Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от 10.10.2006
"КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", N№ 258-259, 10.10.2006






КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Развитая система общественных объединений является неотъемлемым элементом гражданского общества. Поэтому в последние годы отмечается рост активности общественных объединений практически во всех сферах общественной жизни.
Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общественные объединения свободны в определении своей структуры, целей, форм и методов своей деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.
В силу ст. 3 ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения вправе действовать без регистрации и приобретения прав юридического лица. Однако в случае государственной регистрации общественное объединение не только приобретает права юридического лица, но и несет определенные обязанности. При этом Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы осуществляют контрольные функции только за зарегистрированными общественными объединениями, имеющими статус юридического лица.
В Рязанской области с 1991 года по настоящее время в качестве юридического лица было зарегистрировано 2064 общественных объединений. За этот же период ликвидировано 630 общественных объединений.
В соответствии со ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;
- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
- допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
- оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;
- информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" № 212 от 15.04.2006 установлены:
- формы документов, содержащих отчет о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение № 3);
- формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании (приложение № 4).
Общественное объединение представляет указанные документы в Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы согласно ст. 38 ФЗ "Об общественных объединениях" наделены широкими полномочиями в сфере осуществления контрольных функций за общественными объединениями:
1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.
В целях установления единого порядка проведения проверок деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, Приказом Минюста России № 222 от 22.06.2006 утвержден "Порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком проверки могут быть плановыми и внеплановыми; выездными и без выезда по месту нахождения общественного объединения.
Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Проверка проводится за период деятельности общественного объединения, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, но не превышающий 3 лет деятельности общественного объединения, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).
Проверка проводится с предварительным письменным уведомлением общественного объединения.
Согласно п. 20 Порядка при проведении проверки руководитель, иные лица проверяемого общественного объединения, ответственные за взаимодействие с проверяющим, обязаны содействовать проведению проверки, в том числе:
- организовать при необходимости встречу проверяющего с лицами, входящими в состав руководящих органов, а также главным бухгалтером, руководителями основных подразделений (лицами, исполняющими их обязанности) общественного объединения;
- при наличии возможности предоставить на срок проведения выездной проверки отдельное изолированное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с проверяющим), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи (при выездной проверке);
- предоставлять по письменному требованию проверяющего в установленный им срок необходимые документы или их надлежащим образом заверенные копии;
- давать устные разъяснения по существу вопросов;
- оказывать иное содействие проверяющему.
В случае, если по требованию проверяющего документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют, уполномоченное лицо общественного объединения должно до истечения такого срока предоставить письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.
В случае неисполнения уполномоченным лицом общественного объединения предусмотренных в п. 20 Порядка обязанностей (противодействия проверке) проверяющим в день оказания противодействия проверке составляется акт по факту противодействия проверке или протокол об административном правонарушении.
В п. 22 Порядка закреплены права уполномоченного лица общественного объединения при проведении проверки:
знакомиться со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком;
обжаловать действия проверяющего директору Росрегистрации (руководителю территориального органа);
знакомиться с актом проверки, составленным в соответствии с настоящим Порядком, прилагать к нему необходимые справки и письменные возражения в порядке, установленном настоящим Порядком.
По результатам проверки составляется акт.
Руководитель общественного объединения обязан в течение 10 рабочих дней с даты получения ознакомиться с актом, подписать его с записью "с актом ознакомлен", направить второй экземпляр акта в Управление Росрегистрации по Рязанской области заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате его передачи.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель общественного объединения вправе приложить к нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По результатам проверки могут быть приняты решения о:
- вынесении письменного предупреждения;
- возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
- передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях или уголовным преступлениям;
- приостановлении деятельности;
- предъявлении в суд искового заявления о ликвидации общественного объединения.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 38 ФЗ "Об общественных объединениях" в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца.
В случае непредставления или несвоевременного представления сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 3 - 5 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями для обращения Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц являются:
- неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц;
- неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях";
- непредставление общественным объединением в установленный срок сведений об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
На основании ст. 42 ФЗ "Об общественных объединениях" в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для ликвидации общественного объединения в судебном порядке.
При реализации полномочий по осуществлению контроля за деятельностью общественных объединений Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Организация и проведение проверок осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность общественных объединений, презумпции их добросовестности.
По всем вопросам, связанным с деятельностью общественных объединений, зарегистрированных на территории Рязанской области в качестве юридических лиц, можно обращаться в отдел контроля в сфере деятельности общественных, религиозных объединений и некоммерческих организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, д. 18 (конт. тел. 34-37-83).

Начальник отдела контроля в сфере
деятельности общественных, религиозных
объединений и некоммерческих организаций
Управления Федеральной регистрационной
службы по Рязанской области
О.В.САПУНКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru