Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 22.09.2006 № А54-3335/2006-С21
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ, ТАК КАК ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В МАТЕРИАЛЫ ДЕЛА ДОКУМЕНТАМИ ПОДТВЕРДИЛОСЬ ОТСУТСТВИЕ СОСТАВА И СОБЫТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2006 г. № А54-3335/2006-С21

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Регата", г. Рязань, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Территориального управления Роспотребнадзора по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 1990 от 21.07.2006.
Определением Арбитражного суда от 30.08.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено ООО "Ликеро-водочный завод "Касимовский".
Представитель заявителя поддерживает требование об отмене Постановления по делу об административном правонарушении № 1990 от 21.07.2006, доводы изложены в заявлении.
Представители Роспотребнадзора возражают, указывая на то, что марки нанесены с нарушением правил маркировки, доводы изложены в отзыве.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что в Правилах маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785, в пунктах 5 и 6 конкретно не указано место нанесения федеральных специальных марок на стеклобутылку. Считает, что довод административного органа о том, что марки нанесены с нарушением правил маркировки, т.е. не на горловину и пробку бутылки, неправомерен.
Из представленных материалов следует: 14.07.2006 инспектором ОБППР ОМОБ г. Рязани Б. проведена проверка ООО "Регата" на предмет соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
14.07.2006 с 14 час. 50 мин. по 15 час. 25 мин. инспектором ОБППР ОМОБ г. Рязани Б. в присутствии понятых К., Е. с участием и.о. директора супермаркета "Регата" А. в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ произведен осмотр помещения супермаркета "Регата", расположенного по адресу: г. Рязань, о чем составлен протокол осмотра помещений, территорий.
В ходе проверки установлено, что 14.07.2006 в 15 час. 30 мин. на ул. Михайловское шоссе г. Рязани в супермаркете "Регата" осуществлялась торговля алкогольной продукцией, а именно: водка "Касимовская невеста", в стеклянных бутылках, емк. 0,5 л, крепостью 40%, производства ООО "Ликеро-водочный завод "Касимовский", Рязанская область, г. Касимов, дата розлива 30.05.2006, федеральные специальные марки: 002403470609; 002403473311; 002403473184; 002403473182; 002403472385; 002403473155; 002403473199, в количестве 7 бутылок по цене 80 руб. за 1 бутылку. Марки наклеены не на горловину и пробку бутылок, а между этикетками и контрэтикетками. Торговля осуществлялась с нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. способ наклейки марок не обеспечивает ее повреждения при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования, чем нарушен п. 2 Постановления Правительства РФ № 212 от 11.04.2003 "О маркировке алкогольной продукции федеральными, специальными марками нового образца"; п. 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 11.04.2003 № 212.
14 июля 2006 г. в присутствии директора ООО "Регата" Г. был составлен протокол об административном правонарушении № 02004. В объяснениях в протоколе об административном правонарушении № 02004 от 14.07.2006 директор Г. пояснил, что "водка "Касимовская невеста", 0,5 л, была закуплена на ЛВЗ "Касимовский" с уже наклеенными специальными федеральными марками".
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным врачом по Рязанской области - руководителем ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области вынесено Постановление № 1990 по делу об административном правонарушении от 21.07.2006, согласно которому на ООО "Регата" наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30000 руб. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Как отражено в Постановлении № 1990 от 21.07.2006, марки наклеены не на горловину и пробку бутылок, а между этикетками и контрэтикетками, то есть способ наклейки марок не обеспечивает ее повреждения при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
Не согласившись с Постановлением ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области № 1990 от 21.07.2006, ООО "Регата" обратилось в Арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд считает заявление ООО "Регата" обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Общество с ограниченной ответственностью "Регата" зарегистрировано Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 27.02.1996, регистрационный номер 12512.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.
Согласно п. 6 ст. 12 названного закона за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Правительство Российской Федерации издало Постановление от 11.04.2003 № 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.04.2003 № 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" утверждены прилагаемые Требования к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Правительство Российской Федерации издало Постановление от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" и утвердило прилагаемые Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, Требования к образцам федеральных специальных марок, Форму отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", кроме пункта 2 указанного постановления.
Как определено в п. 2 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785, для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок и носителей информации, подтверждающих фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система), должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте.
Согласно п. 1 Требований к образцам федеральных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785, для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимой на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт алкогольной продукции, применяются следующие образцы федеральных специальных марок:
а) федеральные специальные марки, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 212 и изготовленные в соответствии с требованиями, утвержденными указанным Постановлением, и носители информации, подтверждающие фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
б) федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с настоящими требованиями. На федеральные специальные марки наносятся: гильоширные фоновые сетки и элементы с ирисными переходами цвета красок в сетках; голографическое изображение способом горячего тиснения с элементами деметаллизации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на алкогольную продукцию водка "Касимовская невеста", в стеклянных бутылках, емк. 0,5 л, крепостью 40%, производства ООО "Ликеро-водочный завод "Касимовский", Рязанская область, г. Касимов, дата розлива 30.05.2006, были нанесены федеральные специальные марки: 002403470609; 002403473311; 002403473184; 002403473182; 002403472385; 002403473155; 002403473199 с надписью "Алкогольная продукция свыше 25%" (то есть в соответствии с п. 3 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками").
Согласно п. 5 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", нанесение на алкогольную продукцию носителя информации, указанного в пункте 2 настоящих Правил, должно обеспечивать возможность считывания сведений о маркируемой алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы.
В соответствии с п. 6 названных Правил федеральные специальные марки не должны перекрывать информацию, нанесенную на потребительскую тару.
В данном случае Требования к образцам федеральных специальных марок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785, не содержат указания на способ наклейки марок.
Как установлено судом, федеральные специальные марки: 002403470609; 002403473311; 002403473184; 002403473182; 002403472385; 002403473155; 002403473199 с надписью "Алкогольная продукция свыше 25%", нанесены на алкогольную продукцию между этикетками и контрэтикетками, что обеспечивает возможность считывания сведений о маркируемой алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы; федеральные специальные марки не перекрывают информацию, нанесенную на потребительскую тару. Нарушение требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", не установлено.
Подлинность федеральных специальных марок административным органом не оспаривается.
Доказательства повторного использования федеральных специальных марок административным органом не представлены.
Способ наклейки федеральных специальных марок не противоречит требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
При таких обстоятельствах суд считает, что вина общества во вменяемом административном правонарушении не доказана административным органом.
Ссылка административного органа на нарушение обществом "Регата" пункта 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", отклоняется судом как неосновательный.
Действительно, в силу пункта 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
Вместе с тем, суд считает, что требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", распространяются лишь на федеральные специальные марки, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 212, о чем свидетельствует и п. 4 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Согласно п. 4 названных Правил федеральные специальные марки, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 212, на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, наносятся в соответствии с требованиями, утвержденными указанным Постановлением, то есть Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 212.
Таким образом, суд считает, что к спорным правоотношениям применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
В связи с тем, что административным органом не доказана вина общества во вменяемом административном правонарушении, наложение на ООО "Регата" штрафа в сумме 30000 руб. незаконно.
Учитывая изложенное, Постановление ТУ Роспотребнадзора по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 1990 от 21.07.2006 является незаконным и подлежит отмене полностью.
При таких обстоятельствах заявление ООО "Регата" подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 181, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 1.5, 2.1, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2, 30.1, 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление Территориального управления Роспотребнадзора по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 1990 от 21.07.2006 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Регата" (г. Рязань) административного наказания в виде штрафа в сумме 30000 руб., предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, признать незаконным и отменить полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru