Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 12.07.2006 № А54-4881/2005-С15
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСК О ВЗЫСКАНИИ С СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОГО ГАЗА СОТРУДНИКАМ МИЛИЦИИ, ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ И ПЕНСИОНЕРАМ, ТАК КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ПОГАШЕНИИ УКАЗАННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТАЛЬНО ОБОСНОВАННЫЙ КОНТРРАСЧЕТ СУММЫ ИСКА ФИНАНСОВО-КАЗНАЧЕЙСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ СУДУ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 01.02.2007 № А54-4881/2005-С15 Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2006 по данному делу оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2006 г. № А54-4881/2005-С15

(Извлечение)

ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области, субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления по Рязанской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Новодеревенского района, Управления труда и социальной защиты населения администрации Рязанской области, Управления внутренних дел Рязанской области, о взыскании убытков в размере 31047 руб. 15 коп.
Истец в порядке ст. 47 АПК РФ заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области на Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов РФ. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ привлечена в качестве ответчика по настоящему делу. В ходе судебного разбирательства истец заявил о привлечении соответчиков по делу: субъекта РФ - Рязанская область и Муниципального образования - Новодеревенский район в лице Финансового отдела. Субъект РФ - Рязанская область и Муниципальное образование - Новодеревенский район привлечены судом в качестве ответчиков по делу.
В судебном заседании 01.11.2005 истец уточнил исковые требования и ответчиков по делу и просит суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытки в размере 17363 руб. 21 коп., а также взыскать с субъекта РФ - Рязанская область в лице ФКУ Рязанской области за счет казны Рязанской области 13683 руб. 56 коп. Уточнение исковых требований и ответчиков по делу судом принято.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования по иску, в конечном варианте просит взыскать за период с 01.01.01 по 01.07.02 с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытки в размере 17297 руб. 26 коп., с ответчика субъекта РФ - Рязанская область в лице ФКУ Рязанской области за счет казны Рязанской области 13749 руб. 91 коп. Уточнение исковых требований судом принято.
Определением от 13.02.2006 производство по делу № А54-4881/2005-С15 приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А54-8889/2005-С22.
Определением от 09.06.2006 после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу, и вступления судебного акта по делу № А54-8889/2005-С22 в законную силу производство по делу возобновлено.
Истец поддержал требования о взыскании убытков в сумме 31047 руб. 17 коп., образовавшихся за период с 1 января 2001 г. по 1 июля 2002 г. По мнению ОАО "Рязаньоблгаз", убытки следует взыскивать за счет средств федерального и областного бюджетов. Представитель истца пояснил, что убытки ОАО "Рязаньоблгаз" образовались в связи с реализацией на льготных условиях природного газа сотрудникам милиции, членам их семей и пенсионерам МВД, проживающим на территории Новодеревенского района Рязанской области, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 "О милиции".
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ исковые требования не признает, поясняя, что сумма субсидий, выделенных для Рязанской области в размере 22108 тыс. рублей поступила в областной бюджет. Указанные денежные средства предназначались для целевого финансирования текущих расходов 2002 г. и не могли быть использованы на иные цели в силу ст. 6, 38 Бюджетного кодекса РФ. Однако часть суммы выделенных субсидий была израсходована истцом не по целевому назначению на погашение задолженности прошлых лет. Ответчик указывает на то, что денежных средств в сумме 84423 руб., перечисленных истцу из Фонда компенсаций по платежным поручениям от 28.06.2002 № 2033, от 19.08.2002 № 2836, было достаточно для возмещения расходов, понесенных истцом в 2002 г. Ответчик считает, что незаконные действия Российской Федерации в лице Минфина РФ, иных федеральных органов власти в отношении ОАО "Рязаньоблгаз" отсутствуют. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие вины Российской Федерации, а также наличие причинной связи между деятельностью федеральных органов власти и предполагаемыми убытками. Кроме того, Министерство финансов РФ просит применить срок исковой давности по взысканию убытков за 2001 г.
Ответчик - субъект РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления по Рязанской области пояснил, что собственных денежных средств на реализацию данного закона в бюджете области не предусматривалось, считает, что реализация данного закона возложена на федеральный бюджет и субъект РФ - Рязанская область не является по данному делу ненадлежащим ответчиком. Также заявил о пропуске истцом сроков исковой давности за 2001 г.
Заявление ответчиков о пропуске срока исковой давности судом принято к рассмотрению.
Третье лицо - Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области пояснило суду, что сумма в размере 22108 тыс. руб., перечисленная из Фонда компенсаций в 2002 г. на реализацию текущих расходов предприятиям и организациям за предоставленные льготы на жилищно-коммунальные услуги и услуги связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов, была в полном объеме распределена.
Третье лицо - Управление внутренних дел Рязанской области в отзыве на иск пояснило, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны РФ из средств федерального бюджета.
Третье лицо - администрация Новодеревенского района пояснило, что органы местного самоуправления Новодеревенского района не имеют никакого отношения к финансированию подразделений милиции, в том числе и к материальному обеспечению льгот по поставке газа сотрудникам милиции и проживающим с ними членам семей, поскольку данные работники РОВД, пенсионеры МВД, сотрудники вневедомственной охраны не являлись работниками учреждений муниципального образования и финансирование расходов на их содержание из бюджета муниципального образования не производилось. Согласно действующему законодательству для сотрудников милиции был установлен источник финансирования и механизм возмещения фактически понесенных затрат по коммунальному обслуживанию. Указанная льготная скидка предоставлялась данной категории независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживали, и компенсировалась из средств бюджетов, за счет которых финансировались подразделения милиции.
В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела следует.
15 января 2001 г. между ОАО "Ряжскмежрайгаз", обслуживающим территорию Новодеревенского района (правопреемником которого является ОАО "Рязаньоблгаз") и Администрацией муниципального образования - Новодеревенский район заключены договоры Nб/н, определяющие порядок представления льгот по оплате сетевого и сжиженного газа и порядок возмещения выпадающих доходов газораспределительной организации.
5 июня 2002 г. ОАО "Ряжскмежрайгаз" и Управлением социальной защиты населения Рязанской области заключен договор № 8 на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, обслуживаемым ОАО "Ряжскмежрайгаз" и имеющим право на льготы по законам, указанным в п. 1.1 договора. Согласно п. 3.1 договора возмещение расходов производится Управлением соцзащиты области путем перечисления денежных средств платежным поручением через банковские учреждения на расчетный счет организации по мере их поступления из федерального бюджета.
Истец за 2001 - 2002 годы произвел поставку природного газа с учетом 50-процентной скидки на сумму 57367 руб. 17 коп.
Управлением социальной защиты населения Рязанской области за счет средств федерального бюджета было произведено возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2002 г., по платежному поручению № 2033 от 28.06.2002 на сумму 61160 руб. (кредитовое авизо 005-925) и по платежному поручению № 2836 от 19.08.2002 на сумму 23263 руб. (кредитовое авизо 005-926).
Из перечисленных сумм истец денежными средствами в размере 26320 руб. возместил погашение задолженности по льготам, оказанным сотрудникам милиции.
Из средств областного бюджета возмещение не производилось.
Сумма, оставшаяся не возмещенной, за предоставленные льготы сотрудникам милиции Новодеревенского района, в соответствии с ФЗ "О милиции" финансированные из федерального и областного бюджетов, составила 31047 руб. 17 коп. Из них 17297 руб. 26 коп. из федерального бюджета и 13749 руб. 91 коп. из областного.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца с исковыми требованиями в Арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О милиции" (далее - Закон), утратившей силу с 01.07.2002 на основании Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ, сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг, радио, коллективной антенны, за пользование телефоном, а также в оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
В соответствии со ст. 35 Закона финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 7 Закона).
В силу ч. 7 ст. 8 Закона криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" в милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят: дежурные части; подразделения дознания; подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие технический надзор, розыск автомототранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения, по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; отряды милиции особого назначения; подразделения патрульно-постовой службы милиции органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.02.1993 № 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: патрульно-постовая служба, участковые инспекторы, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, инспекторы по делам несовершеннолетних, подразделения по исполнению административного наказания в Российской Федерации, специальные приемники для лиц, подвергнутых административному аресту.
На территории субъекта РФ - Рязанская область перечисленные службы присутствуют и их финансирование из бюджета Рязанской области подтверждено материалами дела, списком, представленными органами управления внутренних дел по Рязанской области, с указанием должностей.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона за сотрудниками, прослужившими в милиции не менее 20 лет, после увольнения в запас или отставку сохраняется право на льготную покупку жилья и оплату жилых помещений.
Источник финансирования данной льготы законом не определен. Также не был разработан механизм возмещения фактически понесенных затрат по коммунальному обслуживанию сотрудников вневедомственной охраны.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидия подразумевает долевое финансирование целевых расходов. Между тем, причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных ФЗ "О милиции", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту пенсионеров МВД и сотрудников вневедомственной охраны между бюджетами всех уровней, доказательства, подтверждающие достижение договоренности между Российской Федерацией и Рязанской областью относительно порядка и размера финансирования указанного Федерального закона в этой части отсутствуют, доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования суду не представлено. При указанных обстоятельствах, поскольку льгота на оплату коммунальных услуг пенсионерам МВД и сотрудникам вневедомственной охраны установлена федеральным законодательством, ее финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Согласно представленному списку оставшиеся сотрудники финансировались из федерального бюджета.
Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства субъекту Российской Федерации - Рязанская область на реализацию Закона "О милиции" не были предусмотрены и не перечислялись.
Статьей 57 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлены размеры субсидий и субвенций, направляемых на финансирование текущих расходов в первом полугодии 2002 года в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Согласно приложению № 13 Рязанской области выделены субсидии в размере 22108 тыс. руб.
Согласно Постановлению главы администрации Рязанской области от 24.05.2002 № 323 распределение средств на реализацию федеральных законов по организациям, оказывающим услуги льготным категориям населения, осуществлялось Управлением социальной защиты населения Рязанской области.
Статьей 29 Закона Рязанской области от 25.12.2001 № 88-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" и приложением № 4 к нему установлено, что вышеназванные субсидии из федерального бюджета в размере 22108 тыс. руб. централизуются в областном бюджете и распределяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственных денежных средств субъект РФ - Рязанская область на реализацию данного Закона в бюджете области при наличии оперативных служб, финансирование которых должно производиться согласно Закону "О милиции" из областного бюджета (списки работников представлены в материалы дела) не предусмотрел.
Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области уведомлениями уведомило Финансово-казначейское управление Рязанской области о поступлении реестра для передачи субсидий из Фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов в сумме 7369000 руб., 7369000 руб. и 7370000 руб. (22108 тыс. руб.).
В свою очередь, Финансово-казначейское управление Рязанской области направило Управлению социальной защиты населения администрации области уведомления о поступлении субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Платежными поручениями Финансово-казначейское управление перечислило вышеназванные денежные средства на счет Управления социальной защиты населения Рязанской области для последующего распределения.
Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области сумма в размере 22108 тыс. руб. была получена согласно мемориальным ордерам № 293 от 24.05.2002 и № 373 от 24.04.2002 и перечислена организациям, оказывающим услуги, в соответствии с представленным в материалы дела реестром.
На основании заключенного договора № 8 от 03.06.02 между Управлением соцзащиты населения области и ОАО "Ряжскмежрайгаз" (правопреемником которого является ОАО "Рязаньоблгаз") последнему возмещались расходы по предоставлению льгот проживающим на территории Новодеревенского района сотрудникам милиции.
Согласно представленному расчету расходы истца были возмещены не в полном объеме. Сумма начислений за представленные истцом услуги на территории Новодеревенского района составила 57367 руб. 17 коп.: из них по федеральному бюджету: 43617 руб. 26 коп., в том числе за 2001 г. - 12699 руб. 39 коп., за 2002 г. - 30917 руб. 94 коп.; по областному бюджету - 13749 руб. 91 коп., в том числе за 2001 г. - 3957 руб. 21 коп., за 2002 г. - 9792 руб. 70 коп.
Предъявленная истцом ко взысканию сумма за предоставленные ОАО "Ряжскмежрайгаз" льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, подлежащая компенсации, по Новодеревенскому району составила 31047 руб. 17 коп., из них: 17297 руб. 26 коп. - из федерального бюджета, в том числе за 2001 г. - 12699 руб. 32 коп., за 2002 г. - 4597 руб. 94 коп. и 13749 руб. 91 коп. - из областного бюджета, в том числе за 2001 г. - 3957 руб. 21 коп., за 2002 г. - 9792 руб. 70 коп.
Управлением социальной защиты населения администрации Рязанской области из средств федерального бюджета было произведено перечисление денежных средств в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2002 г. по платежному поручению № 2033 от 28.06.2002 на сумму 61160 руб. и по платежному поручению № 2836 от 19.08.2002 на сумму 23263 руб. Всего 84423 руб. Назначение платежа в указанных платежных поручениях значилось: возмещение расходов, связанных с представлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за 1, 2 кварталы 2002 г. военнослужащим, сотрудникам милиции, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов.
Перечисленные из федерального бюджета денежные средства распределены истцом на погашение задолженности сотрудникам милиции и военнослужащим Ряжского и Новодеревенского районов.
Учитывая назначение платежа и межрайонную структуру истца (обслуживание двух районов), обоснованно из перечисленных денежных средств возмещены суммы: 26320 руб., 13475 руб., что также подтверждено расчетом ответчика - Минфина РФ. Сумма 35072 руб. перечислена в счет возмещения льгот военнослужащим, являлась предметом оценки и признана зачисленной также обосновано вступившим в законную силу решением суда по делу А54-8889/2005-С22 от 11.04.06.
Денежные средства федерального бюджета в сумме 9556 руб. - из них в размере 6437 руб. 75 коп из указанной суммы перечислены в счет погашения задолженности по военнослужащим Новодеревенского района в соответствии с целевым назначением платежа. Денежные средства в сумме 3118 руб. 25 коп. на погашение задолженности 2001 г. по военнослужащим Ряжского района зачтены истцом незаконно, поскольку бюджетное финансирование предусмотрено рамками одного года.
Доказательств перечисления денежных средств из областного бюджета суду не представлено.
Истцом заявлены ко взысканию убытки в виде недополученных доходов за период с 01.01.2001 по 01.07.2002.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности - три года.
Поскольку ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности, учитывая нормы ст. 199 ГК РФ, в удовлетворении требований в части взыскания убытков в виде недополученных доходов за 2001 г. с РФ в лице Минфина РФ в размере 12699 руб. 32 коп. и с субъекта РФ - Рязанская область в размере 3957 руб. 21 коп., следует отказать.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с ФЗ "О милиции" и сумма расходов, понесенных в 2002 г. в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - документально обоснованным расчетом, счетами и другими доказательствами, представленными истцом в материалы дела, в которых указаны основания для предоставления льгот, количество граждан, пользующихся льготами, доказательства установления газовых приборов, количество поданного газа и тарифы на газ, суммы, на которые поставлен газ и фактически предоставлены льготы (выпадающие доходы).
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
ФЗ РФ "О милиции" не предусмотрено взыскание убытков в меньшем размере (в объеме финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год).
Организации, не получающие бюджетных средств - коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность за счет собственных средств, не являются участниками бюджетного процесса, а потому не могут отвечать по обязательствам Российской Федерации и участвовать в решении социальных задач, принятых на себя Россией как социальным государством в соответствии со ст. 7 Конституции РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 124 Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Ограничение ответственности государства пределами средств, предусмотренных в бюджете, противоречит также и таким основным началам гражданского законодательства, установленным ст. 1 ГК РФ, как равенство участников, регулируемых гражданским законодательством отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Исходя из документов, представленных в материалы дела, льготы, предоставленные сотрудникам милиции, членам их семей и пенсионерам МВД РФ, проживающим на территории Новодеревенского района Рязанской области, за период с 1 января 2002 г. по 1 июля 2002 г., подлежат компенсации из федерального и областного бюджетов в сумме 14390 руб. 64 коп., из которой: 4597 руб. 94 коп. - сумма льгот, подлежащая компенсации из федерального бюджета; 9792 руб. 70 коп. - сумма льгот, подлежащая компенсации из областного бюджета.
В первом и втором кварталах 2002 года для возмещения расходов истца, связанных с предоставлением льгот по газоснабжению сотрудникам милиции, членам их семей и пенсионерам МВД, военнослужащим, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов из Фонда компенсации за счет средств федерального бюджета было выделено 84423 руб.
Учитывая представленные ответчиком и истцом пояснения по распределению данных средств - обязательства Российской Федерации по компенсации указанных льгот, следует считать выполненными в полном объеме, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в отношении Минфина РФ следует отказать.
Оставшаяся часть расходов истца связана с предоставлением льгот по газоснабжению сотрудникам милиции, членам их семей и пенсионерам МВД, источником финансирования для которых является областной бюджет, что подтверждается документальными доказательствами.
Доказательства, свидетельствующие о погашении указанной задолженности, а также документально обоснованный контррасчет суммы иска Финансово-казначейским управлением Рязанской области суду не представлены.
Ссылку Финансово-казначейским управлением Рязанской области на неправомерность исчисления истцом размера убытков исходя из тарифов, включающих НДС, суд считает несостоятельной.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Исходя из п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиков государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), увеличивают налоговую базу по НДС.
Таким образом, при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС.
С учетом изложенных обстоятельств с казны субъекта Российской Федерации подлежат взысканию убытки за предоставленные льготы по оплате природного газа сотрудникам милиции, членам их семей и пенсионерам МВД в сумме 9792 руб. 70 коп. за период с 01.01.2002 по 01.07.2002.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления, возврат госпошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с субъекта Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области в пользу ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани сумму убытков в размере 9792 руб. 70 коп. В остальной части иска отказать.
2. В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, отказать.
3. Возвратить ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани из дохода федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 391 руб. 71 коп.
4. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru