Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 04.09.2006 № А54-2901/2006-С3
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ В ЧАСТИ ПЕНЕЙ, ТАК КАК ОТВЕТЧИК НАРУШИЛ ТРЕБОВАНИЯ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА ПО ВОПРОСУ ВЗЫСКАНИЯ ПЕНЕЙ И НЕ УКАЗАЛ В НАПРАВЛЕННОМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ТРЕБОВАНИИ ОБ УПЛАТЕ ПЕНЕЙ РАЗМЕР НЕДОИМКИ, ДАТЫ, С КОТОРОЙ НАЧИСЛЯЮТСЯ ПЕНИ, И СТАВКИ ПЕНЕЙ, ТО ЕСТЬ ДАННЫХ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УБЕДИТЬСЯ В ОБОСНОВАННОСТИ ИХ НАЧИСЛЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2006 г. № А54-2901/2006-С3

(Извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области поступило заявление СПК (колхоза) им. Чкалова о признании недействительным требования Межрайонной ИМНС России № 7 по Рязанской области (правопредшественник - Межрайонная ИФНС России № 7 по Рязанской области) № 37 от 16.03.2006 об уплате налогов в части:
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 9066 руб. 59 коп.;
- пени по налогу на содержание жилищного фонда в сумме 651 руб. 55 коп.;
- пени по налогу на нужды образовательных учреждений в сумме 806 руб. 19 коп.;
- пени по ЕНВД в сумме 5 руб. 60 коп.;
- ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (ПФ), в сумме 95168 руб. 94 коп.;
- пени по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (ПФ), в сумме 13205 руб. 76 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ПФ РФ в сумме 11567 руб. 62 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ФСС в сумме 3467 руб. 74 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ФФОМС в сумме 169 руб. 46 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ТФОМС в сумме 2880 руб. 75 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ГФЗ в сумме 936 руб. 39 коп.;
- налог на доходы физических лиц в сумме 877234 руб. 49 коп.;
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 602485 руб.,
а всего на общую сумму 1617686 руб. 8 коп. (с учетом уточнений).
В судебном заседании представителем заявителя было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта, поскольку срок был пропущен по уважительной причине - из-за большого объема работы предприятия, отсутствия в штате предприятия юриста. Ходатайство судом рассмотрено, причина пропуска срока на обжалование требования налогового органа признана уважительной, ходатайство заявителя судом удовлетворено. Судом вынесено протокольное определение о восстановлении пропущенного срока.
Представитель заявителя доводы заявления поддержал.
Представитель налоговой инспекции требования отклонил.
Из материалов дела следует: СПК (колхоз) им. Чкалова 22 октября 2001 г. обратился в налоговую инспекцию с заявлениями о предоставлении права на реструктуризацию:
- задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов на общую сумму 1269359 руб., а также пени и штрафам на сумму 2029534 руб.;
- задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам на общую сумму 1017993 руб., а также пени и штрафам на сумму 981972 руб.
На основании указанных заявлений налоговой инспекцией 05.11.2001 было принято решение № 11 о предоставлении права на реструктуризацию просроченной задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов на общую сумму 1269359 руб., а также пени и штрафам на сумму 2029534 руб. и решение № 12 от 12.11.2001 о предоставлении права на реструктуризацию просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам на общую сумму 1017993 руб., а также пени и штрафам на сумму 981972 руб.
20 ноября 2001 г. налогоплательщик обратился с дополнительными заявлениями о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным за период рассмотрения заявлений, то есть с 01.10.2001 по 05.11.2001.
20 ноября 2001 г. были приняты дополнительные решения № 11-доп и № 12-доп о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным за период рассмотрения заявлений, то есть с 01.10.2001 по 05.11.2001.
В связи с уплатой в 1 квартале 2003 г. текущих платежей по налогам и сборам, сумм основного долга по графику реструктуризации не в полном объеме налоговая инспекция решением № 6 от 21.04.2003 прекратила действие решений № 11 от 05.11.2001, № 12 от 12.11.2001, № 11-доп и № 12-доп от 20.11.2001 о реструктуризации задолженности по федеральным, областным и местным налогам и по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов по состоянию на 01.04.2003.
В результате этого на лицевом счете налогоплательщика была восстановлена вся задолженность после утраты права на реструктуризацию с учетом уплаты по налогам, сборам, а также начисленным пеням, штрафам.
16 марта 2004 г. налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование № 37 об уплате налогов и пеней. В указанное требование также была включена текущая задолженность и пени, начисленные на текущую задолженность.
Не согласившись с указанным требованием, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, поэтому требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
В соответствии с пояснениями представителя налоговой инспекции суммы налогов и пени, указанные в требовании, сложились из следующих сумм:
Пунктом 1 требования налогоплательщику предложено уплатить пени по НДС в сумме 9552 руб. 21 коп. Как следует из представленного расчета, пени сложились из следующих сумм:
- 9066 руб. 59 коп. - пени, начисленные за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на задолженность в сумме 643257 руб., образовавшуюся в связи с отменой реструктуризации по решению налоговой инспекции № 6 от 21.04.2003;
- 485 руб. 62 коп. - пени, начисленные за период с 22.01.2004 по 03.02.2004 на текущую задолженность в сумме 79479 руб. Предприятие требование в указанной части не оспаривает.
Пени по налогу на содержание жилищного фонда (п. 6 требования) в сумме 651 руб. 55 коп. начислены за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на задолженность по указанному налогу в сумме 46539 руб., образовавшуюся в связи с отменой реструктуризации.
Сбор на нужды образовательных учреждений в сумме 9240 руб. (п. 8 требования) - это текущий платеж по расчету за четвертый квартал 2003 г. В этой части предприятие требование не оспаривает.
Пени в сумме 1227 руб. 99 коп. сложились из следующих сумм:
- 775 руб. 59 коп. - пени, начисленные за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на задолженность в сумме 55399 руб. 52 коп., образовавшуюся в связи с отменой реструктуризации;
- 421 руб. 80 коп. - пени на текущую задолженность. В указанной части налогоплательщик требование не оспаривает;
- 30 руб. 60 коп. - расчет пени не представлен.
Единый налог на вмененный доход в сумме 63 руб. (п. 10 требования) указан в требовании в связи с подачей налогоплательщиком 16.01.2004 налоговой декларации по ЕНВД за четвертый квартал 2003 г., согласно которой сумма подлежащего к уплате налога составила 63 руб. (строка 250 декларации), то есть указанная сумма является текущим платежом. Налогоплательщик требование в указанной части не оспаривает.
Пени в сумме 7 руб. 11 коп. образовались из следующих сумм:
- 1 руб. 51 коп. - пени, начисленные на текущую задолженность в сумме 63 руб., начисленные за период с 26.01.2004 по 16.03.2004. В указанной части налогоплательщик требование не оспаривает;
- 5 руб. 60 коп. - расчет пени налоговой инспекцией не представлен.
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 95168 руб. 94 коп. (п. 17 требования) включен в оспариваемое требование на основании декларации за 2003 г. (строка 0510 декларации).
Пени по ЕСН в сумме 13205 руб. 76 коп. сложились из следующих сумм:
- 4940 руб. 95 коп. начислены за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на задолженность в сумме 352925 руб. 18 коп., образовавшуюся в связи с отменой реструктуризации;
- 4391 руб. 31 коп. - пени, начисленные на текущую задолженность в сумме 95168 руб. 94 коп. за период с 18.11.2003 по 16.03.2004;
- 2432 руб. 45 коп. - пени, начисленные за период с 16.01.2004 по 16.03.2004 на задолженность, образовавшуюся в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации за 2003 г.;
- 1441 руб. 5 коп. - расчет задолженности не представлен.
Пени на задолженность по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 11567 руб. 62 коп. (п. 21 требования) начислены на задолженность в сумме 826258 руб. 89 коп., образовавшуюся в связи с восстановлением сумм после отмены права на реструктуризацию.
Пени на задолженность в ФФОМС в сумме 169 руб. 46 коп. (п. 23 требования) начислены за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на восстановленную задолженность в сумме 12104 руб. после отмены права на реструктуризацию.
Пени на задолженность в ТФОМС в сумме 2880 руб. 75 коп. (п. 24 требования) начислены за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на восстановленную задолженность в сумме 205768 руб. после отмены права на реструктуризацию.
Пени на задолженность в Государственный фонд занятости в сумме 936 руб. 39 коп. (п. 30 требования) начислены за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на восстановленную задолженность в сумме 66885 руб. после отмены реструктуризации.
В оспариваемое требование включены пени, начисленные за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на задолженность, образовавшуюся в связи с отменой права на реструктуризацию задолженности, в том числе:
- в сумме 4940 руб. 95 коп. - по ЕСН;
- 11567 руб. 62 коп. - по взносам в ПФ РФ;
- 169 руб. 46 коп. - по взносам в ФФОМС;
- 2880 руб. 75 коп. - по взносам в ТФОМС;
- 936 руб. 39 коп. - по взносам в ГФЗ;
- 9066 руб. 59 коп. - по НДС;
- 651 руб. 55 коп. - по налогу на содержание жилищного фонда;
- 775 руб. 59 коп. - по сбору на нужды образовательных учреждений.
Оспариваемое требование в указанной части является недействительным в связи с нижеследующим.
В соответствии со ст. 44 НК РФ решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате в бюджет оставшейся задолженности по налоговым платежам.
Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002, установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002.
Согласно п. 8 Порядка проведения реструктуризации при возникновении обстоятельств, указанных в п. 7 названного Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия. Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено. Вместе с тем, в Постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.03.2005 № 13054/04 указано на то, что реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован ст. 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном ст. 46, 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований, указанных в ст. 68 Кодекса.
Из п. 3, 4 ст. 68 НК РФ следует, что при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
В соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса.
Из названных норм следует, что применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней).
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В данном случае при определении предельного срока взыскания суммы пеней следует учитывать совокупность следующих сроков: предусмотренного п. 4 ст. 68 НК РФ тридцатидневного срока с момента получения обществом решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного ст. 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестидесятидневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 46 и п. 7 ст. 47 НК РФ положения этих статей применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В п. 1 ст. 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 1, 3, 5 ст. 75 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.
Как установлено судом, решение об отмене реструктуризации было принято налоговой инспекцией 21.04.2003. Требования о взыскании неуплаченных сумм налогов и сборов налоговой инспекцией в отношении налогоплательщика не выставлялись. Требование об уплате пени выставлено 16 марта 2004 г., то есть за пределами пресекательного срока.
В связи с чем налоговым органом нарушен срок выставления требования в части взыскания суммы пеней по налогам и сборам, начисленным на недоимку, оставшуюся неуплаченной в бюджет при досрочном прекращении действия реструктуризации.
Пропуск налоговым органом срока бесспорного взыскания суммы пеней в силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания недействительным требования налоговой инспекции в части пеней в сумме 4940 руб. 95 коп. по ЕСН; 11567 руб. 62 коп. по взносам в ПФ РФ; 169 руб. 46 коп. по взносам в ФФОМС; 2880 руб. 75 коп. по взносам в ТФОМС; 936 руб. 39 коп. по взносам в ГФЗ; 9066 руб. 59 коп. - по НДС; 651 руб. 55 коп. по налогу на содержание жилищного фонда; 775 руб. 59 коп. - по сбору на нужды образовательных учреждений.
В оспариваемое требование включены пени в сумме:
- 9552 руб. 21 коп. по НДС;
- 651 руб. 55 коп. по налогу на содержание жилищного фонда;
- 1227 руб. 99 коп. по сбору на нужды образовательных учреждений;
- 7 руб. 11 коп. по ЕНВД;
- 13205 руб. 76 коп. по ЕСН в федеральный бюджет;
- 11567 руб. 62 коп. по взносам в ПФ РФ;
- 3467 руб. 74 коп. по взносам в ФСС;
- 169 руб. 46 коп. по взносам в ФФОМС;
- 2880 руб. 75 коп. по взносам в ТФОМС;
- 602485 руб. - по НДФЛ;
- 936 руб. 39 коп. - по задолженности в ГФЗ.
Суд предложил инспекции представить подробный расчет сумм пеней, указанных в оспариваемом требовании.
Налоговый орган представил расчеты пеней по налогам в следующих суммах:
- 9552 руб. 21 коп. по НДС;
- 651 руб. 55 коп. по налогу на содержание жилищного фонда;
- 1197 руб. 39 коп. по сбору на нужды образовательных учреждений;
- 1 руб. 51 коп. по ЕНВД;
- 11764 руб. 71 коп. по ЕСН в федеральный бюджет;
- 11567 руб. 62 коп. по взносам в ПФ РФ;
- 3467 руб. 74 коп. по взносам в ФСС;
- 169 руб. 46 коп. по взносам в ФФОМС;
- 2880 руб. 75 коп. по взносам в ТФОМС;
- 602485 руб. по НДФЛ;
- 936 руб. 39 коп. по задолженности в ГФЗ.
Таким образом, налоговый орган представил расчеты пени в меньшей сумме, чем указано в требовании по следующим налогам:
- в сумме 30 руб. 60 коп. по сбору на нужды образовательных учреждений;
- 5 руб. 60 коп. по ЕНВД;
- 1441 руб. 5 коп. по ЕСН в федеральный бюджет.
В связи с этим в указанных суммах пени налогоплательщик и суд лишены возможности проверить обоснованность и правильность начисления предъявленных к уплате пеней, превышающих размер пеней, указанных в расчетах, представленных налоговым органом в заседании суда. При таких обстоятельствах оспариваемое требование в указанной части суммы пеней, превышающих размер пеней в расчетах налогового органа, является недействительным.
Требование об уплате налога по ЕСН в сумме 95168 руб. 94 коп. и пени в сумме 6823 руб. 76 коп. является недействительным в связи с нижеследующим.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (п. 3 ст. 243 НК РФ). Налогоплательщик представляет налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).
Таким образом, по итогам налогового периода сроком уплаты налога считается 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом, в оспариваемом требовании указан ЕСН в сумме 95168 руб. 94 коп., который подлежит уплате на основании декларации по ЕСН за 2003 г.
Срок уплаты налога по декларации за 2003 г. - 15 апреля 2004 г.
Требование об уплате ЕСН выставлено налоговой инспекцией 16 марта 2004 г., то есть до дня наступления срока уплаты налога, в связи с чем оно является недействительным в части предложения уплатить налог, срок уплаты которого еще не наступил.
Как следует из представленного налоговой инспекцией расчета пени по ЕСН, пени в сумме 4391 руб. 31 коп. и 2432 руб. 45 коп. начислены инспекцией на указанную выше сумму текущей задолженности помесячно.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу п. 1 ст. 53 и п. 1 ст. 54 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под налоговым периодом согласно п. 1 ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Исходя из указанных требований законодательства пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ.
Налоговая база по единому социальному налогу согласно п. 1 ст. 237 НК РФ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 ст. 243 НК РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Поскольку законодателем определено, что сумма ежемесячных авансовых платежей исчисляется не по итогам отчетного периода, а подлежащая уплате в бюджет сумма единого социального налога определяется по итогам отчетных и налоговых периодов исходя из налоговой базы с учетом дифференцированной ставки налогообложения, названный платеж не может квалифицироваться в качестве налога, несвоевременная уплата которого влечет начисление пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для начисления пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода не имеется.
Таким образом, требование в части предложения уплатить пени по ЕСН в общей сумме 6823 руб. 76 коп., начисленные помесячно на суммы авансовых платежей по суммам налога, указанным в декларации по ЕСН за 2003 г., является недействительным.
Кроме того, в оспариваемое требование включены пени на задолженность по взносам в ФСС в сумме 3467 руб. 74 коп. (п. 22 требования), которые начислены за период с 01.01.2004 по 28.01.2004 на задолженность в сумме 247696 руб., образовавшуюся по состоянию на 01.01.2001.
Согласно ч. 1 ст. 65 НК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Налоговым органом не представлены соответствующие налоговые декларации, в которых указана соответствующая сумма задолженности, на которую произведено начисление пени в оспариваемой сумме, не представлены доказательства принятия мер, предусмотренных ст. 70, 46 НК РФ по взысканию самой недоимки. Следовательно, требование в указанной части подлежит признанию недействительным.
В оспариваемое требование также включена недоимка по НДФЛ и пени, начисленные на указанную недоимку.
Недоимка по налогу на доходы физических лиц в сумме 877234 руб. 49 коп. сформировалась из следующих сумм:
- 161725 руб. - недоимка на 01.01.2001;
- 468357 руб. - доначислен налог по акту выездной налоговой проверки № 06/25-4 дсп от 26.02.2001;
- 580387 руб. - доначислен по акту № 05-35/3/10 дсп от 28.01.2003 с учетом платежей, поступивших в период с 2001 - 2003 гг.
Пени в сумме 602485 руб. сформировались:
- 152193 руб. - пени по состоянию на 01.01.2001;
- 187704 руб. - пени по акту выездной налоговой проверки № 06/25-4 дсп от 26.02.2001;
- 262588 руб. - пени по акту № 05-35/3/10 дсп от 28.01.2003.
В отношении недоимки по НДФЛ в сумме 161725 руб. и пени в сумме 152193 руб., образовавшейся по состоянию на 01.01.2001, требование подлежит признанию недействительным в связи с нижеследующим.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ при наличии недоимки по уплате налогов (сборов) налогоплательщику (плательщику сборов) направляется требование об уплате налога и соответствующих пеней в срок не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ и п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" исковое заявление о взыскании недоимки с налогоплательщика может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Из материалов дела следует, что требование об уплате налога и пени по НДФЛ № 37 выставлено налоговой инспекцией обществу 16.03.2004. При этом срок уплаты налога и пени наступил в 2001 г.
То есть требование об уплате налога и пени за его несвоевременную уплату в указанной части направлено ответчику по истечении трехмесячного срока, установленного ст. 70 НК РФ, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Требование в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 1048744 руб. и пени в сумме 450292 руб. также подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
Как установлено судом, на недоимку по НДФЛ в сумме 468357 руб. и пени в сумме 187704 руб., образовавшуюся в связи с принятием налоговой инспекцией акта № 06/25 дсп от 26.02.2001 по результатам выездной налоговой проверки, налоговой инспекцией 26.02.2001 налогоплательщику было выставлено требование № 8 об уплате НДФЛ в сумме 468357 руб. и пени в сумме 187704 руб.
11 февраля 2003 г. налоговой инспекцией было выставлено требование № 2 об уплате НДФЛ в сумме 580387 руб. и пени в сумме 262588 руб., начисленных по акту проверки № 05-35/3/10 дсп от 28.01.2003.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено выставление повторного требования на неуплаченные суммы налога и пени. В силу ст. 71 НК РФ налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование только в том случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора.
В случае неуплаты налога и пени в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговая инспекция в соответствии со ст. 46, 47 НК РФ должна применить принудительную процедуру взыскания указанных сумм путем выставления инкассовых поручений на счета в банки и взыскания неуплаченных сумм за счет имущества налогоплательщика.
Таким образом, требование налоговой инспекции является в указанной части недействительным.
Кроме того, оспариваемое требование не соответствует ст. 69 НК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение ст. 69 Кодекса в оспариваемом требовании инспекцией не указаны ни размер недоимки, на которую начислены пени, ни налоговый период образования спорной недоимки, ни ставка пеней.
В п. 19 Постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Следовательно, инспекцией не выполнены требования законодательства о налогах и сборах, в силу чего общество не имеет возможности проверить правильность начисления пеней и обоснованность их размера. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, суд считает, что требование заявителя о признании недействительным требования № 37 от 16.03.2004 в части взыскания пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 9066 руб. 59 коп.; пени по налогу на содержание жилищного фонда в сумме 651 руб. 55 коп.; пени по налогу на нужды образовательных учреждений в сумме 806 руб. 19 коп.; пени по ЕНВД в сумме 5 руб. 60 коп.; ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (ПФ), в сумме 95168 руб. 94 коп.; пени по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (ПФ), в сумме 13205 руб. 76 коп.; пени по задолженности по взносам в ПФ РФ в сумме 11567 руб. 62 коп.; пени по задолженности по взносам в ФСС в сумме 3467 руб. 74 коп.; пени по задолженности по взносам в ФФОМС в сумме 169 руб. 46 коп.; пени по задолженности по взносам в ТФОМС в сумме 2880 руб. 75 коп.; пени по задолженности по взносам в ГФЗ в сумме 936 руб. 39 коп.; налога на доходы физических лиц в сумме 877234 руб. 49 коп.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 602485 руб., а всего на общую сумму 1617686 руб. 8 коп. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины. Согласно ст. 104 АПК РФ уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать требование Межрайонной инспекции МНС России № 7 по Рязанской области от 16.03.2004 № 37 об уплате налога в части взыскания пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 9066 руб. 59 коп.;
- пени по налогу на содержание жилищного фонда в сумме 651 руб. 55 коп.;
- пени по налогу на нужды образовательных учреждений в сумме 806 руб. 19 коп.;
- пени по ЕНВД в сумме 5 руб. 60 коп.;
- ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (ПФ), в сумме 95168 руб. 94 коп.;
- пени по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (ПФ), в сумме 13205 руб. 76 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ПФ РФ в сумме 11567 руб. 62 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ФСС в сумме 3467 руб. 74 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ФФОМС в сумме 169 руб. 46 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ТФОМС в сумме 2880 руб. 75 коп.;
- пени по задолженности по взносам в ГФЗ в сумме 936 руб. 39 коп.;
- налога на доходы физических лиц в сумме 877234 руб. 49 коп.;
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 602485 руб., а всего на общую сумму 1617686 руб. 8 коп., проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, недействительным.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) им. Чкалова, вызванные принятием требования № 37 от 16.03.2004 в оспариваемой части.
2. Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) имени Чкалова, расположенному по адресу: Рязанская область, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1036226000436, из дохода федерального бюджета РФ 4000 руб., перечисленные в уплату госпошлины по платежным поручениям № 454 и 456 от 04.07.2006.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru