Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 04.09.2006 № А54-1468/2006-С10
<ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГРАЖДАНИНУ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИБО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЭТИХ ОРГАНОВ, ПОДЛЕЖИТ ВОЗМЕЩЕНИЮ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАЗНЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ КАЗНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 06.04.2007 № А54-1468/2006-С10 данное решение и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2006 по данному делу изменены в части взыскания убытков.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2006 г. № А54-1468/2006-С10

(Извлечение)

ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" Московской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Министерству финансов РФ г. Москвы, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, Отделу социальной защиты населения администрации МО - Кораблинский район Рязанской области о взыскании 78032 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены финансово-казначейское управление Рязанской области, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Межрегиональная налоговая инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7 г. Москвы.
В судебном заседании 17.07.2006 истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявил об уменьшении размера исковых требований на сумму 1010 руб. 50 коп. и просит взыскать убытки в размере 77021 руб. 55 коп. Уменьшение размера исковых требований судом принято.
В судебном заседании 24.07.2006 истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявил отказ от исковых требований в части требований к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области и Отделу социальной защиты населения администрации МО - Кораблинский район Рязанской области. Отказ в указанной части судом принят.
В судебном заседании 24.07.2006 истец, в порядке ст. 47 АПК РФ, заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика (Министерство финансов РФ) на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, судом произведена замена ненадлежащего ответчика (Министерство финансов РФ) на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме с учетом заявленных уточнений, пояснив, что в результате неполного возмещения расходов в связи с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", он понес убытки в размере 77021 руб. 55 коп. в виде недополученных доходов за период с января по декабрь 2003 г.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ исковые требования не признает, полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия Минфина России повлекли для истца причинение убытков, считает, что денежные средства, выделенные на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов", распределены в полном объеме, возникновение убытков не доказано. Кроме того, ответчик полагает, что включение истцом в цену иска денежной суммы, составляющей НДС, неправомерно.
Представитель Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области пояснил, что в соответствии с Законом Рязанской области № 84-ОЗ от 24.12.2002 "Об областном бюджете на 2003 г." на реализацию льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в бюджете Рязанской области предусмотрена сумма в размере 76725 тыс. руб., в дальнейшем данная сумма была перераспределена между муниципальными образованиями Рязанской области. В результате распределения на счета отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования - Кораблинский район Рязанской области была перечислена сумма в размере 418 тыс. руб. для реализации льгот, предусмотренных федеральным законом. Указанную сумму отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования - Кораблинский район Рязанской области самостоятельно распределил предприятиям, с которыми были заключены договоры на оказание услуг. Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области денежные средства, предусмотренные законом Рязанской области "Об областном бюджете на 2003 г." на реализацию льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", были распределены полностью в пределах выделенных сумм.
Представитель Отдела социальной защиты населения администрации МО - Кораблинский район Рязанской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в его отсутствие. В письменном отзыве на иск пояснил, что денежные средства, предусмотренные законом Рязанской области "Об областном бюджете на 2003 г." на реализацию льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", были распределены полностью в пределах выделенных сумм, возникновение убытков не доказано.
Третье лицо - ФКУ Рязанской области пояснило, что собственных денежных средств на реализацию данного закона в бюджете области не предусмотрено, считает, что реализация данного закона возложена на федеральный бюджет. При этом указав, что в Министерство финансов РФ представляется отчетность по использованию выделенных из федерального бюджета денежных средств.
Третье лицо - Министерство здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указало, что Министерству финансов РФ вменено в обязанность предоставление субсидий бюджету Рязанской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". Убытки у истца возникли в связи с недостаточным финансированием соответствующих расходов в федеральном бюджете. Полагает, что требования истца должны быть удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Третье лицо - Межрегиональная налоговая инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7, г. Москва, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в его отсутствие. В письменном отзыве на иск полагает, что включение истцом в цену иска денежной суммы, составляющей НДС, неправомерно.
Третье лицо - Министерство труда и социального развития РФ в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, отзыва на исковое заявление не представило, в соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в его отсутствие.
Из материалов дела судом установлено.
4 января 2003 г. между ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" (далее по тексту - Оператор связи) и Отделом социальной защиты населения администрации МО - Кораблинский район Рязанской области (далее - Отдел) был заключен договор № 5 (далее по тексту - Договор) о возмещении выпадающих доходов.
В соответствии с условиями договора (п. 1.2) Отдел возмещает Оператору связи выпадающие доходы, связанные с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
В 2003 г. во исполнение заключенного Договора ОАО "ЦентрТелеком" инвалидам Кораблинского района Рязанской области были предоставлены льготы по абонентской плате за пользование квартирным телефоном, при этом истец понес убытки в виде недополученных доходов за период с января по декабрь 2003 г.
Сумма, оставшаяся не возмещенной за предоставленные ОАО "ЦентрТелеком" услуги электросвязи на льготных условиях инвалидам Кораблинского района Рязанской области, составила 77021 руб. 55 коп., что явилось основанием для обращения истца с исковыми требованиями в Арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 47 Федерального закона "О связи" предусмотрено, что для отдельных категорий пользователей услугами связи международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Статьей 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2003 году) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Источник финансирования данной льготы законом не определен.
Статьей 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" № 176-ФЗ от 24.12.2002 было установлено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций, направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" на 2003 год было продлено действие Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. № 536.
На основании пунктов 2 и 3 указанного Порядка предоставление субсидий и субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляло Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке, при этом субсидии и субвенции должны были зачисляться в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства.
В целях исполнения на территории субъекта Российской Федерации - Рязанская область ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением администрации Рязанской области № 40 от 25.10.2002 был утвержден Порядок направления и расходования средств, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
Согласно п. 3 указанного Порядка субсидии и субвенции из Фонда компенсаций, направляемые на реализацию ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направлялись Управлению социальной защиты населения администрации Рязанской области (в настоящее время - Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области) для дальнейшего перечисления на счета органов социальной защиты населения муниципальных образований.
Во исполнение п. 8 Порядка направления и расходования средств, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах", между ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" (сокращенное наименование - ОАО "ЦентрТелеком") в лице Рязанского филиала и Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования - г. Сасово был заключен Договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам электросвязи.
Исходя из условий Договора, Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования - г. Сасово осуществлял возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в пределах выделенных денежных средств по мере их поступления из соответствующего бюджета.
Расходы возмещались после выверки объемов оказанных услуг на основании счетов и счетов-фактур, выставляемых ОАО "ЦентрТелеком", частично, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - договорами на оказание услуг связи с приложением документов, подтверждающих право на льготы, счетами, счетами-фактурами, актами сверки объемов компенсации, оборотными ведомостями. Следовательно, размер нескомпенсированных расходов истца следует признать установленным.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено взыскание убытков в меньшем размере (в объеме финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год).
Организации, не получающие бюджетных средств, - коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность за счет собственных средств, не являются участниками бюджетного процесса, а потому не могут отвечать по обязательствам Российской Федерации и участвовать в решении социальных задач, принятых на себя Россией как социальным государством в соответствии со ст. 7 Конституции РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 124 Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Ограничение ответственности государства пределами средств, предусмотренных в бюджете, противоречит также и таким основным началам гражданского законодательства, установленным ст. 1 ГК РФ, как равенство участников, регулируемых гражданским законодательством отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Причинение истцу убытков явилось следствием недофинансирования из федерального бюджета, ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" № 176-ФЗ от 24.12.2002 было предусмотрено недостаточно средств для выплаты хозяйствующим субъектам компенсации затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства.
Отсутствие финансирования обусловлено недостатками бюджетного планирования предстоящих расходов на реализацию законов, предусматривающих льготы отдельным категориям граждан.
Доказательствами недостатков бюджетного планирования в 2003 году является то, что при составлении бюджета на соответствующий год не были учтены требования ст. 172 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год.
При этом, как следует из представленных документов, Минфин РФ самостоятельно определяет объем средств, подлежащих выделению какому-либо субъекту РФ, на основании Методики распределения средств Фонда компенсаций.
Кроме того, при формировании бюджета на 2003 год не были учтены в полном объеме такие расходные обязательства Российской Федерации (вид расходов), как финансирование 50% скидки за пользование радиотрансляционными точками, установленной инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрены только расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленной сумме за счет Министерства финансов РФ как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.
Производство по делу в отношении Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области и Отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования - Кораблинский район Рязанской области следует прекратить в связи с отказом истца от исковых требований к ним.
Доводы ответчика - Министерства финансов РФ относительно вины субъекта РФ в наличии возникших убытков судом отклоняются. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидия подразумевает долевое финансирование целевых расходов. Между тем, причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательства, подтверждающие достижение Российской Федерацией и Рязанской областью договоренности относительно порядка и размера финансирования указанного Федерального закона, отсутствуют, доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования суду не представлено. При указанных обстоятельствах, поскольку льгота установлена федеральным законодательством, ее финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 ст. 180 и п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом о бюджете на очередной финансовый год могут быть отменены или приостановлены законодательные акты (статьи, отдельные пункты статей, подпункты, абзацы) в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Нормами федеральных законов о федеральном бюджете не отменялись и не приостанавливались действующие нормы ФЗ "О связи" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", а потому нет оснований для освобождения ответчика от ответственности. Кроме того, вывод ответчика о непредставлении истцом доказательств факта незаконных действий (бездействий) государственных органов не обоснован, поскольку факт невозмещения расходов, осуществленных по предоставлению льгот, документально подтвержден.
Ссылки представителя Министерства финансов РФ о неправомерности исчисления истцом размера убытков исходя из тарифов, включающих НДС, суд считает несостоятельными.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Исходя из п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиками государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), увеличивают налоговую базу по НДС.
Таким образом, при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС.
В силу ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика. Принимая во внимание, что ответчик от уплаты госпошлины освобожден, она подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" Московской области убытки в сумме 77021 руб. 55 коп.
2. Возвратить ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" из федерального бюджета РФ госпошлину, уплаченную по платежному поручению № 2162 от 22.03.2006 в сумме 2840 руб. 96 коп.
3. Производство по делу в части взыскания убытков с Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области и Отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования - Кораблинский район Рязанской области прекратить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru