Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 04.09.2006 № А54-3315/2006-С21
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ОРГАНОМ НАРУШЕН ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В СВЯЗИ С ЧЕМ НЕ ВЫЯСНЕНЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАКОННЫМ И ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2006 г. № А54-3315/2006-С21

(Извлечение)

ООО "Промсервис", г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора г. Рязани МЧС России о признании незаконным и отмене постановления № 101 по делу об административном правонарушении от 20.07.2006 о наложении на ООО "Промсервис" штрафа в размере 20000 руб.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования, основания изложены в заявлении. Пояснила в судебном заседании, что протокол составлен без участия законного представителя общества; в момент проверки директор общества находился в командировке в г. Иваново; общество не извещено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении; не выявлены обстоятельства, на которых основаны требования. Кроме того, заявитель полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку договор аренды нежилого здания, расположенного по адресу: г. Рязань, был расторгнут с 1 июля 2006 года.
Представитель ответчика в судебном заседании согласился, что оспариваемое постановление подлежит отмене, поскольку законный представитель ООО "Промсервис" был ненадлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, доводы изложены в отзыве.
Из материалов дела следует: 10.07.2006 в 10 час. 30 мин. государственным инспектором Октябрьского округа г. Рязани по пожарному надзору М. установлено, что в помещениях ООО "Промсервис", расположенных по адресу: г. Рязань, обществом нарушены требования п. 60, 16, 91, 108, 27, 51, 40 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (зарегистрированы Минюстом России 27.06.2003, регистрационный № 4838), НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений, оборудования, подлежащих защите АУПТ и АПС" (зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4836, приказ МЧС от 18.06.2003 № 315 п. 3, таб. 1, п. 9; нормы пожарной безопасности НАБ 104-03, зарегистрированных в Минюсте РФ регистрационный № 4837, таб. 1, таб. 2, п. 15, а именно: здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; здание не оборудовано автоматической системой оповещения людей о пожаре; здание не оборудовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). Пожарные краны на 1-м, 2-м, 3-м этажах не доукомплектованы пожарными рукавами и стволами. Под лестничным маршем на первом этаже хранятся горючие материалы. Здание не доукомплектовано знаками пожарной безопасности. Электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных их конструкцией, о чем составлен протокол об административном правонарушении № 138 от 11.07.2006.
Как отражено в протоколе № 138 от 11.07.2006, протокол составлен в присутствии директора ООО "Промсервис" Х., директор ООО "Промсервис" Х. от объяснений, от получения копии протокола и подписи отказался.
В протоколе также отражено, что место и время рассмотрения дела: г. Рязань, 20 июля 2006 года в 10 час. 00 мин. Как пояснил представитель ОГПН в судебном заседании, копия протокола об административном правонарушении № 138 от 11.07.2006 была направлена ООО "Промсервис" по адресу: г. Рязань.
На основании указанного протокола Отделом государственного пожарного надзора г. Рязани МЧС России вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 101 от 20.07.2006 о назначении ООО "Промсервис" г. Рязани административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление № 101 от 20.07.2006 получено заявителем 24.07.2006.
Не согласившись с постановлением административного органа № 101 от 20.07.2006, ООО "Промсервис" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Оценив материалы дела и доводы сторон, Арбитражный суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 02.02.2006) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно п. 16, 27, 40, 51, 60, 91, 108 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; оставлять неубранным промасленный обтирочный материал; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении № 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Согласно п. 3 п. 9 "Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденного призом МСЧ РФ от 18.06.2003 № 315 тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Защита наружных технологических установок с обращением взрывопожароопасных веществ и материалов автоматическими установками тушения и обнаружения пожара определяется ведомственными нормативными документами, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Вместе с тем, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении Отделом государственного пожарного надзора г. Рязани МЧС России постановления по делу об административном правонарушении № 101 от 20.07.2006 административным органом был нарушен порядок привлечения к административной ответственности. С данным обстоятельствами ОГПН г. Рязани МЧС России согласен.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Указанные данные должны быть отражены в протоколе, который в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является доказательством по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ определяется содержание протокола, называются данные, которые имеют юридическое значение и должны быть в обязательном порядке внесены в него.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем Постановлении от 27.01.2003 № 2 (п. 17) разъяснил судам, что положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4). Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Из содержания протокола об административном правонарушении № 138 от 11.07.2006 не следует, что законному представителю ООО "Промсервис" были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
В силу п. 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в связи с установленным порядком, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, а также осуществляются иные процессуальные действия.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (п. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
Главой 29 КоАП РФ определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно ст. 29.1 Кодекса судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Однако в нарушение названных норм Отделом государственного пожарного надзора г. Рязани материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в отсутствие законного представителя ООО "Промсервис" при отсутствии данных о надлежащем извещении ООО "Промсервис" о месте и времени рассмотрения дела, поскольку по состоянию на 20.07.2006 у административного органа отсутствовали данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
Как пояснил представитель административного органа в судебном заседании, протокол об административном правонарушении № 138 от 11.07.2006 направлялся ООО "Промсервис" по адресу: г. Рязань, заказной корреспонденцией без уведомления (доказательства в материалы дела не представлены). ГУ МЧС России по Рязанской области согласно, что ООО "Промсервис" было ненадлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения административного дела.
Несоблюдение административным органом установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что наложение на ООО "Промсервис" штрафа в размере 20000 руб. осуществлено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Кроме того, из представленного в материалы дела уведомления ООО "Станкопромсервис" (Арендодатель) от 15.05.2006 о расторжении договора аренды следует, что договор аренды от 01.01.2006 на здание, расположенное по адресу: г. Рязань, расторгнут. Как сообщило ООО "Станкопромсервис" (Арендодатель) в упомянутом уведомлении, расторжение договора вызвано необходимостью проведением капитального ремонта, в связи с чем эксплуатация здания в качестве офисного помещения невозможна.
При таких обстоятельствах суд считает, что отсутствует событие административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Учитывая, что административным органом нарушен порядок привлечения к ответственности, в связи с чем не выяснены обстоятельства, исключающие производство по делу, постановление ОГПН г. Рязани УГПН ГУ МЧС России по делу об административном правонарушении № 101 от 20.07.2006 является незаконным и подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении следует прекратить. При таких обстоятельствах заявление ООО "Промсервис" подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 181, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 1.5, 2.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.2, 26.11, 28.2, 28.5, 28.9, 30.1, 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление по делу об административном правонарушении № 101 от 20.07.2006, вынесенное Отделом государственного пожарного надзора г. Рязани УГПН ГУ МЧС России по Рязанской области, о наложении на ООО "Промсервис" (г. Рязань) штрафа в размере 20000 руб., предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, признать незаконным и отменить полностью. Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru