Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 29.09.2006 № А54-3270/2006-С21
<В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СТАДИИ ЛИКВИДАЦИИ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ПО БЕССПОРНОМУ ВЗЫСКАНИЮ НАЛОГОВ И ПЕНЕЙ ПУТЕМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ИХ ВЗЫСКАНИИ ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА СЧЕТАХ В БАНКЕ И ВЫСТАВЛЯТЬ НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО РЕШЕНИЯ ИНКАССОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ НА СПИСАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БАНК, ПОСКОЛЬКУ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ БЕССПОРНЫЙ (МИНУЯ ЛИКВИДАЦИОННУЮ КОМИССИЮ) ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ, ЧТО ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ОЧЕРЕДНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОСТАЛЬНЫХ КРЕДИТОРОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 25.01.2007 № А54-3270/2006-С21 данное решение оставлено без изменения



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2006 г. № А54-3270/2006-С21

(Извлечение)

ОАО "Рязанский комбайновый завод" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС № 1 по Рязанской области о признании незаконными действий руководителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области по вынесению решения № 5070 от 18.07.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на общую сумму 1346500,96 руб.
Представители заявителя уточнили заявленные требования и просят признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области № 5070 от 18.07.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель пояснил, что 02.06.2006 была создана ликвидационная комиссия, которая незамедлительно сообщила налоговому органу о процедуре ликвидации общества. 14.06.06 были получены свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и о принятии решения о ликвидации. Была дана публикация в Вестнике 14.06.06, был открыт расчетный счет. Налоговый орган как один из кредиторов в двухмесячный срок, до введения процедуры принудительной ликвидации, вправе был заявить свои требования. Налоговый орган 24.07.2006 направил обществу заявление о включении в реестр требований кредиторов задолженности по состоянию на 19.07.2006. Несмотря на это, налоговый орган выносит оспариваемое решение и выставляет инкассовые поручения в банк. Налогоплательщик считает, что налоговым органом нарушены требования п. 3 ст. 49 НК РФ и ст. 64 ГК РФ. Принятием оспариваемого решения налоговый орган нарушил порядок очередности кредиторов. При ликвидации все вопросы решает ликвидационная комиссия, которая принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов с учетом очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. В данный момент из-за действий налогового органа общество не может выполнить процедуру принудительной ликвидации и не может производить текущие платежи. Также пояснил, что налоговый орган дважды заявил требования на одну и ту же сумму, что незаконно.
Представитель налогового органа не признала требования налогоплательщика, доводы изложены в отзыве. Указала на то, что своими действиями не нарушает законных прав и интересов кредиторов 1, 2 и 3 очереди. В инкассовых поручениях четко указана очередность списания - 4. Считает, что общество не указало, какие его права и интересы нарушены оспариваемым решением.
В ходе рассмотрения материалов дела судом установлено:
19.04.2006 Арбитражным судом Рязанской области по делу № А54-613/2006-С19 принято решение о ликвидации ОАО "Рязанский комбайновый завод". Обязанность по осуществлению ликвидации возложена на высший орган управления обществом - общее собрание акционеров. Решение суда вступило в законную силу.
02.06.2006 на внеочередном собрании акционеров ОАО "Рязанский комбайновый завод" выбрана ликвидационная комиссия в количестве трех человек, председателем которой избран Г.
14.06.2006 Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области ликвидационной комиссии ОАО "Рязанский комбайновый завод" выдано свидетельство о принятии решения о ликвидации ОАО "Рязанский комбайновый завод" от 14.06.2006 серии 62 № 001811786 и свидетельство от 14.06.2006 серии 62 № 001811787 о формировании ликвидационной комиссии ОАО "Рязанский комбайновый завод".
В соответствии со ст. 63 ГК РФ заявитель опубликовал сообщение о ликвидации ОАО "Рязанский комбайновый завод" в Вестнике государственной регистрации № 23 от 14.06.2006 и для удовлетворения требований кредиторов ОАО "Рязанский комбайновый завод" открыт расчетный счет в филиале "Рязанский" ООО "Промрегионбанк".
Налоговый орган 24.07.2006 направил обществу заявление о включении в реестр требований кредиторов задолженности по состоянию на 19.07.2006.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области в адрес ОАО "Рязанский комбайновый завод" направлено требование № 75158 об уплате налога по состоянию на 28.06.2006 об уплате в срок до 08.07.2006 задолженности в сумме 1242065 руб. и пени - 104435,96 руб.
Поскольку срок исполнения обязанности по уплате задолженности и пени, установленный требованием № 75158, истек 08.07.2006, налоговым органом принято решение № 5070 от 18.07.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на общую сумму 1346500,96 руб.
На основании решения № 5070 от 18.07.2006 Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области выставлены инкассовые поручения № 13435, 13436 от 18.07.2006, которые банком 19.07.2006 помещены в картотеку.
Не согласившись с решением № 5070 от 18.07.2006 в полном объеме, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Согласно пункту 2 названной статьи Кодекса взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств.
Вместе с тем необходимо учитывать, что статьей 49 НК РФ предусмотрен иной порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
В силу пункта 1 названной нормы Кодекса обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 статьи 49 НК РФ предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь.
При этом пунктом 2 статьи 64 ГК РФ определено, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 64 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5 статьи 64 ГК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Приведенные положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних. Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и выставлять на основании этого решения инкассовые поручения на списание денежных средств в банк, поскольку такое решение предполагает бесспорный (минуя ликвидационную комиссию) порядок взыскания, что противоречит положениям статьи 64 ГК РФ и статьи 49 НК РФ и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Судом установлено, что решение № 5070 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на общую сумму 1346500,96 руб. вынесено Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области 18.07.2006, а также выставлены инкассовые поручения № 13435 от 18.07.2006 на сумму 1242065 руб., № 13435 от 18.07.2006 - на сумму 104435,96 руб. после принятия решения о ликвидации ОАО "Рязанский комбайновый завод". В случае обоснованности направленного требования № 75158 об уплате налога по состоянию на 28.06.2006 оно подлежало бы удовлетворению ликвидационной комиссией за счет денежных средств ОАО "Рязанский комбайновый завод", в том числе полученных от реализации его имущества, с учетом очередности.
Довод налогового органа о том, что списание денежных средств со счетов ОАО "Рязанский комбайновый завод" не ущемляет прав первой и второй очереди реестра кредиторов, является несостоятельным, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового и гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, в силу которых эта обязанность исполняется ликвидационной комиссией, а не банком. Кроме того, налоговый орган 24.07.2006 направил обществу заявление о включении в реестр требований кредиторов задолженности по состоянию на 19.07.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, которое приняло акт, решение.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое решение, как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы ОАО "Рязанский комбайновый завод" в сфере экономической деятельности, следует признать недействительным.
Расходы по оплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ в сумме 2000 руб. относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2004) налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области № 5070 от 18.07.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на сумму 1346500,96 руб., вынесенное в отношении ОАО "Рязанский комбайновый завод" (г. Рязань), проверенное на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Рязанский комбайновый завод", расположенного по адресу: г. Рязань, основной государственный регистрационный номер 1036206003448.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru