Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 13.10.2006 № А54-3132/2006-С18
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО ОТСУТСТВИЕ В РЕШЕНИИ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПИТЕЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ОТ 07.11.2005 № 42 УКАЗАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, В РАЗМЕРЕ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩЕМ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, УСТАНОВЛЕННЫХ ДЛЯ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЕЛЬ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЕЛЬ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПРОТИВОРЕЧИИ ЭТОГО НОРМАТИВНОГО АКТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ТРЕБОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЕГО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 22.12.2006 № А54-3132/2006-С18 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2006 г. № А54-3132/2006-С18

(Извлечение)

ОАО "Рязаньэнерго", г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Совету депутатов муниципального образования - Пителинский район Рязанского района Рязанской области, третье лицо - администрация муниципального образования - Пителинский район Рязанской области, о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю" в части установления коэффициента целевого назначения и разрешенного использования земельных участков "100" и использования в расчете кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в аренде, на которых расположены объекты транспортных систем естественных монополий.
Заявитель, в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 г. изменений, внесенных решением Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район в Устав муниципального образования - Пителинский район Рязанской области, уточняет наименование ответчика и просит считать ответчиком Пителинский районный Совет муниципального образования - Пителинский муниципальный район.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика по существу заявленных требований возражает. Считает требования ОАО "Рязаньэнерго" о признании частично недействующим решения Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю" в части установления коэффициента целевого назначения и разрешенного использования земельных участков "100" не обоснованными по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Судом, в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены администрация муниципального образования - Пителинский район Рязанской области, КУМИ администрации муниципального образования - Пителинский район Рязанской области.
Администрация муниципального образования - Пителинский район Рязанской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования - Пителинский муниципальный район изложили правовую позицию, аналогичную позиции ответчика.
Из материалов дела следует: между администрацией муниципального образования - Пителинский район Рязанской области и ОАО "Рязаньэнерго" были заключены договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты транспортных систем естественных монополий.
07.11.2005 Советом депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район принято решение № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю". Согласно приложению № 1 к вышеуказанному решению утверждены коэффициенты целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, которые участвуют в расчете арендной платы и влияют на ее размер.
Согласно приложению № 1 к решению Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю" коэффициенты целевого назначения и разрешенного использования земельных участков установлены дифференцированно от 1 до 100, в зависимости от видов использования земель и категорий арендаторов.
Согласно примечанию к Приложению № 1 для видов целевого назначения и разрешенного использования земельных участков юридическими лицами, не указанными в таблице, применяется коэффициент "100".
В числе категорий арендаторов, указанных в Приложении № 1, ОАО "Рязаньэнерго" не значится.
Полагая, что оспариваемый нормативный акт устанавливает для "Рязаньэнерго" необоснованно высокую арендную плату за землю, таким образом, затрагивая права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также противоречит Федеральному закону № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 65 Земельного кодекса РФ, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 в части установления коэффициента целевого назначения и разрешенного использования земельных участков "100" и использования в расчете кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в аренде, на которых расположены объекты транспортных систем естественных монополий.
Выслушав представителей сторон, исследовав документы, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Выводы суда основаны на следующем.
Решение Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю" принято в пределах его компетенции и в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ и пунктами 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю" в соответствии с требованием действующего законодательства было опубликовано в районной газете "Сельская жизнь" 11 ноября 2005 года N№ 62 - 63.
Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Часть 3 указанной статьи предусматривает, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю", действовавшей на момент принятия оспариваемого решения и утратившей силу с 01.01.2006 (Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ), размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
ОАО "Рязаньэнерго" является дочерним акционерным обществом ОАО РАО "ЕЭС России" и включено в реестр субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса России.
На арендуемых ОАО "Рязаньэнерго" земельных участках находятся объекты транспортных систем естественных монополий.
Следовательно, размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В числе категорий арендаторов, перечисленных в Приложении № 1, ОАО "Рязаньэнерго" не указано.
В связи с возникшей спорной ситуацией Пителинским районным Советом дано Разъяснение по применению примечания к коэффициентам целевого назначения и разрешенного использования земельных участков (приложение № 1), согласно которому примечание к коэффициентам целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.05 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю", применяется к юридическим и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. На земельных участках, занятых объектами транспортных систем естественных монополий ОАО "Рязаньэнерго", применяется коэффициент "1".
С учетом вышеуказанных разъяснений администрацией муниципального образования - Пителинский муниципальный район в адрес ОАО "Рязаньэнерго" направлены для подписания дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков.
Спор, возникший в ходе рассмотрения дополнительных соглашений к договорам аренды, в отношении того, возможно ли отнесение всех объектов, расположенных на арендуемых ОАО "Рязаньэнерго" земельных участках, к объектам транспортной инфраструктуры естественных монополий не подлежит рассмотрению в рамках данного дела.
В соответствии с последними уточнениями оснований заявленных требований (исх. 368 - 4123 от 06.10.2006) заявитель оспаривает решение Совета, поскольку полагает, что именно в отношении объектов транспортной инфраструктуры должен быть установлен льготный коэффициент "1".
Отсутствие в решении Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 указания на определение арендной платы за использование земельных участков, занятых объектами транспортных систем естественных монополий, в размере, не превышающем ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, не свидетельствует о противоречии этого нормативного акта федеральному законодательству.
Льготный размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, установлен абз. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Отсутствие ссылки на положения вышеуказанной нормы в оспариваемом решении Пителинского Совета не лишает данную категорию льгот, установленных федеральными законами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю" неприменимо при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в аренде, на которых расположены объекты транспортных систем естественных монополий.
Судом не установлены противоречия положений вышеуказанного нормативного акта, в оспариваемой части, Федеральному закону № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 65 Земельного кодекса РФ.
Доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым нормативным актом ОАО "Рязаньэнерго" суду не предоставило.
Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований ОАО "Рязаньэнерго" о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 07.11.2005 № 42 "Об установлении земельного налога и арендной платы за землю" в части установления коэффициента целевого назначения и разрешенного использования земельных участков "100" и использования в расчете кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в аренде, на которых расположены объекты транспортных систем естественных монополий, проверенного на соответствие Федеральному закону № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 65 Земельного кодекса РФ, - отказать.
2. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru