Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 02.10.2006 № А54-2967/2006-С18
<ПЕНСИОНЕРЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ, А ЗНАЧИТ И В КАЧЕСТВЕ ГРАЖДАН, ИЩУЩИХ РАБОТУ; ТАК КАК ОНИ УЖЕ СОЦИАЛЬНО ЗАЩИЩЕНЫ ГОСУДАРСТВОМ ПОСРЕДСТВОМ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ, ТО СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НЕ ДОЛЖНА ВЫДАВАТЬ ИМ РЕШЕНИЯ О СОХРАНЕНИИ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ЗА ТРЕТИЙ МЕСЯЦ СО ДНЯ УВОЛЬНЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 02.04.2007 № А54-2967/2006 данное решение и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2006 г. № А54-2967/2006-С18

(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Рязаньзернопродукт" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственному учреждению "Центр занятости населения города Рязани" г. Рязани о признании недействительным решения, выраженного в форме справки № 261 от 03.05.2006.
Представитель заявителя поддержала заявленные требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика по предъявленным требованиям возражает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен гр. К., который в судебном заседании изложил позицию по спору, аналогичную позиции ответчика.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
03.02.2006 пенсионер К. был уволен из ОАО "Рязаньзернопродукт" по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников).
08.02.2006 ГУ "Центр занятости населения г. Рязани" зарегистрировало К. в качестве ищущего работу.
По прошествии третьего месяца органами службы занятости пенсионер К. трудоустроен не был.
03.05.2006 ГУ "Центр занятости населения г. Рязани" приняло решение, оформленное справкой № 261, о выплате К. средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.
Выдача таких решений осуществляется названными органами в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 "Порядком регистрации безработных граждан".
В порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ пенсионер К. обратился в ОАО "Рязаньзернопродукт" с требованием о получении сохраняемого среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
Посчитав принятое ГУ "Центр занятости населения г. Рязани" решение неправомерным, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим требованием.
Оценив материалы дела, доводы представителей сторон, Арбитражный находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Свои выводы суд основывал на следующих обстоятельствах.
В соответствии с абз. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В соответствии с абз. 2 указанной статьи Кодекса в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно п. 1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).
Данное положение согласуется с п. 3 ст. 3 ФЗ "О занятости населения в РФ", согласно которому безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, то есть законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В предмет доказывания входит исключительность отмеченных в ч. 2 ст. 178 ТК РФ обстоятельств (случаев).
Однако такого рода исключительность службой занятости не доказана. Кроме того, ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как указывается в п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 16.12.1997 № 20-П, перечень случаев (социальных рисков), с которыми названная конституционная норма связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера.
Вместе с тем, относя установление таких фактов к сфере регулирования законом, она подтверждает конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в ней и предусмотренных законом случаев. Они обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.
Пункт 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на защиту от безработицы. Такая защита обеспечивается наряду с иными мерами материальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными.
Пунктом 2 названного выше Порядка регистрации безработных граждан предусмотрено несколько стадий регистрации не имеющих работы граждан:
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы, регистрация граждан в качестве безработных;
- перерегистрация безработных граждан.
Абзац 3 п. 2 ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ" гласит, что при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения и Российской Федерации" государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.
Как видно из материалов дела, К. является пенсионером и получает пенсию.
Принимая во внимание изложенное, исходя из анализа приведенных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельства дела, следует вывод о том, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных.
Поскольку из содержания п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, а значит и в качестве граждан, ищущих работу; так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии, то служба занятости не должна выдавать им решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным решение Государственного учреждения "Центр занятости населения города Рязани" г. Рязани, выраженного в форме справки № 261 от 03.05.2006, проверенное на соответствие Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения и Российской Федерации".
Обязать Государственное учреждение "Центр занятости населения города Рязани" устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Рязаньзернопродукт".
2. Возвратить ОАО "Рязаньзернопродукт" из федерального бюджета государственную пошлину, оплаченную платежным поручением № 1407 от 20.07.2006.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru