Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 15.09.2006 № А54-3836/2006-С21
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ОРГАНОМ НАРУШЕН ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В СВЯЗИ С ЧЕМ НЕ ВЫЯСНЕНЫ ВСЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА И НЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМИССИИ ПРИ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. РЯЗАНИ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАКОННЫМ И ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2006 г. № А54-3836/2006-С21

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "СтройПромСервис", г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Административной комиссии при органах местного самоуправления г. Рязани, Администрации города Рязани об отмене Постановления № 5430 от 23.08.2006 по делу об административном правонарушении, вынесенного Административной комиссией при органах местного самоуправления г. Рязани о наложении штрафа в размере 10000 руб.
Представитель общества поддерживает заявленное требование об отмене Постановления от 23.08.2006 № 5430 о привлечении заявителя к административной ответственности, полагая, что данное привлечение в виде штрафа в сумме 10000 руб. незаконно и необоснованно. При этом поясняет, что протокол административного правонарушения был составлен в отсутствие законного представителя ООО "СтройПромСервис", что является грубым нарушением статьи 28.2 КоАП РФ.
Представитель административного органа отклоняет заявленное требование общества, полагая, что административная комиссия при органах местного самоуправления г. Рязани вынесла обоснованное постановление, в связи с этим просит суд в удовлетворении заявленных требований общества отказать. При этом поясняет, что правонарушение выразилось в несоблюдении Правил обеспечения благоустройства, порядка и чистоты в городе. Кроме того, указывает, что заявитель не воспользовался правом на дачу объяснений, которые отражаются в протоколе об административном правонарушении. В связи с этим комиссия самостоятельно исследовала все имеющиеся доказательства и вынесла соответствующее постановление.
Из материалов дела следует.
11.08.2006 в 10 час. 50 мин. специалистом 1 категории Управления общественной безопасности и порядка Б. было установлено, что ООО "СтройПромСервис" не приняло мер по обмыву колес автотранспорта при выезде со строительной площадки, в результате чего произошло загрязнение подъездных путей, а также проезжей части улицы Новоселов, что является нарушением п. 5.11 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в г. Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.01.2004 № 781.
11 августа 2006 г. специалистом 1 категории Управления общественной безопасности и порядка Б. в отсутствие представителя ООО "СтройПромСервис" составлен протокол об административном правонарушении № 654/р. В графе "объяснения" к протоколу об административном правонарушении указано, что "представитель ООО "СтройПромСервис" не прибыл". Также к данному протоколу прилагается копия телефонограммы от 10.08.2006 № 551, в которой Управление общественной безопасности и порядка приглашает представителя ООО "СтройПромСервис" 11.08.2006 к 10 час. 00 мин. на ул. Садовую, для составления и подписания протокола за вывоз грязи со строительной площадки по ул. Новоселов.
Письмом б/н б/д, направленным ООО "СтройПромСервис" 16.08.2006 по адресу: г. Рязань, заказной корреспонденцией, общество приглашено на заседание административной комиссии 23.08.2006 к 15 час. 00 мин. по адресу: г. Рязань. На рассмотрение дела об административном правонарушении 23.08.2006 представитель общества не явился.
23.08.2006 Административной комиссией при органах местного самоуправления г. Рязани вынесено Постановление № 5430 о наложении на ООО "СтройПромСервис" административного взыскания в виде штрафа в размере 10000 руб. за совершение административного правонарушения по ст. 6.5 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" № 63-ОЗ от 06.10.2003, п. 5.11 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в г. Рязани от 22.01.2004 № 781.
Постановление № 5430 по делу об административном правонарушении от 23.08.2006 направлено ООО "СтройПромСервис" заказным письмом 25.08.2006.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "СтройПромСервис" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления недействительным.
Оценив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
Согласно ст. 6.5 Закона Рязанской области от 06.10.2003 № 63-ОЗ "Об административных правонарушениях", нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами Рязанской области и актами органов местного самоуправления Рязанской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно п. 5.11 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в г. Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.01.04 № 781 (ред. от 16.03.2006), во избежание загрязнения подъездных путей и магистральных улиц должен быть обеспечен обмыв колес автотранспорта при выезде со строительных площадок (мест производства работ). Подъездные пути к стройплощадкам должны иметь твердое покрытие.
Вместе с тем при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении Административной комиссией при органах местного самоуправления г. Рязани Постановления по делу об административном правонарушении № 5430 от 23.08.2006 административным органом был нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Указанные данные должны быть отражены в протоколе, который в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является доказательством по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ определяется содержание протокола, называются данные, которые имеют юридическое значение и должны быть в обязательном порядке внесены в него.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 27.01.2003 № 2 (п. 17) разъяснил судам, что положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4). Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Судом установлено, что телефонограммой № 551 от 10.08.2006 Административная комиссия при органах местного самоуправления г. Рязани пригласила законного представителя ООО "СтройПромСервис" 11.08.2006 для составления и подписания протокола за вывоз грязи со строительной площадки по ул. Новоселов. Из протокола об административном правонарушении от 11.08.2006 следует, что общество 11 августа 2006 г. в 10 час. 50 мин. не приняло мер по обмыву колес автотранспорта при выезде со строительной площадки, в результате чего произошло загрязнение подъездных путей, а также проезжей части улицы Новоселов.
Таким образом, суд считает, что протокол об административном правонарушении № 654/р от 11.08.2006 составлен без участия законного представителя ООО "СтройПромСервис"; законному представителю ООО "СтройПромСервис" не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе не отражены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения 11 августа 2006 г. в 10 час. 50 мин. Из протокола неясно, какой именно автотранспорт выезжал со строительной площадки, используемой ООО "СтройПромСервис", и загрязнял подъездные пути, а также проезжую часть улицы Новоселов. Как пояснил представитель административного органа, иные пояснения и доказательства отсутствуют.
В силу п. 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с установленным порядком объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, а также осуществляются иные процессуальные действия.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (п. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
Главой 29 КоАП РФ определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно ст. 29.1 Кодекса судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Несоблюдение административным органом установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что наложение на ООО "СтройПромСервис" штрафа в размере 10000 руб. осуществлено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Учитывая, что административным органом нарушен порядок привлечения к ответственности, в связи с чем не выяснены все обстоятельства дела и не подтверждены соответствующими доказательствами, Постановление Административной комиссии при органах местного самоуправления г. Рязани по делу об административном правонарушении № 5430 от 23.08.2006 является незаконным и подлежит отмене.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 181, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 1.5, 2.1, 25.1, 25.4, 26.2, 26.11, 28.2, 28.5, 28.9, 30.1, 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление по делу об административном правонарушении № 5430 от 23.08.2006, вынесенное Административной комиссии при органах местного самоуправления г. Рязани, о наложении на ООО "СтройПромСервис" (г. Рязань) штрафа в размере 10000 руб. на основании ст. 6.5 Закона Рязанской области от 06.10.2003 № 63-ОЗ "Об административных правонарушениях" признать незаконным и отменить полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru