Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Губернатора Рязанской области от 26.07.2006 № 265-рг
<О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА>

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", N№ 184-185, 01.08.2006






ГУБЕРНАТОР РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. № 265-рг

1. Одобрить Концепцию демографического развития Рязанской области на период до 2015 года согласно Приложению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Рязанской области принять меры по реализации настоящей Концепции на подведомственных территориях.

Губернатор Рязанской области
Г.И.ШПАК





Приложение
к распоряжению
Губернатора Рязанской области
от 26 июля 2006 г. № 265-рг

КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Концепция демографического развития Рязанской области до 2015 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-р и определяет основные приоритеты и направления региональной демографической политики.
Концепция представляет собой систему целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Рязанской области по регулированию социально-демографического развития Рязанской области до 2015 года.
В Концепции проведен анализ современной демографической ситуации в Рязанской области, выявлены ключевые проблемы, определены направления реализации активной демографической политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.
Концепция является базой для разработки и принятия органами государственной власти области и местного самоуправления регулирующих мер, направленных на решение вопросов демографического развития.
Определяя перспективы демографической динамики в Рязанской области, в качестве ее основных направлений выделены: повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни, оптимизация миграционных процессов.
Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.

1. Анализ современного демографического состояния Рязанской области

Демографическая ситуация, сложившаяся в области, характеризуется сложными процессами в развитии населения. Тенденции социально-экономического развития существенно повлияли на качественные и количественные характеристики демографических процессов в Рязанской области.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области, численность постоянного населения области на 1 января 2006 года составила 1182,0 тыс. человек, сократившись за 2005 год на 12,8 тыс. человек.
Главной причиной сокращения численности населения является естественная убыль (превышение числа умерших над числом родившихся). В 2005 году число умерших в области превысило число родившихся на 14045 человек, или в 2,4 раза. (В целом по России число умерших превышает число родившихся в 1,6 раза).
Начиная с 1988 года, в области наблюдалось постоянное снижение рождаемости.
За тринадцать лет уровень рождаемости - показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода, - сократился более чем в полтора раза и составил 1,1 - 1,2.
Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1 или 2 ребенка в семье), уменьшением численности сельского населения и приближением его к параметрам городского; откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
Распространение незарегистрированных брачных союзов приводит к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. В 2005 году каждый четвертый ребенок был рожден вне официального брака, в 1989 г. - почти каждый одиннадцатый ребенок.
Достаточно высоким остается и показатель смертности населения Рязанской области (20,3 человек на 1000 населения - 2005 год) по сравнению с общероссийским показателем (16,0) и средним по Центральному федеральному округу (17,4).
Основными причинами смерти остаются болезни системы кровообращения (56,8% от всех умерших, в целом по России - 56%), новообразования (12,7%, в целом по России - 12,5%). Довольно ощутимые потери несет ежегодно население в результате гибели от несчастных случаев, отравлений и травм. В структуре смертности населения эти причины на третьем месте (11,8%, в целом по России - 13,9%).
Резкое снижение рождаемости, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, привело к усилению процесса демографического старения. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года медианный (средний) возраст жителей области увеличился по сравнению с 1989 годом с 37,1 до 41,1 года. Это выше общероссийского показателя (37,1 года) и среднего по Центральному федеральному округу (39,9 года).
Численность населения трудоспособного возраста за последние 15 лет сократилась на 37,7 тыс. человек практически за счет проживающих в сельской местности. Трудовые ресурсы области постарели: в составе населения трудоспособного возраста вырос удельный вес лиц в возрасте старше 35 лет (с 52% до 55,3%).
Численность населения старше трудоспособного возраста в целом по области за этот период сократилась на 1,9 тыс. человек (на 0,6%). Численность детей и подростков за этот период сократилась на 80,3 тыс. человек (на 29,3%).
Интегральным показателем, характеризующим уровень и качество жизни, является ожидаемая продолжительность жизни. По сравнению с 1989 годом можно отметить значительное ухудшение ситуации: резко сократилась продолжительность жизни, особенно у мужчин (причем, если горожанин не доживал в 2002 году до пенсионного возраста 1,4 года, то селянин - около шести лет), увеличился разрыв в ожидаемой продолжительности жизни для городского и сельского населения (с 3,1 до 4,4 года); сохранилась на крайне высоком уровне тендерная дифференциация в значениях этих показателей (женщины в среднем живут дольше на 15 лет в городских поселениях и на 16 лет - на селе).
Снижение рождаемости привело к уменьшению числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в области на 1000 жителей трудоспособного возраста приходилось 727 человек моложе и старше трудоспособного возраста (273 детей и подростков и 454 пожилых людей). Это выше общероссийского показателя (631 человек, в том числе 296 детей и подростков и 335 пожилых людей) и среднего по Центральному федеральному округу (641 человек, в том числе 252 детей и подростков и 389 пожилых людей).
В этих условиях миграция становится важным фактором, способным не только ослабить негативную тенденцию сокращения численности, но и может повлиять на социальную структуру населения области. Однако необходимо отметить, что в 2004 году регистрируемый миграционный прирост составил всего 5,5% от уровня 1994 года.
Безусловно, оптимизация миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не могут рассматриваться как панацея в решении проблем демографической динамики. Однако в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения области, омоложению его возрастного состава.

2. Основные цели и задачи демографического
развития Рязанской области

Целью демографического развития Рязанской области является стабилизация численности населения и создание условий для последующего демографического роста в Рязанской области.
Задачами демографического развития Рязанской области являются:
в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни
- развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни;
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- усиление борьбы с болезнями социального характера (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания);
- принятие мер к снижению младенческой и детской смертности;
- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста;
- повышение качества жизни пожилых людей и создание условий для труда инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
- изменение общественных установок населения в сторону повышения ценности семьи и детей, значимости семейных ценностей, традиций;
- противодействие массовому распространению норм однодетности и создание предпосылок перехода к среднедетному типу репродуктивного поведения;
- реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
- создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;
- создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома;
- сокращение количества абортов;
- предотвращение распадов супружеских союзов;
в области миграции и расселения;
- снижение миграционного оттока населения;
- повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов;
- прекращение выезда экономически активного сельского населения на постоянное место жительства в городские поселения области;
- повышение приживаемости новоселов путем создания условий для быстрой адаптации приезжающих на постоянное место жительства.

3. Приоритеты демографического развития

в области укрепления здоровья и увеличения
продолжительности жизни населения
Приоритетами демографического развития в данной области являются:
- совершенствование системы профилактики травматизма, с разработкой мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда, снижение смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь, по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях в трудовых коллективах, учебных заведениях, на курсах водителей;
- развитие службы диагностики и профилактики заболеваний системы кровообращения; развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований, эндокринных и инфекционных заболеваний;
- профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных изделий, алкогольных напитков; регулирование торговли алкоголем и табаком; создание условий для развития физкультуры и спорта и т.п.), борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией путем усиления мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия;
- развитие различных форм социально-психологической и психотерапевтической помощи населению, включая комплекс мер по профилактике самоубийств;
- развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе отделений медико-социальной помощи, а также открытие домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание различных видов помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- проведение структурно-экономических преобразований в сети учреждений здравоохранения, с приоритетным развитием амбулаторно-поликлинической ее части, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений всех уровней с дальнейшим совершенствованием сети обслуживания сельского населения выездными поликлиническими бригадами;
- повышение качества жизни пожилых людей путем создания необходимых условий для максимального использования их потенциала, продления периода их социальной активности; создание условий для социальной адаптации и самореализации инвалидов;
- повышение эффективности работы систем санитарно-эпидемиологического надзора и улучшение экологической обстановки в регионе, в том числе путем увеличения расходов на природоохранные мероприятия.

4. Приоритеты демографического развития в области
стимулирования рождаемости и укрепления семьи

Приоритетами демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи являются:
формирование системы общественных и личностных ценностей (в том числе через средства массовой информации, организацию подготовки молодых людей к семейной жизни), ориентированных на семью с двумя и более детьми; усиление взаимодействия с религиозными организациями в вопросах духовного и нравственного просвещения населения по укреплению семьи;
- усиление комплексной социальной поддержки молодых и многодетных семей: улучшение жилищных условий, оказание помощи в приобретении и строительстве жилья, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, предоставление субсидий при строительстве, приобретении жилья, приобретении предметов длительного пользования;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи, обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей, совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение размеров пособий и их адресная направленность;
- расширение сети дошкольных учреждений (детских садов, яслей и т.д.) и учреждений дополнительного образования детей и подростков для оптимального развития личности каждого ребенка; содействие семье в воспитании детей, развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха: создание лагерей с дневным пребыванием детей;
- разработка и реализация различных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов;
- развитие и распространение новых видов учреждений: психолого-медико-педагогических служб, центров социальной помощи семье, реабилитации детей, социальных приютов для эффективной социализации детей и подростков;
- разработка соответствующих программ по обеспечению ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья мужчин и женщин, развитие гигиенического и нравственного аспектов полового воспитания подростков, в том числе направленных на разъяснение вреда абортов; создание специализированной службы детских врачей-гинекологов и андрологов;
- укрепление материально-технической базы учреждений охраны здоровья матери и ребенка, стимулирование ранней постановки на учет беременных женщин.

5. Приоритеты демографического развития

в области миграции и расселения
Приоритетами демографического развития в области миграции и расселения являются:
- создание условий, особенно в сельской местности, для постоянного проживания бывших соотечественников;
- внедрение системы социальной работы с различными категориями мигрантов для повышения их способности к самообустройству;
- содействие переселению молодых семей из городских поселений в сельскую местность путем создания им наиболее благоприятных условий для реализации экономических и репродуктивных функций, в т.ч. и для мигрантов из других регионов;
- содействие в приобретении или строительстве жилья.

6. Информационное обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации.
Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивости семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
Развитие системы информирования населения о наиболее распространенных заболеваниях, эпидемической обстановке, появлении на рынке опасных для здоровья товаров, мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.

7. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает:
- объединение действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Рязанской области;
- разработку и выполнение областных целевых программ, планов мероприятий, направленных на решение задач, поставленных в Концепции, ежегодную их корректировку;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений Концепции, с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений.
План реализации Концепции ежегодно вносится Губернатором Рязанской области на рассмотрение Рязанской областной Думой.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru