Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.07.2006 № А54-2730/2006-С2
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО ДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НЕ СВЯЗАНЫ СО СБОРОМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕМ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕМ И РАЗМЕЩЕНИЕМ ОТХОДОВ, А ТАКЖЕ ТО, ЧТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОБРАЗУЮТСЯ ОТХОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖИТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ НА УСЛОВИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, СУД СЧЕЛ, ЧТО ОТСУТСТВУЮТ ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 12.12.2006 № А54-2730/2006-С2 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 11.09.2006 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. № А54-2730/2006-С2

(Извлечение)

Прокурор Ухоловского района Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" п. Ухолово Рязанской области о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с размещением, транспортировкой и обезвреживанием опасных промышленных и бытовых отходов, без необходимой лицензии.
В заседании Арбитражного суда объявлен перерыв на период с 17.07.2006 по 21.07.2006 (статья 163 АПК РФ).
Представитель прокурора в судебном заседании поддержал заявление, указав на то, что МУП "Тепловые сети" с момента образования осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами различного класса опасности, которые образуются в процессе производства, не имея лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Представитель муниципального предприятия не признала заявление прокуратуры, указав на то, что предприятие не связано со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением опасных отходов.
Из материалов дела установлено:
Прокуратурой Ухоловского района Рязанской области была осуществлена проверка хозяйственной деятельности муниципального предприятия на предмет соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего ввоз, хранение, утилизацию и захоронение радиоактивных, токсических, химических и иных опасных для окружающей среды и здоровья населения промышленных и бытовых отходов.
В ходе проверки установлено, что в результате основной хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством и распределением тепловой энергии, а также с техническим обслуживанием и ремонтом тепловых систем, на предприятии образуются промышленные и бытовые отходы, относящиеся к опасным отходам различного класса опасности, а именно: замасленная ветошь, замасленный песок, изношенные шины и твердые бытовые отходы, металлическая стружка и лом черных металлов. Отмеченные виды отходов перечислены в Постановлении прокурора Ухоловского района о возбуждении производства об административном правонарушении от 16 июня 2006 г. Ввиду отсутствия у муниципального предприятия лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами прокурор просит привлечь предприятие к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд считает, что заявление прокуратуры удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В абзаце 3 этой статьи дано понятие обращения с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Материалами дела установлено и не оспаривается муниципальным предприятием, что в процессе его уставной деятельности образуются отходы разных классов опасности.
На основании статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.
Тем не менее в соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из сравнения содержания статей 3 и 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с содержанием подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" видно, что предметом лицензирования является деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Данный вывод следует из положений Федерального закона РФ от 02.07.2005 № 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым в пункт 1 (подпункт 74) статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ внесено изменение, исключившее лицензирование деятельности, при осуществлении которой образуются опасные отходы.
Следовательно, не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ).
Таким образом, если действия хозяйствующего субъекта не связаны со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием и размещением отходов, то лицензия ему не требуется. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующие технологические операции по основному виду деятельности муниципального предприятия, связанного с производством тепловой энергии, осуществляемые на территории самого предприятия (сбор отходов, внутрицеховые перевозки и т.д.), также не подлежат лицензированию.
Муниципальное унитарное предприятие имеет лимиты на размещение отходов производства, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства: имеет место временного размещения отходов на своей территории и договоры со специализированными организациями - муниципальным унитарным предприятием "Ухоловожилфонд" и акционерное общество "Ухоловское ДРСУ". С привлечением поименованных организаций осуществляется захоронение и транспортировка производственных отходов на условиях договора от 01.01.2006 № 11.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Рязанской области (письмо от 22.06.2006 № 03-1766) дано разъяснение об отсутствии у муниципального предприятия "Тепловые сети" необходимости в приобретении лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая, что деятельность, в процессе которой образуются отходы, не подлежит лицензированию на условиях, предусмотренных подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Арбитражный суд считает, что у прокуратуры Ухоловского района Рязанской области не имеется правовых оснований для привлечения муниципального предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 167, 176, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления прокурора Ухоловского района Рязанской области отказать.
2. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в 10-дневный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru