Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 29.09.2006 № А54-2709/2006-С22
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ, ВЫРАЗИВШИХСЯ В ОТКАЗЕ ВЫДАТЬ ИСТЦУ РАЗРЕШЕНИЕ НА РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, ТАК КАК ОТВЕТЧИК НЕ ПРЕДСТАВИЛ СУДУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ОБОСНОВАННОСТИ И ЗАКОННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПО ОТКАЗУ В ВЫДАЧЕ ВЫШЕНАЗВАННОГО РАЗРЕШЕНИЯ, А ТАКЖЕ МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА ОПРОВЕРГАЮТСЯ ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА О ТОМ, ЧТО ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НАХОДИТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ТОРГОВЛЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ С СОДЕРЖАНИЕМ ЭТИЛОВОГО СПИРТА БОЛЕЕ 15%>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 14.06.2007 № А54-2709/2006-С22 данное решение и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2006 г. № А54-2709/2006-С22

(Извлечение)

ООО "Эксельсиор", г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании действий Управления потребительского рынка администрации города Рязани, выразившихся в отказе выдать разрешение на розничную торговлю алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% баром ресторана КРЦ "Карамболь", незаконными. В предварительном судебном заседании 12 июля 2006 года произведена замена ответчика: вместо Управления потребительского рынка к участию в деле привлечена Администрация города Рязани, поскольку в соответствии с Положением об Управлении потребительского рынка, оно не является юридическим лицом.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель не подпадает под ограничения, действующие для розничной продажи алкогольной продукции.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации города Рязани в судебном заседании заявленные требования отклонила, заявив, что бар ресторана "Карамболь", принадлежащий ответчику, располагается на территории ближе 50 метров, установленных решением Рязанского городского Совета для определения территорий, прилегающих к объектам повышенной опасности (вокзал "Рязань-2"), на которых запрещена розничная торговля алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта выше 15%.
Из материалов дела судом установлено.
8 июня 2006 года ООО "Эксельсиор" обратилось в адрес Управления потребительского рынка Администрации города Рязани с заявлением на получение разрешения на территориальное размещение торгового объекта розничной продажи алкогольной продукции (для юридических лиц) по адресу: г. Рязань, без ограничения крепости сроком на один год, с приложением учредительных документов, сведений о постановке на налоговый учет, подтверждением права на помещения (договора субаренды и аренды).
8 июня 2006 года Администрацией города Рязани выдано разрешение № 2005 на территориальное размещение торгового объекта розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции. Письменного отказа в выдаче разрешения на торговлю более крепкой алкогольной продукцией в адрес заявителя не направлено.
Не согласившись с действиями Администрации города Рязани по ограничению права розничной торговли алкогольной продукцией, ООО "Эксельсиор" обратилось в Арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции установлен Федеральным законом № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Статья 16 указанного закона устанавливает запреты и ограничения на торговлю алкогольной продукцией, в частности, в пункте 3 установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Законом Рязанской области № 45-ОЗ от 3 апреля 2006 года "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Рязанской области" запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, остановках транспорта общего пользования, молодежных дискотеках, местах проведения общественно-политических и культурно-массовых мероприятий) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах. При этом право установления прилегающих территорий предоставлено органам местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Рязанской области (статья 8).
17 апреля 2006 года Правительством Рязанской области издано Постановление № 91 "О порядке определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Рязанской области", которым утвержден соответствующий Порядок. В соответствии с указанным актом под прилегающей территорией понимается определенная органами местного самоуправления зона вокруг объекта (или на территории объекта), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (далее - прилегающая территория). Прилегающие территории устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по согласованию с администрациями муниципальных районов и городских округов Рязанской области.
Прилегающие территории определяются путем установления расстояния в метрах от объектов, относящихся к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, до входных дверей объекта торговли или общественного питания, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Правительством Рязанской области установлено минимальное расстояние от объектов, относящихся к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, до входных дверей объекта торговли или общественного питания, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции - не менее 25 метров.
На период подачи и рассмотрения заявки ООО "Эксельсиор" о предоставлении разрешения на право торговли в розницу алкогольной продукцией действовало решение Рязанского городского Совета № 472 от 29 ноября 2001 года в части, не противоречащей вышеуказанным нормативным актам.
Решением установлено, расстояние от мест нахождения источников повышенной опасности (вокзалов, аэропортов, объектов военного назначения), на которых не допускается розничная реализация алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта более 13 процентов (от входных дверей названных объектов до входных дверей предприятий, за исключением случаев размещения объектов через улицу с движением общественного транспорта), для стационарных предприятий торговли и общественного питания, а также павильонов, имеющих торговый зал и помещения для хранения товаров, рассчитанных на одно или несколько рабочих мест, должно составлять не менее 50 метров по пешеходной зоне.
Кроме вышеуказанных нормативных актов на территории города Рязани действует Положение о порядке оформления и выдачи разрешения на территориальное размещение торгового объекта розничной продажи алкогольной продукции, утвержденное постановлением Администрации города Рязани № 1704 от 29 апреля 2003 года. В соответствии с указанным нормативным актом разрешение, выдаваемое Управлением потребительского рынка, является документом, удостоверяющим согласие органа местного самоуправления на размещение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем объекта розничной торговли алкогольной продукцией в указанном месте на территории города Рязани. Разрешение оформляется и выдается отдельно на каждый объект торговли (общественного питания) после рассмотрения заявления и принятия решения.
Юридическая оценка указанного нормативного акта не является предметом настоящего спора. На момент совершения оспариваемых заявителем действий и на момент вынесения судом настоящего решения Положение о порядке оформления и выдачи разрешения никем не оспорено, не приостановлено и не признано недействительным.
ООО "Эксельсиор" расположено по адресу: г. Рязань, и занимает помещения общей площадью 1483,8 кв. м, в том числе помещения первого этажа 1031,5 кв. м, помещения второго этажа 76,4 кв. м, подвальные помещения 375,9 кв. м, на основании договора субаренды с ООО "Центр игрового бизнеса - Ивлев" от 01.05.2006. ООО "Центр игрового бизнеса - Ивлев" является арендатором на основании договора аренды с АОЗТ "Рязаньтурист" от 01.01.1996 на срок до 2021 г. как правопреемник ИЧП "Рязанский центр игрового бизнеса - Ивлев".
В материалах дела имеется несколько противоречащих друг другу сообщений о расстояниях между предприятием общественного питания - баром КРЦ "Карамболь" и объектом общественной опасности - вокзалом "Рязань-2".
Администрацией города Рязани в обоснование своей позиции представлены: акт обследования предприятия розничной торговли (общественного питания) на соответствие требованиям и условиям, предъявляемым к обороту алкогольной продукции от 23 мая 2006 года № 199, в котором зафиксировано нахождение на прилегающей территории железнодорожного вокзала "Рязань-2". В скобках указано число 35. При этом, как пояснил представитель Администрации, замер производился от входных дверей в здание, в котором расположен бар КРЦ "Карамболь", до ближайшей точки здания вокзала.
Этот документ, по заявлению представителя администрации, явился основанием для отказа в выдаче разрешения на торговлю алкогольной продукцией крепостью более 15%.
Кроме того, администрацией представлено письмо МУП "Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству" от 20.06.2006 № 10/823-06ц, согласно которому расстояние от входных дверей бара ООО "Эксельсиор" по адресу: г. Рязань, до здания железнодорожного вокзала "Рязань-2" составляет 33,0 м.
В качестве доказательств, опровергающих информацию, предоставленную ответчиком, ООО "Эксельсиор" предоставило в материалы дела письмо Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", в котором указано, что минимальное расстояние от входных дверей в бар ресторана, расположенного в КРЦ "Карамболь", до здания железнодорожного вокзала "Рязань-2" составляет 60,56 м.
Экспертным заключением № 0801 от 28 августа 2006 года ООО "Эдо-Аудит" установлено, что кратчайшее расстояние от входных дверей предприятия общественного питания (бара), расположенного в здании лит. А Культурно-развлекательного центра "Карамболь" по адресу: г. Рязань, до здания железнодорожного вокзала "Рязань-2" составляет 52,71 м. Как пояснил эксперт в судебном заседании, расстояние измерялось от входной двери в бар, находящейся внутри здания, до выхода, отмеченного на схеме № 2, далее - по ступенькам вниз - кратчайшее расстояние до угла здания вокзала.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик в обоснование своих действий сослался на акт обследования предприятия розничной торговли (общественного питания) от 23 мая 2006 года № 199. При этом пояснить, каким инструментом производился замер расстояния, проверен ли инструмент, представитель пояснить не смог. Более того, в тексте акта не указано, что число 30 является именно расстоянием между объектами, не указана единица измерения, не отражено, между какими точками в пространстве этот замер произведен.
На момент принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%, Администрация иными доказательствами несоответствия ООО "Эксельсиор" требованиям закона и иных нормативно-правовых актов, ограничивающих право на реализацию алкогольной продукции, не располагала.
Представленное Администрацией в судебное заседание письмо МУП "ИКЦ", согласно которому расстояние от входных дверей бара ООО "Эксельсиор" по адресу: г. Рязань, до здания железнодорожного вокзала "Рязань-2" составляет 33,0 м, во-первых, датировано позднее принятия решения Администрацией и поэтому не могло послужить основанием для отказа, во-вторых, опровергается экспертным заключением, имеющимся в материалах дела.
Доводы Администрации города Рязани о том, что расстояние между предприятием общественного питания и объектом источника повышенной опасности должно измеряться не от входных дверей предприятия, а от входных дверей в здание, в котором находится предприятие общественного питания, не соответствует требованиям, установленным п. 4 Порядка определения прилегающих территорий, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 17 апреля 2006 года № 91, и ч. 2 п. 2 решения Рязанского городского Совета от 29 ноября 2001 года № 472.
Входной дверью в предприятие общественного питания - бар КРЦ "Карамболь" является дверь, расположенная в помещении № 43 на плане, приложенном к экспертному заключению, а не вход № 2, отмеченный на том же плане, поскольку по заявлению представителя ООО "Эксельсиор" помещения № 43 и 44 даже не находятся в субаренде заявителя.
Согласно экспертному заключению № 0801 от 28 августа 2006 года ООО "Эдо-Аудит" установлено, что расстояние по пешеходной зоне от входных дверей предприятия общественного питания, расположенного в здании по пл. Димитрова, до входных дверей объекта источника повышенной опасности - железнодорожного вокзала "Рязань-2" составляет 217,56 м.
Заявление Администрации о том, что решение Рязанского городского Совета от 29 ноября 2001 года № 472 действует только в части определения минимального расстояния между объектами, поскольку в остальной части не соответствует Порядку, установленному Правительством Рязанской области, по мнению суда, ошибочно. Согласно действующему Порядку прилегающие территории устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2). Установление прилегающей территории по пешеходной зоне, введенное решением Рязанского городского Совета, не вступает в противоречие с ограничениями, введенными Порядком, если в результате такого измерения прилегающих территорий расстояние в метрах от объектов, относящихся к местам скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, до входных дверей объекта торговли не окажется менее двадцати пяти метров, установленных пунктом 4 Порядка.
Доказательств того, что кратчайшее расстояние между объектом повышенной опасности и входными дверями в предприятие общественного питания составляет менее 25 метров, установленных пунктом 4 Порядка установления прилегающих территорий, ответчиком не представлено.
Доводы о том, что замеры расстояния, произведенные экспертом С., не могут приниматься судом во внимание, поскольку он не имеет достаточного для производства замеров образования и полномочий, судом отклоняются как не основанные на нормах права.
На основании изложенного, суд полагает, что ответчик не представил суду доказательств обоснованности и законности действий по отказу в выдаче ООО "Эксельсиор" разрешения на территориальное размещение торгового объекта розничной продажи алкогольной продукции по адресу: г. Рязань. Материалами дела опровергаются доводы администрации о том, что предприятие общественного питания - бар КРЦ "Карамболь" находится на территории, на которой запрещена торговля алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15%.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что требования, заявленные ООО "Эксельсиор" о признании действий администрации, выразившихся в отказе выдать разрешение на розничную торговлю алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% бару КРЦ "Карамболь", являются обоснованными.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на Администрацию, однако взысканию не подлежат, поскольку органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины. Уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ на основании ст. 104 АПК РФ, п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, взыскиваются Арбитражным судом со стороны. В данном случае, поскольку суд полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы по экспертизе относятся на Администрацию города Рязани.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать действия Администрации города Рязани, выразившиеся в отказе выдать ООО "Эксельсиор", г. Рязань, разрешение на розничную торговлю алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% баром КРЦ "Карамболь", проверенное на соответствие решению Рязанского городского Совета № 472 от 29 ноября 2001 года и Порядку определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции на территории Рязанской области, утвержденному Постановлением Правительства Рязанской области от 17 апреля 2006 г. № 91, незаконными.
2. Обязать Администрацию города Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Эксельсиор".
3. Взыскать с Администрации города Рязани в пользу ООО "Эксельсиор" расходы по оплате экспертизы в сумме 6000 руб.
4. Возвратить ООО "Эксельсиор", г. Рязань, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную платежным поручением от 16 июня 2006 года № 7.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru