| |
РЕШЕНИЕ Михайловской районной Думы Рязанской области от 04.10.2006 № 60
"О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень", № 4, 12.10.2006
Вступил в силу со 2 ноября 2006 года (пункт 4 данного документа)
МИХАЙЛОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2006 г. № 60
О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Руководствуясь Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Михайловская районная Дума решила:
1. Утвердить типовое Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления (Приложение № 1 к настоящему решению).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Михайловского муниципального района, учитывая утвержденное настоящим решением типовое Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления, утвердить на местах правовой акт о порядке обращений граждан в соответствующем поселении.
3. Копии настоящего решения с приложением направить в администрацию муниципального образования - Михайловский муниципальный район (Шиш Н.В.), в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Михайловского муниципального района, и иным заинтересованным лицам.
4. Данное решение вступает в силу с 02.11.2006.
Председатель Михайловской районной Думы
А.И.РАДЮХИН
Утверждено
решением
Михайловской районной Думы
от 4 октября 2006 г. № 60
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Настоящее Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", определяет гарантии права граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, устанавливает порядок и сроки рассмотрения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления обращений граждан.
Установленный настоящим Положением порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
1. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
В настоящем Положении применяются следующие понятия:
- обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления;
- коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания;
- анонимное обращение - обращение гражданина, в котором не указаны фамилия, имя, отчество, адрес и отсутствует личная подпись гражданина;
- доказательство - любые достоверные факты, на основании которых орган (должностное лицо), рассматривающий обращение гражданина, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении гражданина, и иных обстоятельств, имеющих принципиальное значение для рассмотрения соответствующего обращения;
- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
- должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления.
2. Право граждан на обращение
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам.
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
3. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением
1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
4. Направление и регистрация письменного обращения
1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в пункте 9 статьи 8 настоящего Положения.
4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
5. Сроки рассмотрения письменного обращения
1. Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного настоящим положением, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
6. Требования к содержанию письменных обращений граждан
Письменные обращения граждан должны содержать:
- наименование и адрес органа местного самоуправления или должностных лиц, которым направляется обращение. Если обращение направлено в несколько адресов, то в каждом экземпляре обращения указывается полный список адресатов, на рассмотрение которым оно направляется;
- фамилию, имя, отчество гражданина;
- данные о месте жительства гражданина (либо данные о месте работы, учебы гражданина, иные данные, позволяющие точно установить лицо, направившее обращение, и дать ему ответ), если обращение направляется несколькими гражданами или группой, то указываются вышеперечисленные данные каждого;
- изложение существа обращения, а также копии документов (указание их местонахождения), которые могут служить доказательством фактов, изложенных в обращении; обстоятельства, которые могут служить доказательством фактов, изложенных в обращении; обстоятельства, которые признаны общеизвестными, документальному подтверждению не подлежат.
- дату направления обращения;
- личную подпись гражданина.
7. Организация личного приема граждан должностными
лицами органов местного самоуправления
1. Руководитель органа местного самоуправления и иные должностные лица местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан.
Руководитель органа местного самоуправления своим решением (распоряжением) устанавливает порядок личного приема граждан должностными лицами органа местного самоуправления, в котором указываются:
- график приема с указанием структурного подразделения органа местного самоуправления;
- должностное лицо (Ф.И.О.);
- дата и часы приема.
2. В целях более эффективной подготовки к приему граждан может быть организована предварительная запись.
В случае организации предварительной записи граждан на личный прием запись должна проводиться открыто, в удобной для граждан форме. Места проведения личного приема граждан, а также предварительной записи граждан на личный прием должны быть свободными для доступа всех граждан.
Гражданину не может быть отказано в личном приеме должностным лицом местного самоуправления, если в полномочия этого должностного лица входит принятие решения по соответствующему обращению. Если в полномочия должностного лица не входит рассмотрение соответствующего обращения и принятие по нему решения, то гражданину должны быть разъяснены причины отказа в личном приеме с указанием органа или организации, должностного лица, правомочного рассмотреть соответствующее обращение и принять по нему решение.
3. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
4. По просьбе заявителя, оставившего свои документы на личном приеме, ему выдается расписка с указанием даты приема обращения, количества принятых листов и сообщается телефон для справок по обращениям.
5. В целях ускорения сроков рассмотрения и объективности рассмотрения на личный прием могут приглашаться специалисты соответствующего структурного подразделения органа местного самоуправления.
6. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан через средства массовой информации либо иным способом.
7. Ответы на обращения граждан, полученные на личном приеме, подписывают должностные лица, осуществлявшие прием граждан.
8. С согласия гражданина ответ на его устное обращение, не требующее дополнительного изучения или проведения проверки, может быть дан в устной форме. В иных случаях ответ дается в письменной форме.
Гражданин вправе на личном приеме передать должностному лицу письменное обращение по поставленному им вопросу. При отсутствии письменного обращения содержание устного обращения гражданина фиксируется в специальном листке (карточке) личного приема граждан.
8. Порядок рассмотрения обращений граждан
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить объективное, всестороннее и полное рассмотрение всех поставленных в обращении вопросов. По каждому вопросу уполномоченным на то должностным лицом должно быть принято решение.
2. В тех случаях, когда приведенных в обращении данных недостаточно для принятия решения, соответствующий орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления должны своими силами собрать все необходимые данные. Обязанность представления документов и иных данных, необходимых для принятия по обращению решения, может быть возложена на лицо, направившее обращение, только в том случае, если иным образом невозможно получить указанные документы и данные.
3. Гражданам по их желанию должна быть обеспечена возможность лично или через представителей участвовать в рассмотрении их обращений, представлять относящиеся к рассматриваемым вопросам документы и материалы, получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений. По просьбе гражданина должны приниматься меры по неразглашению представленной им информации.
4. Ответ на обращение должен даваться по существу всех поставленных в нем вопросов. Ответ должен содержать необходимую аргументацию и ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие отношения.
5. Обязанность органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления дать ответ на обращение считается не исполненной, если ответ дан не по всем поставленным вопросам, не по существу какого-либо вопроса, не содержит обоснования решения, принятого по обращению, либо иным образом не соответствует требованиям, установленным законом, уставом муниципального образования или иным нормативным правовым актом.
6. Анонимные обращения остаются без рассмотрения. Обращение признается анонимным, если оно не содержит данных, позволяющих точно установить лицо, направившее обращение.
Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
7. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
8. Орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
9. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
10. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
11. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
12. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
9. Виды обращений граждан в органы местного
самоуправления и особенности их рассмотрения
1. Предложения граждан
Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления с предложениями по принятию этими органами и должностными лицами решений или совершению ими действий в пределах их компетенции либо по совершенствованию порядка деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций. Граждане вправе направлять свои предложения независимо от того, связаны ли эти предложения с их правами и интересами.
Предложения граждан рассматриваются должностными лицами местного самоуправления, уполномоченными принять решение по их реализации. При рассмотрении предложения должны быть проверены указанные в нем фактические обстоятельства, и дана его объективная оценка. При необходимости может быть организовано обсуждение предложения, его дополнительное изучение с привлечением специалистов, проведение необходимых экспертиз. Граждане, направившие предложения, вправе участвовать в их обсуждении.
По результатам рассмотрения предложения орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления должны принять мотивированное решение, направить его лицу, подавшему предложение, а в случае принятия предложения - обеспечить его реализацию.
В случае отказа в принятии предложения решение должно содержать разъяснение причин или мотивов отказа, сведения об иных возможных путях достижения целей предложения, а также разъяснение возможного порядка обжалования решения. Если предложение содержало доказательства возможности и целесообразности его принятия, в отказе должен быть приведен их анализ.
2. Заявления граждан
Граждане имеют право обращаться с заявлениями в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления от своего имени, а в установленных законом случаях - от имени других лиц. Граждане имеют право обращаться с заявлениями от своего имени в интересах других лиц, если иное не следует из закона или существа прав и свобод, на реализацию которых направлено заявление.
При рассмотрении заявления должны быть проверены: наличие у обратившегося лица соответствующих прав, возможность их реализации в порядке, указанном в заявлении, и фактические обстоятельства, от которых зависит принятие решения по заявлению.
Отказ в принятии письменного заявления возможен только по основаниям, предусмотренным законом. При этом по требованию гражданина отказ в принятии заявления должен быть немедленно засвидетельствован лицом, осуществляющим прием, регистрацию или рассмотрение заявлений, в форме резолюции на заявлении или в иной письменной форме.
По результатам рассмотрения заявления соответствующий орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления должны принять обоснованное решение, направить его заявителю и обеспечить его исполнение. В случае отказа в удовлетворении заявления решение должно содержать мотивы отказа, ссылку на нормативный правовой акт, в соответствии с которым заявленные требования не подлежат удовлетворению, а также разъяснение возможного порядка обжалования решения.
3. Жалобы граждан
Граждане имеют право обращаться с жалобами в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления от своего имени, а в установленных законом случаях - от имени других лиц.
Жалобы граждан рассматриваются должностными лицами местного самоуправления, уполномоченными принять решение по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, либо должностными лицами местного самоуправления, которым указанные должностные лица подчинены, подотчетны или подконтрольны. При рассмотрении жалобы должны быть проверены указанные в ней фактические обстоятельства и сделаны выводы о ее обоснованности. При необходимости должны истребоваться соответствующие документы, проводиться экспертизы, опрашиваться должностные лица и граждане, осуществляться проверка изложенных в жалобе сведений с выездом на место. Решение по жалобе может быть принято только после проверки всех обстоятельств, являющихся причиной жалобы. Лицо, подавшее жалобу, вправе знакомиться с материалами ее проверки.
По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления должны принять решение, направить его лицу, подавшему жалобу, и обеспечить исполнение принятого решения.
Руководители органов местного самоуправления должностные лица местного самоуправления осуществляют проверку ведения учета жалоб, полноты и достоверности информации о выявленных нарушениях, а также несут ответственность за устранение причин и условий, повлекших нарушения.
10. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения
обращений граждан в органы местного самоуправления
1. Контроль за соблюдением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления и муниципальными организациями законов и нормативных правовых актов муниципального образования, регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе контроль за полнотой, своевременностью и объективностью рассмотрения обращений, а также за исполнением принятых по результатам рассмотрения обращений решений, осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, которым подчинены, подотчетны или подконтрольны указанные органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления и муниципальные организации.
2. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, государственные органы осуществляют надзор за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов Рязанской области и уставов муниципальных образований при рассмотрении обращений граждан.
11. Порядок обжалования решений органов и
должностных лиц местного самоуправления
Нарушение должностным лицом органа местного самоуправления сроков и порядка рассмотрения, а также неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, могут быть обжалованы:
- в органах местного самоуправления (вышестоящему должностному лицу органа местного самоуправления на действия или бездействие должностных лиц);
- в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Ответственность за нарушение
настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|