-й этап (весь период) - обобщающий: подготовка типовых нормативных документов и предложений по изменению действующего законодательства РФ.
5-й этап (весь период) - сопутствующие мероприятия: формирование инфраструктуры поддержки Программы - создание единой информационной системы субъекта Федерации; создание системы подготовки кадров местного самоуправления.

4. Модель организации власти
на территории Рязанской области

Власть на территории субъекта Федерации строится по принципу тройной иерархии земств дореволюционной России: область - район (уезд) - город и волость. Каждый из уровней власти имеет собственную компетенцию:
- область: "краеведение", т.е. взаимоувязка интересов городских и сельских самоуправлений, а также защита интересов региона; обеспечение условий для сбалансированного развития территории;
- район (уезд): вспомогательный уровень (между областью и самоуправлением), задачей которого является координация интересов городских и сельских сообществ. Этот уровень является территориальным органом административно - хозяйственного управления Администрации области;
- местное самоуправление: в форме городского и волостного, чья компетенция, соответственно, может быть определена как "благоустройство" и "землеустройство".
Городское самоуправление осуществляется по четырем организационным типам, зависящим от численности населения города и его экономической самостоятельности (предусматривается механизм наделения сообщества статусом городского самоуправления).
С точки зрения территориального деления общее соотношение между властями Рязанской области после выполнения программы составляет следующую пропорцию: 9 - 18 уездов, 60 - 170 волостей на область (от 6 до 10 волостей и 1 - 3 города на уезд).
С точки зрения базовой модели организации самоуправления, предполагается использовать американскую или германскую модели; взаимоотношения органов власти Рязанской области и местного самоуправления будут построены с учетом французской (департамент) и немецкой (земля) моделей с "привязкой" к конкретным условиям Рязанской области.
Данный метод формирования системы властей позволит восстановить проверенный мировой практикой и опытом дореволюционной России принцип специализации властей, уничтоженный после 1917 г. Он обеспечит формирование на территории Рязанской области экономической основы системы специализированных органов власти, ответственных за проведение реформ. В настоящее время, сельские органы власти, например, эту функцию выполнить не в состоянии, поскольку построены по производственному принципу и реорганизация колхозов для них равносильна собственному уничтожению. Районная же власть, сформированная после коллективизации под лозунгом смычки города и деревни, построена как "сельско - городская" и не обеспечивает координации интересов сельского и городского населения. С 20-х годов было уничтожено и городское самоуправление, что наиболее рельефно проявилось в делении городов на города областного и районного подчинения.
Переход от территориальных администраций советского типа к системе местных властей, свойственной многоукладной рыночной экономике, осуществляется с учетом опыта российских реформ (1802 - 1914 г. г.): разделение властей по вертикали и по горизонтали: разделение по функциям.
Вертикальное разделение властей: основой является формирование (уточнение) границ территорий местных сообществ, исходя из принципа их хозяйственной самостоятельности.
Горизонтальное разделение властей: следует за вертикальным и предусматривает организацию власти в границах мест, создание экономической основы местной власти, установление системы сдержек и противовесов.
Организация местной власти предполагает наделение ее правами, компетенцией, обязанностями, составляющими в совокупности содержание деятельности власти, а также определение возможных типов ее внутреннего устройства.
Создание экономической основы местной власти означает наделение ее имуществом (в т.ч. и землей) и финансами, достаточными для самостоятельной реализации компетенции, а также построение механизма управления использованием местных ресурсов.
Система сдержек формируется двояким образом.
Во - первых, фактом определения границ и наделения местной власти правами, компетенцией, имуществом обуславливаются пределы ее самостоятельности. Во - вторых, контролем за деятельностью органов местного самоуправления.
Все три направления в совокупности составляют условия, обеспечивающие хозяйственную самостоятельность самоуправления при одновременном удержании самоуправления в общей системе разделения властей в государстве.
Функциональное разделение властей: осуществляется по следующей методике: сначала формируется исполнительная вертикаль органов власти, затем разделяются функции государственного управления и самоуправления и формируются представительные органы самоуправления. Принципиальной особенностью функционального построения властей в мировой практике, отличающейся от советской, является:
- упор при формировании власти на ее действительную способность решить местные проблемы, а не на представительство;
- формирование независимой (т.е. не входящей в систему государственных органов) исполнительной власти самоуправления.
Предложенная модель и методика реализации Программы позволяют определить порядок взаимодействия органов власти, участвующих в реализации программы:
- область формирует Контрольный Совет программы, который регулярно заслушивает отчеты о ходе работ и вносит коррективы. Предусматривается ежеквартальный доклад руководителя Совета в Министерстве по делам национальностей и региональной политике;
- определяется "генеральный подрядчик", обеспечивающий научную основу работ, обобщение материала и подготовку концепции, нормативных документов, обучение кадров и консультирование; пропаганду идеи Программы;
- "генподрядчик" формирует и оплачивает из выделенных на цели программы средств временные творческие коллективы для решения частных задач.

Часть II. Содержание программы

Органы власти Рязанской области осуществляют четыре группы практических мероприятий:
- вертикальное разделение властей;
- горизонтальное разделение властей и реформирование системы контроля за деятельностью самоуправления;
- разделение властей по функциям;
- создание механизма управления местными ресурсами.

1. Формирование вертикального разделения властей

1.1. Цель

1.1.1. Создание территориальной основы для появления волостей - специализированной сельской власти взамен сельсоветов, обеспечивающей защиту интересов сельских жителей и заинтересованной в проведении земельной реформы.
1.1.2. Создание условий для формирования трехуровневой системы властей области: субъект Федерации - район/уезд - населенные места (города и волости).

1.2. Содержание практической деятельности

Осуществляются три группы мероприятий:
1.2.1. Для городских населенных мест:
- утверждение городской черты;
- определение пригородной зоны городов (размеры, юридический статус, механизм землепользования);
- проведение "инвентаризации городов" и группировка их по типам организации местного самоуправления.
1.2.2. Для сельских населенных мест определяются группы сел, объединяющихся в волости.
1.2.3. Определение границ уездов и их формирование на основе административно - территориального деления области.

2. Формирование горизонтального разделения властей

2.1. Общие цели

2.1.1. Создание условий для появления действительного самоуправления.
2.1.2. Формирование механизма "включения" самоуправления в систему властей в государстве.

2.2. Содержание практической деятельности

2.2.1. Организация местной власти.
1. Актом областной Думы определяется механизм формирования местной власти (механизм выборов).
2. Актом областной Думы за каждым уровнем организации власти области закрепляется следующая компетенция:
- субъект Федерации: "краеведение" и согласование интересов мест;
- район (уезд): координация деятельности самоуправлений, согласование интересов города и волостей;
- местное самоуправление: городское - "благоустройство", сельское - "землеустройство".
3. Актом областной Думы устанавливается "модельный" набор компетенции и прав для каждого из видов самоуправления: городского и волостного.
Для городского самоуправления: а) предусматривается три различных типа самоуправления в зависимости от степени хозяйственной самостоятельности городов: полный, средний, частичный; б) предусматривается процедура изменения типа; в) осуществляется поэтапное наделение компетенцией и правами, увязанное со степенью зрелости власти места.
Для волостного самоуправления: а) определяется экономическая основа и процедура формирования волостей; б) предусматривается этапность наделения волостей правами и компетенцией.
4. Разрабатывается модельная компетенция и набор прав сельских районных органов власти, предусматривающая постепенную (в течение 3 - 5 лет) их трансформацию в уезды.
5. Актом областной Думы определяется типовое устройство местной власти по следующему алгоритму:
Для городов: три типа устройства (критерием выбора типа является численность населения).
Для волостей: один тип устройства.
Для районов: три типа устройства с учетом их особенностей.
На переходный период (3 - 5 лет) предусматривается, что тип устройства власти предписывается органами власти Рязанской области, исходя из степени готовности населения сформировать такую власть и с учетом местных особенностей.
Предусматривается процедура утверждения Уставов городов области, областной Думой принимается типовой Устав города.
2.2.2. Организация контроля за деятельностью самоуправления.
1. Решением областной Думы определяется круг государственных обязанностей местного самоуправления и размер ассигнований из областного бюджета на их выполнение.
2. Актом областной Думы определяются формы и методы контроля за самоуправлением.
3. Реорганизуется система органов контроля в области с выделением трех специализированных ветвей: внутренний и внешний контроль, контроль за самоуправлением.
а) Внутренний контроль: исполнение Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и Федерального Собрания, решений областной Думы и распоряжений Главы администрации области, документооборот.
б) Внешний контроль предполагает два направления.
Первое: координацию контроля за соблюдением отраслевых норм и правил всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории области (санитарные, строительные, архитектурные, социальные нормативы...). Сейчас эту функцию выполняют разрозненные ведомственные органы (СЭС, ГАСК).
Второе: координацию контроля за хозяйственной деятельностью и стимулирования хозяйственного развития. В отдельности они осуществляются налоговыми органами, налоговой полицией, комитетами по земельной реформе и комитетами по управлению имуществом, лицензионными органами местных властей.
В России до 1917 г. эти два направления входили в единую вертикаль центра и составляли 3/4 содержания деятельности МВД (административная и хозяйственная полиция).
в) Контроль за самоуправлением. В структуре Администрации области создается специализированный орган - Департамент по земско - городским вопросам, структура и функции которого формируются по аналогии с органом, существовавшим в дореволюционной России в структуре МВД.

3. Разделение властей по функциям

3.1. Цель

Создание условий для "специализации" ветвей власти на выполнение определенных функций, устраняющей конкуренцию между ними.

3.2. Содержание деятельности

3.2.1. Решением областной Думы в рамках выделенной ранее "модельной" компетенции и прав органов власти местного самоуправления (п. 2.2.1.), определяются компетенция и права представительных, исполнительных органов власти, глав местного самоуправления.
3.2.2. Решением областной Думы утверждается типовой регламент местной власти.

4. Создание механизма управления
и использования местными ресурсами

4.1. Цель

Создать условия для формирования экономической основы местной власти.

4.2. Содержание практической деятельности

4.2.1. Экономический комплекс областной администрации:
- разрабатывает норматив минимальной социальной обеспеченности, используемый как основа бюджетных взаимоотношений с местным самоуправлением, для определения типов городов области и формирования базы для построения системы стимулирования и налогообложения местных органов власти;
- определяет (составляет) перечень видов деятельности, удовлетворение которых требует создания публичных (административных и промышленно - коммерческих) служб;
- разрабатывает нормативную базу функционирования публичных служб и передает подготовленный пакет документов для рассмотрения и утверждения областной Думой;
- принимается решение по совершенствованию системы бюджетных отношений в области;
- проводится "инвентаризация" действующих областных, районных и муниципальных служб и предприятий;
- осуществляется постепенная реорганизация действующей системы служб и предприятий с точки зрения соответствия их возможностей компетенции и правам местного самоуправления;
- уточняется состав имущественных комплексов, составляющих экономическую основу местного самоуправления.
4.2.2. Организуются консультативные встречи с предпринимателями области и города с целью разработки и подписания Договора "О реализации принципа свободы торговли и промышленной деятельности на территории Рязанской области", предусматривающего:
- разграничение сфер публичной деятельности и условий участия в них предпринимательских структур;
- обеспечение равного доступа к ресурсам;
- обязательства власти по обеспечению стабильности экономических условий деятельности предпринимателей;
- упрощение процедуры регистрации новых предприятий и создание инфраструктуры поддержки малых и средних фирм (консалтинг, обучение, создание бизнес - инкубаторов и т.д.).
4.3. Формируется и закрепляется в нормативных документах областной Думы "модельный" набор компетенции и прав органов местного самоуправления, устанавливающий наделение компетенцией не по принципу функций, а по принципу "дел", и конкретизирующий права местной власти в отношении частных лиц и хозяйствующих субъектов (безакцептное снятие, право отчуждения имущества при соответствующей компенсации его стоимости, гарантии частных лиц от вмешательства власти в частно - предпринимательскую деятельность).
4.4. Утверждается процедура постепенного (в течение 10 лет) наделения органов местного самоуправления компетенцией и правами.

5. Особенности формирования системы властей
на территории Рязанской области

Рязанская область не является прямой "наследницей" Рязанской губернии, поскольку претерпела два крупных административных передела. В результате сложились три группы районов, тяготеющих к "внутренней автономии": центральные районы области ("материковая Рязань"), восточная и юго - западная группы районов области. Эти генетические особенности системы хозяйственных и социо - культурных связей вызывают необходимость проведения дополнительных мероприятий Программы развития местного самоуправления.
5.1. Формирование двух конкурирующих с г. Рязанью в хозяйственной сфере окружных центров, объединяющих вокруг себя районы "внутренних автономий".
5.2. Проведение мероприятий, обеспечивающих ускоренное формирование полного "модельного" объема компетенции и прав, имущества органов власти местного самоуправления "материковой Рязани" при спланированном "запаздывании" (разрыв в 1 - 1,5 года) процессов формирования муниципальной компетенции и прав властей в административной, нормативно - распорядительной и финансовой сферах районов "внутренних автономий". Тем самым предполагается обеспечить условия для сохранения единства экономического и политического пространства Рязанской области в условиях реформы системы властей.
5.3. Создать в г. Рязани центр единой муниципальной информационной системы области.
5.4. При формировании городского самоуправления: определяются типы хозяйственной самостоятельности городов области: достаточные, недостаточные, монофункциональные, областной центр. Актом областной Думы устанавливаются типы устройства муниципальной власти, соответствующие особенностям местных сообществ названных населенных мест.
5.5. При формировании волостного самоуправления:
- осуществляется поэтапное реформирование избранных сегодня органов власти сельских населенных пунктов с использованием, в качестве базовой модели "комиссионной системы" организации власти графств, но с рядом модификаций: глава волостного самоуправления (волостной старшина) назначается Главой администрации области; основные должностные лица назначаются Главой администрации области или избираются населением сел волости (в зависимости от степени готовности местного сообщества и с учетом тенденций к "внутренней автономии"); представительный орган власти волости формируется из сельских старост;
- определяются границы волостей, исходя из принципа хозяйственной самостоятельности при решении местных вопросов, отнесенных к компетенции волостного самоуправления;
5.6. При формировании районного уровня управления области:
- устанавливаются компетенция и права, достаточные для согласования интересов городов и волостей;
- определяются оптимальные границы районов с учетом их поэтапной трансформации в уезды и исходя из принципа обеспечения их хозяйственной самостоятельности.
5.7. При организации системы контроля за деятельностью самоуправления формируются:
- общий контроль (финансовый; за законностью): для всех органов власти местного самоуправления на территории Рязанской области;
- специальный контроль (контроль за целесообразностью, близкий по своему содержанию контролю за деятельностью коммун во Франции): только для органов местного самоуправления "внутренних автономий" области;
- в структуре Администрации области создаются два подразделения: Координационный совет (координация по линии административного и хозяйственного контроля). Департамент по земско - городским вопросам.
5.8. При организации внутреннего устройства органов власти местного самоуправления для районов "внутренней автономии" предусматривается статус главы местного самоуправления по типу председателя совета коммуны (Франция).
5.9. В сфере формирования условий для рационального использования ресурсного потенциала области:
- создается орган Администрации, обеспечивающий формирование политики на рынке недвижимости области;
- с 1995 г. утверждается имущественный бюджет области (опыт западноевропейских стран, формирующих для покрытия затрат, связанных с реализацией компетенции местного самоуправления, не только административный бюджет, но и план вовлечения недвижимости в хозяйственный оборот с целью формирования источников расширенного воспроизводства экономической основы местного самоуправления - имущественный бюджет);
- с 1995 г. заключаются договоры "область - субъект самоуправления" по использованию имущества и бюджетных источников, стимулирующих "зарабатывание" средств органами власти местного самоуправления и формирующих единое экономическое пространство области;
- принимается Закон Рязанской области "О публичных службах", формирующий условия для расширения организационно - хозяйственной деятельности местного самоуправления.
5.10. При формировании компетенции властей Рязанской области предусматриваются гарантии защиты государственной и муниципальной собственности (безакцептное снятие; право отчуждения имущества физических и юридических лиц при соответствующей компенсации его стоимости и т.п.).

6. Экспериментальная отработка норм и принципов
организации местного самоуправления

На начальном этапе реализации Программы организуются и проводятся эксперименты по отработке сформулированных в Программе норм и принципов организации местного самоуправления.

6.1. Цель эксперимента

6.1.1. Практическая проверка норм Программы; организация взаимодействия органов власти различных уровней на основе заключаемых договоров.
6.1.2. Формирование правовой основы для деятельности местного самоуправления, обеспечивающей выполнение установленных Конституцией РФ и проектом закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" функций.
6.1.3. Формирование финансово - экономической основы прав местного самоуправления.
6.1.4. Оказание научно - методической помощи органам местного самоуправления и органам государственной власти по вопросам организации местного самоуправления.
6.1.5. Оказание помощи органам местного самоуправления в подготовке кадров.
6.1.6. Создание (модернизация действующих) информационных систем органов местного самоуправления.
6.1.7. Государственный контроль за исполнением переданных государством функций и эффективностью использования ресурсов.
6.1.8. Государственный надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.

6.2. Условия участия в эксперименте

6.2.1. Представление материалов, характеризующих особенности поселения, обусловленные национальными и культурными традициями, уровнем экономического развития, характером производственной деятельности, географическим положением и иными условиями. Форма представления материалов произвольная.
6.2.2. Представление программы эксперимента по организации местного самоуправления, содержащей:
четко обозначенные цели и этапы реализации, прогноз возможного распространения опыта;
предложения по формированию организационных структур местного самоуправления и схему управления территорией поселения;
состав и порядок формирования муниципальной собственности;
предложения по передаче финансовых и материальных ресурсов в обеспечение выполнения функций самоуправляющегося сообщества по решению вопросов местного значения;
предложения по порядку взаимодействия с органами государственной власти;
решение соответствующих органов власти о проведении эксперимента.
6.2.3. Представление предложений по организации взаимодействия участников эксперимента с обозначением уполномоченных для этого лиц на местах, их адресов и контактных телефонов.

6.3. Порядок проведения эксперимента

6.3.1. Разрабатывается и утверждается решением областной Думы Программа эксперимента, определяющая цели, порядок и условия проведения эксперимента, план организационных мероприятий.
6.3.2. Заключается договор о проведении эксперимента определяющий права и ответственность органов власти, участвующих в эксперименте, по выполнению Программы эксперимента, и конкретизирующий условия проведения эксперимента.
6.3.3. Подготовленные материалы эксперимента представляются на рассмотрение конкурсной комиссии Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике, которая принимает решение о проведении эксперимента.
6.3.4. Организуются мероприятия по осуществлению контроля за ходом эксперимента Федеральными и областными органами государственной власти.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru