Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2006 № А54-3958/2006-С21
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЕ ИСТЦА ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ, ТАК КАК УПРАВЛЕНИЕМ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ НАРУШЕНЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОЗВОЛИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОРГАНУ ВСЕСТОРОННЕ, ПОЛНО И ОБЪЕКТИВНО РАССМОТРЕТЬ ДЕЛО>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2006 г. № А54-3958/2006-С21

(Извлечение)

Индивидуальный предприниматель М. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением об отмене постановления Управления Россельхознадзора Рязанской области от 10.08.2006 № 634 о наложении административного штрафа в сумме 1000 руб.
Предприниматель поддерживает требование об отмене постановления № 634 от 10.08.2006 по делу об административном правонарушении в области ветеринарии по основаниям, изложенным в заявлении, пояснениях.
Представитель административного органа не признал заявленные требования, доводы изложены в отзыве, пояснениях.
Из материалов дела судом установлено: 09.08.2006 главным специалистом отдела ветеринарного надзора Г. на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Рязанской области № 667 "П" от 08.09.2006 была проведена плановая проверка магазина "Скорпио-1", расположенного по адресу: Рязанская область и принадлежащего индивидуальному предпринимателю М., по вопросу исполнения Закона РФ "О ветеринарии", ветеринарного законодательства, Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". По результатам проверки составлен акт № 61 от 09.08.2006.
Проверкой установлено, что в проверяемом магазине находились на реализации следующие подконтрольные государственному ветеринарному надзору пищевые продукты: окорочка куриные, США, сертификат соответствия РОСС RU-001.10АЯ61; бедро куриное на кости, сертификат соответствия № РОСС RU АЯ19; рыба свежемороженая, скумбрия, ставрида, путассу. Декларация соответствия № 1025100842062, сертификат соответствия № РОСС RU.001.10АЯ.
При проверке выявлены следующие нарушения: отсутствует ветеринарное удостоверение - нарушена Инструкция о порядке выдачи ветеринарных регистрационных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы и объекты, утвержденная Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 21.11.1996; на реализуемую продукцию отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы - нарушена Инструкция о порядке выдачи регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы, утвержденная Минсельхозпродом РФ № 13-7-2/871 от 12.04.1997 и ст. 15 Закона РФ "О ветеринарии" № 4979-1.
На основании акта № 61 от 09.08.2006 главным специалистом отдела ветеринарного надзора Г. был составлен протокол от 09.08.2006 № 634 об административном правонарушении в области ветеринарии в отношении предпринимателя М.
10.08.2006 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области Ц. было принято постановление по делу об административном правонарушении в области ветеринарии № 634 о взыскании с предпринимателя М. штрафа в размере 1000 руб. на основании ст. 10.6, 10.8 КоАП РФ.
Не согласившись с Постановлением № 634 от 10.08.2006 по делу об административном правонарушении в области ветеринарии, предприниматель М. обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, доводы заявителя и представителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области, показания свидетелей, суд считает, что заявление предпринимателя М. подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О ветеринарии" № 4979-1 (в ред. от 31.12.2005 № 199-ФЗ) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.
Согласно ст. 15 Закона продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии с п. 2 - 4 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 31.03.2006) требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.
Требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.
Государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией и в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
Статьей 13 указанного закона установлено, что государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации, органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках и указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Согласно ст. 20 данного закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Пунктом 1 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору животноводческие грузы и объекты, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, предусмотрено, что настоящая инструкция разработана во исполнение Закона РФ "О ветеринарии", "Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.94 № 706, и является обязательной для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятыми содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионтов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.
Пунктом 2 данной Инструкции установлено, что подконтрольные госветнадзору грузы (в дальнейшем - грузы) подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода и выдаваемых по формам согласно Приложениям № 1 - 9. Ветеринарными свидетельствами формы № 2 сопровождаются грузы, перечисленные в Приложении № 2.1, вывозимые за пределы района (города) при транспортировке по территории Российской Федерации и стран СНГ, в том числе мясо и рыба.
Согласно приказу Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 21.08.1998 № 28 "О порядке оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевые продукты" в перечень продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, подлежащих сопровождению ветеринарным свидетельством формы № 2, входит также рыба, морепродукты пищевые, мясо, мясные продукты, яйца.
В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, продукция без сопроводительных ветеринарных документов или сопровождаемая ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 4.5, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных документов или получения результатов лабораторных исследований, подтверждающих ее ветеринарно-санитарную безопасность.
Поскольку предприниматель М. в принадлежащем ему магазине "Скорпио-1", расположенном по адресу: Рязанская область, осуществлял хранение и реализацию куриных окорочков и свежемороженой рыбы, то согласно Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, обязан был иметь ветеринарные сопроводительные документы на указанную продукцию.
Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства влечет ответственность, предусмотренную ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил влечет ответственность, предусмотренную ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вместе с тем при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении Административной комиссией при органах местного самоуправления г. Рязани оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении № 634 от 10.08.2006 административным органом был нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ определяется содержание протокола, называются данные, которые имеют юридическое значение и должны быть в обязательном порядке внесены в него.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 27.01.2003 № 2 (п. 17) (в ред. от 02.06.2004) разъяснил судам, что положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4). Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Как пояснил предприниматель М. в судебном заседании, копия протокола об административном правонарушении в день составления ему не вручалась; в копии протокола, переданной через продавца П. лишь 25.08.2006, отсутствуют подпись должностного лица, составившего протокол, и ссылки на статьи КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за выявленные административные правонарушения; в протоколе отсутствуют объяснения предпринимателя М. либо его законного представителя; предприниматель М. не извещался о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Свидетель Ц., занимающий должность зам. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области и вынесший оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 10.08.2006 № 634, подтвердил то обстоятельство, что постановление вынесено в отсутствие предпринимателя М.; безусловные доказательства надлежащего извещения предпринимателя М. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют вопросы, необходимые для рассмотрения дела, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В нарушение указанных норм Управлением Россельхознадзора по Рязанской области не приняты меры по надлежащему извещению заявителя о времени и месте рассмотрения дела, не выяснены причины неявки заявителя для рассмотрения дел об административном правонарушении.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд пришел к выводу, что Управлением Россельхознадзора по Рязанской области при производстве по делу об административном правонарушении нарушены процессуальные требования. Установленные судом нарушения носят существенный характер и не позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности Арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая, что административным органом нарушен порядок привлечения к ответственности, заявление предпринимателя М. об отмене постановления Управления Россельхознадзора по Рязанской области № 634 от 10.08.2006 является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В силу ч. 2 ст. 208 АПК РФ, п. 2 ст. 30.3 КоАП РФ пропущенный срок на обжалование восстановлен судом по письменному ходатайству заявителя, поскольку причины пропуска срока на обжалование признаны судом уважительными.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 181, 207 - 211 АПК РФ, ст. 1.5, 2.1, 25.1, 26.2, 26.11, 28.2, 30.1, 30.3, 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление Управления Россельхознадзора Рязанской области по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 10.08.2006 № 634 о привлечении М., проживающего по адресу: Рязанская область, к административной ответственности, предусмотренной ст. 10.6, 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1000 руб. признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru